HDMI 2.1 на подходе: что нужно знать [перевод]

HDMI 2.1 на подходе: что нужно знать [перевод]

Все еще привыкаете к HDMI 2.0a и контенту формата 4K HDR? Приготовьтесь к новой напасти: в конце ноября организация HDMI Forum опубликовала спецификации стандарта HDMI 2.1, и он уже на подходе. После такого анонса у многих возникли разного рода вопросы: пользователи озадачились, не успели ли устареть их новые телевизоры и 4K Blu-ray плееры, а также неясно, придется ли снова покупать кучу новых HDMI-кабелей. Помимо всего этого, не совсем понятно, что нового даст HDMI версии 2.1 нашим системам? О чем вообще речь? Как это работает и когда оно появится?

У нас есть ответы на все эти вопросы, и хотя, бесспорно, тема не так проста и требует определенных технических познаний, мы постарались, чтобы все было понятно и интересно как техногику, так и простой домохозяйке. Начнем с наиболее важного — с самых распространенных вопросов, встречающихся на интернет-форумах чаще всего.

Мой новый телевизор уже устарел?

Однозначно нет. Если ваш телевизор поддерживает разрешение 4K/UHD и расширенный динамический диапазон (HDR), или хотя бы только 4K, то ему еще далеко до старости.

Новый стандарт HDMI 2.1 открывает много продвинутых возможностей (об этом чуть позже), но пройдут годы, пока все эти новые форматы станут распространены. Об этом сейчас и речи нет: разрешение 8K или 4K с частотой обновления 120 Гц станет обыденностью очень нескоро.

Вывод таков: если вы купили телевизор пару лет назад, то пока вам его вполне хватит. Собрались купить новый телевизор и задумались, стоит ли подождать появления HDMI 2.1? Не имеет смысла. Во-первых, ждать вам придется около года, а во-вторых, преимущества HDMI 2.1 будут раскрываться очень медленно.

Нужны ли новые кабели для полноценной работы HDMI 2.1?

Да. Ниже вы ознакомитесь со спецификациями и поймете, что по HDMI 2.1 можно передавать в три раза больше данных, чем по существующим HDMI-кабелям. Таким образом, чтобы задействовать все возможности HDMI 2.1, вам понадобится кабель нового типа Ultra High Speed. В редких случаях с устройством, оснащенным HDMI версии 2.1, возможно будет использовать обычный High Speed кабель. Однако объем передаваемых по кабелям данных постоянно растет, поэтому гораздо логичнее будет сразу купить новый HDMI кабель с маркировкой «Ultra High Speed». Это стоит делать одновременно с покупкой компонентов, оснащенных интерфейсом HDMI 2.1.

Отдельно нужно отметить, что никаких физических изменений портов или коннекторов не предвидится — новые кабели Ultra High Speed без проблем подойдут к старым девайсам.

Совместим ли HDMI 2.1 с предыдущими версиями?

Да. Вы сможете подключить любое устройство с устаревшим HDMI к новому телевизору или монитору с HDMI 2.1. Например, если в будущем захочется подключить Xbox One к новенькому 8K-телевизору с HDMI 2.1, то проблем не возникнет.

Можно ли обновить HDMI 2.0a до HDMI 2.1?

Теоретически это возможно, но на практике маловероятно. Джефф Парк (Jeff Park), глава подразделения по производству программного обеспечения HDMI Licensing Administrator (HDMI LA), объяснил, что на рынке существуют чипы премиального класса, которые возможно обновить программным путем, но такие чипы стоят невероятно дорого и поэтому их редко используют производители. Скорее всего, ваш телевизор или UHD Blu-ray плеер не оснащен одной из этих дорогущих микросхем.

Зачем понадобилась новая версия HDMI?

