Тест цифрового транспорта Aurender N10: музыки — больше, суеты — меньше

Тест цифрового транспорта Aurender N10: музыки — больше, суеты — меньше

Корейская компания Aurender специализируется на устройствах воспроизведения цифрового контента, в первую очередь — файлов. На первый взгляд ничего необычного здесь нет, но это только на первый взгляд. Потому что во всем модельном ряду именно ЦАПов в их привычном понимании нет вовсе. Да и сам модельный ряд при первом рассмотрении может показаться не совсем понятным. Просто этот тип устройств еще не до конца сформировался в отдельный узнаваемый класс.

Сам по себе Aurender N10 — вторая сверху модель в каталоге производителя, но чтобы понять смысл иерархии следует как-то классифицировать и сам N10, и посмотреть на остальные аппараты в линейке.

Aurender N10 именуется производителем как музыкальный сервер. Для меня это определение двояко, поэтому попробую подобрать свое. Я бы назвал этот аппарат «цифровым транспортом». Aurender N10, безусловно, может хранить фонотеку в виде файлов, но предполагаемого у сервера RAID-массива у него нет. Также сложно назвать N10 именно плеером, поскольку подобное устройство подразумевает наличие аналоговых выходов, а они здесь только цифровые. Зачислить N10 в потоковый плеер тоже будет не совсем корректно по причине уже упомянутого собственного хранилища на борту, хотя работать с NAS-ом и некоторыми потоковыми сервисами (например, с Tidal) аппарат умеет. Исходя из всего этого, я остановлюсь на «цифровом транспорте» в качестве названия. Надеюсь, это никак не обидит производителя.

Внешне Aurender N10 смотрится очень хорошо — аппарат и нарисован отлично, и сделан качественно. Штатный режим работы дисплея отображает необходимый минимум информации, а яркость можно регулировать из приложения с планшета

Далее несколько слов о положении аппарата в модельном ряду, почему же стоит отнести его ко второй сверху модели. Исключительно не по цене, только по функционалу (хотя и по цене тоже, но в нашем случае это вторичный признак). Самая старшая модель Aurender W20 умеет все то же, что и N10, но вдобавок у нее больше объем хранилища, она может работать с внешним клоком и оснащена двухкабельным вариантом AES/EBU-коммутации. Туда же добавляется батарейное питание для цифровой аудиочасти и некоторые другие нюансы.

Модели же, находящиеся ниже в линейке, оснащены меньшим набором цифровых выходов — только USB, или USB плюс SPDIF. Особняком стоит «комбайн» A10: он отличается наличием аналоговых выходов, которые отсутствуют во всех остальных моделях. Пару слов о нумерации моделей. Плееры с двумя цифрами в названии относятся к High-End-категории. Буква «N» означает Network (сеть), если в индексе есть «A», значит, присутствует аналоговый выход, а «W» указывает на наличие двойного AES/EBU-подключения.

Дисплей со стрелочными индикаторами не оставил у меня никаких впечатлений. Если бы его не было, я бы и не заметил

Кажущуюся хаотичность модельного ряда спишу или на непривычность самих устройств, или на буквенно-цифровые названия моделей — они, кстати, особенно ни о чем не говорят. А если на них не обращать внимания, то иерархия и варианты использования разных моделей, в том числе и N10, становятся вполне понятными.

Аудиофильский компьютер

Да, если еще кто-то не догадался, Aurender N10 (как и остальные аппараты из линейки источников) — это компьютер, работающий на кастомизированной оболочке Linux. Компьютер этот весьма существенно доработан, а скорее — спроектирован под свои задачи. Потому что если изучить начинку, то ничего похожего, к примеру, на обычную материнскую плату найти не получится. Компания пишет, что дизайн всех плат, включая блок питания, разработан инженерами Aurender. Платы изготавливаются на стороннем производстве в Корее, а после сборки проходят длительный цикл тестов.

Внутренняя конструкция Aurender N10

И все в целом выглядит весьма неплохо. Питание полностью линейное, никаких импульсников, раздельное для разных узлов тракта. Охлаждение — только пассивное. Вся система заточена исключительно под цифровое аудио, никаких HDMI или многоканальных выходов в принципе нет. Для операционной системы и кэширования воспроизводимых данных используется SSD-накопитель объемом 240 Гб (системе хватило бы намного меньше, но объем диска рассчитан на кэширование больших объемов в процессе проигрывания, и даже если составить некий плейлист из DSD-файлов, этого объема хватит с лихвой).

Сборка качественная — все очень аккуратно, продумано, разделено на блоки и заэкранировано. Осматривая конструкцию, я невольно вспомнил Apple Mac Pro предпоследней линейки, а это, уж простите, пока что вершина компьютерной техники, только тогда еще не испорченная маркетинговой жадностью.

Плата с цифровыми не-USB выходами и тактовым генератором сделана отдельной и помещена в индивидуальный отсек

Да и внешне Aurender N10 мне очень понравился — аппарат отлично нарисован и собран из качественных материалов. Корпус полностью металлический, пластик можно найти только на панели дисплея. Дисплей — двухсекционный AMOLED, с возможностью переключения режимов отображения и с регулировкой яркости. Даже ножки снабдили качественной виброразвязкой, что с учетом наличия внутри HDD не лишне. И кстати, услышать работу дисков практически невозможно: этому способствует и конструкция, и режим работы дисков, и кэширование для дальнейшего воспроизведения, и уход в спящий режим.

Пульта у N10 нет вообще, его заменяет планшет с установленным управляющим приложением. А на самом устройстве только 5 кнопок: выключение (точнее, режим standby), перемотка треков, пауза/воспроизведение и переключатель режимов дисплея. Хорошо, что кнопок не сделали больше — функционала бы они не прибавили, а только внесли путаницу, да и внешность это тоже не улучшило бы.

Задняя панель Aurender N10

Возможности коммутации у транспорта следующие: подключение к сети при помощи LAN-кабеля (также можно использовать Wi-Fi донгл, подключаемый по USB, производитель рекомендует TRENDnet TEW-805UB или Linksys WUSB6300, или PREMIERTEK PT-8812AU), пара входных USB-разъемов для подключения внешних носителей. Все остальное — только цифровые выходы.

Выход USB — с поддержкой до DSD128 (DSD256 вероятен с будущими прошивками), присутствует пара выходов SPDIF на RCA и BNC разъемах, оптический выход и выход AES/EBU. Для выходов, помимо USB, возможна поддержка до 24/192k (PCM) или 2,8 МГц (DSD64).

