После внимательного изучения почти всего модельного ряда изрядно встряхнувшей аудиофильский мир компании Schiit, самое время перейти к венцу творения калифорнийских звуковых иконоборцев — ЦАПу Yggdrasil.

Древо жизни

По традиции начнем с названия, которое, как всегда у Schiit, преисполнено глубокого мифологического подтекста. В данном случае Yggdrasil (в русской транскрипции «Иггдрасиль») — Мировое древо, олицетворявшее для древних скандинавов, да и не только скандинавов, единство всех сфер мироздания — от преисподней в корнях до божественной выси над ветвями. Те, кто читал роман Нила Геймана «Американские боги», наверняка помнят олицетворявший его огромный ясень, на котором главный герой провел несколько незабываемых дней и ночей.

Кстати, Каббала трактует Мировое древо в том числе и как высшую ступень познания для существ нашего мира. И именно эта формулировка периодически всплывала у меня в сознании по ходу прослушивания самого дорого и продвинутого ЦАПа от Schiit. Впрочем, обо всем по порядку.

Неработающий светодиод, необычная кнопка и ненужный тумблер

По внешнему виду от своих младших собратьев флагман практически не отличается: все тот же изогнутый буквой «П» лист грубо шлифованного алюминия, служащий и фронтальной, и верхней, и нижней панелями. И все то же штампованное стальное шасси, выполняющее функции остального конструктива.

На лицевой поверхности пара точеных алюминиевых кнопок и маленькие светодиодики. По их свечению можно идентифицировать активный цифровой вход и определить текущую частоту дискретизации. Отображаются значения 44,1 КГц и 48 КГц, а так же их кратность: Х1, Х2, Х4 и Х8.

Основной принцип дизайна — минималистская достаточность

— Позвольте! — воскликнет тут внимательный читатель. Какие еще восемь крат, когда максимальные заявленные характеристики входного потока у Yggy (как ласково называют аппарат сами создатели) — 192 КГц/24 Бит? Правильно, никакие. И свечение этого индикатора можно будет увидеть только в одном случае: если в будущем Schiit выпустит новую плату для апгрейда ЦАП, ну а вы, понятное дело, ее купите. Такой вот дальновидный задел на будущее.

Еще один интересный индикатор и соответствующая ему кнопка — инвертирование глобальной фазы. Напомню, что суть данной операции в одновременном изменении фазы сигнала на противоположную (т.е. на 180 градусов) во всем воспроизводящем тракте. Какой в этом смысл? Считается, что при правильной фазировке, то есть именно такой, какая имела место в момент записи, система звучит куда более рельефно и живо. Физически это означает, что, к примеру, в момент удара по бас-барабану, диффузор динамика будет двигаться, как и мембрана самого инструмента, по направлению к слушателю, а не наоборот. Кстати, в руководстве пользователя к Yggdrasil указано, что по некоторым непроверенным данным, большинство CD-дисков записано, как ни странно, в инвертированной фазе.

ЦАП Yggdrasil и усилитель Ragnarok на данный момент флагманский тандем в линейке Schiit

Однако продолжим экскурсию по экстерьеру ЦАПа. На передней панели обнаружился еще один индикатор, показывающий текущий способ восстановления тактовых импульсов источника: VCXO (по опорной частоте кварцевого генератора) или VCO (с помощью генератора, управляемого напряжением). Второй вариант менее желателен, и используется в том случае, если источник уличен в сильном джиттере, или просто не в состоянии выдать стабильный синхросигнал.

Качество сборки и топология коммутации ни малейших нареканий не вызывают

На задней панели расположились две пары небалансных и пара балансных линейных выходов, которые, между прочим, умеют работать одновременно. Здесь же все мыслимые цифровые порты, включая профессиональный AES/EBU, и весьма добротный, хотя и совсем крошечный, тумблер питания. Дотянуться до него в реальном сетапе будет непросто, но и особой необходимости в этом нет, поскольку разработчики советуют попросту никогда не выключать аппарат. Более того, по их мнению, как следует оценить саунд можно только через несколько дней непрерывного прогрева, и лишние расходы на электричество в размере 50-100 долларов в год вполне себя в этом плане оправдывают.

О солдатах, монашках и 21-битном преобразовании

Главный разработчик и технический вдохновитель Schiit Майк Моффат по поводу Yggdrasil сказал так: «Это лучший ЦАП изо всех известных мне конструкций». Заявление очень серьезное, особенно учитывая, что стоит Yggy куда дешевле многих аппаратов, претендующих на бескомпромиссность цифро-аналогового преобразования.

