Dire Straits «Brothers In Arms»: ищем самый аутентичный релиз

Dire Straits «Brothers In Arms»: ищем самый аутентичный релиз

Альбом «Brothers In Arms» — визитная карточка Dire Straits с платиновым статусом и головная боль для желающего найти свой любимый саунд. Вариантов изданий этого альбома на сегодня целое море, а из обсуждения отличий можно налить океан.

Ирония заключается в том, что изначально сессии были записаны полностью в цифровом виде. Звукоинженер Нейл Дорфсман однозначно сделал выбор в пользу цифры и подтверждает, что сегодня бы сделал то же самое. Ни его, ни Нопфлера не устраивала отсебятина магнитной пленки, когда бас делался слишком густым, а высокие частоты смягчались. В 1984 году 24-трековый DASH-рекордер Sony 3324 считался крутейшей машиной, которая по совокупному мнению Дорфсмана и Нопфлера воспроизводила в точности то, что было на нее записано. Sony 3324 фиксировал рекорд-сессии группы в 16 бит с дискретностью 44 кГц и включенным преэмфазисом — помните, одно время эта технология использовалась на заре цифровых технологий? Аналоговая консоль Neve в Air Studios использовались лишь на этапе микширования, чтобы затем еще раз зафиксировать финальный результат с помощью конвертера Prism (по другим сведениям — Sony PCM-1630). Почему же тогда далее было столько разночтений? Итак, начнем по порядку.

24-трековый DASH-рекордер Sony 3324 (16 бит / 44.1 кГц)

Vertigo ‎– 824 499-2

Уже с самого 1985 года существовало две версии мастеринга Brothers In Arms под одним каталожным номером Vertigo ‎– 824 499-2. Дело было молодое, так что каналы на изданиях оказались перепутаны относительно друг друга. Для ориентировки смотрим первый трек. На версии Джона Дента вступительный хай-хэт звучит в правом канале. В варианте Боба Людвига — в левом, а сама фонограмма она тише на 2 дБ. Говорят, в следующих тиражах каналы вроде бы меняли, да не везде, в общем — дурдом. Но в дальнейших переизданиях хай-хэт все-таки стоит в левом канале.

А так эти оба первохода демонстрируют образцовую динамику с прозрачным, немного суховатым саундом, который не раскроется на тугой технике. Да и не всем эта прозрачность пришлась по душе, поэтому они могут отвести душу с виниловым прессом Brothers In Arms, который в силу объективных причин звучит более традиционно и тепло. Но, повторюсь, с точки зрения аутентичности — это уже отход от канона Нейла Дорфсмана.


West German, 1985

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR20 0.00 dB -21.86 dB 5:12 01-So Far Away

DR18 0.00 dB -20.62 dB 8:26 02-Money For Nothing

DR13 -4.98 dB -20.62 dB 4:12 03-Walk Of Life

DR14 -7.61 dB -25.12 dB 6:34 04-Your Latest Trick

DR13 -12.86 dB -28.84 dB 8:31 05-Why Worry

DR17 -2.78 dB -23.27 dB 6:58 06-Ride Across The River

DR14 -3.21 dB -22.75 dB 4:40 07-The Man's Too Strong

DR18 -0.95 dB -21.49 dB 3:41 08-One World

DR15 -4.95 dB -24.21 dB 6:59 09-Brothers In Arms

Original Bob Ludwig, 1985

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR20 -2.00 dB -23.87 dB 5:12 01-So Far Away

