DIY: личный проект «неправильной» двухполосной акустики

DIY: личный проект «неправильной» двухполосной акустики

Высокая верность звуковоспроизведения за относительно небольшие деньги, на мой взгляд, доступна. Это вполне реально при самостоятельном изготовлении акустики и Hi-Fi компонентов. Сейчас в продаже представлен большой ассортимент высококачественных динамических головок и комплектующих, которые можно приобрести дистанционно, что является безусловным преимуществом в нашей огромной стране.

Своим опытом я хотел бы показать, что получить настоящий Hi-Fi за гораздо меньшие деньги, если сравнивать с покупкой иностранных брендов, вполне реально. Завлекая на этот тернистый путь, вынужден предупредить о возможных разочарованиях и неоправданных ожиданиях на первых этапах. Сам через все это проходил.

Причина таких разочарований, как правило, кроется не в предмете построения, а в окружении: источник, усиление, размещение в комнате — все эти факторы существенно влияют на слышимый результат. Кто-то, возможно, не согласится с моей позицией — и это нормально, для меня же главное — неравнодушие увлеченных людей. К тому же, я всегда открыт к конструктивной критике.

Этот довольно необычный проект я считаю «неправильным». Всегда полагал, что для получения правильного звука на средних частотах динамик должен иметь диффузор не более 140 мм в диаметре, если мерить по подвесу. Но ведь раньше существовали очень хорошо звучащие акустические системы с вуфером на 8 дюймов, например, Snell Type J /II или Audio Note AN-J. Поэтому решил попробовать сделать двухполоску с головкой на 8 дюймов. НЧ головка SEAS H1288-08 (CA22RNX) самая доступная в этом размере, а Morel Classic Advanced Tweeter CAT 308 мне очень нравится: считаю весьма удачным соотношение цена/качество у этой ВЧ-головки.

Что еще из «неправильного»? Фазоинвертор настроен несколько ниже, чем нужно, впрочем, исходя из моего опыта, это было сделано сознательно. Расположен фазоинвертор сзади, что накладывает ограничение на дистанцию до стены. Очень интересно было бы вывести его вниз, но для такого решения нужны специальные стойки. На лицевую панель фазоинвертор в двухполоске не ставлю — будет слышно его влияние на звук.

Сам размер акустики также вписывается в определение «неправильное», поскольку больше полочников и меньше напольников. По размеру это все же полочная акустика, но обычные стойки к ней не подходят, поэтому сделал временные небольшой высоты. Оклеивать стенки внутри не стал (что тоже не совсем правильно), а решил снаружи поклеить пробковое полотно. Для подавления стоячей волны внутри разметил три куска синтепона размером 0,5*0,2 м и толщиной 30 мм: один снизу в виде буквы «U», второй — вдоль задней стенки и третий сверху в виде буквы «П». В итоге и получился вот такой проект:

Корпус сделал из МДФ/ЛДСП следующих размеров: ширина — 240 мм, глубина — 330 мм, высота — 530 мм. Толщина стенок — 22 мм, передняя панель из двух слоев общей толщиной 38 мм. Фазоинвертор 190 мм диаметром 70 мм. Частота настройки 37 Гц.

Фильтр получился второго порядка. Катушки на воздушном сердечнике. L1 — Mundorf Air-Core MCoil L140. Нужной мне индуктивности в модельном ряду Mundorf нет, поэтому я брал немного больше и отмотал чуть медного провода с нее, чтобы снизить параметр до нужного значения. Если это сложно — можно поискать у других производителей нужную индуктивность или немного уменьшить диаметр провода на катушке, но менее 1 мм не советую. L2 — Mundorf Air-Core MCoil L100. Конденсаторы С1 — MKP Mundorf MCap на 400В. С2 — MKP MKP Jantzen Cross Cap на 6,2 мкФ, можно 4,7 мкВ +1,5 мкФ. У меня прибор показал 6,3 мкФ, поэтому и на схеме так указано. Все детали перед установкой я проверяю LC-метром. Резисторы MOX Jantzen на 10W. Детали закреплены стяжками на панельке из ХДФ толщиной 3 мм, можно использовать фанерку толщиной 3-5 мм или даже ДВП 4 мм.

