Лью Табакин: «Не хочу, чтобы звук моего сакса портил звукорежиссер-дебил»

Лью Табакин: «Не хочу, чтобы звук моего сакса портил звукорежиссер-дебил»

В субботу 19 августа на московском фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» выступает интернациональный квартет пианиста Якова Окуня, с японским контрабасистом Ясуси Накамура и американским барабанщиком Байроном Лэндхемом. На месте приглашенной звезды — саксофонист и флейтист Лью Табакин (Lew Tabackin), которого с Россией и российскими музыкантами еще с начала 90-х связывает дружба и сотрудничество.

Табакин — из тех, кого называют «живая легенда». Он, конечно, никакая не легенда, а совершенно реальный, живой, мудрый человек. Энергичный мастер, который в свои 77 неустанно выступает с разными составами. В окошке скайпа я вижу знакомый образ: очки, борода. Господин Табакин сидит в небольшой домашней студии — деревянные стены, полосы журналов с ним молодым, «кухня» в углу. «Я туповат в плане скайпа», — смеется Лью, поскольку не сразу получается включить видеоизображение. Через полчаса к нему в студию придут знакомые музыканты, не какие-то знаменитости, просто местные, с которыми он тренируется, чтобы поддерживать себя в форме. «Пока дышу — играю», вот кредо Лью Табакина. О других убеждениях маэстро — в интервью Stereo.ru.


— У вас нечасто выходят альбомы. Вы вообще любите студийную работу, какую?

— Технологии я не люблю. Все это оборудование за миллионы долларов и компьютеры… Я считаю, что запись чем проще, тем лучше. Сам предпочитаю близкую постановку микрофона. Не признаю, когда эквалайзером меняют звучание твоего инструмента, заставляя тебя звучать как кто-то другой. Это бред: я много времени работал, чтобы найти свой звук, и не хочу, чтобы звук моего сакса портил какой-нибудь звукорежиссер-дебил!

Самая лучшая запись — это live. Все. Какова группа живьем — такой она и должна быть на записи. Ну, а про то, что CD все равно никто не покупает, поэтому не стоит заморачиваться с частым их выпуском, я говорить не буду. Это всем ясно.

— Ну вот, кстати, на вашем концертнике Live in Paris (2008) странный звук саксофона в первом треке — как будто расщепленный.

— Это в MP3 он странно звучит, потому что iTunes вечно там что-то химичит с записью. Поднимают верха, опускают середину. Черт-те что получается. Я привезу в Москву нормальные CD, услышишь сам разницу. Мы-то всегда все нормально записываем.

CD кому нужны? Почти никому. Вот у моего внука, например, никогда CD-плеера не было, он сразу стал слушать музыку на компьютере через эти мелкие наушники. Ужас (смеется)! Вся надежда на возрождение винила!

— А вы — виниловый маньяк?

— Да нет, у меня нет какой-то особо ценной коллекции, и я ничего уже не покупаю. Я вообще музыку дома почти не слушаю, честно говоря. Не то чтобы мне никто не интересен был, просто я много чего слышал. Например, многих великих я застал еще юношей, играя в нью-йоркских клубах. Чарли Паркера только живьем не видел, а так, наверное, всех. Другие времена были. Обычное дело — открытый концерт, джем. Вы играете, а кто-то присоединяется. И вот ты стоишь на сцене, и тут в зал заходит сам Сонни Роллинз, твой кумир. И собирается к вам на сцену выйти. Ох, это ж страх просто! И вот так все время. Не расслабиться. Ну и понятно, что те ощущения не вернутся, даже если я послушаю первопресс. Я уже другой, время другое, все другое. Но вот мой барабанщик Марк Тейлор — серьезный коллекционер винила. У него, наверное, тысячи джазовых пластинок на первопрессах, все серьезно!

— Вы часто сотрудничаете с американскими россиянами: трубачом Алексом Сипягиным, Борисом Козловым…

— Сипягин мне устроил тур по городам России. Это было незабываемо! А Козлов — отменный басист, очень востребованный в Америке, все его любят. Мне везет, что он находит время и со мною в тур съездить. Мы иногда играем в Японии, и вот там, кстати, Борис очень полезен: с ним не нужен ни менеджер, ни специалист по логистике, потому что он знает все о поездах всего мира (смеется)! В Японии Борис за минуту выстраивает нам маршрут от Токио до самых отдаленных уголков страны. Приезжаем, а нас там спрашивают: «Как же вы сюда добрались, без помощи, без встречающих?» Я отвечаю: «А просто у нас есть Борис».


