Тест сетевого аудиосервера/плеера Aurender A10: старикам здесь не место

Тест сетевого аудиосервера/плеера Aurender A10: старикам здесь не место

Музыкальные сервера появились на рынке не вчера, но до сих пор даже значение самого этого термина не устаканилось — слишком уж быстро и радикально изменяется функционал, прогрессирует «железо» и софт. Сегодня речь пойдет о представителе самой новой волны данных устройств, который создатели дословно называют «кэширующий сетевой музыкальный сервер/плеер».

В прошлом веке бытовали «радиолюбители» и «автолюбители». Так называли непрофессиональных энтузиастов, которые находились в любимой теме по самые уши. И было их не в пример больше, чем современных гиков, по той простой причине, что отечественные автомобили и радиотехника для нормальной работы действительно требовали постоянного допиливания и ремонта.

Сегодня, чтобы полноценно пользоваться ресивером или машиной, совершенно не обязательно знать архитектуру выходных каскадов или уметь менять свечи зажигания. Примерно такая же история происходит и с компьютерами, в том числе мультимедийными — даже несмотря на более высокую стоимость брендовых решений, самосборных аппаратов становится все меньше. И дело тут не в росте доходов населения, а скорее в выходе аудиофильских и киноманских ПК на широкий потребительский рынок, где очень ценятся дружественность по отношению к пользователю и отсутствие лишних заморочек с настройкой и апгрейдом. А спецы, способные с закрытыми глазами сконфигурировать Windows под аудиофильские задачи, со временем будут таким же раритетом, как сегодня человек, способный смастерить в гараже телевизор.

Корпус изящен, как дорогой ноутбук, и крепок, как черный ящик самолета

Внешность нашего испытуемого даже отдаленно не напоминает IT-технику. Разве что матированный алюминий можно сопоставить с продукцией Apple. Впрочем, металлические плиты подобной толщины там тоже не встретишь, равно как и объемную фрезеровку логотипа. Так что даже при совсем небольшой (порядка пяти сантиметров) высоте, выглядит устройство массивно, дорого и солидно. Серьезность конструкции подчеркивают и темные ребра внушительных радиаторов, по совместительству служащие боковыми стенками. Кстати, А10 можно заказать и в полностью черном оформлении, хотя, на мой взгляд, серебристый дизайн идет ему куда больше.

Технический дизайн с большой буквы: эргономично, стильно, удобно и без выпендрежа

Пять крупных квадратных кнопок и вращающийся регулятор громкости ненавязчиво подводят к мысли, что перед нами совсем несложное в общении устройство. Реноме дорогой, но крайне дружелюбной в общении системы поддерживает и пульт дистанционного управления. Он представляет собой аккуратный брусочек все того же алюминия с небольшим количеством аккуратно выточенных кнопочек. Увесистый, с прямыми гранями и интеллигентной отделкой, он как бы сам собой оказывается в ладони, и возвращать его обратно на стол просто не хочется. Кстати, если стол у вас стеклянный, расставайтесь с данным фетишем аккуратно, а то недолго и поверхность повредить.

Нестандартная комплектуха

Но стоит развернуть А10 задом наперед, как благостное ощущение простого как песня аппаратика тут же улетучивается. И дело не столько в количестве разъемов, которых тут совсем немного, сколько в их добротности и расположении. Аналоговая часть с двумя парами RCA и балансных XLR (и те и другие на коннекторах крайне высокого качества) соседствует с оптическим входом TosLink и отдельным гнездом USB, предназначенным исключительно для вывода цифровых аудиопотоков в соответствии с протоколом USB Audio 2.0. «Общевойсковые» порты USB для подключения внешних накопителей, разумеется, тоже имеются, но они, как и разъем Ethernet, отнесены от музыкальной части подальше, что очень правильно.

Топология портов отлично продумана, качество коннекторов на высоте

Еще большее уважение вызывает внутреннее устройство А10. Корпус практически под завязку нафарширован платами с огромным количеством дискретных элементов и содержит толстую внутреннюю переборку, отделяющую аналоговый отсек от цифрового. Сразу бросаются в глаза целых четыре тороидальных трансформатора, производства немецкой Alttec. Они обеспечивают раздельное питание компьютерной части, цифровых сигнальных цепей и каждого из двух аналоговых каналов. Все платы, включая материнскую, являются собственной разработкой Aurender, так что любителей фразы «да я из стандартной комплектухи такой же аппарат скручу в десять раз дешевле» просьба не беспокоиться — не скрутите.