Бюджет. Головки примерно 20–22 тыс. рублей, фильтр от 2 до 5 тыс. рублей, кабель примерно 3 м. — 1,5-3 тыс. рублей, терминал 400–1600 рублей (у меня были по 120р/шт). Фазоинвертор из магазина автоакустики100р/шт. Итого на детали 24–40 тыс. рублей.

Корпус, пожалуй, — самое дорогое и дешевое одновременно, в зависимости от возможностей и требований. Самодельный может обойтись в 2 тыс. рублей, а если заказывать промышленный в шпоне/лаке, то 30–40 тыс. рублей. В итоге акустика выходит от 26 до 80 тыс. рублей.

Замер в 1 м по оси ВЧ-головки. Сглаживание — 1/24 октавы

Размещение акустики задумано так, чтобы ВЧ-головки были чуть ниже ушей, поэтому подставки именно небольшой высоты. Это уже вопрос предпочтений, можно не только пробовать с разной высотой, но и делать небольшой наклон от слушателя.

Импеданс

Корпус оклеен листовой пробкой на клей «Момент-столяр». Есть в продаже пробка полотном и в листах. Пробка покрыта самодельной мастикой. Давно хотел что-то из натуральных материалов и вот наконец решил попробовать.

Рецепт, как приготовить восковую мастику в домашних условиях: берем 2 части воска, 1 часть канифоли, желательно истолченной для более быстрого процесса приготовления и 4 части скипидара. На водяной бане расплавляем воск в эмалированной емкости, добавляем канифоль (имейте в виду, что она довольно долго плавится). После растворения воска и канифоли в однородную массу постепенно добавляем скипидар. Внимание! Использовать открытый огонь нельзя — воспламенение гарантировано. Поскольку пары скипидара очень летучи, лучше использовать электрическую плиту и вытяжку.

Снимаем все с водяной бани, переливаем в емкость и даем составу остыть. Мастика становится густой и пастообразной, а если взять ее в руку — она начинает размягчаться под воздействием температуры тела. Я обильно наносил мастику кистью, излишки снимал тоже кистью. Выглядит все это на данном этапе не очень эстетично.

Сразу после нанесения прогревал феном, поверхность преображалась. Мастика начинала плавиться и «проваливалась» в пробковое полотно — поверхность получалась матовая с благородным оттенком. Через несколько дней скипидар улетучился и поверхность стала прочной. Наносить можно несколько слоев, я сделал три. Из недостатков — очень сильный запах, что в домашних условиях может быть сложно переносимо, поэтому нужно заранее подумать о возможности ее хранения до тех пор, пока запах не исчезнет.

Акустика вышла с довольно хорошей чувствительностью, примерно в 89 дБ. В 16 кв.м., она комфортно звучала с одноваттным ламповым усилителем на 6П14П, плюс имелся небольшой запас по громкости. К достоинствам можно отнести способность играть на малой громкости, что важно для вечернего прослушивания.

Впечатления.

Больше всего боялся неудачной стыковки головок. Забегая вперед, скажу, что опасения оказались напрасными. Стыковка произошла на удивление удачно. Ведь именно за средние частоты SEAS H1288 пользуется "нелюбовью" среди самодельщиков. Тем интересней было попробовать его звучание. Корзина у головки литая, диффузор из бумаги с пропиткой каким-то составом только с лицевой стороны, пылезащитный колпак из мягкого материала, возможно ткань с пропиткой — конструкция вызывает уважение. Возможно, что в течение времени производитель дорабатывал эту головку, и теперь я соглашусь с заявленной Seas рекомендацией играть до 3кГц. Частота раздела примерно 3кГц. Узнаваемый почерк 308 мореля сохранился и хорошо слышен, особенно это проявляется на композициях Эллы Фицджеральд. Morel 308 — вч головка с текстильным куполом с пропиткой, имеет заднюю камеру и лицевую панель из алюминия. Эта головка в разных модификациях выпускается уже очень давно и очень популярна у самодельщиков. К достоинствам АС следует отнести простую конструкцию фильтра и отсутствие режекторных цепей, которые исправляют неравномерность АЧХ головок, последний момент заслуга самих головок без всплесков и провалов их амплитудно-частотной характеристики. Звучание акустики оказалось на очень приличном уровне. Сцена глубокая, ширина выходит далеко за пределы расстановки акустики, необычно услышать появление звуков из-за спины... Акустика отчетливо показывает смену компонентов в тракте. Очень хорошо слышна смена усиления, особенно на басу. С Atoll бас был очень быстр, с лампой казался немного ватным. Выставление акустики строго на слушателя не обязательно. Поворот на 5-10 градусов практически не меняет сцену. Я с этим уже сталкивался именно с Morel, возможно, это —заслуга формы купола вч головки, и она выступает вперед головки, а не утоплена в лицевую панель.