— В Москве вы будете играть с Яковом Окунем. Как сложилось с ним сотрудничество?

— Я с ним познакомился еще в первый мой приезд, в начале 90-х. Он тогда был совсем юным, но уже умел играть, и все предлагал мне поджемовать. Я тогда играл с биг-бэндом Олега Лундстрема, а это был очень хороший оркестр, некоторые музыканты прям первоклассные. Там играл учитель Бориса Козлова, например, и Михаил Окунь — отец Яши. Так и познакомились. Потом общались в Нью-Йорке, короче, не теряли связь. У меня много разных составов (биг-бэнд, европейский коллектив, проект с женой, пианисткой Тосико Акиёси, — ред.), но я очень люблю русских музыкантов. Когда-то продюсер Виктор Лифшиц пригласил меня в Москву играть и делать мастер-классы в его клубе JVL. Там я увидел, как много в России хороших саксофонистов. Один был такой — Сергей Головня. Я с ним скоро тоже сыграю!

70.79 дБ +

Комментарии

#

Спасибо!!!

Нет... Не так...

СПАСИБО!!!

P.S.

Самая лучшая запись — это live. Все. Какова группа живьем — такой она и должна быть на записи.

Хорошо помню, что в 80-х / 90-х всегда недолюбливал "концертники" - как раз не нравилось, как они звучат у меня.

Теперь же... Абсолютно наоборот.

- 63.01 дБ +
#

На слабой технике концертники звучат паршиво.

- 60 дБ +
#

Я именно про это.

- 50 дБ +
#

На слабой технике вообще всё звучит паршиво. А на хорошей технике хорошо звучат хорошие концертники. Только каков процент этих действительно хороших записей?

- 53.01 дБ +
#

На хорошей, именно хорошей, технике процент хороших записей для меня стремительно приблизился к 100% ;-)


А на слабой... всегда выигрывали современные, с приличной компрессией и задранным уровнем (как потом выяснилось).

"Если звёзды зажигают - значит..." "Это «ж-ж-ж» — неспроста!" )))

- 46.99 дБ +
#

Странно. У меня на основном тракте паршивые записи звучат ещё хуже, чем на... ну к примеру на бюджетном тракте младшей сестры.

- 46.99 дБ +
#

Блин, что-то все ответы цитатами сегодня )))

"Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо?"

Тут необходимо правильно сформулировать критерии оценки в первую очередь.

Мне сложно сформулировать это словами... я подумаю над этим...

Отмечу лишь, что очень давно для оценки перемен от замены или возможностей некого аппарата/системы пользую именно "плохие", воспринимаемые как проблемные по каким-либо аспектам много раннее, записи.

Но что точно - это то, что "плохие", при воспроизведении на тракте хуже, именно явно хуже и звучат, вплоть до непереносимости.

У меня приличный сформировался тестовый набор и я очень хорошо помню все впечатления с момента первого их включения.

- 50 дБ +
#

У меня тоже для тестов свой набор дисков, но они все высококачественные (записи имею ввиду). На моей практике всегда дорогие компоненты больше выпячивают недостатки записи и сведения.

То, что вполне звучит на работе или с смартфона - дома гораздо хуже. А на основном тракте - вообще нет желания слушать.

- 60 дБ +
#

У меня сейчас по-другому.

Хороший для меня аппарат (не обязательно дорогой) наоборот вытаскивает достоинства из кажущегося плохим.

Например, низкочастотный рокот у японских альтернативщиков-полупанков становится хорошо различимой бас-гитарой и ритм-гитарой. Странный оторванный призвук справа тоже у других японцев, точнее японки, становится реверберационным шлейфом центрального барабана, полностью заполняющего пространство от КИЗ-а его самого в центре сцены до того "странного" призвука справа, а струнные становятся действительно струнными и бочка становится явно слышна на фоне бас-гитары. Ну и так далее...

Резкие записи перестают ими быть, а глуховатые или точно глухие - становятся нормальными. )

Так интересно это всё...

- 46.99 дБ +
#

Значит это хорошие записи, которые не могут проявится на плохом тракте :)

Я совершенно о другом.

