Согласитесь, странно слыть взыскательным к прошивкам USB-конвертера и не истратить нервов на портативное аудио. Сегодня моя исповедь о принуждении к миру т.н. головных телефонов и собственных ушей.

Забавно, но выбор персонального аудио у меня всегда определялся не в уединенной домашней обстановке, а как раз наоборот — в общественных местах. Сначала это были AKG на микшерском пульте радиостанции. Затем Stax в токийском супермаркете электроники с вереницей наушников, подключенных к одному источнику. Было из чего сравнить. В следующем году там же были выбраны и вкладыши арматурного типа. Ultimate Ears triple.fi 10 устраивали меня полностью, за исключением одного. Они ужасно держались в ушах. Особенность арматурных наушников такова, что они выполнены вытянутыми вдоль звуковода, и «трипл» был классическим воплощением этой идеи. Длинные массивные корпуса приходилось поправлять в ухе каждые полминуты, как непокорную прядку. А для арматурных наушников недостаточная герметичность в ушном канале — беда, пропадает бас начисто.


Ultimate Ears Triple. fi 10 выпускались с 2007-го и только в этом году были заменены новой моделью. За это время они не раз удостаивались звания лучших арматурных наушников топ-класса, обросли армией поклонников, однако проблема неудобной посадки так и не была решена.

Пути к идеалу давно указала сама Ultimate Ears, которая одной из первых начала производство наушников с индивидуальной посадкой — «кастомов». Но засылать за океан слепки ушного канала и тысячу долларов, а затем ждать у моря погоды совершенно не хотелось. Звучание других вариантов арматур мною было отвергнуто, так что пришлось работать над Ultimate Ears triple.fi 10.

Первый этап — снятие мерок с собственных ушей. Услуги оказывала одна из местных микроклиник по слухопротезированию, чье название я уже не упомню. Вначале вам в уши вкачивают что-то вроде строительной пены, затем минут через 10 извлекают отвердевшую форму, по которой будет отливаться акриловая копия ушного канала. Эксперимент обещал быть для моих Ultimate Ears triple.fi 10 неразрушающим. От слепков использовались лишь маленькие отрезки для изготовления небольших акриловых насадок, что заменяли штатные силиконовые. Посадка сделалась хороша, but hey! — куда делись высокие частоты? Мастер убеждал меня, что «надо привыкнуть» и со временем «высокие прорежутся». Ничего, конечно же, не прорезалось, из-за новых наконечников «триплы» торчали еще дальше из ушей, а через пару недель от нагрузки сломалось одно основание, на которую была надета насадка. Эксперимент все-таки оказался разрушающим. Со штатными корпусами triple.fi 10 уже можно было спокойно попрощаться и смело приступать к следующей процедуре — Full Custom, то есть с переноской драйверов в новые меха.


От дальнейшего апгрейда мастер клиники благоразумно отказался, почувствовав клиента, несущего одни хлопоты, смурь и беспокойство. Следующим пунктом была известная в узких кругах компания «Майкрофт», специализирующаяся на портативе с претензией — мультибитовые чудовища HiFiMan-601 в свое время привезли именно они. У меня было несколько мыслей и вопросов относительно будущего проекта, например, занимаются ли ребята моделированием характеристик «кастомов»? Ведь пропорции расположения излучателей в индивидуальном проекте меняются, ищут ли они зависимости АЧХ от длины звуковода? К сожалению, обсудить это с непосредственным исполнителем акриловых форм не представилось возможным. Мастер Стас, по словам основателя «Майкрофт» Романа, был человеком весьма талантливым, но не коммуникабельным. Сумрачный гений производственной группы, интернет-отзывы о «кастомах «Майкрофт» походили на свидетельства исцеленных из евангельского прихода, словом, все это произвело анестезирующее впечатление на мои тревоги.

Через три недели колдовства свои triple.fi 10 я получил преображенными. Разумеется, в них бушевало все что угодно, кроме высоких частот, которых стало еще меньше. Помимо этого, была перепутана фазировка одного из каналов (что, впрочем, было поправимо сменой полярности вилки провода логотипом вниз). В любом случае слушать это было невозможно даже с полосным эквалайзером — это были какие-то другие наушники. Всего, что мне было дорого в Ultimate Ears triple. fi 10 (легкости звука, аккуратной подробности в деталях), не было и в помине.