Тестирование:

Проводил на компонентах: Atoll CD 80SE-2, Atoll PR 100SE, Atoll AM 100 SE

Привожу неполный список композиции, которые слушал.

the hot club of san francisco - nature boy — очень нравится саксофон в этой композиции.

Dave Brubeck- take five — красивая композиция с широкой сценой

Nothing Else Matters Instrumental Version Apocalyptica — большой динамический диапазон, энергетика — мурашки по коже!

Dire Straits You And Your Friend — как же без Dire Straits…

Голос Ella Fitzgerald меня просто завораживает: Misty и еще не удержался Bewitched, Bothered, and Bewildered

Petrovitch and Bluesmakers — нравится композиция эффектом присутствия в зале, хорошо передается объем, место, слышны слушатели. Концовка просто восхитительна!

Итог.

В обозначенном бюджете получилась акустика очень приличного уровня, которая укажет на особенности тракта, способна показать всю красоту и недостатки музыкального материала.

Надеюсь, мой опыт будет полезен.

ТЕГИ:#DIY
76.43 дБ +

Комментарии

#

большой респект, Вадим

- 50 дБ +
#

Люди способные сделать акустику или усилитель своими руками,

всегда вызывают уважение, ждем новых интересных проектов!

- 57.78 дБ +
#

Да, очень интересно. Спасибо. Кстати, Arslab используют ВЧ Morel, и мне тоже очень нравиться их подача ВЧ.

- 50 дБ +
#

Делал двухполосники на базе 7-ми дюймовых нч/сч. Звук, что называется, тормозит. Такие колонки не в состоянии достоверно воспроизвести шепеляво-пискляво-скрипучий вокал таких поющих чикс, как например Биби Рекса.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Jerob #

а можно фото ваших АС на тех "легких" динамиках?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Там покупные колонки в которых заменил динамики. Есть полностью самодельные, но их звук не впечатляет. Возможно не расчитал демпфер.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Jerob #

Спасибо. Значит это вы про Visaton. Была мысль их попробовать, но об этом бренде и его звуке ничего не знал. Смутила еще маленькая подводимая мощность, которую они могут выдержать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Jerob #

это же динамики предназначенные чисто для ремонта аудиотехники не претендующей на какое-то там особое звучание, чисто "заплатка", странно ожидать от них чего-то большего

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Человек восхищен их звуком. Почти в каждом посте про АС их рекомендует. Вот и стало интересно что за чудо.

- 50 дБ +
#

Огромное спасибо! Действительно, не может не вызывать уважения и восхищения). Всё настолько доступно изложено, что даже впервые стали закрадываться мысли, а не попробовать ли как-нибудь самому) Интересно было бы ещё и послушать результат, если бы записали на видео и выложили где-нибудь - это в какой то мере даёт представление об оригинальном звуке. (Да ещё совпало с тем, что недавно как раз обратил внимание на фирму Атолл, которая, возможно, при некоторой идеализации, отражает характер французской классической музыкальной культуры))

- 50 дБ +
#

А что то там такое знакомое справа на полочке стоит? Неужели Вега 122С?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @naumov #

Вертушка самодельная на основе ЭПУ Унитра 602. Сделаны новое основание слоеное из плит, пришлось заменить родной поворотный стол (был меньше пластинки) на самодельный 300мм из плит МДФ. Мат из пробки - попробовал и очень понравилось. Тонарм тоже пришлось заменить на прожект, не смог побороть родные проблемы. Головка Shure M97XE. Кабель самодельный.