DR18 -2.00 dB -22.62 dB 8:26 02-Money For Nothing

DR13 -6.98 dB -22.62 dB 4:12 03-Walk Of Life

DR14 -9.61 dB -27.12 dB 6:34 04-Your Latest Trick

DR13 -14.86 dB -30.84 dB 8:31 05-Why Worry

DR17 -4.78 dB -25.27 dB 6:58 06-Ride Across The River

DR14 -5.21 dB -24.75 dB 4:40 07-The Man's Too Strong

DR18 -2.95 dB -23.49 dB 3:41 08-One World

DR15 -6.95 dB -26.21 dB 6:59 09-Brothers In Arms

Уровень сигнала Walk Of Life на оригинальном CD-издании 1985 года

Эра ремастеров

В отличие от 80-х, когда компакт-диск считался хайендом, в 90-х цифровое воспроизведение пошло в массовую технику, на которой ранние CD с полной динамикой звучали тихо и неуверенно. А CD Brothers In Arms получился очень тихим, шутка ли, пик на Walk Of Life не дотягивал до нуля почти семь децибел! Поэтому в 1996 году Vertigo выпустила ремастер альбома, причем опять под тем же каталожным номером 824 499-2!

Для ремастеринга был снова привлечен Боб Людвиг, который использовал продвинутую по тем временам технологию Sony SBM (Super Bit Mapping). И хотя по нынешним временам DR остался вполне приличным, здесь мы видим, что над Walk Of Life поработали компрессором, а сама она стала звучать более коммерчески.

Remastered Bob Ludwig, 1996

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR14 -0.20 dB -15.66 dB 5:12 01-So Far Away

DR11 -0.20 dB -13.64 dB 8:26 02-Money For Nothing

DR10 -0.20 dB -12.81 dB 4:12 03-Walk Of Life

DR13 0.00 dB -14.77 dB 6:34 04-Your Latest Trick

DR12 -3.01 dB -18.47 dB 8:31 05-Why Worry

DR12 0.00 dB -15.19 dB 6:58 06-Ride Across The River

DR12 -0.20 dB -16.08 dB 4:40 07-The Man's Too Strong

DR12 -0.20 dB -13.79 dB 3:41 08-One World

DR12 -0.20 dB -16.01 dB 7:00 09-Brothers In Arms

Уровень сигнала Walk Of Life на ремастированном CD-издании 1996 года

В 2000-м Brothers In Arms были выпущены под аудиофильской этикеткой JVC XRCD2 (5483572), но почему-то в Гонконге. Вообще фирменный K2-процесс считался толковой штукой и все знают, что XRCD издания относятся к элите компакт-дисков. Но в данном случае аналоговых лент не было и тупо приложить обработку в 20-битовой среде к 16-битовому мастеру делу не помогло. Тем более, что Loudness War набирала обороты, так что и здесь ничего не придумали лучше, чем задрать громкость компрессором и форсировать верхние частоты. Получилось эффектнее ремастера 1996 года, особенно на спокойных вещах, но на энергичных — с ВЧ очевидный перебор.

XRCD2, 2000

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR11 -0.18 dB -12.66 dB 5:14 01-So Far Away

DR10 -0.18 dB -12.39 dB 8:26 02-Money For Nothing

DR9 -0.18 dB -11.14 dB 4:12 03-Walk Of Life

DR11 -0.18 dB -13.62 dB 6:34 04-Your Latest Trick

DR12 -2.22 dB -17.67 dB 8:31 05-Why Worry

DR10 -0.18 dB -12.82 dB 6:58 06-Ride Across The River

DR8 -0.18 dB -12.61 dB 4:41 07-The Man's Too Strong

DR10 -0.18 dB -11.86 dB 3:41 08-One World

DR10 -0.18 dB -13.34 dB 6:58 09-Brothers In Arms

Уровень сигнала Walk Of Life на ремастированном XRCD-издании 2000 года

20-летие с многоканальным прочтением

Это сейчас любители домашнего кинотеатра поджали хвосты, а тогда многие меломаны посмеивались над винилом и всерьез переходили на топовые AV-ресиверы, чтобы слушать SACD и DVD-Audio. К 20-летнему юбилею релиза на дворе стояла мода на многоканальный звук.

