«Рыжик из Billy’s» — гитарист Андрей Резников. Кто не знает этого кудрявого энергичного парня с неизменным Gibson Les Paul наперевес? На самом деле Резников — поклонник не только великого Леса Пола. Он коллекционирует любые хорошие гитары, и в его собрании есть настоящие чудеса и раритеты. Мы поговорили с Андреем Резниковым о том, почему в его случае коллекция гитар и студия — понятия идентичные, и какой боекомплект гитар необходим настоящему сессионщику.

— Простой вопрос: помнишь ли ты, с чего началась твоя коллекция?

— Конечно. Если говорить о настоящих инструментах — то это Les Paul Standart. Это, конечно же, жесточайшее влияние Джимми Пейджа. Я выбирал этот инструмент из 15 подобных в Мюнхене — Билли (Новик, – ред.) не даст соврать: мы сидели и сравнивали гитары, одинаковые по стоимости. И она — цвета wine red — до сих пор у меня. Стала одним из моих самых любимых концертных инструментов.



— А продолжилось чем?

— Ну, нетрудно догадаться, что после такого я должен был купить Fender Stratocaster. Так и было. Я нашел его в Питере совершенно случайно, в магазине какой-то китайской техники, на улице Караванной. Случайно заметил, что там стоит какая-то тертая гитара. А продавцом оказался парень, игравший в группе «Аэроплан». Говорит: «Да, вот это вот Fender американский, тысячу долларов стоит». Тогда денег не очень много было — сейчас их, правда, тоже не миллионы, но собрал и купил. Сначала, кстати, инструмент пытались выдать за настоящий Fender аж 1962 года выпуска, но не вышло: пробили, а там буковка V на серийнике. Это значит серия Vintage. Высчитать год невозможно, но предположительно в районе 1982 года. Я по глупости даже колупнул наклейку на головке грифа — там все-все делалось в точности под старые модели.


— Ну то есть не фейк?

— Нет-нет, инструмент потрясающий! На каждом нашем альбоме его можно услышать. Роскошный звук. Идеально держит строй — что ни делай с ручкой, он вернет строй в нужное положение. А я уж как только над ним не издевался — ручку уводил далеко, как Джимми Хендрикс, и хоть бы что! Так каково ее происхождение? Да вот загадка! Не краденая ли? Не узнаем, наверное, никогда. Но вот до сих пор все друзья гитаристы — которых у меня, понятно, немало — на него облизываются. В общем, это просто везение.

— А странные какие есть?

Наверное, Hagstrom, купленная в Нью-Йорке в Rivingtone Guitars. Это шведская гитара, сделанная из материалов, из которых делались аккордеоны. Владелец компании, швед Хегстрем, поначалу действительно торговал аккордеонами. Потом стал делать электрогитары.

Hagstrom 1 есть у многих знаковых гитаристов, моих друзей. У Жени Хавтана, Паши Додонова… Эта модель 1963 года выпуска — она правда самая первая у Hagstrom. Выглядит странно: какие-то пластмассовые детали, кнопочки, рычажки и что-то наподобие велосипедного катафота между датчиками! Если все эти переключатели-кнопочки покрутить, то обнаружится один тембр, как у старого органа. Если пальцами играешь какие-то джазовые аккорды, то даже не сразу понимаешь, что это — гитара!


— Ты себя относишь к гитаристам школы какой?

— Я сейчас себя отношу к гитаристам, которые учатся. Чем больше учусь, тем больше понимаю, сколь многого я не умею. Иногда проведешь часа четыре подряд за инструментом и чувствуешь, что даже к гитаристам не относишься, не то что к «школе». Тут есть плюс — узнаешь много нового.


— Как ты вообще начал играть?

— Родители мои, в первую очередь папа, сказали: мы ребенка в музыкальную школу не отдадим. Отец мотивировал это тем, что «не хочу, чтоб он возненавидел музыку». В десятом классе я сильно увлекся историей и собирался на истфак, но потом понял, что вообще-то ничем, кроме музыки, заниматься я не буду. The Beatles, панк-рок, рваные джинсы... В школе собрал панк-группу. Нам даже каморку выделили и аппарат какой-то туда засунули.


— «В каморке, что за актовым залом…» В Москве такого почти не было уже в те годы. Это нормально в Питере?