Можете не верить, но некоторая домашняя AV-техника уже требует почти всю пропускную способность (18 Гбит/c), которую дает HDMI 2.0a. Давайте в качестве примера возьмем новый диск Ultra HD Blu-ray: разрешение 4K само по себе требует большой полосы пропускания, а еще нужно добавить цветность 10 бит, субдискретизацию цвета 4:4:4, частоту 60 Гц, объемный звук Dolby Atmos или DTS:X, метаданные HDR и все остальное, что необходимо передать от 4K-плеера телевизору. Всей этой информации нужно почти 18 Гбит/с. Как прикажете улучшать продукты, если полоса пропускания уже не способна справляться с AV-информацией? Никак. Нужная новая полоса — именно это HDMI Forum и сделала, утвердив HDMI версии 2.1.

Отмеченные красным форматы передаются со сжатием Display Stream Compression (DSC). Стандарт HDMI 2.1 обладает поддержкой DSC версии 1.2 с малыми задержками, отсутствием потери качества и 16-разрядным представлением цвета

Голливудским студиям и разработчикам видеоигр нужны высокое разрешение и увеличенная частота кадров, но не только по этим причинам требуется большая пропускающая способность: современным девайсам необходимо больше каналов для «общения». На сегодняшний день проигрыватель Blu-ray или игровая приставка могут «разговаривать» с вашим телевизором, но только маленькими обрывистыми битами. Техника будто перебрасывается словами, но не может нормально «пообщаться» в реальном времени. Изменив конструкцию коннекторов и кабелей HDMI, организация HDMI Forum сумела не только расширить полосу пропускания, но и сделать ее более удобной для коммуникации устройств между собой.

Другими словами, HDMI 2.0 — это привычное нам шоссе, переполненное автомобилями, а HDMI 2.1 — новый суперскоростной автобан, по которому едут автопилотируемые машины, умеющие избегать пробок и мгновенно адаптироваться под трафик. Итак, какой в этом прок для вас и вашей развлекательной системы?

Чем в итоге HDMI 2.1 лучше HDMI 2.0?

Как вы уже поняли, HMDI версии 2.1 способен передавать и принимать гораздо больше информации, а это напрямую влияет на увеличение разрешения картинки. Форматы 8K и 10K больше прочего привлекают к себе внимание, и это объяснимо: формат 4K значительно ниже этих разрешений будущего. Однако высокое разрешение стоило бы поставить на последнее место в списке выдающихся возможностей HDMI 2.1. Тем не менее начнем с него, хотя остальные преимущества HDMI 2.1 все-таки важнее. Этот стандарт позволит нам получить более красивую картинку и максимально простую в плане обращения AV-систему.

Разрешение: HDMI 2.1 обеспечивает более высокое разрешение и более высокую частоту кадров. Версия 2.1 даст нам 4K на 120 Гц, 8K на 60 Гц и даже 10K для коммерческих инсталляций. Увеличение разрешения не так уж важно для наших телевизоров и проекторов — мы и так уже приблизились к тому, что наши глаза перестают видеть разницу с обычной дистанции просмотра. Однако высокая частота кадров важна — это хорошая новость для геймеров. И еще представители организации HDMI Forum говорят, что некоторые голливудские режиссеры, например, Питер Джексон думают перейти на 120 Гц. Более того, они хотят, чтобы контент с этой частотой съемки был доступен зрителю не только в кинотеатрах, но и дома.

eARC: Существующий стандарт HDMI ARC уже открывает нам возможность передавать аудио с телевизора на ресивер или саундбар и наоборот, но ограниченная пропускающая способность в большинстве случаев позволяет передать сигнал только сжатым и смикшированным до двухканального.

Таблица сравнения интерфейсов Toslink, HDMI ARC и HDMI eARC показывает преимущества технологии eARC: звуковая полоса до 37 Мбит/с, канал передачи EDID-информации для корректного взаимодействия устройств, обязательная синхронизация изображения и звука

По ARC точно нельзя транслировать полноценный Dolby Atmos или DTS:X. Появление eARC позволит не сжимать аудио, передавая его в высоком разрешении по HDMI 2.1. Такая функция сильно упростит установку компонентов: пользователи смогут подключать любые устройства к телевизору и выводить сигнал по одному HDMI-кабелю на ресивер или саундбар. Меньше кабелей — меньше путаницы, больше качественного звука!