Передняя панель в режиме индикаторов уровня может показывать эти самые индикаторы как в синем, так и в желтом цвете

Что здесь еще интересного и необычного — аппарат в режиме реального времени умеет преобразовывать DSD в PCM при помощи схемы на основе FPGA-матрицы. Также в схеме присутствует термостатированный кварцевый генератор (OCXO).

Теперь давайте уже абстрагируемся от цифр и технологий, извлечем аппарат из коробки и начнем им пользоваться.

Интерфейс

Начало процесса мне очень понравилось. Хотя я более чем уверенно общаюсь с компьютерами, но вот по части аудио ожидал хоть каких-то плясок с бубном. Но нет, изучения простейшей инструкции в несколько страничек вполне достаточно, чтобы запустить аппарат. Подключение к сети и вовсе не заняло времени, установка ПО на планшет тоже проста. Увидеть хранилище аппарата с компьютера — элементарная задача. Так что старт легок и удобен. С выходной коммутацией тоже никаких вопросов — я использовал разные варианты, по AES/EBU и по USB на разные ЦАПы, или поочередную коммутацию с одним ЦАПом — все работает отлично.

Информация о подключенном устройстве в планшетном приложении отображается, сведения о дисках и носителях тоже имеются

Дальше — о первичной настройке управляющей программы на планшете. Ее стоит просто скачать и посмотреть, как все устроено, даже когда программа не видит подключенного устройства Aurender. Софт, само собой, бесплатный, но с платформами некоторая неразбериха — в случае с iOS программа ставится только на планшеты. Это объяснимо: внятно «спрессовать» интерфейс в экран телефона — та еще задача. Сделать это, конечно, можно, вот только зачем? У того же удаленного управления к iTunes есть «телефонная» версия, но хоть кто-то считает ее удобной? Для Android заявлено некое Light ПО, но я его не изучал, не на чем.

У «сканера» есть очень полезная функция — софт отображает список файлов, с которыми возникли проблемы при сканировании

Общие впечатления от «управлялки» для iOS-планшета: быстро, наглядно, практически удобно. Не глючит и не тормозит, не теряет Aurender, если планшет в доме, и быстро подключается, если планшет унести с собой и потом вернуться. Запоминает все прежние положения.

Некоторые настройки «продвинутого» режима не всегда понятны сразу, в том смысле, а что же имелось в виду? А вот дистанционное обращение в поддержку и возможность (потенциальная) в этом случае у сотрудников поддержки увидеть проблемный аппарата по сети изнутри — это несколько необычно. Функцию я не проверял, но в приложении советовал бы сделать пометку о том, на каких языках говорит техподдержка

Но идеальным интерфейс я назвать не готов (хотя я вообще не знаю ни одного идеального интерфейса подобного плана). В целом все работает, но есть ощущение легкой перегруженности. Немного раздражает автоподборка из целого ряда нечитаемых кнопочек, которую формирует программа по результатам разных прослушиваний. Также не понравилось, что при перемещении по фонотеке я часто случайно ставил рейтинг композициям (в звездочках), а чтобы его убрать, нужно делать свайп влево. Будущим пользователям советую включать треки пальцем в левой части списка, нажав на номер трека.

Интерфейс приложения перегружен, но не настолько, как я опасался. По большей части приложение интуитивно понятно, вот только второй сверху ряд кнопок, который система собирает сама, по принципу рейтингов некоторой выборки признаков, очень хотелось бы отключить

Еще из неудобств — невозможность понять по треку, к какому формату он относится. Слева, около обложки, данные есть, но к этому нужно привыкнуть. А когда удерживаешь палец на треке, появляется дополнительное меню. В этом же меню можно выбрать, что сделать с треком — воспроизвести сейчас или воспроизвести сейчас весь альбом. По умолчанию же, по нажатию на трек, он добавляется в конец списка воспроизведения. Не скажу, что это критично, но тоже нужно привыкнуть. Лично мне бы хотелось большей лаконичности интерфейса или хотя бы большей его настраиваемости, с возможностью отключения ненужного.

Сортировка по альбомам. Здесь все привычно и наглядно

И в конце списка — возможность изменять цвет интерфейса, как и возможность переключать язык на отличный от базового языка iPad (хотя бы потому, что многие пункты на английском требуют меньшего количества букв, и интерфейс в целом выглядит лучше). Сменить язык можно, сначала переключив туда-обратно язык самого iPad. Кстати, даже в русифицированном меню, где-то на последних уровнях вложения, все равно выскакивают некоторые сообщения на английском. Но это уже совсем нюансы.

Треки. То, что названо служебной информацией в основном никакой полезной информации не несет, и смысл вывода этого блока на главную я не понял. Рядом те самые звездочки, которые очень легко ставятся случайно. На фоне удобной работы с долговременными плей-листами звездочки вовсе кажутся лишними

К несомненным же плюсам интерфейса относится то, что с его помощью можно действительно управлять аппаратом, а не только воспроизведением и всеми настройками. Можно подключить к N10 внешний диск и достаточно легко настроить копирование данных, указать выборочно, что и куда копировать. С компьютера, конечно, все это сделать легче, особенно если речь идет о копировании больших объемов данных. Но в ряде случаев хочется иметь возможность обойтись без него, и эта возможность есть.

Каталогизация по правилам

Индексация фонотеки происходит достаточно быстро, хотя если заливать сразу несколько терабайт, конечно же, потребуется время. В самой индексации есть несколько удобных функций: проиндексировать добавленное недавно, не перекапывая всю фонотеку, или же можно посмотреть, с какими файлами возникли проблемы — их список и путь к ним указывается в отдельном окошке. В остальном — теги обрабатываются корректно, обложки отображаются. Да, мне куда привычнее пользоваться яблочным компьютером с программным плеером Audirvana и удаленным управлением внешней оболочкой iTunes с планшета, но у Aurender есть один огромный плюс: аппарат и софт понимают разные форматы. Audirvana сама по себе эти форматы тоже понимает, но вот использовать оболочку iTunes для каталогизации уже не получится, а значит, мы получаем две разные библиотеки, и в случае второй теряется внятное управление с планшета... Не уверен, что в ближайшее время у iTunes вдруг появится способность обрабатывать DSD (речь идет не о воспроизведении, а о каталогизации).

