Гибкий звук. Тест проигрыватель виниловых пластинок Scheu Analog Premier MKIII

Гибкий звук. Тест проигрыватель виниловых пластинок Scheu Analog Premier MKIII

Scheu Analog Premier MKIII с тонармом Scheu Analog Cantus 9 и с головкой звукоснимателя Benz-Micro Ruby 3 Wood.

История Scheu Analog началась более 20 лет назад с создания Томасом Шоем своего первого проигрывателя. Компания никогда не была большой и успеха на рынке достигла уже после смерти автора и разработчика. В настоящее время фирмой руководит вдова мастера, Ула Шой, и возглавляемая ею компания производит проигрыватели и тонармы, базируясь на разработках и технологиях основателя компании. Помимо проигрывателей и тонармов в каталоге Scheu Analog присутствует некоторое количество аксессуаров, однаединственная головка звукоснимателя и несколько машинок для мойки виниловых пластинок. Проигрыватели отличаются очень лаконичным, даже минималистичным исполнением, в качестве основного материала широко применяется акрил, но при этом конструкции нельзя назвать непродуманными — в них чувствуется сочетание современных технологий и инженерных решений, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом. Представленный в тесте проигрыватель относится к середине модельного ряда и при всей своей внешней простоте и некоторой недружелюбности в отношении начинающего пользователя может оказаться очень серьезным претендентом на место в системе опытного и знающего ценителя винила.

Конструкция

Рассматривая тонарм, можно увидеть систему крепления к базе, поворотный узел, микролифт, одновременно служащий армрестом, и вольфрамовый противовес с эксцентричным креплением, позволяющий настраивать и прижимную силу, и азимут.

Проигрыватель Scheu Analog Premier MKIII выглядит одновременно простым и необычным. Аппарат представляет пример инженерного минимализма и состоит всего из нескольких деталей. Небольшое круглое основание устанавливается на поверхность при помощи трех регулируемых ножек-шипов. Правда, в комплекте нет никаких подставок под ножки, и их придется приобрести отдельно — без подставок шипы испортят любую стойку или полку. Основание проигрывателя изготовлено из черного акрила, внутри, вероятно, присутствуют какие-то демпфирующие элементы, но достоверно установить это не удалось. На основании закреплена площадка с двумя базами для установки тонармов — проигрыватель изначально рассчитан на установку двух тонармов длиной до 12 дюймов, и у производителя можно заказать базы практически под любой тонарм. Единственное, некоторые затруднения возникают, например, с тонармами SME, имеющими на выходе RCA-разъемы — в таком случае фонокабель с длинными разъемами может просто упираться в опору базы.

Массивный узел обратного по конструкции подшипника со снятым стаканом — видны бронзовое основание, стальная ось и керамический опорный шарик.

В остальном же, возможность установки двух тонармов — это несомненное достоинство, а при серьезном подходе к воспроизведению винила — объективная необходимость. Узел подшипника массивный, его крепление проходит через все основание, и в целом, конструкция логичная, да и качество реализации на уровне — если раскрутить диск рукой, то остановится он где-то через 10–12 минут. Подшипник расположен максимально высоко и имеет обратную конструкцию — та часть, которую привычно называть стаканом, надевается на ось сверху и опирается керамической вставкой на керамический же шарик. Смазывается подшипник силиконовым маслом, для его заливки в шкиве проигрывателя предусмотрено специальное отверстие. Диск выполнен из акрила и имеет массу 7,5 кг. Мата производителем не предусмотрено, но, по моим наблюдениям, на этом проигрывателе можно использовать разные маты — пробку, керамику, металл, винил, карбон — в зависимости от того, как именно хочется подстроить под себя тонкие нюансы звучания. Привод аппарата условно пассиковый, вращение мотора передается при помощи мононити, которую нужно самому отмерять и завязывать специальным узлом. В проигрывателе используется двигатель постоянного тока, установленный в массивном металлическом корпусе. Блок мотора никак не привязан к корпусу, и можно выбирать место его установки, длину и силу натяжения нити. Помимо переключения скорости есть возможность точной ее настройки. Тут стоит сказать, что у нашего аппарата мотор из обновленной серии — более мощный по сравнению с ранними моделями и более стабильный.

Мотор проигрывателя: шкив мотора с натянутой мононитью, переключатель скорости вращения, а также ручки точной регулировки для каждой скорости.

