Ремонт и модернизации отечественного электропроигрывателя «Ария-102-стерео»

Ремонт и модернизации отечественного электропроигрывателя «Ария-102-стерео»

Хочу поделиться опытом ремонта и модернизации довольно распространенной отечественной вертушки «Ария-102-стерео». Решил написать по причине периодического появления подобных тем. Найти инструкцию по ремонту на него очень просто. Более того, забегая вперед, скажу, что результат оказался для меня совершенно неожиданным — не надеялся получить достойный звук от такой конструкции!

Из особенностей вертушки: прямой электромеханический привод диска, электронный микролифт, необычная конструкция тонарма, оптический автостоп.

Выполненные работы можно разделить на несколько этапов. Сначала был сделан ремонт и замена вышедших из строя радиокомпонентов. В моем случае нужно было поменять конденсаторы, которые потеряли емкость, в результате чего не работал микролифт и автостоп.

Дальше пришлось сделать регулировку узлов аппарата. Я разобрал привод стола, смазал его и собрал обратно. С ним проблем не возникло, а вот потом все пошло не так гладко. Вероятно, сборка на предприятии была не очень-то высокого качества, поскольку находящиеся под заводским лаком регулировочные винты были настроены неправильно. Тонарм при повороте двигался с заеданием. Причина скрывалась в шторке автостопа — ее криво установили и она касалась корпуса.

Шторка автостопа

Также было обнаружено заедание при перемещении тонарма вверх-вниз. Оно возникало из-за неправильной регулировки винтов тонарма под пластиковой крышечкой. Обратил внимание, что в более раннем проигрывателе «Радиотехника ЭП-101-стерео», несмотря на всю примитивность и похожесть конструкции тонарма, на выходе был очень достойный звук. А в этом проигрывателе с тонармом все очень плохо.

Винты с зеленой краской были неправильно отрегулированы от рождения

Следующий этап — модернизация. Я решил полностью перебрать тонарм и собрать и отрегулировать все как надо. По итогам нашел виновников некачественной работы тонарма — это узел с пружинками на фото и установка трех жил вместо пяти. Все это было удалено и сделано уже по правилам.

Этот узел без сожаления был удален

Заменил проводку тонарма на то, что было не жалко, ведь результат на тот момент был еще не известен, поэтому поставил МГТФ. Его многие критикуют, но в данном случае он оказался вполне уместен. Из тонарма у меня выходят пять жил: четыре идут на головку и пятая на корпус тонарма (для нее есть специальное место крепления). Штатный кабель до фонокорректора без земли я заменил на балансный кабель. У меня в наличии был Supra Dual, но вполне подойдет и другой микрофонный кабель с двумя жилами внутри и общим экраном. Кабель распаян согласно схеме.

Схема распайки кабеля

В проигрывателе из кабеля выходят четыре жилы, которые соединяются с четырьмя жилами тонарма. Экран от кабеля никуда не соединяется — это важно. Еще параллельно кабелю идет земляной провод. Одним концом он соединяется с землей фонокорректора, а вторым заходит в проигрыватель и соединяется с землей тонарма. Еще мне пришлось подсоединить к нему отдельный провод (он тоже синего цвета, как и земля) и пустить его на дно — в нем есть специальный контакт для подсоединения земли.

Плата тонарма крупным планом (можно кликнуть в отдельное окно, чтобы увидеть детали в увеличенном виде)

В итоге — вертушку просто не узнать. Тонарм получил необходимую подвижность, никакого рокота или помех теперь вообще нет. Еще заменил родной мат на фетровый и штатную головку на AT95EBL.

Проигрыватель в работе

Можно и дальше вести усовершенствование по пути утяжеления стола, повышения виброразвязки, но я решил остановиться на том, что есть.

P.S. Не судите строго за фото, ведь все выполнено в процессе работы над проигрывателем.

78.57 дБ +

Комментарии

#

Интересная статья (хоть винил я и не слушаю), спасибо.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlexPlay #

Вадим молодец конечно,но его бы способности проявить бы в более полезном деле.Например взять винтажную вертушку импортного производства и проапгрейдить ее.Какой-нибудь денон или техникс. Не знаю,как Вадиму,но уверен большому количеству людей это было бы очень интересно и полезно.А вот делать из Г конфетку.... Лично мне это непонятно.Вот была бы изначально хорошая вертушка это был бы очень ценный и полезный опыт.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Эта вертушка у меня случайно оказалась.