Установленные в нашем подопытном Aurender N10 HDD и SSD. Диски 2,5-дюймовые, посадочное место под еще один HDD можно опознать по отсутствующим винтам

Работа N10 с NAS тоже возможна, при этом Aurender способен отображать как единый массив и то, что хранит сам, так и найденное на NAS-накопителе. Для удобства при работе с NAS можно установить на компьютер Aurender Media Manager (есть версия и под Mac, и под Windows).

Из особенностей работы с N10 нужно сказать о некоторых моментах. USB-носители у меня подключались все и любого объема, но вот только Aurender не увидел диски, отформатированные под Mac. Флешки под Mac — пожалуйста, а вот диски не пошли. Второй нюанс — резервное копирование. У Aurender его не предусмотрено: если в аппарате установлены два диска, то это только два диска, не зеркало и не нулевой массив. Если необходима резервная копия — ее нужно делать с компьютера. Хотя, на мой взгляд, так удобнее, особенно если использовать инкрементальный бэкап, а не перезаписывать одно и то же. Но бэкап в любом случае коснется только фонотеки, а не системы — увидеть операционку N10 (и я подозреваю, что других моделей тоже) в пользовательском режиме нельзя, как нельзя самому обычным способом сменить SSD диск или внутренние накопители. Точнее, физически можно, но по условиям это приводит к потере гарантии.

Часть платы с USB входами и выходами. Рядом можно увидеть батарейку, куда как большую, чем привычная для компьютерных материнских плат CR2035. Кстати, информацию по обслуживанию здесь стоило бы иметь

Упорядочивать фонотеку, особенно большую, лучше тоже при помощи компьютера. И тут дело совсем не в каких-то недостатках системы Aurender. Просто если представить фонотеку на 8 Тб — сколько это альбомов и треков! И все это нужно «причесать», поправить, где-то добавить, где-то переименовать, что в идеале требует отдельного софта (мне очень нравится Jaikoz Audio Tagger, но это далеко не единственный возможный вариант), а также мышки, клавиатуры и прочих условий.

Я не видел пока что ни одной системы, которая справлялась бы с этим автоматически и к тому же хорошо, разве что устройства начнут снабжать искусственным интеллектом. У Aurender же есть несомненный плюс — открытая структура фонотеки, которую можно видеть и редактировать просто как папки и файлы (не забывая о том, что собственная файловая система — EXT4), в том числе и специализированным софтом. На мой взгляд, так и должно быть, а варианты, когда фонотеку затягивает в некий черный ящик, просто не имеют права существовать.

Сравнение и прослушивание

Для тестирования и сравнения я взял пару ЦАПов, хороший классический CD-транспорт и пару компьютеров, так или иначе заточенных под аудио. И конечно, некоторый набор файлов в разных форматах, обозначенных в спецификациях Aurender.

Образы SACD дисков пришлось исключить, потому как аппарат их не понимает. Также отпала «выжимка» из многоканальных SACD — их Aurender не распознал. Хотя какой был бы смысл распознавания, я не очень представляю... С остальными форматами проблем не возникло, также как и с названиями альбомов-треков, тэгами, обложками — все сработало корректно. Оставалось только пару раз послушать все возможные комбинации в разных сочетаниях на одной и той же выборке — и так несколько раз для сравнения впечатлений.

Боковые панели у Aurender N10 в виде радиаторов, но по прямому назначению они не используются — аппарат не греется. Но смотрится такой вариант очень даже красиво

Ноутбук с Foobar и выходом по USB вышел из теста практически сразу, разница была очевидна и не в его пользу. Пусть даже аппарат был с зачищенной от всего лишнего операционкой, с отключенными беспроводными подсоединенями, с питанием от батареи и т. д. Однако в сравнении некоторая мутность и сумбурность звучания была объективно заметна, и этот вариант дальнейшего сравнения оказался неинтересным. В рамках звука бюджетной системы и это было бы неплохо, но для теста нужны условия, приближенные к реальным, а шансов у Aurender N10 оказаться в бюджетной системе ровным счетом никаких.

В случае сравнения с CD-транспортом на материале 16/44 результаты не столь очевидные. Транспорт отдавал сигнал по AES/EBU на ЦАП, Aurender мог отдавать и так же, и по USB, однако затрудняюсь сказать, что какой-то из вариантов лучше. Разница на уровне нюансировки, деталей, бесспорно, была, но формализовать ее уже сложно. Это учитывая факт наличия очень хорошего дискового транспорта.

Простенький транспорт, точнее — плеер, подключенный к ЦАПу по коаксиалу, по ощущениям явно проигрывал. Единственное, что я вынес из этого сравнения, так это то, что мне несколько больше понравилось, как Aurender работал, отдавая сигнал по USB, — чуть-чуть ровнее, естественнее что ли.

Ножка-опора Aurender N10

Здесь можно сосредоточиться на общих впечатлениях от работы самого N10, без сравнений как таковых, пусть даже я забегу немножко вперед. Первое, что явно заметно — очень хорошая микродинамика звучания, ощущение чистого, совершенно незамутненного звука с отлично прорабатываемыми тихими фрагментами (что особо ощутимо на сложных записях, например, на симфонической музыке, особенно при высоком качестве самой записи и издании в хайрезе). Кроме того, у меня осталось ощущение, что воспроизведение и хайреза, и базовых 16/44 происходит в равной мере качественно. Конечно, здесь нельзя списывать со счетов работу ЦАПа и сторонних источников, если таковые есть, но все же... С некоторых пор я очень неспешно выбираю себе ЦАП на замену и уже видел достаточное количество примеров, когда, предположим, DSD отыгрывается отлично, а остальное по остаточному принципу, или наоборот. В прошлом похожие впечатления оставили некоторые SACD-плееры, отлично игравшие сами SACD, но выдававшие нечто невразумительное по звуку с обычных компакт-дисков. Казалось бы, а при чем тут, собственно, транспорт применительно к нашему случаю? Пожалуй, здесь есть о чем подумать.

А если попросить Aurender «поиграть» хайрез, сразу становится понятно, за что же все этот самый хайрез любят и ценят, и почему он сейчас настолько востребован. Разница совершенно очевидна. При этом нет впечатления, что хайрез — хорошо, а остальное — плохо. Ты понимаешь, что и 16/44 тоже может звучать отлично, но хайрезы объективно лучше.

