Тест цифроаналогового преобразователя Naim DAC-V1

Тест цифроаналогового преобразователя Naim DAC-V1

Внешний ЦАП давно уже не работает исключительно на CD-проигрыватель. В современной аудиосистеме он играет ту же роль, что AV-процессор в домашнем кинотеатре: является главным декодером и коммутационным центром. Отсюда интерес к ЦАПу со стороны многих серьезных производителей…

Достоинства

- Продуманная конструкция

- Предусилитель класса А

Недостатки

- Отсутствие балансных выходов

Пресловутое CD-качество, еще вчера считавшееся эталоном цифрового звука, многих уже не устраивает — им подавай записи высокого разрешения, т.е. 24 бит/96 или даже /192 кГц. А где их взять, если дисков с такими треками — раз, два и обчелся? Разумеется, в интернете, а хранить на флешке, сервере или компьютере. Короче говоря, старый добрый PC начинает выступать в новом качестве — цифрового транспорта. Между тем для аудиофильских целей он не предназначен в принципе (кто при сборке компьютера всерьез думает о подавлении помех и наводок?). Значит, особую важность приобретает задача точного считывания двоичной информации (в памяти читателя зажужжало осой слово «джитттер»). Специалисты компании Naim понимают это прекрасно — недаром компания со штаб-квартирой в английском городе Солсбери более 40 лет радует любителей высококачественного звука нестандартными конструктивными решениями.

И впрямь, множество аудиофильских технологий разработчики позаимствовали у флагманской модели Naim DAC, добавили еще несколько полезных возможностей и разместили все это в цельнометаллическом корпусе размером не больше пары лежащих друг на друге учебников по электротехнике. Шероховатое покрытие благородного темно-серого оттенка превосходно сочетается с зеленой индикацией дисплея и такой же подсветкой логотипа, занимающих центральное положение на фасаде. Слева находится поворотная рукоять регулятора громкости, а под ней — выход на наушники; справа расположены «пуговки» прямого доступа к источникам.

Помимо пяти цифровых входов и порта USB B, преобразователь оборудован несимметричными выходами с предусилителя, которые реализованы на гнездах RCA и DIN. Есть и переключатель заземления. Вариант Floating («плавающее») следует выбирать, когда ЦАП работает с системе, уже имеющей заземленные компоненты (например, вертушку винила).

На задней панели по паре оптических и коаксиальных (RCA) входов, а также BNC-вход плюс порт USB B. Выходной сигнал выводится на гнезда RCA и, конечно, DIN, к которым фирма питает ностальгическую слабость.

Добрую треть подкапотного пространства занимает блок питания на тороидальном трансформаторе с отдельными обмотками для цифрового и аналогового каскадов, а также ЦАП. «Транс» в состоянии раскачать полноценный усилитель мощности (210 ВА). За цифроаналоговое преобразование отвечает высококлассная микросхема Burr Brown PCM1791A (такой же оснащен музыкальный сервер Naim UnitiServe). Мало того, в тракте установлен DSP-процессор SHARC ADSP21489, обеспечивающий 16-кратную передискретизацию. Фильтрация осуществляется по фирменному алгоритму, позволяющему минимизировать шумы, которые возникают во время этой процедуры. Асинхронный порт USB принимает сигнал размерностью до 24 бит/384 кГц. Мало того, ЦАП работает независимо от тактового генератора в компьютере: поток данных записывается в буферную память V1, а затем синхронизируется с высокой точностью. В результате джиттер не превосходит 10 пс, и уровень звуковоспроизведения определяется не начинкой компьютера, а лишь качеством аудиоданных. Цифровые цепи гальванически развязаны с аналоговыми, что снижает перекрестные помехи. Дополнительную степень помехозащищенности обеспечивает шестислойная печатная плата, на которой размещена вся схема. Точно настраивать громкость даже на низких уровнях позволяет регулятор на КМОП-схеме с цифровым управлением. Цепи предварительного усиления собраны на компонентах аудиофильского качества (в частности, используются пленочные конденсаторы). Они работают в классе А, одновременно выполняя функцию высококлассного усилителя для наушников, даже если те имеют высокий импеданс.