Дискретных компонентов внутри, что называется, на все деньги. Процессор скрыт пассивным радиатором, а винчестер прячется снизу под SSD

Процессорный модуль А10 скрыт под большим пассивным радиатором, так что подробности о CPU и его обвязке неизвестны, а имея в виду обработку цифровых и аналоговых потоков на отдельных платах, по большому счету и не принципиальны. Система хранения музыкальных данных выполнена двухуровневой. Основная внутренняя фонотека находится на жестком диске 4 Тб, а выбранные треки для воспроизведения (т.е. активный плейлист) автоматически кэшируются на 120-гигабайтный накопитель SSD. Таким образом, во время воспроизведения никакие электроприводы внутри системы не работают по определению.

АК4490

Цифро-аналоговым преобразованием занимается пара 32-битных ЦАПов Asahi Kasei АК4490. Чипы двухканальные, и каждый из них обслуживает свой канал балансного стереотракта. Собственные характеристики АК4490 таковы: поддержка сигналов PCM вплоть до 768 кГц и DSD до 11,2 МГц. При этом уровень нелинейных искажений с учетом шума составляет -112дБ, а соотношение сигнал/шум 123 дБ (в режиме моно). Интересно, что в заявленных характеристиках самого аппарата фигурирует то же самое паспортное значение искажений, что и в АК4490.

Каждый из балансных стереоканалов собран на отдельной плате. От вычислительной части они экранированы толстой алюминиевой переборкой

Собственно, АК4490 — чип известный и успевший заработать весьма неплохую репутацию. К числу его достоинств относят антиджиттерную внутреннюю оптимизацию, которая в нашем случае становится еще эффективнее за счет высокоточного тактового генератора и применения в цифровом тракте программируемых вентильных матриц (FPGA). В итоге точность тактовых импульсов удалось довести до 100 фемтосекунд, то есть 0,0000000000001 секунды!

Вся схемотехника оригинальной разработки Aurender

Еще один оригинальный и крайне полезный способ борьбы за чистоту цифровых потоков — возможность отключать питание шины USB на аудиофильском выходе USB A. С него, кстати, можно снимать сигнал в PCM вплоть до 32 бит/384 кГц или DSD 64/128, возможен и режим DoP (DSD over PCM). Расположенный по соседству оптический вход S/PDIF принимает потоки вплоть до 24 бит/192 кГц, но, скорее всего, ему суждено трудиться на куда меньших скоростях, обслуживая, к примеру, CD-транспорт.

Сетевой сервер/плеер

Основной же источник музыки для А10, разумеется, цифровые потоки — на то он и «сетевой сервер/плеер». Поддерживаются локальные сетевые ресурсы, USB-носители, включая жесткие диски с файловыми системами FAT32/ExFAT/NTFS и два онлайновых сервиса: Tidal и Qobuz. Согласно самым модным трендам, аппарат работает с форматом MQA, т.е. позволяет слушать с Tidal музыку высокого разрешения, закодированную, как известно, именно в этом контейнере. Техническая полезность подобного решения для аудиофилов в эпоху онлайновых трансляций видео 4К HDR у меня вызывает большие сомнения. Зато перспектива контроля рынка с помощью защищенного формата явно пробуждает былую алчность музыкальных продюсеров — их энергией MQA сейчас в первую очередь и продвигается. Так или иначе, но A10 стал одним из первых высококлассных аппаратов, полностью совместимых с новым способом распространения хайрезов. И безотносительно меркантильности создателей формата, ничего плохого в этом со стороны Aurender, конечно же, нет.

Что касается локальной сети, то к домашним сетевым хранилищам или компьютерам можно подключаться по протоколу SMB, более того, содержимое встроенного жесткого диска самого А10 тоже можно сделать общедоступным. DLNA не поддерживается, что меня, к примеру, абсолютно не расстроило. SMB надежнее, универсальнее, а кроме того, собственная система управления и каталогизации Aurender Conductor App отлично справляется со своими функциями и без посторонних помощников.

Как несложно догадаться, основную роль здесь играет мобильное приложение, существующее в версиях для Android и iOS. Отсюда, кстати, и нарочитая простота оформления фронтальной панели аппарата — пытаться реализовать на ней полный функционал бессмысленно, ведь без экранных интерфейсов высокого разрешения сегодня уже никуда. С другой стороны, не оставлять же фасад совсем пустым? Будет скучно, ну а кнопки «старт», «стоп» и «перемотка» никогда не помешают. Тем более что в нашем случае выглядят они вполне эргономично.

OLED-экран не перегружен информацией и отлично читается

Приложение Conductor App уже переведено на русский язык, и в нашем тесте другого сервера Aurender N10 @Gorbatov очень подробно описал его настройку и функционал, так что повторяться не буду.

Какая разница, где находится песня?