И напоследок сравнение Aurender с прилично заряженным компьютером (Mac в основе, плюс специализированный софт, плюс доделки по питанию, разумеется, SSD и т. д.). У меня получилось примерно одинаково неплохо, с разницей только в нюансах. Правда, в процессе я вспомнил о том, сколько сил и средств на доводку этой системы было потрачено, сколько неудачных экспериментов было в процессе. И это все не очень обрадовало, хотя опыт, несомненно, ценен. А второе наблюдение меня расстроило: выше я порядком нажаловался на софт и управление Aurender, да вот только в процессе он оказался удобнее и универсальней на практике. Музыки слушается больше, а суеты вокруг управления и переключения — меньше.

Выводы

Aurender N10 не единственный на свете представитель своего класса: похожие по смыслу и функционалу аппараты можно найти и у других производителей, но в целом пока что эта ниша достаточно мала. И даже при большей цене результаты у разных аппаратов не всегда уверенные — все-таки устройства явно сложнее дискового плеера или ЦАПа, но и с компьютерами не сравнимы в силу высоких требований к ряду схем и показателям их работы. Не могу сказать, что перепробовал все, что есть на рынке (к нам в страну поставляются далеко не все представители схожего класса, да и те, что поставляются, редки), но в целом есть с чем сравнивать. И Aurender N10 на общем фоне выглядит вполне достойно. Особенно мне приглянулось, что аппарат при формальной сложности прост, понятен, удобен более, чем я от него ожидал, и очень универсален по вариантам использования.

Ощущения от использования наводят на мысли, что, может быть, и не стоит устраивать пляски с линейными блоками питания к Mac Mini, с софтом, с отдельным хранилищем и прочими вещами. Это только на первый взгляд кажется, что пляски несложные и недорогие, на круг же набегает... К тому же я не в первый раз ловлю себя на том, что хочется не просто слушать музыку в хорошем качестве, но слушать ее с соответствующим комфортом и удобством.

Не менее хороши звуковые качества Aurender N10. В первую очередь то, что можно охарактеризовать как явную чистоту звучания, видимо, получаемую за счет более высоких, чем у бытовых компьютеров допусков, а значит — за счет меньшего, а возможно, и вовсе минимального внесения собственной грязи и искажений в звук. Все-таки «невидимый» джиттер и прочие составляющие очень даже на этот самый звук влияют.

Официальный сайт: Aurender N10

Цена: 500 000 рублей

Паспортные данные

Поддерживаемые форматы: DSD (DSF, DFF), WAV, FLAC, AIFF, ALAC, M4A, APE

Битрейт и частота дискретизации:

SPDIF : до 24-бит / 192 кГц (PCM); 1-бит, 2,8 МГц (DSD64)

USB : 32 бит / 384 кГц, 1-бит, 2,8 МГц (DSD64); 1-бит, 5,6 МГц (DSD128)

Используемое ПО: Aurender Conductor iPad App, Android App (Lite Version)

Системный SSD-диск: 1 x 240 Гб

Диски для хранения данных: 4 Тб / 8 Тб (1 или два диска, не объединенные в массив)

Оперативная память: 4 Гб

SPDIF-генератор: цифровой, с фазовой автоподстройки частоты с FPGA-матрицей

Кварцевый генератор: OCXO (термостатированный кварцевый генератор)

Цифровые аудио выходы: 2 коаксиальных (RCA / BNC), 1 оптический, 1 AES/EBU, 1 USB 2.0

Входы: 1 Gigaбит LAN, 2 x USB 2.0

Размеры (ШхГхВ) 430 x 353 x 83 мм

Вес: 12,26 кг

Энергопотребление: режим ожидания: 3,1 Вт, воспроизведение: 27 Вт, максимум — 37 Вт

ТЕГИ:#Aurender
76.63 дБ +

Комментарии

#

Давно ожидаемые устройства, и почему то только в основном корейцы и немногие европейцы. Давно ожидаемое... Ожидаемое...

Цена: 500 000 рублей

Разве мы этого ждали?

И еще сомнительно. Жесткие диски судя по фото Seagate Barracuda 2.5'', они на 3-5 Тб только появились. Надежность их весьма сомнительная, учитывая недавнюю репутацию этой линейки. Только все скопируешь, настроишь, и тут кааак...

- 50 дБ +
#

Устройства новые, как класс еще не устоялись. Со временем, я думаю, их станет больше, и с ценами все будет интереснее. В начале так всегда бывает. Когда появлялись первые ЦАПы с подключением к компьютеру много всякой чуши было, и дорогой и кривой, или не дорогой, но вымершей как подвид очень быстро. Но ничего ведь - доработали. В том числе и с поддержкой энтузиастов, которые были готовы за это заплатить. Я то сам как раз не энтузиаст такого рода - например, несколько лет выжидал, даже имея полную копию фонотеки в компьютерном виде. Не хотел платить за то, что захочется поменять через пол года. В результате выбранный ЦАП отработал достаточно долго, да и сейчас работает - всякие аппараты с DSD я домой таскаю, они живут в тестовом режиме, но своего постоянного пока нет - присматриваюсь, выбираю. А зачем торопиться?

Диски производитель, похоже, специально отбирал и тестировал, именно поэтому не рекомендует ставить все что под руку попадется. На прочие случаи есть бэкап и гарантия.

- 60 дБ +
#
Устройства новые, как класс еще не устоялись.

Да уж никак не новые. Попытки были еще лет 10 назад. Не сложилось. Аналоги есть у Naim, NAD, Musical Fidelity, Cocktail Audio. Ну еще всякие Olive. В этом секторе рынка наблюдается давно странная пассивность, хотя мне кажется спрос был бы, если бы устройства были простые и дешевые, как медиаплееры, ну чуть дороже, как HiFi аппаратура. А то или непонятно что, или стоит как луноход.

Диски производитель, похоже, специально отбирал и тестировал,

И потратил на это много времени, судя по всему, потому что другие производители HDD 2.5'' объемом более 2 Тб пока на рынок не поставляют. Бэкап и гарантия есть, но гораздо было бы интереснее и менее напряженно, если бы производитель разрешал вставлять свои HDD любого размера, и заменять самому в случае выхода из строя. В медиаплеерах уже минимум 7 лет как это есть, у Cocktail Audio тоже есть, но там свои проблемы.

