Музей Bang & Olufsen: радио, радиограммофон, радиола, магнитофон, кассетник, утюг

Музей Bang & Olufsen: радио, радиограммофон, радиола, магнитофон, кассетник, утюг

Одна из достопримечательностей Струэра — городской музей Struer Museum. Поскольку жизнь этого городка плотно связана с Bang & Olufsen, большую часть площадей музея занимает… техника Bang & Olufsen. На двух этажах расположилась ретроспектива жизни компании от первого сетевого переходника до последних умных технологий 2000-х.

В середине 20-х годов начался бум радио. В Европу приемники массово ввозили из Америки, поэтому приехавший оттуда Питер Бэнг (Peter Bang), который успел немного поработать на радиозаводе в США, решил со своим другом Свендом Олуфсеном (Svend Olufsen) собрать что-то свое. Целый радиоприемник для тех лет сделать было не так просто, поэтому инженеры ограничились сетевым переходником The Eliminator.

The Eliminator. Вот с этого неказистого прибора и началась история Bang & Olufsen

В те времена радио подключали через батареи, накапливающие энергию, а Бэнг разработал систему, которая позволяла включать радиоприемник сразу в сеть переменного тока. Нельзя сказать, что это было революцией, но свою славу прибор получил, и друзья всерьез задумались о полноценном бизнесе. 17 ноября 1925 года считается официальным стартом Bang & Olufsen.

Реклама The Eleminator троллит пользователей подобно современным мемам (вольный перевод): «Унижение! То чувство, когда вы пригласили вечером гостей послушать радио, и тут сдох аккумулятор»

Обе семьи — и Олуфсены, и Бэнги — были довольно обеспеченными, поэтому лаборатория сначала возникла в старом семейном особняке Олуфсенов. Когда мать Олуфсена поняла, что уже устала кормить приходивший к ним домой народ (сотрудников компании) и выгнала всех — партнеры заняли денег у своих отцов и построили фабрику, которую сейчас в компании называют Factory 1. Она была разрушена во времена Второй мировой войны. Как рассказала Иза Миккелсен (Iza Mikkelsen), консультант по продукции Bang & Olufsen, этот завод сразу же повлиял на местную экономику, потому что многие соседи стали его работниками.

Радиоприемник Bang & Olufsen 3lamper (1927 г)

Бэнг был главным инженером компании и погрузился в разработку новых продуктов, тогда как Олуфсен возглавил финансовую часть. Спустя два года, в 1927-м, они открыли новую фабрику и выпустили свой первый полноценный продукт — радиоприемник 3lamper, а в 1929 году — 5lamper, с тремя и пятью лампами соответственно.

Снизу радиоприемник Bang & Olufsen 5lamper (1929 г), а сверху — 4lamper (1930 г). Последний считался уже хайэндным продуктом из-за маленьких габаритов и дорогой лаковой отделки. Стоил он 450 крон, что примерно в полтора раза дороже 5lamper

Тогда же компания начала выпускать и радиограммофоны, однако про них вы мало прочитаете в официальной истории. Как объяснила Миккелсен, они были моделями штучными и довольно дорогими. Например, выпущенный в 1929 году Radiogrammofon 5 LV RG включал в себя тот самый радиоприемник 5lamper, а сверху виниловый проигрыватель, и стоил 1150 крон.

Радиограммофон Bang & Olufsen Radiogrammofon 5 LV RG
Первый микрофон производства Bang & Olufsen — Mikrofon kulkorn (1930 г)

Тут пришли времена звукового кино. В первый датский звуковой кинотеатр поставили системы Bang & Olufsen, и компания стала специализироваться на профессиональном оборудовании, а фактически — инсталляциях коммерческих кинозалов, причем не только аудио, но и проекторами — их настройкой, обслуживанием и т.п.

Однако фирма не переставала делать потребительские продукты и в 1934 году выпустила радиограммофон B&O Hyberbo 5. Признаюсь, меня эта штука сильно впечатлила. История говорит, что Питер Бэнг настолько восхитился внешним видом стула Wassily Chair от дизайнера и архитектора Марселя Брёйера, что решил сделать нечто подобное в стиле баухаус. В самой компании рассказывают, что отсюда и берет начало фирменный стиль Bang & Olufsen. Вы только посмотрите на фото ниже! Этот гибрид выглядит современно даже сегодня.

