Тест проектора JVC DLA-VS2500G: специалист неширокого профиля

Тест проектора JVC DLA-VS2500G: специалист неширокого профиля

Чем знамениты проекторы JVC? Большинство знает лишь о дорогих моделях для домашних кинотеатров, однако на деле для проекционного подразделения Victor Company of Japan модели для дома — это не основной продукт, а главная забота — проекторы для профессионального, можно сказать, специального применения. И так было всегда.

Это сегодня кажется, что проекторы JVC делали в расчете на кинолюбовь, ведь японцы постоянно упирают на высокую контрастность и отличную цветопередачу своих моделей и раньше, казалось бы, меньше всего думали о яркости, которую обычно ставят на первое место производители бизнес-проекторов. А если вспомнить первые модели для ДК, появившиеся в России (вроде JVC DLA-HD1 и DLA-HD100), световой поток которых не превышал 700 Лм, то большинство только утвердится в этом мнении.

Однако и до их появления, и сегодня компания производит по большей части относительно яркие, но очень нетипичные профессиональные проекторы. Просто они не предназначены для презентаций, слайдов и работы на выставках — на этом поле и без JVC игроков всегда было в избытке.

Оптическая система предельно упрощена. Объективы жестко крепятся у «оптического движка» проектора (engine-block). Механизмов сдвига нет, но только так можно обеспечить стабильную работу аппарата в случае тряски

И тогда, и сейчас их делают на основе фирменной технологии D-ILA c тремя LCoS-матрицами, работающими на отражение, а потому заметно контрастнее моделей конкурентов. Они имеют натуральную цветопередачу, а самые продвинутые из них по разрешению превосходят все остальные проекторы. Например, у модели JVC DLA-SH7NLG оно составляет 4096х2400 пикселей, причем генерируется без использования системы E-Shift, то есть только матрицами.

Набор входов внешне не отличается от стандатного, но 4К-видео передается через оба HDMI-разъема одновременно по фирменному протоколу, наподобие Dual Link

Используют такие проекторы в основном в центрах разработки и обучения больших корпораций. К примеру, крупнейшим заказчиком для JVC стала компания Boeing. У нас заказчики сравнимого уровня появились совсем недавно, поэтому и профессиональные проекторы JVC, причем весьма необычные, пришли в Россию только сейчас.

Скажем, этот проектор — JVC DLA-VS2500G — только кажется клоном домашних моделей. На деле с проекторами Х-серии его роднит лишь внешняя часть корпуса, матрицы и система E-Shift. Все остальное в нем — другое.

Штатный объектив с проекционным соотношением 1:1 предельно прост и надежен: линзы из минерального стекла и ручная регулировка фокуса

Начнем с главного — вместо традиционной лампы высокого давления здесь используется лазерно-фосфорный источник света BLU-Escent, причем не как в JVC DLA-Z1, а с вращающимся фосфорным колесом. Такую схему инженеры применили для большей надежности, потому что профессиональные проекторы подчас работают в режиме 24/7, то есть сутки напролет и без выходных, а не 3-4 часа в день. Этот же в итоге может работать в таком режиме в сумме до 40 000 часов, то есть более 4,5 лет!

Более того, он способен работать так в любом положении, создавая изображение на потолке, полу или стене в портретном положении картинки, то есть не горизонтально, а вертикально ориентированное. Обычные кинотеатральные так не могут, в том числе и из-за системы охлаждения. Здесь же она другая — по компоновке и по мощности. Работает она, естественно, громче, чем на кинотеатральных моделях, но иначе в данном случае нельзя.

Объективы не вставляются и фиксируются на защелках, а просто прикручиваются четырьмя винтами через эту квадратную пластину

Не менее существенное, но заметное с первого взгляда отличие — это оптика, то есть объектив, а точнее — объективы. Как у многих других инсталляционных проекторов, объективы у данного аппарата можно менять. Более того, при нестандартных условиях установки, например, при большом расстоянии проекции заменить объектив придется, поскольку штатный объектив к JVC DLA-VS2500G имеет фиксированное проекционное отношение, то есть лишен зума. Это вполне стандартная ситуация для многих инсталляционных проекторов со сменной оптикой.