У меня есть Technics sl-1200 и в нем я только только заменил родной кабель. Всё, больше с ним делать нечего с паяльником. Есть много аппаратов, которые твику "не поддаются". это означает, что производитель сделал хорошее устройство и в доработке нет необходимости.

- 59.03 дБ +
#

Да-а-а-а-а!

- 50 дБ +
#

Мне вот интересно, ну как после таких вот косяков в сборке и регулировке компонентов находятся граждане которые отчаянно уверены что наш советский хайфай огого и даже лучше ихнего?

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Ну понятно же, что мнение сие культивируется мышлением стереотипным, а не опытом богатым.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Какой смотря. Понятно, что первоклашек надо напильником дорабатывать чтобы оно хоть как-то работало. Аппаратура же высшего класса (если хорошо сохранилась) подобного процесса как правило лишена, не считая замены конденсаторов.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

СССР давно закончился,а люди в нем рожденные еще живы)))) Так что таких граждан еще очень много.У меня был один знакомый-ездил на BMW X 6 и слушал s90. Считал что сейчас сплошной китай,а раньше делали лучше.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Всё правильно, лучше уж с90 слушать, чем то что сейчас продают)

- 37.45 дБ +
⇡ в ответ @Ros #

Да чего ж такое, опять любители башен минусуют! Вот одно дело когда у человека дома 2 башни стоят, а другое когда с 90! Последние сразу внимание привлекают и интерьер украшают.

- 39.21 дБ +
⇡ в ответ @Ros #

минусуют скорее всего любители здравого смысла:))) насчет украшения это вы круто прикололись:))))) многих с таким украшением жены и на порог не пустят :))))))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Скорее любители серых-лакированных гробов-башен. Конечно, серьёзная 3 полоска будет занимать существенно больше места чем 2 башенки. Ну или с90 вместо неё... Как минимум, оно будет бросаться в глаза на фоне чёрных, безликих ящиков и мебели, вызывать любопытные взгляды у гостей, гордость у своего владельца, и даже настольгию в какой-то степени. Кто-то скажет, что это какое-то древнее уродство советских времен, однако я с таким категорически не согласен. Выглядят с 90 своеобразно, и я бы сказал, достаточно красиво, уж куда интереснее чего-то безликого из наших дней. Сходите в аудиосалоны, посмотрите что там продают, посмотрите как оно выглядит. Всё серо и однообразно, отличается разве что количеством динамиков и цветом лака. А посмотрите на винтажную акустику, это самые настоящие произведения дизайнерского искусства(ну не все конечно) отражающие "ту" эпоху, да, по большей части применимо это к японцам и пр, однако наших с90 это тоже касается, массивность, огромные ящики, цвет шпона, шильдик на передней панели с названием акустики и ачх... А если при гостях на соответствующей аппаратуре бони эм поставить, так вообще а*уеют. Даже соседи придут в гости, с Вами праздновать будут!

Впрочем, если "здравый смысл", как вы говорите, это безликость, ничего вам доказывать не буду. Главное, получать удовольствие от прослушивания музыки, чего и Вам желаю! Спасибо всем за минусы, очень конструктивно!

- 39.21 дБ +
⇡ в ответ @Ros #

Лакированные башни лучше подходят к современным интерьерам,а вот винтажные как раз и напоминают гробы.Ну что поделать,если концепция изменилась и вместо 30 см динамиков стали ставить по 2 штуки 16 см. Я тоже начинаю сейчас думать о том,что большой басовик хорошее дело,но тут мнения разные.Некоторые производители возобновляют линейки 70х годов в новом качестве-например танной.А клипши сохранили всю линейку эритаж и продолжают ее расширять.Все новое это хорошо забытое старое.А что касается s90 то это такие же дрова как и все советские вертушки и прочая техника.За неимением мерседесов и бмв у нас и волга считалась пределом мечтаний.Уж если винтаж-то лучше диатон,чем s90.