Во время работы ЦАП довольно ощутимо греется. Ставить на него сверху усилитель в постоянном сетапе я бы не решился

Итак, если верить Майку, то Yggdrasil — единственный в мире мультибитный ЦАП с фильтром замкнутого типа и полосой пропускания, достаточной для абсолютно точной обработки 21-битного сигнала без необходимости его аппроксимации, то есть без усреднения значений отсчетов. Чтобы этого добиться, был построен мультибитный конвертор необычной схемотехники. Цифровая префильтрация выполняется в нем не штатными фильтрами ЦАПа, но, как пишет компания, фильтром полностью замкнутого цикла, учитывающего и сохраняющего при передискретизации не только временную, но и фазовую составляющие сигнала. То есть инженерам удалось совместить в одном флаконе и плюсы концепции NOS (Non Over Sampling), заключающиеся в фазовой аутентичности сигнала, и полезную сущность цифровой фильтрации — безболезненное отсечение шумов зеркального спектра квантования.

Усилитель Ragnarok умеет работать с наушниками по симметричому входу, что дает возможность собрать полностью балансный тракт

Готовых решений, позволяющих сделать что-то похожее, до появления Yggdrasil в индустрии попросту не существовало, поэтому начинать работу пришлось фактически с нуля, то есть с математического моделирования, для которого был нанят математик-теоретик. Затем последовало низкоуровневое программирование, конечным результатом которого стала оригинальная прошивка для сигнального процессора SHARC от Analog Devices. Он, собственно, в итоге и выполняет роль полностью замкнутого цифрового фильтра. Если забираться в совсем дикие математические дебри, то можно упомянуть, что критерий Найквиста-Михайлова, говорящий о связи устойчивости системы и ее амплитудно-фазовой характеристики, у фильтра Yggdrasil составляет 0,968, а у обычно применяемых фильтров с конечной импульсной характеристикой (FIR) – 0,907. Кстати, одним из следствий этого стал подъем верхней границы АЧХ до 21,344 КГц на частоте дискретизации 44,1 КГц.

Буферные каскады и сумматоры несимметричных входов построены на дискретных полевых транзисторах JFET (с управляющим PN-переходом)

Само цифро-аналоговое преобразование выполняется чипами Analog Devices AD5791BRUZ, работающими в балансном включении, то есть по два чипа на канал. Конвертор этот специально разработан для задач, в которых никакое усреднение формы сигнала не приемлемо в принципе — в первую очередь для медицинских томографов и систем военного применения. Разработчики мотивируют данный выбор так: «Когда врачи по результатам томографии пытаются понять, есть ли у пациента рак головного мозга, или когда военные стремятся к тому, чтобы снаряд попал в оружейный склад, а не в женский монастырь по соседству, они не используют микросхемы 24-битного или 32-битного дельта-сигма преобразования. Они полагаются на чипы прецизионного мультибитного преобразования лестничного типа».

ЦАП построен по блочному принципу, предусматривающему апгрейд или независимую замену всех ключевых элементов, включая интерфейс USB, блок цифровых портов, аналоговый тракт и конечно сам цифровой конвертор

Побитовую точность 21-битового преобразования Майк Моффат считает в данном случае более чем достаточной, поскольку «честную» эквивалентную точность 24-битных дельта-сигма ЦАПов он оценивает еще ниже — в 19,5 бит. О DSD-потоках речь в случае аппаратуры Schiit вообще не идет, поскольку компания считает данный формат недостаточно популярным, чтобы ради него идти даже на малейшие компромиссы в работе с PCM.

В заключение замечу, что и балансные, и небалансные аналоговые цепи Yggdrasil построены на дискретных полевиках JFET.

Военно-медицинская филармония

Рабочий сетап на этот раз состоял из топового усилителя Schiit Ragnarok, который мы уже тестировали в тандеме с младшим братом нашего героя, ЦАПом Gungnir. В качестве источника выступал ноутбук MacBook Pro c программным плеером Audirvana Plus. Акустических систем мне на выбор было предоставлено две: EgglestonWorks The Fontaine Signature SE и JBL 4307. И те и другие колонки звучали интересно и, разумеется, абсолютно по-разному, однако акустическая ситуация в локации прослушивания оказалась очень сложной из-за ранних отражений от незашторенных окон и низкого потолка, а также других типичных проблем неподготовленного помещения. Так что окончательные наблюдения и выводы я делал сидя в наушниках Sennheiser HD700.