Но здесь, помимо этого, отсутствует и возможность оптического сдвига любого из объективов. Можно лишь при заказе оговорить требуемый угол проекции, который меняется с помощью специального модуля. Причина весьма необычна — так сделано для того, чтобы проектор спокойно переносил любую тряску. Максимальная перегрузка — 4g. Как ни странно, это нужно многим заказчикам, в частности, компании Boeing. А любой механизм оптического сдвига объектива, пусть даже самый надежный, вообще не выдерживает тряски — неотвратимо сбиваются настройки. Впрочем, у этого решения есть и положительные стороны, например — более высокая четкость. Все пиксели на изображении у JVC DLA-VS2500G не просто различимы, несмотря на систему оптического увеличения E-Shift, а отрисовываются идеально. С кинотеатральными моделями не сравнить! Впрочем, подробнее о четкости поговорим чуть ниже.

Еще этот проектор кардинально отличается от своих «домашних» собратьев и по способу коммутации. Задняя панель у него только внешне похожа на ту, что стоит у моделей серии Х. Здесь тоже два HDMI-входа и RJ45 для подключения к локальной сети, но работают они по-другому. Через Ethernet проектором можно удаленно управлять и проводить диагностику. А HDMI-порты работают в режиме компьютерных входов, причем для подачи 4К-видео задействуются оба входа одновременно, подобно протоколу Dual Link с возможностью передавать видео с большей битностью и частотой, нежели HDMI 2.0 для бытовых устройств. Скажем, у DLA-VS2500G минимальная рабочая частота не 24 кадра/с, а 60.

Соответственно, ему в качестве источника не подходит обычный Blu-Ray плеер, пусть даже с 4К и HDR. Для таких проекторов в качестве источника сигнала используются только компьютеры, при этом не простые, а специальные, со специальным же софтом. Про их мощность я уже и не говорю.

Оптических элементов (линз) в объективе вдвое меньше, чем у домашних проекторов. Соответственно, четкость больше, а искажений — меньше

В связи с этим в JVC DLA-VS2500G установлена другая электронная начинка, причем вся, начиная с контроллеров входов и заканчивая главным видеопроцессором. Да и софт тоже другой. Скажем, здесь вообще нет поддержки HDR и стандартных пресетов для кино. Зато функция сглаживания движений имеет больше регулировок, и настройку цветовой палитры и баланса можно проводить не по шести, а по семи составляющим (отдельно добавлена регулировка оранжевого). Но главная причина замены того же процессора — в быстродействии. Здесь максимальная задержка вывода при всех задействованных регулировках снижена до 25 мс. Для проектора это очень немного.

Проверить это мы, к сожалению, не смогли — не было соответствующего источника. Зато убедились в эффективности более мощной электронной начинки на других показателях. Например, по той же четкости. Речь не о «прозрачности» оптики, а о том, как проектор отображает детали изображения, «вписывая» их в матрицу, если можно так выразиться.

Пульт старого образца без кнопок управления оптикой

Взять, скажем, для примера мелкий текст или любую другую тонкую текстуру в статике или в движении. Кинотеатральные 4К-проекторы показывают такие детали менее пикселезованными, кривые на них отрисовывают более плавно, наклонные линии — не столь ступенчато, но все равно с некоторой мягкостью, причем даже те модели, что имеют реальное 4К-разрешение на матрицах. Это нормально, для кино так даже лучше, иначе, в виду несовершенства имеющегося на сегодня видеоматериала, появится большое количество артефактов — UHD-диски пока что делаются совсем не идеально.

Напротив, этот аппарат отрисовывает все структуры с максимально возможным качеством, как дорогой монитор. Для обычного видео, пусть даже и в 4К, такая четкость даже излишняя — слишком хорошо заметны все недостатки трансфера. Но большинству заказчиков таких аппаратов это и неважно — обычное видео на подобных аппаратах не «крутят». Более того, не так важна для них и начальная настройка изображения, потому что общий баланс цветовых компонент задается видеокартой источника, а точная калибровка уже проводится в проекторе, для чего и предусмотрена регулировка гаммы и баланса по семи осям.

Измерения

Все измерения параметров производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Была выставлена лишь цветовая температура на уровне рекомендованных 6500К и отключена динамическая регулировка контрастности. Средствами видеокарты измерительного компьютера изображение также не корректировалось. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Измерения проводились в референсных условиях — в полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой. Размер изображения — 120 дюймов по диагонали.

Как и большинство профессиональных моделей, этот проектор демонстрирует максимальный цветовой охват при выборе цветовых профилей «Динамичный» и «Высокая яркость». По площади он близок к общепринятому стандарту BT.709.