- 50 дБ +
#

Попытки были, да только уж очень разные устройства получались. Naim еще ладно, а уж кривую-косую Olive никак в схожие не запишешь. Медиа-плееры вообще отдельно - HDMI, разносортный контент... Если с чем сравнивать то я бы смотрел на то, что делает Lumin, Metronome, Totaldac, Versus Audio. Но все эти варианты в каждой третьей системе точно не встретишь. И бюджетных решений пока нет. Возможно во многом скромные размеры рынка мешают - аппараты сложные, и это не только аппараты, но и софт, а без хорошего софта вся эта история лишена смысла. Но если уж посмотреть объективно - а просто отдельных CD-транспортов много в системах? Конечно они есть, но далеко не у всех. И не все могут себе позволить потратить несколько тысяч (не рублей конечно же) на приличный транспорт. Так что пока имеем то, что имеем.

На диски видимо время все же потратили. Компоновка потенциально позволяет ужаться, да и БП такой только у этой модели - могли бы и 3,5 диски поставить, как в некоторых других моделях. Самозаменяемость? Да, было бы хорошо и логично, как и обновляемая рекомендация по тому, какие лучше выбирать диски и что с ними делать. Сделать в "управлялке" кнопки для форматирования диска скорее всего можно было - все равно основная операционка это должна уметь.

- 60 дБ +
#

3.5" работают заметно громче, думаю, что это основная причина (плюс размер и большая вибрация).

А свободное третье место - под первоначальное отсутствие 2.5" HDD больше 2TB.

- 50 дБ +
#

Гелиевые HGST мне не показались заметно шумными. Тем более, что в режиме покоя диски не крутятся. И из дисков на 5400 оборотов можно что то подобрать.

В самой старшей модели стоят 3,5 и ничего.

- 50 дБ +
#

За эти деньги могли бы и SSD поставить - было бы тихо, быстро и надежно (RAID 5).

- 56.02 дБ +
#

По идее SSD могли бы, тем более, что если сама система стоит на SSD и использует этот диск как буфер, то TRIM и прочие полагающиеся вещи должны быть в наличии. Хотя все равно SSD набрать на 6-8 Тб это не дешево. А вот RAID... Тут вопрос, и не один. RAID на чем будем делать, на полноценном внешнем контроллере с аккумулятором? В сумме с самими SSD набежит очень прилично. Плюс все это должно поддерживаться софтом и работать с полагающейся надежностью. Да, в таком случае на диски тоже бы резервное питание надо, но в плане бесперибойников производитель их не рекомендует во всех случаях, кроме как на время обновления софта. А если не на полноценном контроллере, то как? Софтовый RAID под Linux? Это тоже усложнение, и усложнение приличное, но по сути решение все равно половинчатое.

- 53.01 дБ +
#

По теме RAID - программное обеспечение о нем ничего не будет знать, никаких оптимизаций проводить для этого не нужно будет. Устройство выполнено не на собственной операционной системе, поэтому будет иметь представление о нужном драйвере. Более-менее серьезный контроллер на стандартном разъеме питания для материнской платы можно приобрести от 10 тыс. руб. Набивать 4 и 8 Тб будет действительно дорого, а вот 2 Тб и 4 Тб вполне уложились бы в текущую ценовую политику. SSD на 2 Тб как раз стоит столько, сколько компания хочет за HDD на 4 Тб.

Согласитесь, с точки зрения большого хранилища это устройство все равно не зайдет. За те же деньги можно взять не самый плохой NAS, при этом на 16 Тб.

- 50 дБ +
#
И бюджетных решений пока нет. Возможно во многом скромные размеры рынка мешают - аппараты сложные, и это не только аппараты, но и софт, а без хорошего софта вся эта история лишена смысла.

Скорее изначальная ориентация производителей на топовый уровень цен, когда закладывается максимум аудиофильских решений, потому что бюджетный сектор приносит много проблем и мало дохода. А именитые японские гранды скорее всего предпочитают не рисковать после прошлых фиаско. С другой стороны, медиаплеерам это все не мешает. И софт там есть, и самозаменяемость. Звука нет, хоть разбейся. Доделать всего ничего. И никто не берется, даже китайцы. Прилепить ЦАП за копейки (в сравнении) к уже готовому по сути функционалу, убрать лишние опции в меню, относящиеся к видео, поставить блок питания получше с тором и большими конденсаторами. Ну будет в итоге 300-500$. И никак. Полная импотенция. Всякое есть, и такое кривое, и сякое косое, а этого логичного нету.

Компоновка потенциально позволяет ужаться, да и БП такой только у этой модели - могли бы и 3,5 диски поставить, как в некоторых других моделях.

Скорее не потратили время, а поленились. 3.5'' HDD для видеонаблюдения и NAS очень тихие, настолько тихие, что их практически не слышно. И ресурс у них поболее, чем у эти Барракуд, и надежность много выше, и гарантия больше. Для большинства NAS есть рекомендации, какие диски лучше ставить, какие не стоит. И ничего, работает. А тут надо было лотки делать выдвижные или отвиничивающуюся крышку для замены... Тьфу, платите 500000 вот за это, и пошли вы с вашими претензиями сами знаете куда. Кушайте что принесли. Отсутствие конкуренции такое делает.

- 53.01 дБ +
#

Как раз бюджетный сектор то подоходнее будет. На каких нибудь WD TV денег делается куда больше. А вот сегменты разные. То, что вы описываете - как раз бюджетный сегмент, а здесь речь не про него. Я знаю многих, кому транспорт с подобной идеологией был бы интересен, а вот коробочка к которой "прилепили ЦАП за копейки" даром не нужна.

И стоит задуматься, если уж как вы пишите, у больших японских компаний не получилось, китайцы почему то тоже не торопятся, то может быть подводных камней в теме несколько больше, чем кажется на первый взгляд? Их на самом деле больше. Даже то, сколько может стоить нарисовать действительно хороший интерфейс. Просто придумать и нарисовать - графику и логику. Даже без программирования это может стоить куда как больше, чем небольшая партия таких вот аппаратов.

Купить и прикрутить OEM лоток для диска дело не сложное, на фоне общих затрат на корпус такую прибавку можно и не заметить. Но ее почему то нет. Я уверен что не только по причинам экономии. Да и снять верхнюю крышку совсем не проблема. Если предположить, что надобность возникает раз в несколько лет, то разве сложно добавить в комплект копеечный ключик, которым будет откручиваться верхняя крышка? А ключика нет. Значит дело не в невозможности или сложности. Я склоняюсь к мысли, что дело тут вообще в защите от рукосуйства как такового. И в пользу этого же говорит то, что апграйд/замена диска у представителя совсем незначительно отличается от стоимости самого диска. А это указывает, что вопрос не в сервисной прибыли. Но об этих тонкостях надо непосредственно с разработчиками разговаривать. Так же как и об использовании SSD. Впрочем, SSD серверные, с троекратно продублированной емкостью и большим объемом стоят уже не совсем гуманно. А может быть там вовсе дело в особенностях операционки и работы накопителя. Опять же, это догадки, надо выяснять непосредственно у разработчиков, и далеко не факт, что они все-все расскажут.

