Все свободны, или Семь альбомов, которые примирят вас с фри-джазом

Все свободны, или Семь альбомов, которые примирят вас с фри-джазом

Нет мелодий, формы, развития. Это музыка вообще? Конечно. Так называемый фри-джаз — тотальная импровизация на ровном месте, крик израненной души. Фри-джаз — это как абстракционизм в живописи или панк-рок в поп-музыке: один раз возникнув, остался скандальным навечно.

В 2007 году один из отцов фри Орнетт Коулман получил «Грэмми» за достижения в течение жизни. А вообще у этих парней наград маловато, они такой вечный андеграунд. И переводчики «не в теме» до сих пор передают free jazz каким-то философским «свободным джазом». Любой джаз свободен, иначе это не джаз, а попса инструментальная. Здесь же free — это про политические/расовые свободы в том числе. Пафос борьбы двигал этими музыкантами, был свойствен тому времени, но это отдельный глубокий вопрос. А стоит для начала просто что-то послушать из фри-джаза. Лучше — хорошее.

Ornette Coleman «Free Jazz» (1961)

Собственно, альбом главного фриджазиста, альт-саксофониста Орнетта Коулмана, с программным названием. Метод доведен до абсолюта, настоящий tour de force для профессионалов. Тут даже в разных каналах стерео играют разные музыканты, причем буквально — в одном Коулман, в другом — Эрик Долфи, Скотт ЛаФаро/Чарли Хейден и так далее. Это по идее Коулмана называлось «двойной квартет». При всем при том сохраняется некая плотность и фанковый «кач». Да, трудно играть черт-те что, когда знаешь, как правильно…

Орнетт Коулман, ниспровергая традицию, сам заложил новую традицию — например, его «угловатой» фразировкой потом играли многие, в том числе Джон Зорн.

Cecil Taylor «The World of Cecil Taylor» (1960)

Сесил Тейлор — один из родителей фри и точно главный пианист этого стиля. В этом, раннем альбоме еще и Арчи Шепп на тенор-саксофоне. Жесткие фортепианные аккорды как будто специально не попадают в то подобие мелодии, что ведет мастерски захлебывающийся саксофон — антиаккомпанемент.

Albert Ayler «Spiritual Unity» (1965)

Альберт Эйлер — это совершенно, извините за выражение, культовый человек. Это просто Джимми Хендрикс фри-джаза: умер рано, все на него молятся, постоянно выходят какие-то бутлеги, в общем, история продолжается.

Записанный за одну сессию в июле 1964 года «Spiritual Unity» — это один из главных его альбомов. На басу тут вполне «нормальный» джазмен Гэри Пикок; Чарли Хейден тоже играл и фри, и боп, но все ж примеров такой всеядности очень мало.

Хотите — верьте, хотите — нет, но Альберт Эйлер повлиял даже на русский рок. Автору этих строк сам Борис Гребенщиков рассказывал, как они с Сергеем Курехиным записывали ночью свободную импровизацию — рубились на «фендере» и фортепиано, соответственно. С тех пор, как сказал мне сам Борис Борисович, ему вся эта свободная импровизация не интересна, потому что «играть такое интереснее, чем слушать». И добавил: «Сейчас могу только Эйлера иногда послушать». То есть слушать Эйлера нам сам БГ велел.

Pharoah Sanders «Black Unity» (1971)

«Unity», единство, а также духовность — эти слова не случайно фигурируют в названиях фри-альбомов и композиций. Борьба, единение, возрождение традиций, свобода и так далее — вот за что рубились все эти дикие африканцы в пестрых одеждах. Саксофонист Фароа Сандерс формально относится и к фри, и к просто продвинутому джазу — записывался, в частности, с Джоном Колтрейном. Такая в общем переходная фигура.

Весь этот альбом — одна композиция (настоящий фриджазовый подход!). Ее для виниловой пластинки разбили на две части, просто по живому разломали, а при переиздании на CD, слава богу, дали целиком. Примечательно, что на басу здесь играет молодой Стэнли Кларк, будущий корифей джаз-рока.

Anthony Braxton «Saxophone Improvisations Series F» (1972)

Два CD тотальной сольной саксофонной импровизации. Не каждый выдержит, лукавить не буду. Корифей фри Энтони Брэкстон тут — как поэт-битник, который вопит о мировой боли. Очень круто, на самом деле. Музыкант он совершенно удивительный — иногда не верится, что это один человек играет на одном инструменте. А записано, к слову, за один февральский день во Франции без дублей и наложений.

Альбом — хороший пример именно вот этой спонтанной импровизации в одиночестве на сцене, когда идеи рождаются на ровном месте и захватывают внимание слушателя.

Art Ensemble of Chicago «Fanfare for the Warriors» (1973)

Авангардисты, которые назначили себя не разрушителями традиций, а их возрождающими. Все это они, правда, понимали очень по-своему. Дело в том, что группа Art Ensemble of Chicago — из недр такого широкого неформального творческого объединения под названием The Association for the Advancement of Creative Musicians (Ассоциация продвижения креативных музыкантов). Об их лидере, пианисте Мухале Ричарде Абрамсе — ниже. И вот там считалось, что у настоящего джаза а) африканские корни, б) это свободная коллективная импровизация, как в Новом Орлеане в начале века.

