В ритме марша: тест проигрывателя виниловых дисков T+A G 1260 R

В ритме марша: тест проигрывателя виниловых дисков T+A G 1260 R

Проигрыватель виниловых дисков T+A G 1260 R с тонармом на базе Rega RB-301, головкой звукоснимателя Ortofon M2 Bronze и встроенным мм-фонокорректором.

История немецкой компании T+A elektroakustik началась в 1978 году. Название T+A расшифровывается как Theory and Application — «Теория и Практика», или, если дословно, «Теория и Применение».

Первой продукцией были акустические системы, позже появились усилители, еще позже — цифровые источники и проигрыватели винила. В модельном ряду проигрывателей всего два, впрочем, больше их никогда и не было. К собственным разработкам компании относятся столы и фонокорректоры, а тонармы, головки и провода всегда использовались от сторонних производителей. Проигрыватели никогда не были основной продукцией, но их нельзя отнести к побочным продуктам — нет, все реализовано серьезно, рассмотреть хотя бы фирменную систему управления двигателем с использованием стабилизации напряжения катушки, кварцевой стабилизацией и цифровым управлением. Не меньше внимания уделялось выбору комплектующих — верхняя модель обычно комплектуется тонармом SME и МС-головкой с высоким выходом Benz Micro. Прежде чем перейти к прослушиванию «младшей» модели проигрывателя Т+А, стоит обратить внимание на некоторые фирменные черты всех проигрывателей производителя. Они не очень-то предполагают пользовательское вмешательство — замена тонармов не предусмотрена, фонокорректор встраиваемый, выбор аксессуаров и опций минимален.

Если снять основной диск проигрывателя, можно увидеть шкив мотора, пассик, субдиск, на который передается вращение, и часть МДФкорпуса, покрашенную в черный цвет.

Конструкция

Рассматривая проигрыватель, отмечаем, что внешне он представляется более простым, чем есть на самом деле. первое обманчивое впечатление — вес аппарата, он больше ожидаемого при весьма скромных размерах корпуса. Это объясняется тем, что корпус выполнен из массива МДФ и снаружи покрыт алюминиевыми пластинами, которые могут быть или серебристыми, или черными. если изучить внутреннее строение проигрывателя, оно опять же оказывается необычным. Массив МДФ заполняет практически все пространство корпуса, выполняя как опорную функцию, так и функцию виброразвязки, — МДФ эффективно поглощает вибрацию. если снять металлический кожух, закрывающий проигрыватель снизу и сзади и служащий в том числе экраном, можно подробно изучить внутреннее содержимое. тут можно увидеть достаточно мощный мотор и блок питания, конструктивно выполненный на достойном уровне, — качественные комплектующие и неплохой запас по мощности. а дальше обнаруживается еще одна необычная деталь, не свойственная для современных проигрывателей высокого уровня, — в корпус встроена плата фонокорректора. аналогичная опция в серьезных современных проигрывателях с мне вспоминается только у Linn. Фонокорректор устанавливается опционально, можно выбрать как проигрыватель без корректора, так и плату под ММили МС-головки. В нашем случае установлена плата ММ-корректора PH-G10 ММ с возможностью настройки емкости и чувствительности входа.

Задняя панель проигрывателя с расположенными на ней сигнальными разъемами, разъемом R-Link и входом сетевого кабеля.

