На протяжении всего существования компакт-диска периодически предпринимались различные ухищрения для повышения качества его звучания, оставаясь в рамках 16 бит. Одним из самых первых приемов был преэмфазис.

Это сейчас аналоговое шипение ленты погружает меломана в лирическое настроение, а когда-то оно порядком действовало на нервы. Компакт-диски щеголяли немыслимыми спецификациями отношения сигнал/шум, но хотелось сделать его еще более впечатляющим. В связи с этим на некоторых CD первой половины 80-х применяли нечто вроде RIAA-эквализации, только уже для цифровых записей. Внешне и на слух эмфазис представлял собой аппаратный подъем частот свыше 1 кГц. В служебных данных такого компакт-диска этот момент отмечался специальным флагом. При поступлении такой метки на SPDIF-приемник CD-проигрывателя включалась специальная цепь, которая производила уже деэмфазис, и высокие частоты приводились в исходное, нормальное состояние.

Вот что происходит с ВЧ-характеристикой сигнала диска с преэмфазисом, если к нему не применить обратную процедуру — деэмфазис.

На первых плеерах цепи деэмфазиса были аналоговыми, затем они стали цифровыми. Позже, с развитием дельта-сигма-преобразователей, передискретизации и апсемплинга, эта технология была вытеснена другими фокусами, но диски никуда из коллекции не делись.



Среди части меломанов бытует мнение, что ранние CD-издания с преэмфазисом не только предпочтительнее ремастеров XXI века, но и в ряде случаев являются лучшими официальными релизами, когда-либо отлитыми в цифровом формате. Мнение небезосновательное, надо сказать. Во-первых, если речь шла, скажем, о переиздании в 1983 году альбома выпуска 1974-го, это значило, что мастер-лентам было всего 9 лет, а не 39, как сейчас. Во-вторых, в правилах тех лет на компакт-дисках не было принято компрессировать динамику сигнала, в отличие от нынешних правил, от которых даже не спасает 24-битовое разрешение High Definition. В-третьих, к дискам с преэмфазисом относится легендарная «тошибовская» серия Black Triangle. Причем надо понимать, что там издавалась не аудиофильская, никому не ведомая тоска каталогов Naim или Linn Records, а вполне себе популярные тайтлы вроде The Beatles, Пола Маккартни, Pink Floyd, Queen и так далее. В результате цена на некоторые позиции Black Triangle на интернет-аукционах исчисляется тысячами долларов. И это за круглый пластмассовый компакт-диск!

Все это прекрасно, скажет читатель, а где же интрига и в связи с чем в 2013 году мы вдруг решили поговорить о CD с преэмфазисом? Дело в том, что в современных цифровых источниках мы не сможем раскрыть потенциал таких, безусловно, ценных изданий без предварительных манипуляций. Ведь ЦАПы реагируют на служебный флаг преэмфазиса только с оптического привода. Такие диски можно скопировать; в полученном cue-файле, по которому ориентируется программа прожига болванки, так и будет стоять пометка FLAGS PRE перед индексом первого трека. И полученный CD-R будет полноценным Audio-CD с преэмфазисом. Но вот, например, по USB пометки FLAGS PRE передаваться уже не будут, и внешний ЦАП никак на них не отреагирует. Собственно, даже если нарезать сборник из разных альбомов на болванку, FLAGS PRE будет утерян. Да что там говорить, в современном ЦАПе может попросту не оказаться соответствующей цепи деэмфазиса. Таким образом, вместо легендарного Black Triangle мы получим противный звук с задранными верхними частотами и только. Что делать? iTunes умеет обходить эту проблему и выполнять деэмфазис, но, говорят, делает это из рук вон плохо. Да и саму программу вряд ли стоит считать пригодной для качественного воспроизведения аудио. Но есть и другие варианты. Для начала вы должны быть твердо уверены, что перед вами диск с преэмфазисом. Это слышно и на слух, это покажут риппинг-программы EAC и dBpoweramp, да и каталожные номера вам в помощь. Далее сграбливаем диск, как обычно, на жесткий диск. Полученный wav-файл опытные люди, знакомые с командной строкой, могут обработать в утилите SoX (она считается самой аккуратной) и получить второй wav, уже с оптимизированными высокими частотами. Сама команда будет выглядеть так:

sox имя вашего трека.wav имя вашего трека − deemph.wav deemph

Дальше перекидывайте результат во FLAC, архивируйте и спокойно наслаждайтесь звуком — увидите, насколько большой там получился динамический диапазон! Тем, кто предпочитает программные оболочки, можно посоветовать программы WaveEmph или использовать возможности прославленного Foobar2000. В последнем имеется возможность в меню менеджера DSP подключить плагин под названием Convolver. Если у вас Foobar является основной аудиопрограммой для прослушивания, то просто активируйте его на период воспроизведения, не забыв отключить на других альбомах. А можно раз и навсегда с помощью Convolver пересохранить оригинал с преэмфазисом в «нормальные» треки. Правильных вам высоких частот!