Динамический HDR: расширенный динамический диапазон (HDR) — это самое существенное улучшение изображения со времен появления Full HD, но может быть еще лучше. Если вы знакомы с версией HDR от Dolby, Dolby Vision, то вы, должно быть, знаете, что многие эксперты считают этот формат лучше других. Все дело в том, что Dolby Vision может использовать динамические метаданные. Другими словами, данный формат постоянно меняет динамический диапазон картинки в зависимости от происходящего на экране. В результате мы получаем более точное, яркое и, само собой, динамичное изображение.

Недостаток только в том, что Dolby Vision является проприетарной технологией, и не каждый производитель хочет платить за лицензию. Новая версия HDMI 2.1 подойдет для всех видов HDR, включая стандартный HDR10 и более продвинутый Technicolor HDR.

Variable Refresh Rate (динамическое изменение частоты обновления): геймеры будут счастливы, ведь теперь они смогут играть в 4K, и при этом не будет никаких искажений и задержек, а только плавная UHD-картинка.

Quick Frame Transport: эта технология снизит задержку ввода. Шутеры от первого лица преобразятся, как и VR-игры, которые достигнут новых высот.

Quick Media Switching: все знакомы с пустым черным экраном при переключении источников (например, с приставки на потоковый сервис)? Этого больше не будет — QMS максимально сократит время переключения.

Расхождение звука и видео: на сегодняшний день такая проблема присутствует. Телевизор работает не всегда синхронно с ресивером или саундбаром. Дело в том, что телевизору требуется больше времени для обработки сигнала, чем аудиосистеме, которая за короткое время справляется с задачей. В результате мы получаем отстающее видео (иногда бывает наоборот, но суть одна — звук не совпадает с изображением). Интерфейс HDMI 2.1 позволит телевизору обмениваться данными с AV-ресиверами, саундбарами, плеерами, игровыми консолями и другими девайсами в режиме реального времени, что гарантирует постоянную идеальную синхронизацию.

Итак, это был небольшой обзор HDMI 2.1. Как видите, новый стандарт открывает немало возможностей. Дело за производителями — они должны решить, как именно будут использовать преимущества новой версии HDMI, чтобы мы могли насладиться результатами. Как это часто бывает в мире техники, следить за изменениями индустрии не менее увлекательно, чем пользоваться новинками.

На HDMI.org (eng) вы найдете еще больше информации о новом стандарте.

Оригинал: HDMI 2.1 is coming: Here’s what you need to know

73.01 дБ +

Комментарии

#

Ничего нового. Вообще ничего.

Начиная с версии 1.2 каждый раз, когда выходит новый стандарт HDMI потребителям вещают о том, как будет славно и здорово жить, когда новый формат заработает. При этом я лично, несмотря на крайне глубокое погружение в эту тему, никогда не видел реализованными такие фишки как Ethernet over HDMI - то есть несмотря что эта фишечка с версии 1.4 является штатной, ни один телевизор не способен по HDMI взять Ethernet с подключенного к сети ресивера и наоборот.

Совместимость между разными устройствами - ад и дно, с вводом HDMI 2.0 заставить договориться между собой устройства с его поддержкой - задача которая заставила вспомнить первые танцы с бубном в виде "включить дисплей, подождать пока он прогрузится и покажет NoSignal, включить процессор, подождать, только потом включить источник" и так далее. Я уж молчу про реализацию CEC, которая у всех работает то так, то сяк, и у кажддого производителя свои мысли на реализацию тех или иных команд.

Упыри короче. Но надо держаться и покупать, покупать, покупать, мнение консьюмеров и потребителей вообще никого в данном случае не волнует.

- 65.05 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Оскал капитализма, собственно поэтому я и отказался в свое время от больших инвестиций в ДК, собрав очень средний сетап.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @iFenixxZ #

Оскал капитализма и дорогие кинозалы совершенно никак не связаны в данном случае. Основная масса денег на этих переходах как раз со средних и дешевых сетапов и собирается. Саундбарчик обновить до Dolby Atmos в революционной конфигурации 3.1.2 - звук как на стадионе, но нужен понятное дело HDMI 2.0 - и телевизор 4К (пардон, скоро уже 8К, потому что уау, Сони супермегаультра эйчди 8к - картинка как своими глазами!) ну и так далее. Сейчас с появлением в 2017-2018 году полной гаммы номальных 4К источников половина потребителей поймет что их, купленные в 2014-2015 годах 4К телевизоры кроме собственно матрицы никаким образом к 4К не относятся - и поедут покупать снова. Купят конечно 8к, чтобы уж наверняка (на самом деле нет, ибо 2.1 только на бумаге существует пока).