- 56.02 дБ +
#

Да весьма интересно было всё это прочитать,а ещё интересней и послушать.

- 50 дБ +
#

У меня такой вопрос, по даташита у SEAS пик резонанса диффузора на 3кГц. Как вы его давили? Раздвигали от стыка полосы пропускания?

А почему не стали делать ЗЯ? Головка ведь позволяет сделать оч ровный диапазон от 50гц

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

У меня не было с фильтром на 3 кГц всплеска. Были вопросы по небольшому провалу на 2 кГц, но с этим фильтром все очень гармонично получилось. ЗЯ выдавал довольно высокую частоту резонанса, по памяти не помню точно, поэтому отказался от ЗЯ в пользу ФИ. Возможно, что для ЗЯ просто нужен был бы объем побольше. Этот проект был смакетирован всего за половину выходного дня. Результат так понравился, что время решил потратить не на поиски разных вариантов, а на отслушивание этого. В итоге решил ничего и не менять - все довольно гармонично.

- 50 дБ +
#

Прекрасный проект! Поздравляю!


Есть несколько подковыристых вопросов:

1. Какова полная стоимость готового продукта с учетом купленных но неиспользованных, купленных, но не подошедших и так далее деталей - полностью, включая пересылки и так далее, но не включая ваше время, потраченное на изучение, эксперименты и монтаж/отделку?

2. Какова (с вашей точки зрения, безусловно) розничная стоимость сопоставимых по качеству звучания полочных АС, доступных на рынке обычным покупателям?

3. Готовы ли вы сделать и продать такую же пару АС по цене из пункта 1?

4. Если на п.3 ответ нет, то по какой цене готовы? Хитрый вопрос, подразумевающий оценку ваших работ/временных затрат.

И нет, я не пытаюсь сказать что "покупайте готовые колонки за тыщу денег в магазине", мне правдо интересно.

Заранее спасибо.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

1. Я покупал детали не сразу, а в течении длительного периода времени. Стоимость указал подробно. На сегодня это 22-40 т.р. в зависимости от продавца головок (20-22т.р) и всего остального. Детали фильтра, кабель, терминалы можно выбрать очень разными по цене. Реально уложиться в 2т.р. (можно еще раз проверить, конечно, но самое дорогое это С1 - 270-550р, L1 от 400р или даже самому сделать). Но можно и более дорогие катушки, конденсаторы, кабель, терминалы. У меня есть конечно в запасе детали, но оценить "не подошедшие" не могу. Поэтому вопрос мне не совсем понятен.

2. Сложный вопрос, т.к. сравнить могу только на основании главного в АС - головках. А головок такой конструкции и такого размера просто нет в импортных АС до 140-180т.р. Я особо не старался в поиске, но если найдете подходящего кандидата с вуфером 220мм готов обсудить.

3. Так ведь для того и выложил это вариант с подробным описанием, чтобы человек смог сам себе изготовить. Я не могу делать с целью продажи этот проект.

4. В данном проекте нет оценки стоимости моих работ/затрат - это результат увлечения, нет коммерческой направленности. Хорошо, что у нас есть возможность общаться с увлеченными людьми, которые готовы делиться своим опытом. Советую книги С.Б.Батя почитать - много готовых проектов.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Спасибо!

1. А все запчасти (конденсаторы и прочее) - продаются поштучно? Я например не раз сталкивался при заказе запчастей (конденсаторы и прочее) на буржуйских интернет магазинах с минимальным размером заказа - 5 или 10 штук.

2. 8 дюймов это примерно 200 мм.

200 или около того дешевле 140 тыщ. Ну даже возьмем до 120:

Monitor Audio Silver 2, 8" ~70 тр - http://spl.ru/item/17897/Monitor_Audio_Silver_2/

JBL 4307, 10", ~95 тр - https://market.yandex.ru/product/7846009/spec?trac...