В режиме «Высокая яркость» проектор демонстрирует и лучшие яркостные показатели. Уровень черного составил 0,55 кд/м², что для проектора со сверхширокоугольным объективом без диафрагмы не так уж плохо. А яркость белого поля при раскрытии луча на 120-дюймовый экран — 523.6 кд/м². При этом визуально яркость из-за источника света воспринималась как более высокая. Хотя градации яркости от этого не воспринимались, да и не отображались на деле некорректно: ни урезания диапазона, ни насыщения на графике не наблюдается — все идеально.

Баланс цветов от режима к режиму меняется не характером, но положением цветовых составляющих относительно друг друга. В режиме «Высокая яркость» зеленая составляющая превалирует над синей и красной, что не характерно для большинства проекторов, но зато обеспечивает практически идеальную цветовую температуру 6580К на большей части динамического диапазона.

Выводы

Компания JVC делает уникальные по конструкции проекторы не только для домашних кинотеатров, но и для профессионального применения. А этот аппарат — яркое тому подтверждение. Для презентаций его использовать бессмысленно, зато там, где необходима идеальная четкость и цветопередача, но условия эксплуатации довольно тяжелые, равных ему нет. Правда, и источник сигнала для работы ему нужен неординарный, а точнее — мощнейший компьютер с продвинутой видеокартой.

Достоинства: высокая реальная четкость изображения, сменная оптика, малое время задержки вывода, возможность работы в любом положении, нечувствительность к тряске

Недостатки: требует профессиональной калибровки

Официальный сайт: JVC DLA-VS2500G

Цена: по запросу

Паспортные данные

Технология проекции: три 0,7-дюймовых панели D-ILA

Разрешение матриц: 1920x1080

Объектив: сменный, немоторизированный

Проекционное соотношение: 1:1,0

Источник света: гибридно лазерно-фосфорный BLU-Escent, ресурс от 20 000 до 40 000 ч (режим высокой яркости/экономичный)

Световой поток: 1200 ANSI Лм

Статическая контрастность: 30 000:1

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): нет

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 3840х2160/120р

Входы: Dual HDMI v1.4 с HDCP 2.2, Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN.

Габаритные размеры (Ш x В x Г): 455 x 179 x 560 мм

Масса: 14,6 кг

ТЕГИ:#JVC
70 дБ +

Комментарии

#
Оптических элементов (линз) в объективе вдвое меньше, чем у домашних проекторов. Соответственно, четкость больше, а искажений — меньше

Странно! Если рассмотреть фотообъективы, то качество и цена растут с увеличением, а не с уменьшением количества линз. Подборка в рамках одного производителя:

Olympus 25 1.8 - 20 тыс. руб., 9 штук

Olympus 25 1.2 - 82 тыс. руб., 19 штук

canon 50 1.8 - 8 тысяч, 6 шт.

canon 50 1.4 - 22 тысячи, 7 шт.

canon 50 1.2 - 78 тысяч, 8 шт.

Поэтому утверждение про количество линз и соответственно качество спорное, я бы сделал полностью обратное утверждение исходя из сложившейся мировой практики.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
Странно! Если рассмотреть фотообъективы, то качество и цена растут с увеличением, а не с уменьшением количества линз. Подборка в рамках одного производителя:

Как человек, не так давно весьма увлекавшийся пленочной, да и цифровой тоже фотографией, скажу - Вы немного неверно сравниваете, не на ту характеристику опираетесь! Цена растет не из за количества линз (это просто производственные издержки), а в зависимости от светосилы объектива - чем выше светосила, тем сложнее это в производстве и, соответственно, дороже объектив. А вот как этой светосилы может добиться производитель это уже его головная боль (кто то количеством линз, кто то другими технологиями)! В принципе утверждение в статье верно - чем меньше линз на пути света, тем более натуральным изображение в теории будет, поскольку каждая линза вносит искажения, в том числе может "мылить" изображение...)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

С ростом цены растет не только светосила, но и другие качественные показатели стекол. Да, сам подход увеличения количества линз для увеличения светосилы выглядит противоречивым, но вот выше примеры и таких каждый первый почти (в объективах Leica с светосилой 0.95 еще больше линз, чем в выше упомянутых Canon). Опять же, светосила объектива имеет прямое отношение к яркости проектора, которая тоже является одной из качественных характеристик (особенно ее уровень после калибровки, а здесь с этим не очень хорошо). Если бы все было так просто (проблемы передачи света решались бы в упор), линза видимо была бы вообще всего одна )))

P.S. Я не сильно продвинутый фотолюбитель, просто обращаю внимание на факты. Может быть кто-то зайдет и даст исчерпывающий ответ про практику используемых в проекторах объективов, было бы интересно почитать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

интересную темку подняли Господа!!! а вообще кто делает оптику производителям проекторов? особенно японским... те же канон-никон?