Теперь саундом Brothers In Arms занимался Чак Эйнлей — давний партнер Марка Нопфлера по его сольным работам. Собирать альбом пришлось по кусочкам по всему миру, включая личный архив самого Ноплера. Второй проблемой оказался упомянутый преэмфазис Sony 3324, который можно было компенсировать, только воспроизводя ленты на аналогичном оборудовании с такой же цепью де-эмфазиса. Долго коротко ли, но Эйнлей еще раз перемикшировал альбом через аналоговую консоль на более современном цифровом оборудовании, панорамировав инструменты под 5.1 для SACD и DVD-Audio релизов. А неизменный Боб Людвиг выполнил процедуру мастеринга. Любопытно, но по единодушному мнению Людвига и Эйнлея, LPCM-поток DVD-Audio прозвучал ближе к изначальной задумке, чем DSD, который так любят аудифилы.

Дискриминация стерео в середине нулевых дала о себе знать. На DVD-Audio стереотрек оказался всего лишь 24 бит / 48 кГц, в то время как многоканальный вариант исполнен в 24 бит / 96 кГц. И слушатели предпочли именно его; все-таки версия Эйнлея протоптала многоканальную дорожку к своим слушателям, за которую он, кстати и получил Грэмми. DVD-Audio издание относилось к так называемым DualDisc, то есть одна сторона была обычным CD. С него и начнем.

Уровень сигнала Walk Of Life на ремастированном CD-слое издания 2006 года

Ну что сказать, проехались компрессором от души, причем еще и выбрили все под один уровень 0,1 дБ.

Analyzed: Dire Straits / Brothers in Arms

--------------------------------------------------------------------------------

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR8 -0.10 dB -9.51 dB 5:12 01-So Far Away

DR7 -0.10 dB -9.61 dB 8:26 02-Money for Nothing

DR6 -0.10 dB -8.18 dB 4:12 03-Walk of Life

DR8 -0.10 dB -9.83 dB 6:34 04-Your Latest Trick

DR11 -0.10 dB -13.44 dB 8:31 05-Why Worry

DR10 -0.10 dB -12.71 dB 6:58 06-Ride Across the River

DR7 -0.10 dB -11.22 dB 4:40 07-The Man's Too Strong

DR8 -0.10 dB -9.87 dB 3:40 08-One World

DR8 -0.10 dB -11.05 dB 7:00 09-Brothers in Arms

Что касается собственно многоканального DVD-Audio слоя, то по суммарному динамическому диапазону он действительно оказался неплох, хотя и несет точки клиппинга. Компрессии подверглись только фронты и центральный каналы. Тылы и сабвуферный моносигнал выглядят вполне пристойно.

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR13 0.00 dB -15.02 dB 5:11 01-Lf-Rf 24/96000 + C-LFE-Ls-Rs 24/96000

DR12 0.00 dB -15.02 dB 8:26 02-Lf-Rf 24/96000 + C-LFE-Ls-Rs 24/96000

DR10 0.00 dB -12.81 dB 4:13 03-Lf-Rf 24/96000 + C-LFE-Ls-Rs 24/96000

DR11 0.00 dB -14.02 dB 6:34 04-Lf-Rf 24/96000 + C-LFE-Ls-Rs 24/96000

DR13 0.00 dB -15.82 dB 8:31 05-Lf-Rf 24/96000 + C-LFE-Ls-Rs 24/96000

DR13 0.00 dB -15.79 dB 6:58 06-Lf-Rf 24/96000 + C-LFE-Ls-Rs 24/96000

DR11 0.00 dB -15.31 dB 4:40 07-Lf-Rf 24/96000 + C-LFE-Ls-Rs 24/96000

DR11 0.00 dB -13.12 dB 3:41 08-Lf-Rf 24/96000 + C-LFE-Ls-Rs 24/96000

DR11 0.00 dB -14.81 dB 6:54 09-Lf-Rf 24/96000 + C-LFE-Ls-Rs 24/96000

Уровень сигнала Walk Of Life на ремастированном многоканальном DVD-A-слое издания 2006 года

По спектрам все, как и ожидалось, заканчивается на 20 кГц.