- 46.99 дБ +
#

Видимо, мы оба о разном... )

- 50 дБ +
#

Вы послушайте первый Найтвиш. На обычной технике - слушать можно, на хорошей - сразу режут слух барабаны. Там сплошная синтетика, и железо кошмарное! Первые два альбома Грин Дей - как подвальные дэмки, хотя в машине и на работе с ноута казалось бы слушать можно. Первые КИШ, Ария, Мастер - вообще блевать тянет (я о качестве записи). Такого у меня уйма, просто сейчас написала первое, что реально сильно раздражает. Понимаете о чём я?

А вот в хороших записях на паршивой технике всё звучит казалось-бы отлично, но как только ставите их на взрослый сетап - появляются ЕДРЁНЧИКИ БАТОНЧИКИ!!! Типа НИЧОСИ - да там оказывается ещё одна гитара есть, ооо, перкуссионист появился, ого, а тут басуха то оказывается пониженная, блииин, чётко слышно, что вместо бас гитары играет контрабас, и такого полно. Понимаете?

- 46.99 дБ +
#

Кто тут у нас такой не согласный? Прошу аргументировать! Или у Вас это барахло отлично звучит?

- 50 дБ +
#

Исправила. Сама такое замечаю тоже.

- 50 дБ +
#

Из этого хорошо помню и часто слушаю "Первые КИШ" - они по звучанию мои самые любимые, особенно самый первый. Самые любимые даже в машине (а там у меня прилично тоже), в основной системе такое же мнение.

А раньше да, поздние нравились больше, первые казались "плохими". Понимаете о чём я? ;-)

Исчезают "плохие"... Всё слышно вплоть до шлейфов реверберации, тембры становятся натуральными и т.д. Исчезает то, от чего "вообще блевать тянет" и "сильно раздражает".

То есть особенности записи и сведения, скажем так, заметны и "видны как на ладони", но непереносимости абсолютно нет.

И это самый главный признак, на мой скромный взгляд, что система удалась.


Остальное тоже послушаю...

P.S.

Вы себе процесс записи представьте от начала до конца.

Неужели столько раз, сколько есть "плохих" записей, музыканты и персонал делали "плохо", столько времени и сил тратя, - очень сомневаюсь.

В студии они все слышали другой результат-то, который они вместе добивались.

У меня есть опыт, не очень большой, но всё же, студийной работы. Да и дома несколько лет я записывал наш "бэнд". ))

- 50 дБ +
#

Вот тут я как раз описывал некий эксперимент на последнем альбоме DM, кроме всего прочего.

В первоначальном варианте слушать было уныло, а в последнем, не заметив течения времени, "проглотили" весь альбом...

И разница была не в нюансах совсем, а как небо и земля, хотя казалось бы. И по цене ушли заметно вниз.

- 50 дБ +
#
Самая лучшая запись — это live. Все. Какова группа живьем — такой она и должна быть на записи. Ну, а про то, что CD все равно никто не покупает, поэтому не стоит заморачиваться с частым их выпуском, я говорить не буду. Это всем ясно.

Категорически не согласен со всем в этой цитате. Музыканты разные, как и слушатели.

- 63.8 дБ +
#

не говоря уж о том, что и музыка вся разная)) Лу просто за себя базарит

- 60 дБ +
#

Я так не считаю,пожалуй слушал разных музыкантов в Москве,для меня лично акустика зала играла самую большую роль. Некоторых я даже не узнавал.. А я ведь знаю,как они могут..

- 50 дБ +
#

Вот это пожалуй самый расстраивающий момент. Иллюстрирует отношение музыканта к зрителю. Я был на большинстве джазовых и камерных музыкальных площадок Москвы. Хорошо знаю акустику их помещений и качество звукоусиливающего оборудования. Некоторые площади просто ужасны. Знают об этом и музыканты, но все равно не отказываются там выступать и выступают довольно регулярно. При этом слушать их там совершенно невозможно.

- 50 дБ +
#

Браво! Как всегда интересно! А наиболее значимый его проект - Toshiko Akiyoshi – Lew Tabackin Big Band с 1974 по 1977. Рекомендую послушать )))

- 60.79 дБ +
#

Вообще неровно дышу к японцам...

Недавно купил 2 переиздания "классических" альбомов Happy End / はっぴいえんど на LP и... и... на кассете !!!

Вот японцы...

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.