Где то там посередине еще затаились ресиверы, кабели, эплтиви и куча всего другого, на чем также средние сетапы и собираются. А вот дорогие процессоры, например, тупо апгрейдятся платами.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @iFenixxZ #

Причём здесь капитализм? Вы по старой "совейской" схеме работаете - "загнивающий капитализм" и всё такое?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

"... и покупать, покупать, покупать ..." - полностью согласен. Ещё UHD не развит и не освоен, качественного материала до сих пор почти нет, а уже 8К ... Это уже превращается в полный маркетинговый абсурд.

- 50 дБ +
#

Вообщем, ничего сверх инновационного учитывая с какой скоростью выходит контент соответствующего качества

- 50 дБ +
#

120 Гц надеюсь можно будет ОТКЛЮЧИТЬ, чтобы у кинокартинки опять вернулась художественная дистанция

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Вот не помню, какой-то производитель уже делал всякие 400 Гц и так далее - это так ужасно странно смотрелось...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

http://stereo.ru/qa/spjk-pomogite-razobratsya-s

- 50 дБ +
#

Тут самое глааное, что количество проводов в кабеле то же, но снова новая конструкция! Интересно что же в ней нового? У меня работают шнурки версий от 1.2 до 1.4 Все без проблем пока передают видео FHD и 3D и звук вплоть до 7.1 pcm. Я реально сомневаюсь, что китайский шнурок за 100р с гордой надписью hdmi 2.1 будет лучше.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Возможно, что в разъёме / штекере будет чип, как Apple, например, любит делать, сообщающий о совместимости или дело ограничится добровольным тестированием конкретного кабеля для получения наклейки о совместимости на коробке.

По-моему, нормальному кабелю, хоть 1.2 хоть 2.0 до этого момента было пофигу, всё работало.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Именно. Если чип поставят, то да. Только это удорожает конструкцию.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Чип там на стороне устройства. Кабель либо может передать этот поток или нет. А вот в устройстве стоит чип для HDCP протокола, который и либо дает передавать/получать контент либо нет. Ну и естественно сами порты - либо умеют на такой частоте работать либо нет. (1.4б - 300 Мгц, 2.0 - 600 Мгц и так далее, если не ошибаюсь).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Толщина проводов + дополнительное экранирование. В основном так.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

HDMI 2.1 - это про весь интерфейс, а не про кабель. Вспомните советскую телефонную лапшу, которой подключали дисковые телефонные аппараты еще лет 30 назад, по которым в 98-99-ых с трудом шли 14,4 кбит/сек (модемное соединение) и сравните с обычным UTP кабелем 5 категории: в UTP кабеле всего в в 4 раза больше жил, они чуть толще, попарно скручены... ну и собственно и всё, а скорость передачи данных по такой лапше (1 Гбит/с уже никого не удивляет) возросла почти в 100 000 раз! Потому что меняются не кабели, меняются технологии.

UPD: ADSL технологии, кстати, повысили скорости в 150-200 раз ровно по той же самой лапше.

- 50 дБ +
#

Когда заходит речь об HDMI (SPDIF) все почему-то говорят про кабели. Ситуация же заключается на самом деле в аппаратной поддержке на разъеме. Та же оптика легко пропускает 10 Гбит/с, но многоканальный Hi-Res просто не декларирован. Я с HDMI пропадал в просак, когда версия не поддерживала 3D с разрешением 1080p и частотой 60 кадров/с (максимум 24). Хотя никаких реальных препонов не было и в одной из следующих версий такой проблемы не стало, но на имеющейся технике уже ничего не изменить.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Я это понимаю. Просто в статье говориться, что кабели менять.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Да это я так - чуть-чуть негодую на злободневную тему. Делают черти-пойми что, а нужные инновации стоят в очереди.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Да уж! Честный отъем денег у населения!