Аккуратная коробочка, позволяющая не только переключать входы и осуществлять поиск нужного файла, но и регулировать громкости и заходить в меню настроек.

Для корректной работы в связке с компьютером на PC или Mac нужно установить фирменный драйвер, имеющийся на сайте компании. В инструкции подробно изложено, какие настройки требуется произвести, чтобы избежать конфуза (например, на Mac’е ЦАП первоначально определяется как электронная клавиатура).

Затем пользователю предлагается провести тест при помощи специальных WAV-файлов, закачиваемых на компьютер, чтобы определить, соответствуют ли настройки максимальному качеству звучания. Также можно озаглавить все входы, настроить уровень предварительного усиления, сделать аналоговый выход фиксированным, отрегулировать баланс и ограничить максимальный уровень сигнала при прослушивании в наушниках. Регулировать громкость можно и с компьютера, подключенного к ЦАПу по USB. Разумеется, предусмотрена возможность обновления прошивки.

Результаты прослушивания превратились в наглядную демонстрацию преимуществ аудио высокого разрешения. Найдется немало приверженцев формата МР3, считающих, что битрейта 256 кбит/с для музыки вполне достаточно. Жаль, что их не было с нами! Ценой невероятных ухищрений нам удалось раздобыть несколько фортепианных пьес, изначально записанных в формате 24 бит/352,8 кГц, и их варианты в 24/192; 24/96 и 16/44,1. При работе на усилитель и акустику общей стоимостью в районе миллиона рублей ЦАП в связке с ноутбуком показал, что предела совершенству нет — чем выше было разрешение файлов, тем естественней становилось звучание, тем больше нюансов открывалось в нем. Миниатюрный ларчик DAC-V1 оказался волшебным.

Результаты измерений и паспортные данные цифроаналогового преобразователя Naim DAC-V1

АЧХ преобразователя примерно такая же, как у хорошего CD-проигрывателя. Неравномерность не рекордная, но полдецибела — это немного, к тому же она получается главным образом за счет снижения амплитуды на частотах выше 10 кГц, что наше ухо расценивает как приятное смягчение верхов. Кроме того, нелинейные искажения сколько-нибудь заметны именно в этом диапазоне — еще один довод в пользу его приглушения. Очень необычен отклик на одиночный импульс: даже трудно определить, инвертируется ли фаза входного сигнала. Такой график вызван особенностями упомянутой в основном тексте фирменной технологии выходного фильтра. В выходном спектре явственно заметны следы разностной гармоники первого порядка; впрочем, их уровень невелик (–80 дБ).

Данные Stereo&Video

Измерено в лаборатории Stereo&Video. Июль, 2013.

Неравномерность АЧХ, дБ: 0,55

Дисбаланс каналов на частоте 1 кГц, дБ (L-R): 0,00

КНИ на частоте 1 кГц/пик, %: 0,0027/0,0116

Паспортные данные

Диапазон рабочих частот(+0,1дБ/–0,5дБ), Гц: 10—20 000

КНИ, %: <0,002

Цифровые входы: коаксиальный2 (RCA) + BNC, оптический: 2, USBB (асинхронный)

Аналоговые выходы: RCA/DIN, для наушников6,3 мм

ЦАП: Burr Brown PCM1791A

DSP-процессор: SHARC ADSP21489

Предусилитель: класс А

Масса, кг/габариты, мм: 4,3/207x87x314

Потребление, Вт: 17

Функции

Максимальная размерность файлов: 24 бит/384 кГц (по USB)

Регулирование громкости, баланса, переназначение входов, Настройка Gain, ограничение громкости для наушников

Управление: возможность управления воспроизведением и громкостью компьютера, пульт ДУ

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 8, 2013
ТЕГИ:#Naim
50 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.