По поводу безликости-тут вообще не согласен.Посмотрите на бивни 8 серии,фокалы,кефы,легаси,вильсоны.Их уж никак безликими не назовешь. А ширпотреб понятное дело,какие там могут быть изыски....


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ros #

слушайте, ну право слово, ну невозможно. Вот вы серьезно сразу так относите S-90 к винтажной технике и апеллируете тем что мол раз это винтаж то и произведение искусства? Ну хватит, то что их делали в 197х-198х не значит что это произведение искусства автоматически.

Что же касается реального положения дел, то одна пара у нас в офисе стоит. Выглядит как ... ну, на троечку с минусом. И глобально там ничего не поправить. Ну посмотрите еще раз сами:



И сравните с даже не самой уж лухари, довольно средней серии колонками от сансуй:



И я даже не хочу обсуждать качество деталей С-90, все вы их знаете, ну разве это можно сравнивать?


А гости... Что гости, ну скажут не "О, круто, Вован, у меня такие были!" а "О, нифигасебе, у меня в классе был пацан, у него папа из японии такие привез!".

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Смотря,что наливать гостям.Если абсента налить,то им и Весна 202 будет круто!!!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Или вместе с ними выкинут за этот самый порог)))))

S 90 место в музее советских вещей.Ну или в коллекции.Сверху на них можно еще советский "никон "поставить для антуража-фотоаппарат КИЕВ.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Я ж написал про японцев, у них конечно всё куда приличней было. Поймите меня правильно, с 90 выглядят оч внушительно и массивно, да, японцы винтажные (по моему мнению) эталон дизайнерской мысли. Но относительно той безликости, которой руководствуются дизайнеры большинства сегодняшних колонок, с90 сильно выделяются.

Я всё понимаю конечно, это сейчас для эконом класса норма, но у "не эконом класса" нынешней акустики ценник космический, исключения крайне редки. А тогда, для всех производителей это было само собой разумеющимся, и не только доступным для избранных, покупающих только "верхнее в линейке". С90>нынешний, как выразился комментатор выше "эконом класс". Моё мнение, опять же.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Да ничего не выкинут! Надо бони эм завести и плясать пойдут!

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Ros #

я 2 года назад такие же пионеры другу подарил.И винтажный усилок дюаль 1460.

Поймите сейчас концепция изменилась.Другие принципы у акустики.И дизайн тоже разный.Понятно,что бюджетка -обычные столбики с 13 см динамиками.Но есть и выдающаяся по дизайну акустика.И довольно много ее.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ros #

а кроме бони ем? Хорошие ас для проигрывания "санни")))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Довольно много с ценником выше 100к, а тут уж извольте лучше винтажный пионер возьму

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Увы, но новодельная акустика с ценовым диапазоном до 1000$ и того не может отыграть нормально. Впрочем, у меня в пользовании с 90 нету, так что ни к чему это))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Ros #

да я про другое. С90 - это унылое говно, которое продавалось задорого и ценилось в СССР только потому что ничего другого массы не знали, а если и знали, то купить не могли. Что касается внешнего вида тогда и сейчас - многое поменялось. Если раньше ценились в аудиофилии лампочки ручечки и прочие крутилки с регуляторами, то сейчас - прямой тракт, отсутствие темброблоков и прочих деталей, могущих теоретически навести какие то помехи. Ну вот так вот, да. Потому эти все регуляторы и прочие индикаторы перегруза уехали с колонок навсегда. Чего теперь страдать то?

Резюмируя свою мысль и свой вопрос - ну какого хрена все дрочат на эти С90 если ну вот чуть чуть дороже и можно купить такого же вида японцев, которые красивее, лучше, надежнее, музыкальнее и так далее? Понимаю если в детстве такие были - в качестве билета ненадолго в детство могу понять. Но эти споры с пеной у рта как раньше в сссрии хайфай делали круто - не могу ни разу.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

не только японские, западные колонки тоже в порядке - немецкие например и цены на них не перегреты, в отличие от

- 50 дБ +

Да-да, я вижу как "изменилась" - вспомнили вертушки и т.д., далее... "Радиотехника" уже производит, хоть и современную, но концепцию S-90. А возьмутся за ретрошный дизайн - ни кто не упрекнёт, и будут правы ;-)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ros #