Arslab (ну почти отечественный) - 10", ~120 тр http://www.audiomania.ru/polochnaya_akustika/arsla...

Из вышеприведенного жабля вполне себе кстати. Насчет размера НЧ - безусловно 8 дюймов это хорошо, а 10 еще лучше, но 6,5 пользуется такой популярностью не в последнюю очередь из-за возможности сделать на его базе колонку, которая имеет больше шансов вписаться в интерьер.

А если рассмотреть вторичку (что более вероятно, в случае с энтузиастами) - то там еще больше предложений должно быть.

3. Интересно было бы почитать что получится у желающих пройти по стопам, буде таковые найдутся. Обычно DYI делается путем проб и ошибок "тут мне показалось звонковато, добавил резистор на ВЧ побольше" и играет только в комнате, в которой его тюнили - но играет действительно неплохо. Но при переносе в другие условия могут начаться ньюансы. Поэтому производитель без безэховой камеры толком и не производитель.

4. Это да, тут бесспорно. Но увязывать напрямую стоимость "фирменных импортных" АС с DYI я бы не стал - это бессмысленно именно изза невозможности оценить полную стоимость. Мне вот лично. несмотря на наличие опыта в пайке и так далее для начала разговора об DYI надо поехать и купить кучу инструмента, от паяльника и олова до отверток и вольтметров, в обычной жизни довольно давно они мне не нужны.

- 43.98 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

1. Да, можно в розницу купить, от розничных цен и бюджет указал.

2 Про Арслаб специально не стал указывать - это реальная альтернатива, жаль у них нет проекта двухполоски с большим вуфером. Я в статье указал модели, которые являются источников вдохновения для этого проекта.

4313 не имеют ни литой корзины у вифера, ни задней камеры у вч головки. В них стоят очень простые начальные головки, не вижу смысла сравнивать, звук будет совершенно разный.

МА по ссылке никакой критике не поддаются . Пластиковый вуфер, убогая вч головка за $3. Это вот ответ на ваше утверждение,

Поэтому производитель без безэховой камеры толком и не производитель.

зная все свои недостатки, МА в течении многих лет делает эту серию за довольно большие деньги. Поэтому у них звук начинается только с серии Голд и выше.

3. В домашних условиях довольно несложно получить замеры без влияния отражений в комнате, таки образом, в определенных условиях, можно получить результат как и в "камере". Я этим приеме пользуюсь всегда при разработке АС. На счет повторения - есть проекты легко повторяемые, есть - довольно сложно. И дело не только в головках. Важно иметь такую же точку зрения на проект и ожидания как и автор, тогда повторение возможно. Есть еще такая особенность, в процессе подготовки к самостоятельному изготовлению меняются взгляды и хочется идти в верх. Например, есть возможность сделать "Оптиму", но есть вероятность, что в итоге появится сильное желание сделать что-но на сканах или вообще широкополосную АС.

4. Надеюсь, что рост популярности авторских конструкций приведет к большей доступности к ознакомлению с ними.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Сравнивать Monitor Audio Silver 2 и АС на SEAS, мдааааа... Вы хоть раз в жизни слышали самоделки на CA22RNX? Даже самые неудачные будут на голову выше начальних полочников от MA. Про "безэховую" камеру просто умора. Слушать тоже будете в безэховой камере или может быть в своей квартире со всеми недостатками? И что мешает адаптировать звучание DIY-проекта под собственное помещение?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Krtek #

Сравнивать Monitor Audio Silver 2 и АС на SEAS, мдааааа... Вы хоть раз в жизни слышали самоделки на CA22RNX? Даже самые неудачные будут на голову выше начальних полочников от MA.

- ключевой момент сравнения, упомянутый автором - наличие вуфера в размере 8". А не наличие именно этого конкретного драйвера от SEAS.

Про "безэховую" камеру просто умора. Слушать тоже будете в безэховой камере или может быть в своей квартире со всеми недостатками?