Тестирование сопровождали традиционные для продвинутых моделей Schiit щелчки, раздающиеся практически при любом прикосновении к органам управления. Дело в том, что на реле здесь построен регулятор громкости, плюс они же на всякий случай блокируют тракт при переключении входов и смене частоты дискретизации. Поначалу стрекотание слегка настораживает, но потом к нему привыкаешь, тем более что ресурс работы у реле под 15 миллионов циклов, и на надежности аппарата их присутствие не сказывается.

Не исключаю, что изучение нетривиальной схемотехники аппарата поначалу могло вызвать у меня легкое самовнушение, но первое, на чем сосредоточилось внимание, — абсолютная монолитность музыкальной ткани. Подобный эффект иногда можно ощутить на аналоговом тракте с виниловой вертушкой, причем необязательно заоблачно высокого класса. Лучше всего для его описания подходит банальный оборот «музыка льется». Но это на самом деле так: по-настоящему гармонично начинают звучать вещи, от которых досконально выверенной тональной эстетики как-то особо и не ожидаешь. Например, раскованный почти до вульгарности голос Бет Харт сплетается с филигранной гитарой Джо Бонамассы в почти осязаемую композицию, в которой, несмотря на жесткий драйв и асоциальный подтекст, нет ни одной лишней ноты, ни одной случайной интонации.

Немного адаптировавшись к неожиданно ожившей мелодике, начинаешь обращать внимание на безупречную детализацию практически во всем диапазоне. В том числе и на басах, которые можно полностью охарактеризовать всего двумя фразами: жесткий контроль и уверенная энергетика. Вокальный диапазон предсказуемо чист и на удивление человечен, если можно так выразиться. В нем нет ни малейших искусственных акцентов на сибилянтах, не говоря уже о конкретном цифровом песке. Интонации глубоки и абсолютно естественны. Высокие, особенно на треках Hi-Res, абсолютно свободны, легки и при этом хирургически чисты и точны.

Музыкальная сцена, насколько можно было судить по работе с мониторами среднего и дальнего поля JBL 4307, не отличается совсем уж космическим размахом, но до предела педантична (в хорошем смысле этого слова) в плане диспозиции и масштабов музыкальных образов.

Ни о каких жанровых предпочтениях связки ЦАП+усилитель не могло быть и речи. Наоборот, меня постоянно преследовало ощущение, что я скатываюсь на анализ различий в звучании разных колонок и наушников. Одним словом, нейтральность на грани полной прозрачности.

Честно говоря, в итоге я не смог найти никаких сколько-нибудь серьезных придирок к звучанию Yggdrasil. Тем не менее рискну предположить, что его саунд может вызвать у некоторых ценителей чувство внутреннего дискомфорта. И его причины будут крыться именно в аналитичности и нейтральности. Yggdrasil — не тот аппарат, который своим «почерком» будет льстить индивидуальным вкусам слушателей или возьмется компенсировать огрехи остальных компонентов, к примеру, сможет подправить тональный баланс акустики. Скорее он похож на знающего себе цену высококлассного музыканта, который окажется к месту в любой команде, но не потерпит рядом с собой посредственности и непрофессионализма.

Труднопредставимые для цифрового компонента натурализм и гармоничность воспроизведения. Отсутствие даже намеков на типичные недостатки цифро-аналогового преобразования.

Отсутствие пульта дистанционного управления. На качество звука этот момент влияет скорее положительно, но удовольствия от общения с аппаратом он не добавляет.

Schiit Yggdrasil

209 990 рублей

Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ); 0,5 Гц – 200 кГц (-1 дБ)

Макс. амплитуда вых. сигнала : 4,0/2,0 В (RMS) (балансный/несимметр. выход)

Коммутация: входы USB, SPDIF (Toslink/Coax/BNC), AES/EBU (XLR); аналоговые выходы 4 x RCA/2 х XLR

КНИ <0,006% (20 Гц – 20 кГц, полная мощность)

Интермодуляционные искажения: < 0,007% (CCIR)

Сигнал/шум: >117 дБ (относительно 2 В RMS)

Потр. мощность: 35 Вт

Габариты (мм): 406 х 305 х 98

Масса: 11,35 кг