Спектрограмма сигнала Walk Of Life на ремастированном многоканальном DVD-A издания 2006 года

Стереомикс SACD-версии не может похвастаться большими показателями динамики, хоть и выглядит чуть гуманнее CD. Кстати сам CD-слой здесь закодирован в HDCD, если кого-то это утешит.

--------------------------------------------------------------------------------

Analyzed: Dire Straits / Brothers In Arms [2005 SACD Stereo Mix]

--------------------------------------------------------------------------------

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR10 -0.01 dB -11.56 dB 5:11 01-So Far Away

DR8 -0.44 dB -11.67 dB 8:26 02-Money For Nothing

DR6 -1.33 dB -10.24 dB 4:13 03-Walk of Life

DR9 -0.78 dB -11.89 dB 6:34 04-Your Latest Trick

DR11 -2.14 dB -15.50 dB 8:31 05-Why Worry

DR10 -1.51 dB -14.74 dB 6:57 06-Ride Across the River

DR8 -0.77 dB -13.27 dB 4:41 07-The Man's Too Strong

DR10 -0.61 dB -11.93 dB 3:40 08-One World

DR8 -1.52 dB -13.11 dB 6:58 09-Brothers In Arms

Уровень сигнала Walk Of Life на ремастированном SACD-издании 2006 года

На спектрограмме тоже видно, что выше головы исходников не прыгнешь. За исключением мелких паразитных гармоник весь спектр также отсечен ниже 20 кГц. Многоканальный микс смотреть не имеет смысла, т.к. концептуально он повторяет раскладку DVD-Audio.

Спектрограмма сигнала Walk Of Life на ремастированном SACD-издании 2006 года

Следует также отметить, что LP-версия ремастера, выполненная силами Стена Рикера в этот раз полностью совпадала по длительности с цифровыми релизами. Напомним, что раньше на пластинках звучали короче следующие песни:

"So Far Away" 3:59 вместо 5:12

"Money for Nothing" 7:04 вместо 8:26

"Your Latest Trick" 4:46 вместо 6:33

"Why Worry" – 5:22 вместо 8:31

В 2013 году со своей версией к игре подключился Mobile Fidelity Sound Lab. В данном случае никакого многоканалья не применялось, только чистое стерео. Неизвестно, как именно добывались и обрабатывались мастер-записи для данного издания, но динамический диапазон вернули как в старые времена.

--------------------------------------------------------------------------------

DR19 -4.11 dB -24.87 dB 5:12 01-So Far Away

DR16 -5.15 dB -23.89 dB 8:26 02-Money For Nothing

DR12 -7.98 dB -23.27 dB 4:12 03-Walk Of Life

DR14 -7.55 dB -24.79 dB 6:34 04-Your Latest Trick

DR13 -9.58 dB -25.17 dB 8:31 05-Why Worry

DR16 -4.43 dB -23.30 dB 6:58 06-Ride Across The River

DR14 -4.35 dB -23.68 dB 4:40 07-The Man's Too Strong

DR17 -5.01 dB -24.18 dB 3:41 08-One World

DR14 -5.78 dB -24.09 dB 7:01 09-Brothers In Arms

Уровень сигнала Walk Of Life на SACD-издании Mobile Fidelity Sound Lab
Спектрограмма сигнала Walk Of Life на SACD-издании Mobile Fidelity Sound Lab

И подытоживает наш обзор японский SACD релиз 2014 года. Аннотация гласит: DSD flat transferred from UK original analogue master tapes by Mick McKenna and Richard Whittaker at FX Copyroom, London, in 2014. Чтобы это значило для альбома записанного в 16 бит / 44 кГц? Судя по укороченному времени в треклисте, речь идет об аналоговом исходнике для винила 1985 года. На присутствие магнитного носителя указывает неотфильтрованый легкий шум свыше 20 кГц.