Сосредоточимся лучше на звучании, тем более что, в отличие от вышеупомянутого N10, герой сегодняшнего теста оснащен аналоговыми выходами и может рассматриваться как более самодостаточная конструкция. Для построения полной системы потребуются лишь усилитель мощности и колонки, если, конечно, не считать NAS в соседней комнате. За усиление отвечали два блока Schiit Vidar, включенных в мостовом режиме. К этим 14-килограммовым здоровякам класса АВ, выдающим в моно 400 Вт (RMS) на 8-омную нагрузку, у меня был отдельный интерес, ведь до самого недавнего времени калифорнийские аудиопровокаторы подобных аппаратов не делали. С Aurender А10 усилители были соединены родными балансными кабелями Schiit, а нагрузкой послужили колонки Sonus Faber Olympica III.

Матовый алюминий нынче в тренде

Как я уже упоминал, абсолютно весь музыкальный контент, фигурирующий в активном плейлисте, включая треки из фонотеки Tidal, перед воспроизведением копируются на внутренний SSD-накопитель. С точки зрения качества саунда, лучшего варианта просто невозможно придумать. Правда, побочным эффектом стало отсутствие в списке активных композиций информации об их физическом местонахождении. Лично меня такая безадресность слегка раздражает, однако в концепцию цифрового источника нового поколения она вполне вписывается: какая разница среднестатистическому слушателю, где находится песня, раз ее можно запустить, просто кликнув по названию на экране? Зато возможности для сортировки треков внутри плейлиста оказались достаточно широкими: можно, например, отфильтровать композиции по времени последнего прослушивания, или даже по битности квантования потока.

А10 — далеко не самая дорогая модель в линейке, но на мелочах Aurender не экономит

В рамках заявленных характеристик (до 32 бит/384 кГц или DSD 64/128) любые ходовые форматы аудиофайлов воспроизводились без проблем. Исключений обнаружилось два: аппарат не сумел разобраться с таблицами CUE и ISO-образами дисков SACD. В моей коллекции и тех и других хватает, так что данный недостаток я бы пустяком не назвал. Но как мне объяснили в локальном представительстве, работа с CUE-таблицами есть в списке задач разработчиков, и эта функция появится в одном из будущих обновлений. Впрочем, если снова вернуться к прогрессивной модели потребления легального сетевого контента, то никакой проблемы тут нет вовсе.

Жизнь бьет ключом

Теперь о звуке. ЦАП АК4490 входит в элитную серию Verita и известен достаточно деликатным музыкальным почерком, который часто противопоставляют острой сверхдетальной исполнительской манере чипов Sabre. Надо сказать, звучание А10 полностью соответствует характеру его цифрового сердца (точнее, сердец).

При завидной основательности басов и уверенной динамике по всему диапазону, саунд не проявляет ни малейших признаков неспровоцированной агрессии. Тем не менее теплым и мягким звук тоже никак не назовешь — он светел и прозрачен, а если покопавшись в меню, пустить сигнал в обход регулятора громкости, то становится просто-таки рафинированным. Заметно это в первую очередь по подросшей микродинамике инструментов, богатых высокочастотными обертонами. Разрешение, в том числе и по верхней слышимой границе, никаких нареканий не вызывает, в особенности если речь идет о воспроизведении треков в DSD128. Кстати, по сравнению с однобитными потоками, PCM-хайрезы показались несколько менее рельефными и воздушными. То есть разница была чуть больше, чем бывает обычно при подобном сравнении. Так что любителям DSD стоит обратить на аппарат особое внимание.

Все цифровые порты дополнительно экранированы

Звуковая сцена порадовала шириной и объемом, хотя, честно говоря, в этом ценовом диапазоне встречались мне (правда, совсем нечасто) ЦАПы с более трепетным отношением к позиционированию источников звука. Но то были именно ЦАПы, не обремененные встроенными твердотельными накопителями и продвинутой системой воспроизведения треков.

В вокальном диапазоне жизнь просто била ключом, и это важно — в саунде есть искра, и он полностью лишен оттенков скуки или формализма. Другое дело, что праздник жизни мне показался ориентированным в первую очередь на светлые открытые голоса и жанры, а потому высоковольтный электросвинг Tape Five воспринимался чуть живее и одушевленнее, чем классический джазовый вокал или, скажем, форсированные темноватые тембры LP.

Вариант для любителей вороненого металла

Самое главное, чтобы при всей дружелюбности и внешней простоте А10 его владельцы не забывали, что любой аппарат подобного класса требует осмысленного и увлеченного к себе отношения. Даже если у него на корпусе всего четыре кнопки, а на OLED-экране колышутся «аналоговые стрелочки».