Радиограммофон B&O Hyberbo 5 (1934 г)

У самой компании и среди всех ее сотрудников эта модель есть только в единичном экземпляре, и он стоит в музее. Всего было продано около 150 штук, продукт оказался коммерчески провальным! Вот что значит опередить свое время. Поэтому к баухаусу компания вернулась только в 60-е, когда этот тренд стал более заметным во всем мире.

Радиограммофон B&O Hyberbo 5, вид сверху. Крышки можно закрыть, проигрыватель продолжит играть
Радиограммофон B&O Hyberbo 5. Спереди расположен ящик для хранения пластинок. Такая вот практичная техника

В 1938 году компания выпустила свое первое кнопочное радио Master 39 K. Это было оригинальное изобретение Bang & Olufsen, позже его уже взяли на вооружение другие производители. Кнопки, понятно дело, были нужны, чтобы запоминать станции. Одна кнопка — одна станция. Это был очень-очень популярный продукт. Потребителю все это казалось магией: нажал кнопку — и слушай.

Кнопочный радиоприемник Bang & Olufsen Master 39 K (1938 г)

Спустя год компания выпустила нечто по тем временам революционное — приемники Beolit 39. Их разработку Бэнг начал еще в 37-м году, решив, что нужно попробовать что-то другое, нежели обычный деревянный ящик. И сделал корпус из бакелита. Продукт получился компактным, оригинальным по форме и поэтому сразу стал очень популярным, особенно среди молодого поколения. Компания в разных модификациях производила модель до 1964 года. Отмечу, что оттуда берет начало еще и тренд называть модели со слова «Beo».

Радиоприемник Beolit 39 (1939 г)

В 1940-м году компания начала расширяться, и хотя в Данию пришла Вторая мировая война, фабрика продолжала работать. В 1941-м даже выпустила радиолу (приемник со встроенной акустикой) Grand Prix 41 со шкалой настройки, подсветка которой отключалась, когда она не использовалась, а в 43-м — радиограммофон Grand Prix 44 CH (приемник, виниловый проигрыватель и акустика).

Радиограммофон Bang & Olufsen Grand Prix 44 CH

Однако война беспощадна: завод был полностью разрушен. Сразу после ее окончания Бэнг и Олуфсен взялись за восстановление завода, и в этом оказалась даже некая выгода — пришлось оснащать его всем современным на тот момент оборудованием.

В 1946 года Bang & Olufsen возвращается с Beocord 84 U — проволочным рекордером (предшественники магнитофонов), между прочим, очень недешевым — 1700 крон.

Проволочный рекордер Beocord 84 U (1946 г) и микрофон Mikrofon MD 1 (1947 г)

Свой первый телевизор Bang & Olufsen выпустила в 1951-м году. Модель TV 508 S не содержала в себе ничего необычного, кроме того, что телевидения в Европе не было. Компании пришлось ждать еще год, пока не запустился телеканал в Гамбурге, и тогда появились покупатели. Внутри стоял 12-дюймовый кинескоп, причем, как и сегодня, компания делала упор на качественный звук. Как известно, изображение без хорошего звука — деньги на ветер, а потому три динамика и FM-приемник (тогда только появлялись FM-станции) делали TV 508 S практически аудиофильским продуктом.

Pladeskifter G 505 A (1950 г) — вертушка для встройки в мебель
Телевизор Bang & Olufsen TV 508 S (1951 г)
Микрофон Mikrofon BM 3 (1954 г)

В конце 50-х компания принимает решение пригласить внешних дизайнеров для разработки своих продуктов. В первом конкурсе побеждает и создает радиоприемник Mini 606 K Moderne, в котором используются латунная передняя панель и черная рамка. Сегодня, если вы посмотрите на фото ниже, скажете, что это обычный приемник, но тогда такой внешний вид казался настолько новаторским, что в названии использовали слово «Moderne».

Радиоприемник Mini 606 K Moderne
Оригинальный «комбайн» Beocord Unitape 512 K (1955 г) — это катушечный магнитофон и проигрыватель виниловых пластинок. Хорошо продавался и был особенно популярен в школах танца, потому что позволял записать на пленку композицию, потом замедлить скорость произведения для тренировок новичков
На датском языке это называется «Radio-Byggemobler», а фактически шкаф со встроенным телевизором, приемником и акустикой. Компания выпускала разные варианты этой «мебели». Их дизайн разрабатывал Иб Фабиансен (Ib Fabiansen)

На втором этаже музея представлен уже «новый век» Bang & Olufsen — время, когда компания стала активно использовать в своих изделиях алюминий, окончательно решила во главу стиля поставить направление баухаус, чем, на мое мнение, и заслужила мировое признание. Эти перемены также связывают с началом сотрудничества с дизайнерским бюро Якоба Йенсена (Jacob Jensen).