а теперь давайте разбираться чем отличается проекционная оптика от фотографической... главное отличие это то что в фотике у нас проекция объемного мира со сложными направлениями освещения (там на заднем плане солнышко сбоку светит а тут спереди вспышка в лоб а на среднем подсветочку уже какую включили) на плоскую матрицу в то время как во всех пректорах начиная от фотоувеличителя и до современной техники у нас проекция с поскости на плоскость... с плоской матрицы на плоский экран... с четконаправленными световыми лучами... при этом фотографические объективы соотвественно должны обеспечивать качественное красивое размытие заднего плана... а любое размытие это потеря контраста и перекосы по яркости с тем что изображением в фокусе... т.е. линзы в фотиках кроме того что борятся с хромматическими абберрациями(о них чуть позже) должны еще и правильно балансировать яркости и контрастности размытого и сфокусированного... ну и плюс держать резкость при засветке боковыми источниками света... всячески избегать явления полного внутреннего отражения когда луч шурует по поверхности линзы засвечивая картинку через нее проходящую... тем самым понижая контраст и уровень черного и мыля в хлам где не надо... для всех этих дел ставят дополнительные... правильно!!! линзы!!! в проекционной оптике таких проблем нет... там главное держать микроконтраст(это когда рядом с белым пискелем во всю яркость шурующим черный оказывается а дальше сразу белый... вот чтобы черный не засвечивался...)


ну а теперь собвественно про хроматические абберрации... суть в том что что длинна волны света от красного до фиолетового разная... и как и звук проходит меняет фазу на разном расстоянии... т.е. проходя через воздух она проходит через привычную нам стандартную среду и потому гуляет по простраснтву привычным путем а вот оказавшись в линзе... другой среде и пройдя через нее она приходит на экран в другое время и в другом месте... отсюда на контрастных изображениях и стартовая длиннофокусная оптика у фотиков и стартовая оптика в проекторах выдает некоторое расползание изображения по цветам... черный шпиль на фоне светлого неба вдруг обзаводится зеленовато-голубоватой окантовкой слева и фиолетово-сиреневой справа... ну или сверху снизу на ветвях деревьев... обычно для борьбы с этим безобразием применяют вторую линзу которая имеет обратную характеристику расползания волн... таким образом 2 линзы дают лучшую картинку чем одна... есть еще всякие хитрые низкодесперсионные линзы и флюоритовые стекла они обычно в оптике встречаются поштучно а не парами...


ну а теперь маленькая история про... телескопы... когда то давно люди наблюдали за звездами через классическую оптику(ту что и в проекторах и в фотиках) но вот не хватало им разрешения ее и все тут... лучи проходили через стекла и расползались в пространстве... резскости не хватало чтобы рассомотреть звезду... и тут товарисч недавно усевшийся в городе Сирракузы на юге нынешней Италии и получивший за это яблоком по голове сообразил... не надо чтобы лучи шли сквозь линзу(ничего прием не напоминает?!!) надо чтобы они от нее... ага!!! ОТРАЖАЛИСЬ!!! и поставил зеркало(без стекла само собой... чистый металл)... что значительно повысило качество наблюдаемого изображения и стало революционным прорывом в астрономии как науки вообще... данную оптическую схему до сих пор применяют как основную доминирующую в астонаблюдениях и астрофотографии... (да и в мирном быту есть оптика на мирные 400мм фокусного расстояния с зекальным отражателем... самолеты фоткать...) называется она Телескоп Ньютона!!!


в общем возвращаясь к оптике в проекционной технике можно сделать вывод что не зная какие там стоят линзы трудно судить о качестве оптики... парные линзы тоже расхождения имеют и их не плохо бы второй парной группой выравнивать... а там и третьей и четвертой... если же лизны из каких то более хитрых материалов то может их и поменьше надо... в добавок к этому мы ничего не знаем о диафрагме в этой системе... обычно там ф2.8 или ф4 фиксированная.... но в данном случае если диафрагма меньше то выше световой поток а он провоцирует абберрации...


так что в целом да... фраза что в данном объетиве вдвое меньше линз а значит лучше четкость это "фраза журналиста" не задавшего дополнительных вопросов... с одной стороны такие фразы нужны... они провоцируют пытливый ум... он будет разбираться что откуда почему... возможно и кувалдой по объективу засветит чтобы уж наверняка выяснить в чем секрет!!!

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

Для проекторов JVC оптику делает Fujinon

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.