— Я не знаю. Мне было лет 14, для меня более чем нормально. В 14 лет вообще трудно осознать, что нормально, а что нет. И я только сейчас понял, сколько я потерял, не закончив музыкальную школу. Вообще я закончил Институт культуры, «кулек» питерский. Попал в такое время, что пришлось учиться на платном отделении. А за пять лет мне там так и не дали курс фортепиано. Сейчас беру уроки фортепиано. Играю то, что играют маленькие дети — упражнения, этюды. За деньги, которые мы потратили на образование в «кульке», лучше было бы нанять классных частных преподавателей, чтоб вселить в мою голову музыку. А так я получил странный диплом и некую рокнролльную романтику. Хотя без нее тоже никуда.


— Но ты сам, конечно, что-то снимал?

— Что-то снимал. Конечно, Хендрикса. Почему-то Green Day. У меня в голове винегрет — и тогда, и до сих пор. Мои любимые музыканты по жанрам просто противоположные. Мне кажется, что меломан все равно у всех слушает что-то свое. Вообще — нет жанров. Если музыка есть, то она есть. Я знаю, что ищу: я фанат тембра. У меня в одном ряду стоят Дейв Гаан и Чет Бейкер — я теряю нить, о чем они поют, настолько я тону в тембре. Это и к инструментам относится: Клэптон — свой тембр на любой гитаре. Я вообще готов какому-либо произведению за тембр простить отсутствие мысли. Вот есть гитаристы — и мысль классная, и все остальное, но — гитара и гитара, не интересно.

Billy's Band — романтики с берегов Невы


— Джо Бонамасса?

— Недолюбливаешь его, да? (смеется) Соглашусь. Слушаю — классно мужик играет, да и поет отлично, но вот чего-то нет. Но он — везде, звезда! Это вот загадка шоу-бизнеса, тут нет рецептов. У другого все хорошо — имидж, голос, песни, саунд и мысль прекрасна, но девушка будет смотреть не на этого гитариста, а на другого. Любая девушка будет смотреть на Кита Ричардса во все глаза, а на Джо Бонамассу — меньше.


— Какие студии предпочитаешь?

— У Сережи Наветного (экс-«Сплин», – ред.) классная студия «Интерзвук». Какие-то проекты пишу там. Она к тому же недалеко от моего дома. Очень душевно там. Люблю их больше, чем наш знаменитый «Добролет», наверное, это лучшая студия в Питере. Но там — конвейер, а тут нет напряга: берешь студию на день, работаешь в уюте и спокойствии.

У меня есть домашняя студия. Собственно, в моем случае коллекция гитар и студия — это одно и то же. Студия — комната четырнадцать метров, в которой все типы гитар. Не хочу хвастаться, но я по слуху могу отличить «страт» от «телека», Jazzmaster от Jaguar или Mustang. Могу посоветовать, какой тип гитары ляжет в аранжировку. Могу точно подобрать определенный инструмент к партии, которую мне покажут.

Женя Хавтан был у меня в гостях, посмотрел инструменты, они очень ему понравились. Его любимая гитара — белый Jazzmaster. У меня такая есть, только современная. Женя ее послушал и говорит: «Через 20 лет это будет очень крутая гитара». Он маньяк тоже, да. К другим моим гитарам вопросов не было. Я как-то сказал Жене, что купил Jaguar 1951 и теперь у меня есть вообще все, больше ничего не надо. Он ответил: «Не обманывай себя — начав коллекционировать, ты не остановишься никогда».


— А практически: что нужно иметь гитаристу, если он такой гипотетический универсал, фрилансер, сессионщик?

— Минимум три гитары: Les Paul, Fender Stratocaster и/или Telecaster. Акустический Gibson. У меня самого такой, но можно, наверное, Martin или Taylor. Из акустических странных-прекрасных у меня есть американская полностью стальная National Delphi. Примерно на такой играл Клэптон на «Unplugged». Это единственная гитара, которую я заказал не слушая.

Если ты хочешь резонатор, то нужен National. Без вариантов. Ее заменить ничем нельзя. Есть у меня Mustang 1965 года. Если послушать какой-нибудь «Come As You Are», то кажется, что гитара из того же потока. Можно даже фленжер тот знаменитый не включать — это бросается в уши. Имеющий правильные уши да услышит, что серия та же.

Чудесный Hagstrom — забыл название! — но модель точно 1969 года выпуска. Красная. На такой Пэт Смир играл на последнем концерте Nirvana в Сиэтле, знаменитый live, на DVD есть. Потрясающий инструмент. Я вообще-то собирался другой купить, а этот принесли за компанию. Мы тогда жили на съемной квартире, а гитары эти смотрели на кухне. Я включил в комбик, заиграл. Моя супруга, которая не очень разбирается в гитарах, сказала, что звучит так, как будто ты на стадионе. Ну и как от такого инструмента отказаться?