Проигрыватель виниловых пластинок Bang & Olufsen Beogram 1200 (1969 г), дизайн Якоба Йенсена. Эта модель, наряду со многими другими работами Йенсена, — экспонат Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA)
Музыкальный центр Beocenter 3500 (1971 г) включал в себя проигрыватель винила, FM-приемник аудиофильского качества и 40-ваттный стереоусилитель
Цветной Beovision 3500 (1974 г) стал первым телевизором, полностью сделанным на транзисторах, а значит, он меньше грелся. Разработали его английский дизайнер Дэвид Льюис (David Lewis) и датчанин Хеннинг Молденхавер (Henning Moldenhawer)
Катушечный магнитофон Beocord Correct Stereo (1959 г), дизайнер — Сигвард Бернадот (Sigvard Bernadotte) — сын шведского короля, который женился на простолюдинке и потому лишился прав на трон. Стал промышленным дизайнером
Катушечный магнитофон со встроенной акустикой Beocord Belcanto 608 (1962 г). Разработан командой B&O, в этот раз обошлись без дизайнера на аутсорсе
До того как появился довольно известный кассетник Beocord 5000, оказывается, был катушечный магнитофон с таким же названием
Концептуальная акустика Beovox CX 100 (1984 г). Это пассивные полочники в алюминиевом корпусе. Дизайн Якоба Йенсена
Проигрыватель виниловых пластинок Højtaller ST GP 607 (1960 г) со встроенным усилителем и двумя колонками в комплекте
Проигрыватель виниловых пластинок Stereo pladespiller 608 VF (1961 г) с фирменным алюминиевым тонармом

К сожалению, времени на посещения музея выдали очень мало, поэтому я довольно слабо охватил «новое время». Впрочем, многие вещи, по крайней мере, продукты 90-х до сих пор встречаются и у наших меломанов, причем совсем не обязательно это любители винтажа.

Промышленный дизайн в стиле баухаус в 80-х подхватили японские компании, причем в Bang & Olufsen считают, что с их продуктов копировали все — и Sony, и Apple. На мое мнение, может быть, и не копировали, а просто думали в том же ключе — хотели получить функциональный, простой, лишенный украшений, но одновременно красивый продукт.

Здание музея. Если случится побывать в Струэре — посетите музей, это интересно

B&O продолжает в том же ключе, но в связи с новой «экономической эрой» продукция из среднего класса перешла в топовый, элитный сегмент, поэтому уже не запоминается какими-то яркими массовыми новинками, а значит, и не определяет моду. Однако поход в этот музей мне в очередной раз напомнил, что как бы мы не относились к компании сегодня, она оказала существенное влияние на рынок потребительской электроники и выпустила немало хитовых продуктов.

А чтобы вы не думали, что компания все время беспокоилась только о звуке, вот вам розовый утюг и электрические бигуди производства Bang & Olufsen.

Первая часть репортажа с рассказом о последних новинках и действующей фабрике анодирования: Репортаж из головного офиса Bang & Olufsen: ферма-офис, соты-звуки и электрохимия

77.48 дБ +

Комментарии

#

как бы славяне не умилялись итальянским буратинам, а дизайн №1 в мире - строго от северян

B&O в нашем возмутительном топе ))


- 50 дБ +
#

И вполне логично и объяснимо... Итальянский дизайн более классический, с завитушками, чаще похож на изящную мебель. Северный - строгий, лаконичный, с минималистичными "мордами", похож на лабораторное оборудование (как мое железо, например), либо на что-то ультра-технологичное, промышленное или футуристическое. А учитывая, что покупатели железа в основном мужчины... То " из чего же из чего же из чего же сделаны наши мальчишки?" гаек, батареек, шестеренок и т. д. ))) Поэтому женщинам Sonus Faber Venere а... А мне можно, а можно вот этот Nad?! )))))

- 50 дБ +
#

Обожаю B & O. Их художники рисуют так, как я сам рисовал бы, если бы умел.......

Как бы мультяшные образы.


Вершина техно.......