Вот винтажные колонки Sony

А вот советское изделие более поздних времен Электроника 75АС-065

Понятно, как наши совковые конструкторы "конструировали"? Причем хреново слизывали, реплика звучит так себе.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Поправлю немного вас. Прародитель нашей электроники 75ас 065 - Fisher STE 1200, также известные как otto sp x-1. Где-то читал статейку, вообщем, задачу конструкторам нашим поставили в том то и дело что повторить или сделать что-то похожее, что они в итоге и сделали. Конечно, глупо было от реплики ожидать звучания на уровне оригинала. Но тем не менее, на мой слух, реплика весьма качественная. Если не хай энд, то как минимум оч добротный винтажный хайфай, полностью оправдывает те деньги, что за неё на авито просят. С новодельной вообще сравнивать такое глупо: на фоне них весь новодел до 100-130к - дрова.


Конечно, просто сравнивать и незаслуженно обсирать советскую акустику. Ведь у "них" там "золотая эра" была и прочее прочее. Но вы не забывайте, "они" там тоже еденицы в лучшем случае имели вышеупомянутые otto, да и сейчас ситуация не особо изменилась, хотя и рынок винтажа есть, всё равно иной раз случайно попадаешь на видео какого-то иностранца с примитивным сетапом, который ну ни в какое сравнение с советским 0 классом и какими-нибудь электрониками. Разве что вертушка техникс выделяется: и та, что называется - "сильно видавшая виды", ладно хоть поёт.


Радоваться надо и гордиться нашими людьми, что такие вещи могли делать, пускай и заимствовали дизайн и конструкцию у вражеской техники. А в какой сфере этого "заимствования" нет? Да везде есть, и они друг у друга некоторые вещи заимствовали(не было у них задачи делать реплику другой акустики, или я что-то упустил, однако были оч похожие по дизайну модельки от разных производителей) Вообщем, не нравится вам чудо нашей инженерной мысли, хорошо, буду очень рад, и помогу Вам или одному из Ваших друзей избавиться от такого, раз уж оно такое плохое и Вас не устраивает, с радостью приму в дар и буду наслаждаться музыкой))

- 50 дБ +
#

Интересно. Но вообще, здорово было бы какой-нибудь общий материал, с советами по доработке советских электропроигрывателей. Их на вторичке много и дешево, поэтому советы подойдут тем, кто стеснён в средствах.

Возможно, опытные товарищи напишут список проигрывателей, которые есть смысл покупать на доработку.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Подавляющее большинство из них стоит честно отнести на свалку и не пытаться выдавать желаемое за действительно.

Исключения очень редки, и даже они - скорее ностальгически-исторические артефакты.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Все понятно... Очень жаль(

- 50 дБ +
#

Спасибо, Вадим, за статью. Я вот до сих пор не решил как быть со своей Вегой 106. Честно говоря, отдал бы на настройку и проверку грамотному специалисту. В свое время она звучала очень достойно насколько я могу судить из своих детских впечатлений. Летом думаю заняться этим вопросом.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Если это из детства-тогда лучше сохранить и даже восстановить.Если для использования-то сейчас за относительно небольшие деньги можно купить винтажный денон или кенвуд или ямаху.Будет значительно лучше.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

отдавать стоит,если грамотный специалист работает за бутылку беленькой

то,что получилось затем на тест какому-нибудь ребёнку-он врать не будет,скажет достойно заиграло или нет

товарищ как то просил меня продать его 106 в идеальном состоянии-моя мечта по юношеским впечатлениям,думал эту подшаманю-у себя оставлю

когда взял в руки-всё болтается,кривое,огромные люфты и т.д.