Тонарм Scheu Analog Cantus 9 можно назвать как минимум странным. При классической одноопорной конструкции большая часть деталей выполнена из акрила, трубки в привычном понимании нет, вместо нее — каркасная конструкция. У тонарма обычная регулировка по высоте, а прижимная сила и азимут настраиваются за счет эксцентрично закрепленного противовеса — в целом, решение не самое удобное, настроить одновременно прижим и азимут затруднительно. Настройки антискейтинга нет. Не менее специфично крепление тонарма к базе — основание просто вставляется в базу и снизу закручивается гайкой. Но в базе не отверстие, а паз, поэтому попасть в нужное расстояние и не сбить его, затягивая гайку, получается не сразу. Также доставляет неудобства отсутствие армреста, тонарм просто лежит на площадке лифта. На выходе у тонарма — штатный несъемный кабель с RCA-разъемами.

Головка Benz-Micro Ruby 3 Wood традиционно для производителя МС, в нашем случае версия с низким выходом, выполнена в полуоткрытом корпусе из корня вереска. Настраивать головку удобно, но при настройке ее положения ориентироваться удобнее по передней поверхности, так как боковые имеют неровную форму. Внешне головка изготовлена очень аккуратно и качественно, единственное, что, на мой взгляд, представляет неудобство — отсутствие какого бы то ни было защитного колпачка в сочетании с нефиксируемым тонармом вариант весьма рискованный.

Звучание

Benz-Micro Ruby 3 Wood Головка звукоснимателя выполнена в полуоткрытом корпусе, изготовленном из корня вереска. Но при этом корпус не полностью деревянный — площадка для крепления к тонарму металлическая, и такая конструкция позволяет сделать крепление более точным, более надежным, и не накладывает таких жестких ограничений по количеству повторных установок, как если бы весь корпус был бы из дерева. Единственным недостатком корпуса я счел лишь отсутствие какой-либо защиты иглы.

Начать прослушивание я решил с концертного альбома Sarah Vaughan — Live In Japan. Звучание мягкое, комфортное, чуть теплое. Сказать, что не хватает детальности, нельзя, но и «голографического» разрешения нет. Воспроизведение различных частот во всем диапазоне, в целом, верное, но бас слишком аккуратный и интеллигентный. Средние частоты насыщенные, чуть выпуклые, а верхние лишены яркости. Все слышно, и слышно хорошо, но нет и намека на излишнюю аналитичность. Звук может показаться излишне спокойным и расслабленным. При этом вовлеченность в прослушивание присутствует в достаточной мере, от музыки совершенно не клонит в сон. Сцена — немного хуже ожидаемого: пропорции верные, но все элементы расположены слишком близко друг к другу, и сцена получается слишком камерной, особенно для хорошо записанного живого выступления. Продолжая джазовую тему, прослушал сборник Mahalia Jackson — Starportrait. Звучит хорошо, но в полной мере той глубины звука, которую можно услышать на этом альбоме нет, звук прорисован по контурам, но наполнения, глубины не хватает. Более ранние монозаписи звучат формальнее, чем более поздние стерео, хотя по опыту прослушивания этот же альбом на таком же проигрывателе, только с другим тонармом и головкой Denon DL-102 может звучать просто восхитительно. Чтобы как-то закрепить впечатление, в качестве следующего альбома выбрал пластинку Oscar Peterson Trio — Night Train vol.2. Характер звучания уже болееменее предсказуемый — все ровно, в меру детально и немного мягко. Проработка образов сцены на хорошем уровне, но не более того. Не хватает хлесткости, ощущения присутствия. Одновременно звучание очень певучее, мелодичное, при отсутствии выраженной аналитической составляющей в воспроизведении, эмоции музыки чувствуются очень хорошо. Так же можно отметить одно очень хорошее свойство головки и отчасти тонарма: пластинки в более-менее потрепанном состоянии воспроизводятся на редкость хорошо — уровень шумов и артефактов заметно ниже среднего, а сама информация с дорожки считывается точно и аккуратно. Заканчивая с джазовой темой, я поставил пластинку Aurex Jazz Festival '81 — Allstar Jam Session. Она сама по себе уникальна и составом музыкантов, и уровнем исполненной музыки, и качеством записи. В нашем же случае звучание быстрое, но все равно иногда складывается ощущение, что звук запаздывает. Духовые инструменты звучат аккуратно и ненавязчиво, иногда слишком ненавязчиво. Сцена камерная, а звучание баса и ударных иногда кажется таким аккуратным, будто музыканты играют, но при этом боятся кого-то разбудить. При этом сказать, что бас неглубокий, было бы не правдой. Еще на этой записи подтвердилась одна особенность, замеченная ранее: тракт очень интересно воспроизводит солирующий инструмент или голос — его звук как бы выделяется из общего контекста и переносится на передний план, но при этом все остальные составляющие музыки уходят слишком далеко назад. Также головка на этом тонарме несколько хуже отрабатывает последние треки на пластинке, особенно если пластинка записана почти до «яблока».