- 50 дБ +
#
Я знаю многих, кому транспорт с подобной идеологией был бы интересен, а вот коробочка к которой "прилепили ЦАП за копейки" даром не нужна.

Я имел в виду китайцев с их Бризами (Breeze). Иногда бывают дешевые и очень неплохо играющие. Народ вынужден покупать что-то типа Dune и цеплять внешний ЦАП. Результат так себе. А потому что ничего больше не предлагается, только компьютер, а это не всем удобно. Вот это бюджетный сектор.

И стоит задуматься, если уж как вы пишите, у больших японских компаний не получилось, китайцы почему то тоже не торопятся, то может быть подводных камней в теме несколько больше, чем кажется на первый взгляд?

Отсутствие заметного спроса на специализированные процессоры для аудио, по аналогии с Mediatek и Realtek, применяемых в большинстве медиаплееров, порождает отсутствие предложений и разработок. А производители бюджетной аппаратуры, особенно японские, в связи с застоем и стагнацией рынка, часто волочатся за производителями чипсетов для плееров, не пытаясь сформировать мнение напрямую у производителей чипсетов. Вышел новый чипсет для сетевого проигрывателя, где пофиксили прошлые баги новыми багами, все выпускаем Denon DNP-730AE. И ходов дальше не делается. Естественно, разрабатывать с нуля уникальные плату и софт стоит дорого и больших трудозатрат.

Даже то, сколько может стоить нарисовать действительно хороший интерфейс.

Знаете, вот все уперлись в эти гаджеты и софт для управления через WiFi. И в итог красивое приложение заметно повышает цену и нередко снижает потребительские качества за счет глюков. Для бюджетных медиаплееров это не характерно, там все на телевизор выводится. Вроде бы, телевизор тут лишний, раз только аудио, но в бюджетном секторе это может оказаться востребованным, у людей небогатых часто телевизор стоит неподалеку с аудиосистемой. При этом цена разработки заметно снижается, а глюки почти исчезают, и не нужен обязательный гаджет, который тоже нужно иметь или покупать отдельно, достаточно ИК пульта в комплекте. К слову, Cocktail Audio умеет управляться через через меню на телевизоре, хотя он чисто аудио. Мне лично это даже было бы удобнее, чем тыкаться пальцем в мелкие картиночки, менюшки и иконочки. Но, как в старом фильме, "мясо с макаронами, котлеты с картошкой, и меняться нельзя". Все только смотрят друг на друга, и делают то же самое.

И в пользу этого же говорит то, что апграйд/замена диска у представителя совсем незначительно отличается от стоимости самого диска.

Нет, понятно, тут аппарат недешевый, и сервис для дяди должен быть с выездом на дом. Но часто покупатель сидит в Дальнезагробинске, а сервис в Москве. И что ему это, если сам он бы по аналогии с компьютером жесткий диск поменял, а даже крышку не снять? Производители NAS почему-то предоставляют чаще всего возможность замены дисков самому, и рукосуйство не осуждается. В то же время ограничение доступа внутрь по самостоятельному ремонту существенно может ограничить круг покупателей таких аппаратов. Это люди чаще всего грамотные в компьютерах и знают на себе, как часто жесткие диски могут выходить из строя, особенно мейнстримовые объемом более 2 Тб. Да еще Seagate.

- 50 дБ +
#

Поддержу Ярослава - окутывание занавесом тайны хорошо влияет на ценник, но по технике дела у всех все оказывается прозаично.

апграйд/замена диска у представителя совсем незначительно отличается от стоимости самого диска. А это указывает, что вопрос не в сервисной прибыли.

40 тыс. руб. разница в стоимости между версиями на 4 Тб и на 8 Тб, при средней цене диска на 4 Тб в 8-12 тыс. руб. Стоит ли углубляться в тему наценки в 300% на комплектующие, которые производителем данного изделия тупо перепродаются внутри корпуса с названием бренда?

Сам продукт безусловно интересен, хотя я не увидел конкурентных преимуществ на 450 тыс. руб. по сравнению с Mac Mini + TeraDak + Audirvana. Кстати, даже такой производитель как Apple, со своей политикой закрытой системы - допускает производить замену жесткого диска.

- 50 дБ +
#

Современные Apple практически не подлежат обслуживанию или апгрейду - айфикс достаточно будет посмотреть. Если я все корректно понял, то у сдохшего любым способом ноута вы даже данные вынуть не сможете - только из резервной копии в облаке или при помощи авторизованного сервиса.

Производитель немножко больше зарабатывает на изначальных различиях? Да и пусть, кого это волнует? Все так делают - хоть бы одежные бренды, на пальтишке и на ремешке или галстуке навар очень различается. В авто-мире все точно так же. Но не это здесь главное. Представьте себе как живет и функционирует потенциальный покупатель этого аппарата при его цене? Ему в 90 процентах случаев эта разница вообще до одного места. У меня один состоятельный знакомый 5 лет назад переводил коллекцию с дисков. Как переводил, просто нанял на пол года некоего айтишника на 60 000 в месяц и все. Коллекция большая, работы было много, самому владельцу некогда. Ему работать нужно и музыку слушать в свободное время. Вытащить же из кошелька 300 000 в догонку у паре миллионов затрат на обновление цифровой системы проблемой для него не было.

- 50 дБ +
#

перегон dsd в pcm - сомнительное удовольствие

Лучше делать наоборот и цапу легче работается

- 50 дБ +
#

Наверняка же это для совместимости, а не для единственно верного использования...

- 50 дБ +
#

Скорее всего для более гибкой возможности коммутации. Я потом уже, после теста еще неоднократно все это обдумывал - пожалуй, самым интересным вариантом было бы отдавать хайрезы и DSD на один ЦАП, подо все это заточенный, и отдавать по USB, а по AES/EBU подцепить для 16/44 какой нибудь культовый старый мультибитник.

- 59.03 дБ +
#

А выходы работают одновременно?