Этот альбом — один из лучших в дискографии группы. Энергичный, яростный, в ярком звуке. И — идеальный пример их творческого метода: разломать джаз на кусочки, чтобы потом собрать заново.

Muhal Richard Abrams Orchestra «The Hearinga Suite» (1989)

Этот довольно поздний альбом нельзя отнести к классике жанра, но записал его коллектив под управлением чуть ли не самого главного человека во всей этой истории, а именно — пианиста и композитора по имени Мухал Ричард Абрамс. Смысл в том, чтобы использовать оркестр из 18 музыкантов в свободной импровизации. Пример того, как фри-джаз/авангард вышел на какой-то новый способ сочинения.

Абрамс — действительно композитор, тут мы не оговорились. Поначалу все это кажется хаосом, но потом ухо все-таки цепляется за какую-то фразу, и, в конце концов, воспринимаешь всю музыку альбома как единое произведение. Даже — красивое, не побоюсь этого слова. Хитрая тонкая оркестровка, в которой все продумано и все работает на общую идею, включая свободные куски и резкие тембры.

76.02 дБ +

Комментарии

#

Здорово, здорово! Только я бы обязательно добавил бы в тему Archie Shepp, Joe Maneri and Sun Ra - последнего особенно)))

- 62.55 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Sun Ra- Jazz in Silhouette супер топ!


- 50 дБ +
#

Это на любителя и не для меня.. Только Абрамса,еще как-то могу слушать и то только с оркестром в этой подборке дисков..

- 60 дБ +
#

СПАСИБО!!!

- 60 дБ +
#

Как то,тут про таких пианистов как Andrew Hill и Don Pullen,не заслуженно забыли!!

- 50 дБ +
#

Спасибо, дали что то мне неизвестное.Половина упомянутых здесь имен в моей фонотеке есть, но другая половина была мне абсолютно неизвестна, еще раз спасибо!

- 60 дБ +
#

Я всегда с большим интересом читаю и слушаю то,что предлагает Александр,но врать не буду-эта музыка не моя.. Мне ближе "джазовые стандарты,блюз".. Как говорится,на вкус и цвет....

- 50 дБ +
#

Не в силах более отмалчиваться прибавлю тоже, что ни чего лучше чем вспомнить мультфильм про приключения барона Мюнхгаузена не могу :) Спой птичка, спой. -Кряяя! Ну или словами незабвенного Кисы Воробьянинова отца русской демократии : Да уж..... Скучать не даете! :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Djaz3 #

Ну мы может не понимаем ?? Я такой и в живописи.. Как то долго стоял с другом в музее частных коллекций-это тот,что недавно горел.. Долго смотрели на Малевича и ничего не поняли,мой друг между прочим известный коллекционер и эксперт,собирает больше картины отца и сына Брэйгелей,тот кто в курсе,знает,кто они и сколько стоят.. А Малевич на любителя..

- 50 дБ +
#

Абрамс, кстати, недавно совсем скончался

список, конечно, изрядно смягчён спричуэл-джазом

решиться ли автор на следующий логический этап - свободная и электроакустическая импровизация? (шутка)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bababa #

А если без шуток,мне бы очень хотелось послушать и что напишет Александр про джазовые стандарты,навязывать свои вкусы я не буду-пускай сам предложит.. Я потом может быть и сам добавлю..

- 50 дБ +
#

какая же тут свобода,если все подчинено системе,пусть и понятной только им..где крик души,где-как абстракционизм ..это лишь музыкальный эксперимент,родившийся во время саундчека) но есть пипл,что и схавает,лишь бы в отрицалове массмаркета побыть) упс,никого не оскорбил?)


- 50 дБ +
#

to George: Стал было футбол смотреть чуть не заснул. Наши пропустили, а плюнул выключил ящик завтра скажут счет. По поводу Брэйгелей тут уж не возьмусь рассуждать... Часами засматривался все разглядывал до мелочей читал описание. Это же надо всю изнанку человеческую показали. Сад земных наслаждений, слепцы, монах (название картин не помню) удивительные художники одним словом мировое достояние. В творчестве Малевича ни шиша не понимаю. Будь по мне, так на знаменитом его квадрате изображен ад. Да да самый что ни на есть ад. А вот о навязывании вкуса :) с удовольствием навязал бы, но боюсь ни чего у меня не выйдет :) Belyaeva тоже читаю с интересом и радостью. Порой думаю вот бы поведал и рассказал о Jelly Roll Morton, King Oliver, Bix Beiderbecke, Frank Trumbauer, Joe Venuti и много много других личностей того ушедшего века. Во были мастера! Сейчас кому это старье понравиться? Такое уже не слушают, а для меня это было потрясающим открытием. Все верно во вкусовые предпочтения лучше и не вмешиваться.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Djaz3 #

Да,были времена... Будем надеятья,что А.Беляев нас еще не раз порадует.. А сейчас я в Ютубе копаю Эрла Гарднера-пианист был от Бога..

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.