Ну что же, можно сказать, что именно этот вариант (включая его CD-версию) будет звучать наиболее приемлемо на стереосистемах различного уровня. Он не настолько тихий как первопрессы CD, но и в то же время оригинальная динамика сигнала сохранена. А капля аналогового жира придется по вкусу всем, кому его не хватало все эти годы.

DR Peak RMS Duration Track

--------------------------------------------------------------------------------

DR17 -5.15 dB -23.93 dB 4:01 01-So Far Away

DR16 -4.63 dB -23.72 dB 7:04 02-Money For Nothing

DR13 -6.85 dB -22.30 dB 4:08 03-Walk Of Life

DR15 -8.02 dB -25.65 dB 4:40 04-Your Latest Trick

DR13 -11.28 dB -28.00 dB 5:18 05-Why Worry?

DR16 -5.93 dB -25.54 dB 6:57 06-Ride Across The River

DR13 -6.31 dB -24.57 dB 4:38 07-The Man's Too Strong

DR16 -5.92 dB -23.84 dB 3:37 08-One World

DR15 -6.92 dB -25.88 dB 6:58 09-Brothers In Arms

Уровень сигнала Walk Of Life на SHM-SACD-издании 2014 года
Спектрограмма сигнала Walk Of Life на SHM-SACD-издании 2014 года
77.16 дБ +

Комментарии

#
Ярослав, спасибо!!! Очень наглядно!
- 50 дБ +
#

Прекрасная статья! Спасибо.

Как чувствовал, что японское издание на XRCD проиграет американскому. Слишком уж много высоких частот, а отточенность звука режет слух. Купил издание от MFSL: слой SACD должен придать дополнительную мягкость звучанию. Переплачивать вдвое за укороченное время записи на японском SHM-SACD - победителе теста, не вижу смысла для любого любителя данного альбома.

- 50 дБ +
#

Спасибо!

Имею на проигрывателе) MFSL 2013 SACD, звуком доволен, но всё-же заценю UIGY-9547.

- 50 дБ +
#

Технически-безупречный материал. Но меня давно волнует вопрос, чего ж такого в этом альбоме есть, что такой популярностью он пользуется? Скучища же... Проходной альбом абсолютно. Понимаю что не в тему, а вдруг кто знает?

- 50 дБ +
#

Для ВИА Обстоятельства этот альбом стал лучшим. Его отличает жанровое разнообразие и виртуозное исполнение. Но на популярность в первую очередь повлияли технические нововведения и удачное турне ансамбля. Новинкой было использование электронной записи на лазерный компакт диск. А так же выход так называемых клипов на популярном молодежном канале ЭмТиВи.

- 60.79 дБ +
#

ЭмТиВи... Вот что то такое я и подозревал.

- 53.01 дБ +
#

Прекрасный альбом для своего времени.

- 50 дБ +
#

Уважаю Dire Straits , не плохой альбом ещё Соммunique особенно первые три композиции

- 50 дБ +
#

Предпочтение отдаю xrcd2 shm cd , хотя есть и shm-sacd и гибридный европейский sacd. В 1986 году понадобился почти год , чтобы продать первый пресс на виниле за адекватную цену-55 руб, бегая по толкучкам.вот такие были веселые времена!

- 50 дБ +
#

за адекватную цену-55 руб,

В 85-м я за 40 руб. купил в магазине уцененную (несколько раз) свою первую систему "радиотехника" первого класса, состоящая из виниловой вертушки, усилителя и АС. И это было для меня очень дорого, я два месяца в "колхозе" на картошке школьником деньги зарабатывал. Все в сравнении познается. :)

- 50 дБ +
#

У меня винил 1985 года. Получается, что он с цифры записан? Кто нибудь в курсе, у этого альбома есть отличия от новодельного винила за № 3752907

- 50 дБ +
#

с цифры делалось все, включая магнитный мастер для винила

у новодела отличия могут быть в более жирной эквализации

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.