- 50 дБ +
#

Почти что работают. И никаких настроек-переключений нигде нет. Но если скоммутировать Aurender с парой ЦАПов и просто включать то один то другой то все остальное происходит самостоятельно - аппарат видит и отображает другие параметры ЦАПа, но воспроизведение не прерывается.

- 50 дБ +
#

согласен с Ярославом. Устройства такого рода должны по идее появиться в разных ценовых категориях, но увы! Пока только такие монстры. Сам пользовался ноутбуком для вывода через ЦАП, сейчас сменил его на Орро. Мне стало намного удобнее. Только Орро все же универсал, с некоторыми компромиссами, но звучит достойно. Что же мешает сделать подобное устройство, но без видео и привода? Это ведь должно удешевить продукт! Такие штуки вполне могли бы стоить от 30 до 70 т рублей, соответственно уровня от орро 203 до 205! Уверен спрос был бы! И не нужно плясать с этими ноутами. Плюс добавить возможность установки hdd!

Спасибо Виктору за обзор!

- 60.79 дБ +
#

Довольно серьезный ажиотаж вызвал вот такой вот софт - точнее уже не только софт

www.roonlabs.com

Это софт, написанный весьма компетентными товарищами, с крайне дружелюбным интерфейсом. Модель распространения, впрочем, для РФ малопригодная, не любят у нас граждане за софт денег платить, но сдается мне оно похоронит немало сетевых плееров и прочих хранилищ с хорошими характеристиками но разными интерфейсами.

Рун я себе поставил, сейчас тестирую, в целом штука очень интересная (мы его не продаем, если что, оно продается напрямую с сайта), уже совместима с рядом продуктов от разных производителей + еще больше будет в ближайшем будущем.

- 50 дБ +
#

За софт заплатить не проблема, у меня много лет уже принципиально весь софт или покупной или с бесплатной лицензией. И есть софт не сильно то дешевле этого. Roon в свое время пощупал, ощущения неплохие. Но вот стыковать его было не с чем, поэтому тема развития не получила. Да и я все таки люблю разделять сущности и задачи - ЦАП пусть остается только ЦАПом, и т.д. Сейчас тестирую полностью самостоятельную версию Audirvana - приложение на компьютере, но не в связке с оболочкой тунца, а с собственным софтом на планшете. Пока все неплохо, но что будет, когда я скормлю им 8 Тб данных пока еще вопрос открытый. Если будет нещадно лагать то все остальные плюсы уже не важны.

- 60.79 дБ +
#

Так Roon и не пытается быть цапом - это по сути менеджер файлов. Надстройка. Если ЦАП умеет декодировать формат файла сам - то Roon ничего с файлом и не делает. Плюсом зато поддержка мультирума - можно выбирать куда и что стримить, куча метаданных и кросслинки. Для совсем хорошего сетапа надо конечно иметь Тидал или просто очень большую фонотеку.

- 50 дБ +
#

С желанием пополнить коллекцию брошенных тапочек: Мой сильно аудиофильский приятель-инженер профессионал уверенно считает, что OPPO как цифровой транспорт (101-я и 205-я) переигрывает любой (SIC!) подготовленный компьютер. Виктор, кстати, этого человека знает хорошо )))

- 50 дБ +
#

OPPO делает хорошие универсалы, но тянуть большую фонотеку и давать удобное управление не в состоянии. Путешествия по папкам при помощи пульта ДУ - плохой вариант. По звуку - до определенного предела все хорошо, но дальше... Случаи, когда компьютерный транспорт показывал себя намного лучше я встречал, именно в варианте прямого сравнения. Раза три такое уже случалось.

- 50 дБ +
#

Да, я с сетевым доступом, пока пробовал, на 105D так намучился - у меня очень большая папка.

- 50 дБ +
#

В свое время на soundex развивали тему TinyMPD, оптимизированной сборки Linux с MPD-плеером на борту. При условии установки на правильно собранное железо звучало это очень недурно. Позже на основе этого дела возник коммерческий проект с источником "под ключ", которым стал Versus.

Примерно в то же время ранее открытый проект ушел в подполье (закрытый форум), сейчас он там активно развивается. Разработчик сменил платформу на Debian, интегрировал кроме MPD еще несколько Linux-плееров (aplayer, wtf, Kodi, HQPlayer и др.) и сервисов, в т.ч. помянутый выше Roon, squeezelite, BubbleUPnP, minimserver, Spotify. Файлы берет как с локальных дисков, так и с сетевых по Samba или NFS. Работает с загрузочной флэшки, но с загрузкой ядра в ОЗУ, так что носитель не "изнашивается". С локального диска впрочем тоже загружаться умеет. Изначально все это управлялось только из веб-интерфейса или мобильного клиента, но в последней версии автор добавил GUI.

К чему так подробно все рассказываю: если приложить руки и средства, можно собрать очень качественный источник на линейном питании, со всевозможными фильтрами и внешними клоками. Выйдет это относительно бюджетно. Установить данный или подобный (SnakeOil, Voyage MPD, AVLinux, Volumio) софт. Думаю результат порадует.

Я например для пробы собрал себе источник на основе обычной mini-ITX материнки + карты ESI Juli@, с выходом по spdif на внешний ЦАП. Качество меня устраивает, а по затратам вышло совсем смешно - около 10 тыс. (рублей). Конечно с линейным БП, фильтрами, клоками, спец. платой вывода типа SOtM будет еще лучше - но это и удобно, можно самому себе ставить верхнюю планку качества и идти к ней постепенно.

- 60.79 дБ +
#

Сколько тогда копий на сундуке переломали... А шуму было!

Загрузочная флешка прекрасно может гикнуться, неизнашиваемость тут последнее дело, как говорят те, кто в теме, флешка (CF или SD карта) по питанию просит меньше и гадит меньше.

- 50 дБ +
#

Да много там чего было, даже список флешек был: эти "звучат", а эти "не звучат". А гикнувшуюся флешку из образа восстановить - дело пяти минут, это ж не Windows установить.

Речь не про то. Просто такой вариант позволяет собрать транспорт нужного качества, выбирая комплектующие по желанию и по карману. А бОльшая часть помянутого выше софта позволяет настроить это дело под себя достаточно тонко - как в плане параметров вывода звука, так и в выборе хранения и управления библиотекой.

Так что неплохой вариант для умеющих собрать/настроить: информации и нужных железок сейчас предостаточно.