В любом случае, есть корректор или нет, сигнал выводится на установленные на корпусе RCA разъемы. еще из особенностей проигрывателя нужно отметить то, что предусмотрено его подключение по шине R-Link к предварительному или интегральному усилителю R-серии, что позволит синхронизировать включение питания устройств. при прослушивании можно отметить очень низкий уровень фона и практически полное отсутствие каких-либо слышимых эффектов при простукивании корпуса. качество внутренней разводки и сборки на высоте — все сделано очень аккуратно. из механических частей можно увидеть уже упомянутый мотор, нижнюю часть поворотного узла тонарма и крепление стакана подшипника. Но более наглядно эти компоненты видны с привычного ракурса, из того, что расположено снизу, остается упомянуть ножкиопоры. Вот они, хоть и имеют какую-то развязку и регулировку, выглядят не очень убедительно — конструкция внешне хлипкая, не соответствующая корпусу. Видимо, разработчики решили, что при такой конструкции стола ножки не сильно важны, а может быть, таким способом просто минимизируется площадь контакта корпуса со стойкой. Переходим к виду сверху. Тут все привычно. Бронзовый стакан обычного, не инвертированного подшипника, помещенный во внешний металлический корпус, вполне соответствует по размерам диску, весящему 3,8 кг. Вращение с мотора передается при помощи короткого пассика на цинковый субдиск, на который, в свою очередь, устанавливается основной диск, снабженный толстым силиконовым матом. За счет конструкции и наличия перепада по высоте между диском и субдиском использовать сторонние маты не получится. К тому же установленный тонарм не имеет регулировки по высоте, что делает использование сторонних матов делом вообще бесполезным. Тонарм изготовлен по заказу компанией Rega, и в нем, несмотря на маркировку T+A, безошибочно угадывается Rega RB301. В чем отличие от базового варианта, сказать сложно, вероятно, только в проводке — обычно тонарм имеет несъемный фонокабель, а тут он распаян на плату внутри корпуса. Головка предустановлена на заводе, в нашем случае это Ortofon M2 Bronze — очень неплохая ММ-головка, но как она раскроет себя в данном конкретном случае, нужно слушать. В целом проигрыватель получается не совсем аудиофильский — вариантов для самостоятельных изменений практически нет, разве что подбор кабелей. При этом штатный фонокабель InAkustik далеко не самый плохой. Или выбор опций — тут производитель предлагает несколько дополнений, кроме платы корректора, можно заказать пылезащитную крышку и специальную щетку. Выбор же, например, головок ограничен параметрами тонарма.

Звучание

Прежде чем начать прослушивание, проигрывателю обязательно требуется приработка — помимо головки, должен приработаться встроенный фонокорректор, иначе звук получается очень резкий и грубый за счет сочетания «холодного» фонокорректора, неприработанных головки и штатного кабеля. Прослушивание можно начинать примерно после 30 часов пробега, да и то в процессе слышно, что звук еще не до конца стабилизировался. Я отдельно протестировал штатный кабель InAkustik — он хоть и не самого высокого уровня, но многим лучше обычных безымянных проводов. Базовые настройки головки, сделанные на заводе, не потребовали каких-либо корректировок.

Прослушивание начал с пластинки Sarah Vaughan «No Count Sarah». Сразу заметно, что монозвук строится вполне прилично, он располагается точно по середине и неплохо разложен в глубину. Звучание очень глубокое и сочное, в меру прозрачное и чистое, тональный баланс близок к ровному. Динамика высокая, хотя отчасти получается двоякое впечатление. Это не высокая скорость в прямом смысле, просто основные тона имеют выраженный акцент, а послезвучия затухают быстрее, чем им положено, за счет этого звук получается более ритмичным и одновременно более воздушно-прозрачным. Детальность как таковая не самая высокая, зная хорошо головку Ortofon M2 Bronze, можно сказать, что ее потенциал не полностью раскрывается именно по детальности, с другой стороны, эта головка в данном конкретном случае, вероятно, полностью перекрывает потенциал тонарма.

Тонармы Rega, как и остальные компоненты этого производителя, всегда более склонны к эмоционально окрашенной подаче музыки, нежели к подаче точной и аналитичной. Еще по звучанию старой пластинки можно сказать, что с дефектами аппарат справляется хорошо — щелчки слышны, но их громкость меньше среднестатистической.

Следующая пластинка — Thelonius Monk «Live At The Club». Объемный, вполне нейтральный звук, с хорошим ритмичным басом, ровной, но немного упрощенной серединой и подчеркнутыми быстрыми высокими частотами. Слышны все особенности этой записи, атмосфера зала, достаточное количество воздуха. Разбаланса по подаче частотного диапазона незаметно. В плане деталей и послезвучий есть некоторое огрубление. Тут я вспомнил свой опыт общения с верхней моделью проигрывателя T+A G10S, причем как с тонармом Rega, так и с SME. Зная по отдельности звучание тонармов и головок и попробовав послушать проигрыватель без использования встроенного фонокорректора (а у тестируемого экземпляра есть такая возможность), можно вычленить то, что вносит в звук сам стол. Я пришел к выводу, что стол у нашего подопытного почти так же нейтрален, как и у модели старшей, разве что он не настолько утонченно аналитичен и менее масштабен по звуку, но преемственность прослеживается. Установленный же в нашем случае тонарм Rega в некоторой мере уравновешивается столом в плане тяготения к эмоционально-силовой подаче. Аналогичные тонармы ставят многие производители на свои проигрыватели, но далеко не всем удается добиться эффекта взаимовычитания недостатков. А головка — что же, очень хорошо, что установлена именно она. Это действительно качественная и музыкальная ММ-головка для проигрывателя, который в силу конструкции не предполагает особых аудиофильских экспериментов, выбор совершенно разумный.