- 50 дБ +
#

Креатив + Дизайн = Стиль

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Неплохо бы написать противоположную статью - "КГ/АМ", про самые уродливые изделия в мире hi-fi ))) Ну, например, про Naim старых моделей (наймоводы, ничего личного) :)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Нет в этом никакого смысла. Нравится всем разное, и "оливки" в том числе имеют своих поклонников. Неудачи тоже случаются у абсолютно любого производителя - и в плане звука и со внешностью. Так что статья получится или обидная или ругательная, но в любом случае не несущая в себе никакой реально ценной информации.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

За то, думаю, будет популярной и обсуждаемой, что не плохо для рейтинга. :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @PoruchikGT #

Вот вот, для объективности надо и поругать - и смешно, и остро, и, может быть полезно. А то есть мнение (и не только мое), что стерео из серьезного аудиожурнала превратился в рекламный буклет. "Я все понимаю, когда вынимаю" - журнал не благотворительная организация и должен зарабатывать деньги - на печать (а она у нас Ооочень недешевая, инфа из вторых рук), и на аренду офиса, и на командировки, и т. д. Но... раз уж "пошла такая пьянка", да простят меня модеры и владельцы за оффтоп и резкое выражение своего мнения? Рекламные буклеты никому читать неинтересно, Вы все сами это знаете - как Вы поступаете с буклетами, которые практически всем закидывают в почтовые ящики? Ага. Я также. Отличная прокладка в мусорное ведро, чтобы протекший из пакета мусор не пачкал ведро. Чтобы стерео стал интересным и его снова стали (смогли!) печатать - нужны хотя бы слепые сравнительные тесты, пусть проплаченные, пусть не совсем объективные - но дающие в одной статье широкий спектр информации, а уж сведущие люди сумеют прочесть между строк и отделить зерна от плевел. Извините, что брюзжу, понимаю все причины нынешнего положения дел, но уж страшно хочется снова купить свежий номер в бумаге и вдохнуть этот вожделенный запах недавно отпечатанной мелованной бумаги. (Простите, мне тогда 13-16 было, а сегодня я McAllan выпил.... Нахлынуло))))


*to Gorbatov "не будет нести важной и полезной информации..." ой ли? А эта статья - просто кладезь знаний? И то и другое будет развлекухой, "чиста паржать" (с), просто раз у журнала нет денег на печать, надо сделать его более юморным (не в духе программы "Аншлаг" конечно), и менее пафосным, где рассматриваются устройства от 80-200 тысяч минимум (эй, народ, Вы вообще в курсе, что реальный средний уровень зарплат в регионах - тысяч 7-16, не все живут в Москве, как редакция журнала или в Питере - как я, и еще с десяток человек с ресурса). Вопрос - вы для кого пишете? Складывается ощущение, что stereo - это место тусовки "своих", пафосных приблатненных, в т.ч. журналистов, продавцов и так или иначе имеющих отношение к hifi бизнесу - процентов на 70. Остальные - либо энтузиасты, либо " мимкрокодилы", форум whathifi просто стерли, soundex уже превратился в подобие вконтактика, только лайков и чмоки-чмоки не хватает. На стерео - одна надежда. Иначе за объективной информацией придется идти на зарубежные ресурсы. А они проплачены и ангажированы еще хуже стерео.ру, но стерео бешеным темпом стремится в ту сторону. На сайте осталось буквально 3-5 старожилов, чье мнение стоит слушать. У осталных в каждой строчке комментов чквствуется подтекст барыги. Уж простите. Не знаю, что на меня нашло, видимо in vino veritas. Виски уж очень хорош ))

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Важнейшее правило: выпил - не пиши.

Особенно там, где править нельзя потом сообщение...

- 60 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Отлично, отлично. Интересный коктейль у вас на основе виски получился. Про тесты уже тысячу раз обсуждалось - и про слепые, с которыми хоть ослепни, а все равно они обязательно кого то не устроят, и про сравнительные тоже разговор поднимался - все про все в курсе. Так что это оставим в стороне.

Хотя вот вопрос, про тесты. Вам обязательно нужно, чтобы какую то железку публично отпинали ногами? Лично мне достаточно, что такие железки просто отсеиваются на этапе планирования. Тестировать нечто кривое никому не интересно, давать такое на тест, кстати, тоже. А в обычных тестах разбираются и плюсы и минусы и особенности. Потому что и железо разное и слушатели разные. Приводить примеры того, когда одному категорически нравится, а другому категорически нет я думаю, нет необходимости - таких споров половина от всех обсуждений.