- 50 дБ +
#

Конечно хороший вариант! Зарубежный опыт тоже есть, можно найти и почитать что как кто делает. Но все вместе это относительно просто только тем, кто уже сам набрался опыта и знаний.

- 50 дБ +
#

Какая же для нас, ретроградов )), все это тоскливая жуть. А как же взять дисок )), сдуть пылинки, задвинуть кнопофкой лоток ... услышать как дисок раскручивается ... первые ноты ... А на этих приблудах будешь сидеть, слушать что-то эдакое и толком не знать, за счет какого софта пиликает-то. Вот же прогресс ...

- 57.78 дБ +
#

Вот даже не спорю, наверное так и есть. Хотя для хорошо знакомых с ПК "технарей" думаю это все не выглядит таким уж темным лесом и особую тоску не навевает. Зато позволяет не быть привязанным к какому-либо формату и носителю.

Другое дело, что собирая цифровой источник человек надеется, что вот соберет большую коллекцию в любимом формате, грамотно ее разложит и отсортирует, настроит под себя удобный проигрыватель и начнет наконец-то слушать все это хозяйство и получать удовольствие. А в итоге со всеми этими удобствами и огромными возможностями просто в тысячный раз включит "The Dark Side of the Moon" и успокоится.

Отсюда вопрос: а надо ли ... ?

- 56.02 дБ +
#
А в итоге со всеми этими удобствами и огромными возможностями просто в тысячный раз включит "The Dark Side of the Moon" и успокоится.

Ну не знаю. У меня не так. Я как раз дорвался и насобирал, о чем мечтал с детства. Много хлама зацепил по дороге, но сколько красивых вещей прибыло! Слушаю постоянно и радуюсь. Сейчас покупаю в цифре то, чего нет у пиратов, сколько интересного! И добывается просто, а не с мучением, раз и оно у тебя на диске. Прогресс конечно огромный по сравнению с тем, что было в 80х-90х. Вечно у CD-пиратов не было того, что мне интересно, а в 80е сплошь попса, рок и Ж.М. Жарр самое крутое из электроники.

- 50 дБ +
#

Вы видимо исключение, подтверждающее правило ) У многих, собирающих цифровой источник и большую фонотеку, цель - именно собрать и настроить под себя. А слушать некогда - уже на подходе новые источники и форматы, надо дальше прогрессировать. А то вдруг окажешься не на острие прогресса, пацаны вон DSD вовсю слушают - а ты чем хуже ..

К сожалению и у себя такой зуд замечаю, приходится бороться. Появляется желание взять все уже имеющееся и на пару месяцев уехать куда-нить в деревню без интернетов и магазинов. Чтобы уже спокойно послушать накопленное.

- 50 дБ +
#

У меня на сбор сначала уходило много времени, ну максимум полгода-год. Сейчас - пара часов вечером в пятницу, и это еще включая кино. Платную музыку я смотрю с работы, но там совсем просто. Нашел нужные мне лейблы, на них подписался, они мне информацию на почту шлют о новинках и акциях. Очень удобно. Иногда если какой-то музыкант понравился, ищу издания его же в других местах. Цены на нужный мне контент радуют в основном, это 7$ или 7 евро, часто еще меньше. Вот недавно нашел благодаря пиратам целый неизвестный мне ранее лейбл по моим интересам, весьма недорогой, 1-3 GBP (британских гривны) за альбом, 4 GBP за новинки только. Но он издает только в цифре, что не редкость сейчас, так что любители твердых носителей сосут от зависти леденцы и карамельки:))

- 50 дБ +
#

"Платную музыку я смотрю с работы"-вот так люди и работают.Чайку попьют,перекурят,послушают музыку....))))))

- 50 дБ +
#

Есть профессии, в которых люди очень даже прекрасно работают даже тогда, когда пьют чай, слушают музыку или курят - потому что они в этот момент думают. А потом уже делают. Это же не на конвейере рыбу сортировать.

- 61.46 дБ +
#

Я регулярно слушаю музыку, работая за компьютером, и это никак не мешает. А посмотреть новинки с прослушкой занимает 2-10 минут. Перекуры то надо делать.

- 50 дБ +
#

А я ещё и кино смотрю )))

- 50 дБ +
#
А как же взять дисок )), сдуть пылинки, задвинуть кнопофкой лоток ... услышать как дисок раскручивается ...

Да всё так же остаётся, только потом не первые ноты, а первые биты программы-риповщика...

Процесс покупки не отменяется, но диск рипается один раз, а после только аккуратно хранится.

- 50 дБ +
#

Вообще не вижу проблем в сосуществовании, например, компьютера и классического транспорта. Одно другому не мешает.

- 50 дБ +
#

Бесспорно...

Тем более, что иметь точку отсчёта всегда очень полезно.

Вот хорошо, что у меня 3 постоянно включенных ЦАП - сходил и послушал Dynaudio Confidence C2, так у меня снова Benchmark - самый любимый на моих 380-х)))

И тихо мечтаю про C4.

- 50 дБ +
#

Да более того. Зачем тратить время на риповку своей фонотеки с CD например, если она и так есть? Продать потом диски... Можно, но по моему жалко будет расставаться. Помню радость, когда удавалось купить ценный альбом! Да и не всякий купит с рук, если не ходовые жанры. Иное дело, если фонотека на CD огромная, найти нужный диск в шкафах или сумках бывает долго, хотя меня убеждали недавно, что это удобнее.

- 50 дБ +
#

Продавать-то зачем, радость от обладания никто не отменяет и почему бы отказываться от возможности сравнить воспроизведение файла с воспроизведением исходника.

А воспроизводить файл в любом случае много удобнее.

- 53.01 дБ +
#

Грустно как-то мне от цены такой... это что, около 9 тыс. зелени получается?

Извините, да за такие ДЕНЬЖИЩИ...

Или я ошибаюсь?

- 50 дБ +
#

И правы и ошибаетесь одновременно. Я бы посоветовал изучать эту тему в динамике - через год, через два. Посмотрим, как получится. Лично мне интересно. И пожалуй, мне самому хочется подобный источник, но немного другой, без "особенностей". Но и я тоже пока не представляю его в своем воображении во всех деталях. Плюс я делаю поправку на рынок - это как с фонокорректорами, если я начну отрисовывать варианты в уме, то получится что то типа EMT 66, но на рынке для таких аппаратов места ровно столько, насколько аппарат совпадает с существующей ценой, а 98 процентам пользователей столько и так не надо.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.