Роман внимательно выслушал историю моих злоключений, подарил две пары акустических фильтров и посоветовал решительно расстаться с «триплами», чтобы попробовать их богатый ассортимент. В ходе дальнейшей беседы я узнал, что играть не умеют не только топовые UE, но и мой «айфон», равно как и любая продукция Apple. Романом было мирно, но решительно осуждено не только инженерное, но и моральное убожество американской мысли; разговор явно вышел за рамки собственно портативного аудио и приобрел геополитические очертания. Итак, время и деньги были потрачены на лекцию из историкопатриотических сообществ им. Блаженных Н. Старикова & С. Кургиняна. По ее итогам я еще раз купил себе новые Ultimate Ears triple.fi 10 и старался не вертеть головой во время поездок и полетов. Мечта об идеальных «кастомах» померкла и отошла на десятый план. Года три я о ней не вспоминал.

Абонемент в спортивный зал сделал тему снова актуальной и вывел из спячки демоново сомнение. Обычный нейтральный плей-лист из клубной попсы-колбасы, который подавался в течение дня на встройку в потолке, очень раздражал неприятными артефактами из AC/DC и Rammstein. Мне надоело ходить на ресепшен с просьбой сменить пластинку. Работа над «кастомами» должны была быть продолжена. Но с кем?

Надежда пришла из-за границы, но не слишком далеко от нее. В студии киевской конторы AmbientAcoustics, занимающейся изготовлением мониторных «кастомов» для музыкантов, я не услышал доклада о международном положении. На стене висел плакат с внутренним строением уха. Посмотрите и вы на инопланетный биодизайн какой-нибудь ушной улитки, чтобы убедиться в теории креационизма. Инженер-акустик Вадим наконец предоставил мне то, что я давно хотел, — измерения моих «кастомов», выполненных в «Майкрофте». При более-менее приличной картине, чуть омраченной частотой раздела кроссовера (ну, от этого никуда не денешься в многополосных моделях), частотка стремительно падала с 10 до 16 кГц на 10 дБ. Сделав слепки, Вадим отметил, что мой левый ушной канал имеет узкий изогнутый профиль, что не очень удобно в конструктивном исполнении, поэтому в прошлых «кастомах» и укоротили длину звуковода (вместе с высокими частотами). Меня же теперь интересовали только драйверы, которые можно было оттуда достать и отдать для нового проекта. Из функциональных улучшений я решил отказаться от традиционных «вилок» в местах соединения кабеля с наушниками, заменив их на контакты шарнирного типа. Таким образом провод может вращаться по вертикальной оси, никак при этом механически не воздействуя с корпусами. Предварительные замеры моих «кастомов» v2 показали, что общая картина сохранилась, при смещении вперед на 14 кГц точки спада ВЧ. Достаточном ли?

При кастомизации имеет смысл использовать шарнирные контакты в местах соединения кабеля с акриловой формой для ушного канала.

Первое прослушивание повергло меня в задумчивость. Тенденция к улучшению определенно была, но слишком уж шел густой и плотный звук. Здесь пригодился ассортимент сменных кабелей. Я попробовал их наугад, и, как назло, победитель из литцентрата оказался самым дорогим. Деваться было некуда, но оно того стоило. Нет, конечно, по моим строгим меркам большого аудио, звук был слишком мягким, таким, знаете, в стиле усилителей на полевиках. Я отрока отвожу в музыкальную школу: когда над ухом верещит флейта — нету там никакой теплоты или аудиофильского лоска. Реальный звук грубоват, но быстр и прозрачен. Не умеют наушники и раскрывать потенциал динамичных фонограмм. Современное засилье компрессированных по динамике альбомов не в последнюю очередь обязано именно этому портативному обстоятельству. Но это проблема не конкретных «кастомов», а всего класса в целом, даже «стаксам» с их большими и чуткими мембранами это не по силам. Но все же, но все же... Потраченных денег было совершенно не жаль, даже с учетом предыдущих неудач.

Стиль звучания Ultimate Ears triple.fi 10 в новой «кастомной» оболочке можно уподобить восхитительным миниатюрам вроде текста Конституции на маковом зернышке. Я обнаружил смешки и разговоры музыкантов в начале одного хорошо знакомого трека, которые раньше не слышал даже на большой акустике. Малый уровень искажений и микронюансы, недоступные даже большим наушникам с магнитной системой, здесь будут бережно сохранены благодаря хорошей звукоизоляции.

С Вадимом я договорился, если что, вернуться и поразмыслить над более совершенной схемой кроссовера, а сам лег в поезде, включил музыку и совершенно не заметил, что состав тронулся и поехал.