Звуковой поединок. Наушники AKG K 701 и Sennheiser HD 650

Звуковой поединок. Наушники AKG K 701 и Sennheiser HD 650

Две модели динамических наушников открытого типа, получившие очень высокую оценку требовательных аудиофилов и профессионалов звукозаписи во всем мире, встречаются в рамках необычного двойного теста: флагман каталога AKG — K 701 против экс-флагмана Sennheiser — HD 650.

AKG K 701

Конструкция

Флагман модельного ряда австрийской компании, открытые 62-омные наушники содержат запатентованный излучатель Varimotion: двухслойная диафрагма своей более толстой центральной частью передает высокие частоты, а более тонкой и гибкой периферией — остальной диапазон. По-видимому, излучатель в целом работает не как поршень, а по принципу изгибной волны (bending wave), аналогично, например, широкополосному динамику Manger MSW. Звуковая катушка с плоским проводом ориентирована в поле неодимового магнита. По информации AKG, излучатели имеют независимые земляные трассы (true bi-wiring), которые, тем не менее, приходят к единому стандартному джеку 1⁄4/1/8 дюйма (адаптер в комплекте). В сигнальном кабеле (нет возможности деинсталлирования пользователем) применены медные жилы (99,99). Наушники довольно удобны благодаря крупным амбушюрам с мягкой тканью и не очень жесткой пружине, которая соединяет чашки; небольшой дискомфорт вызывает лишь стильное кожаное оголовье, которое не облегает голову, контактируя только с макушкой.

Звучание


Кристальная прозрачность, воздушность, раскрепощенность (особенно верхнего регистра), изысканность деталировки, тональная ровность и очень высокое тембровое разрешение проявлялись при передаче разной музыки, в первую очередь произведений для небольшого или малого числа исполнителей. AKG K 701 принадлежат к компонентам, звучание которых нравится сразу и впоследствии не разочаровывает. Музыкальная среда содержит широкую пластическую партитуру потаенноинтимных полутонов, отсветов и ракурсов, тонкую игру светотени. Отсутствуют какие-либо ограничения на краях частотного диапазона. Бас точный, отлично структурированный, довольно глубокий (внушительная органная педаль, оркестровый бас), по характеру не отличающийся от середины. AKG организует прямую коммуникацию с чувственной сферой слушателя, как бы минуя мыслительный этап восприятия, вместе с тем звучание очень строгое, без искажений и вольностей.

В динамической области K 701 не имеет ограничений, вместе с тем наиболее впечатляющие достоинства модели сосредоточены вблизи грани, отделяющей звучание от тишины: наушники оперируют здесь необыкновенно тонко и изысканно, бережно извлекая музыкальные цвета, текстуры и контуры из области неслышимого. Звучание рояля (двухмикрофонные записи игры С. Рахманинова) K 701 передает безупречно, отчетливо прослушиваются глубина тембра, свободное парение обертональных шлейфов.

Sennheiser HD 650

Конструкция

Появившаяся в прошлом году модель HD 800 потеснила HD 650 с лидерской позиции — в настоящее время 650-е занимают в иерархии германской компании предвершинное положение. В отличие от K 701 эта модель 300-омная, имеет более компактные овальные амбушюры. Компания информирует о строгих допусках ±1 дБ при подборе пар излучателей. В целях оптимизации переходной характеристики конструкторы позаботились о снижении массы звуковой катушки. Усиленный кевларом Y-образный кабель на основе проводников из бескислородной меди подходит к обоим амбушюрам, может отсоединяться. Обращенные к ушам части излучателей закрыты специальной акустической тканью, которая, по информации Sennheiser, ослабляет звуковое давление ровно во всем диапазоне. По сравнению с K 701 пружинное соединение HD 650 способствует большему давлению чаш на уши, что при длительном прослушивании может вызывать дискомфорт, зато регулируемое оголовье с мягкой отделкой явно более удобно. Субъективно, AKG — несколько более комфортные наушники (к тому же они немного легче), но некоторые мои коллеги считают более удобными HD 650, которые надежнее удерживаются на голове при наклонах и т.п.

Звучание


Слушая разные записи при помощи HD 650, всякий раз убеждаешься, что отлично прослушивается вся звуковая ткань, все аспекты музыкальных образов отображаются корректно и в верных пропорциях. По сравнению с K 701 наушники чуть менее остро артикулируют детали, отчего мельчайшие звуковые ворсинки иногда как бы склеиваются, не прослушиваясь отдельно (щеточки джазового перкуссиониста, звуки леса, льющейся воды). Тональный баланс Sennheiser немного смещен в теплую сторону. В верхнем регистре можно заметить небольшие ограничения, особенно при отработке предельно тихих звучностей. Нижний регистр более плотный, несколько более материальный, мускулистый, без ущерба для точности; по характеру бас немного отличается от середины, что воспринимается как особенность звукового почерка. В передаче HD 650 весьма убедительно, масштабно, фундаментально, широко и объемно звучит музыка для крупных исполнительских групп — большой симфонический оркестр с двойным хором и солистами («Страсти» Баха), большие органы (записи из собрания органных опусов Букстехуде), динамичный рок. Sennheiser аккуратно транслирует тембры музыкальных инструментов классического семейства, возможно, лишь немного уступая в этом отношении AKG. Несомненны превосходные инструментально-аналитические свойства модели, которая, как известно, давно стала надежным помощником профессионалов звукозаписи.

Резюме

Допуская существование чувственного и мыслительного информационных каналов восприятия музыки, берусь утверждать, что AKG несколько более активно эксплуатирует первый, а Sennheiser — второй. Если согласиться с И.П. Вепринцевым, считающим, что одни наушники предназначены для работы, а другие — для наслаждения музыкой (интервью в апрельском и майском выпусках журнала), то германская модель — скорее, для студийной работы, а австрийская — для потребления плодов этой работы в домашних условия. Отмечу условность данного разграничения, из которого, конечно, нисколько не следует, что «нестудийные» K 701 звучат более музыкально, но менее строго, тогда как «студийные» HD 650 — наоборот. Обе несомненно выдающиеся модели доставят много радости истинным аудиофилам и меломанам, обе имеют поклонников (в т.ч. среди видных аудиоэкспертов), число которых год от года увеличивается. Что касается меня, то я без колебаний отдаю предпочтение AKG K 701.

Обе модели продемонстрировали высокий конструктивный уровень. Ровные в большей части частотного диапазона АЧХ характеризуются спадом в верхней октаве, который более сильно выражен у AKG (достигает 10 дБ), что стало причиной более высокого значения неравномерности на участке 100–20 000 Гц у K 701. Спады не вызывают ощущения недостатка ВЧ-информации. У K 701 немного повышена зависимость КНИ от амплитуды сигнала в верхнем регистре. HD 650 обладает несколько более динамичным верхом. Более стабильный модуль входного сопротивления модели AKG плавно поднимается в верхней октаве; график Sennheiser регистрирует существенный подъем в верхнем басе. Низкоомные K 701 мы рекомендуем эксплуатировать с усилителем. Обе модели очень аккуратно передают форму прямоугольного импульса, инвертируя его.

Текст: Артем Аватинян

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 6, 2010
50 дБ +

Комментарии

#

"германская модель — скорее, для студийной работы, а австрийская — для потребления плодов этой работы в домашних условия"

Странно, я, владея, обоими наушниками пришёл практически к противоположному заключению. Для быстрой реакции на детали и управлением за проблемным центром Л-Пр. каналов удобнее AKG, и откинувшись назад, послушать Downmix это Sennheiser.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.