пришло понимание,что подшаманить выйдет очень и очень дорого для моего бюджета,при этом 106 как стоила копейки на вторичке,так копейки и будет стоить не смотря на значительные суммы вливания

в общем купил новый аппарат от Rega,а 106 продал от греха

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Imperium #

Я поинтересовался в салоне, что можно взять за не дорого, чтоб не хуже этой Веги и то что мне показали за 30тыс к примеру, сделано намного проще. И рекомендовали или брать новое не менее чем за 60 тыс, либо тюнинг Веги, который экономически намного выгоднее.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

ЛЮБОЕ железо импортное сделано НАМНОГО проще из СССР с виду

на плате не на что смотреть,тот же Корвет 068 из последнего отечественного у меня

звук дерьмо (зачем я его только купил заместо Кумир 001),зато схема далеко непростая,напихано там от души,как и у 106

ну и вес нельзя сбрасывать со счёту,ибо звук и вес по сути близнецы-браться

говоря про звук-подразумеваем вес

говоря про вес-подразумеваем звук

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Вся проблема в том,что в бюджете до 1000 баксов нет альтернативы винтажным проигрывателям.За 300-500 баксов можно купить в Японии винтажный Денон или Техникс ,многие модели переделываются на 220 вольт.И если сделать правильный апгрейд можно получить хороший результат.Вот мне было бы интересно почитать про апгрейд какого-нибудь из Денонов- 57/59/62/67. Сам думаю поменять провода в тонарме на новые.Фоно кабель уже поменял на Ортофон.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Я ранее выкладывал фото вертушки, которую сделал из 602й Унитры. Но найти ЭПУ Унитра Г-602 (именно без буквы С) в хорошем состоянии очень сложно. У Унитры по механике невысокая надежность: двигатель уже с завода был с недостатками, привод стола быстро разбивался, а Ария 102 - боле надежная, но капризная по тонарму и электронике. Но тонарм у Унитры более интересный, чем у Арии.

- 50 дБ +

Если руки дойдут - проапгрейдить АРИЮ УНИТРАвским тонармом.

А мож кто меня опередит в этом.

- 50 дБ +
#

Слышал или читал такое-у качества родины нету! Так что не стоит принижать или восхвалять советскую технику. Были разные вещи , кому как везло. Моя первая вертушка была вообще кошмар по сути. Это Аккорд-201-стерео... Но большинство пластинок было куплено во времена когда у меня был он... И сегодня они почти все прекрасно играют, похоже мне повезло с иглой, силой прижима ... Сейчас пользуюсь 110 Вегой , с новой головой, всё устраивает. А что касается колонок ,то да хорошо звучащие башни многим не по карману. Ну а на с90 мир клином не сошёлся , есть и другие достойные колонки например Эстония 35ас-021, сам сейчас на ней и слушаю.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Deslav #

Полностью поддерживаю! Мне из совка, например, импонируют корветы и амфитоны, а с90 скорее самые массовые, возможно с переездом как передняя пара для киношек и пойдут, но не более. А за хорошо звучащие башни смысла платить не вижу, лучше уж винтажную японскую акустику возьму) И усь к ней соответствующий!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ros #

так давно уже тенденция такая,что за ХОРОШО звучащие не только башни,но и остальное железо смысла нет платить

- 50 дБ +
#

Я поехал себе брать Technics 1510. На полке , прикрытая тряпочкой, стояла Электроника 012 с тонармом от Б1-01. В результате уехал с ней домой. Поставил Ortofon M2red. Как раз для ознакомления с винилом. 160 $ на все ушло. Даже на таком уровне понятно, что винил звучит натуральнее и естественнее. Не представляю, какой звук на топовых системах. CD Marantz 5004 звучит чище, с ним меньше возни, но звук стерильный, без души. Пока не хочу лезть в аппараты подороже , т.к. это неминуемо приведет к смене всей системы.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @baidich777 #

Можно было бы и Торенс поискать, пусть даже не такой, с которого эту Электронику топорно слизали, и не с SME, у которого хоть и примитивная конструкция, но и ее не смогла внятно советская промышленность повторить...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Не все еще в себе победили совок.С возрастом это становиться все труднее,а если еще жить дальше от столицы,при замкадовском уровне жизни-для многих это задача непосильная. Как говорят "девушку можно вывезти из деревни,а вот деревню из девушки нельзя."

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Я вообще не знаком с совком. Только в 28 лет начал интересоваться Hi-Fi. Помню дома был комбайн радио + виниловый проигрыватель с пластиковой иглой. Какой там звук может быть?

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.