Послушаем теперь Bingo Miki «Scandinavian Suite». Запись эта очень сложная, и далеко не каждый тракт способен передать ее в полной мере — сложные инструментальные партии, множество мелких деталей и нюансов, масштаб и пространство произведения, даже при исключительно высоком качестве самой записи, могут доставить ряд трудностей многим проигрывателям. В нашем случае все получается неплохо. Детально, быстро, с широкой сценой. Правда, с ее глубиной, пропорциями и ощущением объема дела обстоят хуже. Подача правильная, но эмоционально упрощенная, более формальная, чем хотелось бы и чем можно услышать на этой записи. На духовых партиях заметно незначительное огрубление, жесткость, не хватает объема меди и воздуха, слышна в первую очередь медная резкость и звонкость. С другой стороны, аппарату очень достойно дается воспроизведение ударных — быстро, хлестко, а главное, ощущаются объемы ударной установки, а не только формальные контуры ее звука.

Пластинка Rafael Anton Irisarri «Reverie» хоть и относится к новоделу, но это очень качественный новодел, к тому же «сорокопятка», вышедшая тиражом всего 500 копий. И эта запись звучать в полную силу совсем не захотела — скорость, динамика, ровный тональный баланс есть, а объема, глубины и послезвучий не хватает. Послушал еще несколько «электронно-эмбиентных» записей — это точно не самый сильный жанр для данного проигрывателя.

Дальше решил послушать несколько классических произведений. Выбрал для этого пластинки с записями «Щелкунчика» Чайковского и Frantisek Ignac Tuma «Stabat Mater». Первая пластинка у меня есть в двух экземплярах, и второй равномерно «запилен». Так вот, с равномерно изношенными пластинками тракт справляется хуже, чем с царапинами, общий шум изношенной дорожки слышен громче обычного. Если же послушать пластинку в идеальном состоянии, то можно услышать уже отчасти предсказуемую подачу — хорошая скорость, умеренная детальность, ровный тональный баланс, чуть упрощенная сцена. На классической музыке заметно, что аппарат не имеет явного тяготения к эмоционально окрашенной подаче, одновременно как и к подаче утонченно-аналитичной. Звук мощный, напористый и, как ни странно такое сочетание, нейтральный. Характер звучания более всего напоминает игру военного оркестра. Местами не хватает гибкости и способности воспроизводить разные эмоциональные оттенки, так же как не хватает и отчасти противоположных качеств — высокой точности, детальности и воздушности. Особенно это заметно на второй пластинке с записью хора, он звучит чуть резко, особенно за счет верхней части голосового диапазона и одновременно немного сливается, смазывается, нет той стройности и прозрачности, которая совершенно необходима для воспроизведения хоровых записей.

В завершение послушал пластинку Brian May «Back To The Light». Вот тут все встало на свои места — быстро, сочно, напористо и эмоционально. В звуке в первую очередь есть напор. Хотя как таковой окраски или утепления нет, запись в целом звучит даже более эмоционально, чем обычно.

Резюме

Сочетание стола и корректора Т+а, тонарма Rega и головки Ortofon дало индивидуальное и запоминающееся звучание — нейтральную динамичную подачу, неплохую детальность и открытый прямолинейный напористый характер. Применить эти свойства можно в различных трактах и для различных музыкальных жанров, особенно когда хочется услышать звук, лишенный избыточной романтики и сантиментов.

Музыкальный материал

[01] Bingo Miki — Scandinavian Suite — Tatsuya Takahashi & The Tokyo Union — Three Blind Mice — TBM 1005 / Stereo

[02] Brian May — Back To The Light — Parlophone 077778040019 / Stereo

[03] Frantisek Ignac Tuma – Stabat Mater — Pregue Madrigal Singers, Miroslav Venhoda Supraphon GS 10540 / Stereo

[04] Rafael Anton Irisarri — Reverie — Immune Recordings 010 / Stereo

[05] Sarah Vaughan — No Count Sarah — Mercury MG C20441 / Mono

[06] Tchaikowsky — Nussknacker — Berliner Philharmoniker, M. Rostropovich — Deutche Grammophon 2531 112 / Stereo

[07] Thelonius Monk — Live At The Club — CBS 88584 / Stereo

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 2, 2012
ТЕГИ:#T+A#Ortofon
50 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.