- слушать люди будут в разных помещениях, каждое имеет уникальные характеристики. А безэховая камера дает возможность померять реальную АЧХ, не обремененную отражениями

И что мешает адаптировать звучание DIY-проекта под собственное помещение?

- отсутствие знаний, паяльника и деталей. Возможно времени на эксперименты. Суть в том, что адекватно оценить DYI можно только в сравнении с чем-то, а не у себя дома - много раз я видел самоделки, которые прекрасно играли в помещении автора, а после перемещения под соусом "смотри какие у меня хорошие колонки, сейчас я тебе привезу послушать - офигеешь" - выдающиеся способности выглядели уже не так впечатляюще.



- 46.99 дБ +
#

Поздравляю с успешным завершением проекта! В полку любителей DIY прибыло :) Уже думаете над следующими колонками?

- 50 дБ +
#

FOUNTEK NEOCD 1.0 иSeas Excel Woofers E0015-08S W15CY001  как вы находите такое сочетание

- 50 дБ +
⇡ в ответ @chuchundr #

я бы их не смог состыковать

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

а в чем проблема

- 50 дБ +
⇡ в ответ @chuchundr #

В том, что их надо очень круто резать в районе 3кГц. Так как запаса нет на нахлёст. Это предполагает очень много измерений и настроек.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

ну этот уж точно должен стыковаться..да так и симпатишней будет

- 50 дБ +
⇡ в ответ @chuchundr #

это у нас - 

SEAS » Excel E0011-06 (T25CF002)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @chuchundr #

может готовые кроссоверы где то можно к ним купить

- 50 дБ +
⇡ в ответ @chuchundr #

В AIE вам посчитают и изготовят. Только будьте конкретны. Резать по рекомендованным 2.5кГц вторым порядком. И всплеск лечить отдельно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @chuchundr #

Да, это лучше.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @chuchundr #

А какое оформление планируете?


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

как Rosso Fiorentino. только менее острый угол и объемом побольше и кожу змеиную.  не натуральную .конечно....спасибо за консультацию.

- 50 дБ +
#

не могли бы вы помочь с расчетами кроссовера для этих красоток..в свою очередь могу дать вам советы и рекомендации по изготовлению корпусов для ас. и выбору материалов для них. 30 лет работаю с деревом из них 10 реставрирую антикварную мебель

- 50 дБ +
⇡ в ответ @chuchundr #

К сожалению,  нет - все уже придумано, нет желания повторять.  Вот, например, на  Excel E0040. 

 А на Excel E0011 у Батя есть проект.

- 53.01 дБ +
#

внешняя отделка вибропоглощающими материалами не лишена смысла. так итальянская фирма 

Rosso Fiorentino использует натуральную кожу..выглядит шикарно..изыскано

- 50 дБ +
⇡ в ответ @chuchundr #
внешняя отделка вибропоглощающими материалами

Очень любопытно, что это и как работает?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @chuchundr #

ну и пошлятина, извините, надо еще стойки под такие колонки обуть в остроносые туфли

а еще здесь кто-то на над дизайном росхайенда смеялся

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Нет. 

: )

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

есть и подставки. а что смешного..цена разве что 6 тыс евро..  ну понятно. вам такое г-но и даром не надо..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @chuchundr #
цена разве что 6 тыс евро.. 

По всей видимости весь бюджет съело выведение крокодилов с кожей обладающей изолирующими вибрации свойствами :-))) Страшно представить как был устроен отбор и какой процент претендентов его проходил, надеюсь занавес тайны приоткрыт в руководстве по эксплуатации колонок :-)))

- 50 дБ +
#

еще одна фирма шведская Audi Pro- отделка натуральной кожей

- 50 дБ +
⇡ в ответ @chuchundr #

У меня на работе стоят обычные тылы от Audio Pro, без всякой отделки... Звук - очень даже, не ожидал. Несмотря на то, что усилитель - старая У-101... (Приношу извинения за качество фото - снимал телефоном, да и некогда режимы подбирать...)

- 50 дБ +
#

Вадим, как c вами можно связаться вне Stereo.ru?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Почта в профиле.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.