Вы предложили сделать рейтинг уродцев по внешности - какой здесь толк? Одному одно нравится, одному другое. И внешность ничего не говорит ни о функционале ни о звуке. Какие истины, какое знание можно вынести из такой статьи? То, что вкусы у всех разные? А разве об этом кто то не знает?

А вот эта статья - репортаж из интересного музея, куда у большинства попасть шансов мало. Лично мне было очень интересно и посмотреть и почитать, хотя я тоже много где был и многое видел.

Дальше. Тему кто как живет оставим - а то можно далеко зайти. Кто и как я представляю, более того, нередко представляю почему. А это обсуждение уже выходит за рамки правил.

Кстати, при думах о тех, кто живет на минималку и перебивается, Macallan-ом то не поперхнулись, надеюсь? А то половинка МРОТ за бутылку... Ну да ладно, не буду придираться сильно к этому.

То, что Стерео притягивает в том числе и игроков рынка - это просто отлично. Да, все ведут себя по разному, но все же. Без покупателя не будет рынка, но и без продавца рынка тоже не будет. И без производителя. Так что не пикироваться надо а учиться общаться. Всем.

Сундучок попрошу не обижать, он много лет был для меня ежедневным ресурсом, оттуда пришло очень много всего интересного, и знания и друзья. Да, сейчас там слишком много дробления информации и маловато тех, кто мне там был дорог, но все же ресурс жив и приносит пользу. Да, там "ценовая планка" заметно повыше чем здесь, но что же тут плохого?

Зарубежные ресурсы тоже попрошу не обижать. Их много, они разные, и есть просто замечательные. И уж что-что, а просто общение там не в пример здоровее чем принято в рунете. За хамство гонят поганой метлой, и не принято толсто троллить или кошельками мериться.

Надеюсь, ответил подробно и попунктно.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

To Zome_Bear: Согласен. "Enter нажат, к чему теперь рыданья..."

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

"Кстати, при думах о тех, кто живет на минималку и перебивается, Macallan-ом то не поперхнулись, надеюсь? А то половинка МРОТ за бутылку... Ну да ладно, не буду придираться сильно к этому."

Дак я ж о народе думаю ))) "Золотой ты человек, отдохнуть бы тебе надо" (с).

Да и ... кстати, кошелькомерство и троллинг по поводу нищебродства на стерео то частенько цветет буйным цветом, гораздо сильнее, чем на зарубежных ресурсах как раз. Там и то и другое считается дикостью. Как уже ниже написал, все понял принял, просто погорячился. Из-за горячительного. "Обязуюсь впредь... " и т.д. и т. п.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Да, вы правильно подметили. Той атмосферы, которой я очень гордился в первый год-полтора существования сайта сейчас не хватает. И дело не в том что пришли злые тролли, нет - троллей я могу забанить, но пользуюсь этой возможностью очень редко. Просто сама атмосфера поменялась, и это не обязательно связано с тем, что людей стало больше. Время сейчас не самое благостное, нервов вокруг хватает. Посмотрим, что будет дальше.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Каждый должен начинать с себя ;-)

Вот сейчас так, и тут, и везде... Но кто-то же не поддаётся "нервам".

Сейчас как раз очень интересно (может, не всегда приятно) за этим следить...

- 50 дБ +
#

А вообще насчет "ругательной статьи" это я так, ради хохмы... Зато вон какие выводы пошли.... ))) Хотя действительно - за ругательную статью никто ж не заплатит ;))

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Тигра минусуют враги журнала...... Тут завелась пятая колонна которая гнобит журнал по средствам выдавливания с форума инакомыслящих. Тигр волнуется за любимое издание, а его за это "приземляют" ..... Мож модеры одумаются и начнут заботится о своём финансовом положении а не о своём "рейтинге" :))))))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @PoruchikGT #

Волноваться можно за что угодно, попутно высказывая и существенное и чушь поровну.

Выдавленных как то не замечал, вроде все тут, кроме забаненных. Хотя нет, знаю нескольких человек, которые так и не вышли из режима чтения потому, что здешние манеры их категорически не устраивают.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Молод был, горяч. Согласен. Sorry. Можно было быть и не столь резким в выражениях.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Да какие вопросы, тут в общем то все взрослые мальчики и девочки, и я не поверю, если кто-то скажет, что вот он да ни разу и никогда.

- 50 дБ +
#

Отличная статья было очень приятно почитать.Хотя бы в месяц по одной такой и отлично будет.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.