- 53.01 дБ +
#

Оживились все..

- 50 дБ +
#

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Ну вот...И здесь началось общение картинками

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wwworonin #

"Рафаэлло - вместо тысячи слов" (с) ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Ну мабудь,це буде ЩО,ЗНОВУ ?Это будет ближе,для тех,у кого Украинский язык родной.,

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Ну тогда уж "инч норитс?" - это будет ближе к языку озвучивавшего волка актера )))

- 50 дБ +
#

Маркетологи уже готовят "почву" для 8K, несмотря на то, что ещё 4К ещё не успели освоить ни произодители, ни потребители - качественного материала по прежнему почти нет. Похоже эта "гонка" превращается в полномасштабный маркетинговый абсурд.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

Готовят и еще как.. Почитайте последнее на www.hdguru.com

- 50 дБ +
#

Вместо хорошо записанной музыки - HiRes, вместо хорошо снятого кино - UHD и HDR! Вот такой "прогрес"

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Я, поскольку полтора месяца глубоко в "регрессе", прослушивая километрами пленки - пару недель не включал hirez вообще... Потом все-таки сравнил первую копию мастер-ленты от Fone с нее же сделанным DSD (купленным на nativedsd) и... долго думал ))) Если восстановленное железо конца 80-х играет полновеснее, телеснее, более зримо и осязаемо, то к чему весь цифровой путь с 1982 года?

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Я посмею себе высказать очень осторожно, что можно сильно приблизится, в случае с DSD нужно ЦАП, который играет "правильно" (максимально правильно) этот DSD. Как правило, это не тот аппарат, который "правильно" играет PCM.

Но-о-о-о...


P.S.

Для того, чтобы начать приближение ещё очень любопытно знать технологически весь процесс получения DSD c мастер-ленты от Fone, в этом частном случае у Вас должно быть преимущество в близости к "кухне".

А ещё наверняка же, учитывая фото с Италии, Вы спрашивали там на месте мнение про аналог, про цифру, про сравнение... Я очень жду интервью...


P.P.S.

то к чему весь цифровой путь с 1982 года?

В первую очередь всё же к более "простому" процессу записи/сведения/редактирования и хранения/дистрибуции.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Расшифровываю, напишу, конечно, но: технология перевода в DSD/SACD разрабатывалась с помощью Philips + Pyramix Recorder using dCS A/D (куда еще круче и правильнее, да?), НО...

- 53.01 дБ +
#

Штука нужна для компьютерной графики в первую очередь. При рендеринге картинки антиалиазинг сжигает кучу ресурсов. Высокое разрешение позволяет забить на него. Не для кино это

.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Ресурсы при просчете жрет исключительно рассеянное (глобальное) освещение. Умножаться они могут только на материалы со сложными свойствами (типа SSS). Это единственная статья расходов процессорного времени, по которой до сих пор невозможна "продакшн" визуализация в реальном времени. Со всем остальным справиться не представляет труда, включая создание глубины резкости по Z, а уж прилизать кадр вообще пустяковый вопрос. К слову профессиональные видеокарты без проблем поддерживают разрешения аля 8K через DP без всяких "новых стандартов" HDMI, им эта вся обывательская возня до лампочки.

P.S. Я вот смотрю начинают наконец массово появляться решения на базе внешних видеокарт с совместимым блоком питания. Похоже, что на горизонте замаячил тот день, когда 100$ компьютерная железка в корпусе для HTPC накроет кое-кого медным тазом.

- 57.78 дБ +
#

Да уж, полностью поменять приличного уровня видео-часть системы на новый стандарт задачка еще та..., не каждый осилит. Уж лучше FullHD еще побалуюсь

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @El_Barto #

Как показывает практика угнаться за всеми маркетинговыми уловками производителей сложно и неэффективно, поэтому стоит дожидаться действительно неплохого прироста и покупать какое то финальное устаканенное решение.

На мой взгляд только в 2019 мы получим полностью готовый UHD сетап


- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.