Прежде чем перейти к музыке классической, решил на контрасте послушать немного рока. Альбом Queen — Made In Heaven прозвучал ровно и динамично. При некоторой склонности головки и тонарма к воспроизведению музыки камерной и малых составов на этом альбоме я не услышал ни одного момента, когда звук начал бы сваливаться в кучу. Но одновременно почерк «звука в себе» остался — даже быстрый, динамичный альбом, насыщенный и множеством звуков, и призвуков, а также не лишенный технических проблем записи прозвучал ровно, спокойно, со сдержанной эмоциональной подачей. Все детально и достаточно быстро, но комфортно и аккуратно, формально в звуке все есть, но эмоционально — звучит диск слишком успокоенно и умиротворенно. Прослушивание записей классической музыки начал с оперы Giacomo Puccini — Madama Butterfly: все звучит достаточно ровно, точно, но примерно с теми же особенностями воспроизведения частотного диапазона и сцены. Что однозначно понравилось — тембрально звучание верное, все инструменты и голоса звучат без искажений. Но на быстрых и эмоциональных моментах этих самых эмоций как раз маловато. Скорее, хочется слушать оперу, сверяясь с партитурой, а не получать эмоциональную отдачу от замечательного исполнения и очень хорошей записи. После «большого» классического произведения мне захотелось услышать, а как же прозву-чат произведения сольные, и для этого отлично подойдет пластинка Vladimir Horowitz — 1966 Carnegie Hall Recitals, Vol.2. И здесь способность тракта подчеркивать солирующий инструмент раскрывается наилучшим образом. Звук подробный и очень аккуратный, слышны и основные тона, и послезвучия струн рояля, и призвуки деки. Пропорции верные и точные — когда тракту достается звук одного инструмента, не конкурирующий ни с чем, он воспроизводит его практически идеально. Закончив с прослушиванием, я решил немного поэкспериментировать. Так уж сложилось, что данный проигрыватель мне был очень хорошо знаком и до теста, я слышал его в комбинации с несколькими различными тонармами и порядочным количеством головок. Поэтому рассмотреть только один штатный вариант с тонармом того же производителя мне показалось недостаточным. К тому же Cantus — самый неоднозначный из всех тонармов Scheu Analog — тот же 12-дюймовый Classic звучит менее камерно, более прозрачно и аналитично. Хотя самым интересным и достойным «напарником» для этого стола я бы назвал тонарм Ikeda IT-407 в сочетании с головкой Ikeda 9 Rex. Но этого тонарма в моем распоряжении нет, поэтому я установил 12-дюймовый SME M2-12 и на него — Benz-Micro Ruby 3 Wood. В таком сочетании головка раскрылась намного лучше — может быть, она не так вдохновенно стала воспроизводить малые составы, но зато появилась широкая и глубокая сцена, ушла камерность звучания, улучшилась детальность, но при этом сохранилась честная тембрально подача, а звук, в целом, из несколько зажатого превратился в прозрачный и аналитичный, но без потери интеллигентности. Так же чутко проигрыватель способен реагировать на любые прочие изменения в механических составляющих — на маты, прижимы, способы установки.

Резюме

Данный проигрыватель исключительно интересен и заслуживает большого внимания в первую очередь со стороны тех, кто хочет собрать свой уникальный тракт, подстроив все нюансы звучания под свои потребности. Иначе говоря, аппарат для опытных в виниловых делах слушателей, знающих, что с чем и как сочетать. Но именно в таком качестве на базе данного проигрывателя можно построить тракт очень высокого уровня и без особых сложностей управлять практически всеми нюансами звучания.

Музыкальный материал

1 Aurex Jazz Festival '81 — Allstar Jam Session — Aurex / Toshiba EMI Japan EWJ80208 / Stereo

2 Giacomo Puccini — Madama Butterfly — Maria Callas, Nicolai Geda, Mario Borrifello, Orchestra e Coro del Teatro alla Scala, Herbert Von Karajan / EMI 16300424 / 26 / Stereo

3 Mahalia Jackson — Starportrait — CBS 67256 / Mono-Stereo

4 Oscar Peterson Trio — Night Train vol.2 — Verve V6-8740 / Stereo

5 Queen — Made In Heaven — Parlophone 7234 8 36088 1 2 / Stereo

6 Sarah Vaughan — Live In Japan — Mainstream MRL 2401 / Stereo

7 Vladimir Horowitz — 1966 Carnegie Hall Recitals, Vol.2 — Scriabin — Sonata No.10, Op.70 — Debussy — L'islw Joyeuse — CBS / Sony Japan SOCO 34 / Stereo

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 6, 2011
70 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.