Достоинства: легкий интеллигентный дизайн и такой же по характеру саунд, поддержка MQA, продуманное и удобное мобильное приложение, радикальное решение проблем с сетевым воспроизведением посредством кэширования на SSD

Недостатки: из популярных онлайновых сервисов поддерживается только Tidal, аудиофилам старой закалки придется привыкать к специфике плейлистов и резать образы дисков на треки (функция чтения CUE-таблиц появится в будущих обновлениях)

Официальный сайт: Aurender A10

Цена: 349 990 рублей

Паспортные данные

Хранение треков: 4 Тб (HDD)

Макс. амплитуда вых. сигнала(RMS): 4,0/2,0 В (балансный/несимметр. выход)

THD + N: <112 дБ

THD: 0,00013% (1 кГц, XLR, 2,5 В)

Динамический диапазон: >128 дБ (CCITT)

Взаимопроникновение каналов: -135 дБ (20 Гц – 20 кГц)

Размеры: 430 х 55 х 353 мм

Вес: 10,2 кг

Коммутация

Цифровой выход: USB-Audio 2.0

Цифровой вход S/PDIF: TosLink

Аналоговые выходы: RCA/XLR

Сеть: Gigabit Ethernet

USB: v2.0 x 2

ТЕГИ:#Aurender
75.8 дБ +

Комментарии

#

Очень интересное устройство. Кеширование музыки из сети это вообще отличный компромиссный вариант, я считаю.

Хотя, чем меньше всех этих компьютеров и сетевых контроллеров около ЦАПа, тем лучше звук.

Только цены на все эти устройства... По сути они являются компьютерами в плоском корпусе со встроенным ЦАПом хорошего качества, а стоят как 20 компьютеров. Или как 10 компьютеров и аудиофильский ЦАП.

Так что, я пока за неттоп и внешний цап. Дешевле в несколько раз, помехи от компа и сети на ЦАП не влияют, плюс нет никаких проблем с CUE и приложениями.

- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @allkef #
я пока за неттоп и внешний цап. ... и помехи от компа на ЦАП не влияют.

Влияют.

Но заметно уменьшить это влияние можно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
Но заметно уменьшить это влияние можно.


Извините, не удержался)) Я имел ввиду, что гораздо меньше влияют.

- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Да так же они влияют, просто со специализированным устройством уже ничего изменить нельзя, если не иметь спец. знаний, а в случае с любым комп. источником очень много вариантов.

Или Вы имели ввиду, что от неттопа меньше помех, чем от полноразмерного компа?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Нет, что когда комп и цап разнесены в разные корпуса.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Ну, я вообще считаю, что почти все функциональные блоки девайсов надо разносить в разные корпуса, начиная с БП. )

Но в сабже неплохо экранирование сделано. Даже каждый из БП на отдельных платах.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Да, нормально сделано, но за такие деньги можно хотя бы экранировать все узлы друг от друга полностью.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Фактически да, хорошо бы разделять. И не только потому, что экранирование и тому подобные вещи. Цикл жизни хорошего ЦАПа и компьютера измеряется разными сроками... И устройства, в которых слишком много всего вызывают скепсис. Хотя тут полезно познакомиться, например, с верхним Mytek или с модульно-наборным MSB - на их примере можно прийти к выводу, что так тоже вполне может быть.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
Цикл жизни хорошего ЦАПа и компьютера измеряется разными сроками...

У меня последний компьютер был куплен в ноябре 2009 года, стало быть ему уже восемь лет (эксплуатация в том числе круглосуточная, около пяти лет чистого рабочего времени). Надеюсь, что еще пяток лет протянет (развитие по экспоненте давно закончилось, мощности хватает). ЦАП, конечно, может проработать существенно дольше, с этим спору нет - но мне видится, что в отрезках 10-15 лет это уже не актуально (из-за собственного роста и неузнаваемости на вторичном рынке).

- 50 дБ +
#

В этой связке как раз больше интересует Vidar. Что можете сказать об этом усилителе?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @igal #

Играет на все деньги и плюс еще на столько же примерно:) По характеру звук абсолютно нейтрален и прям - профессиональные усилители высокого класса частенько похоже играют. И очень похоже, что по звуку его Schiit под свои верхние ЦАПы оптимизировали, что логично. Интересно, что сначала они первый мощник на MOSFET сделать хотели, но в итоге остановились на биполярных транзисторах. Не удивлюсь, если полевики приберегают для следующей модели:)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Abyss #

Спасибо! Ценная инфа для меня.

- 50 дБ +
#

Кстати, интересно, зачем УМ поставили наверх - внизу им было бы явно лучше.

Наверное, только из-за того, что "обзираемые" девайсы все наверху для привлечения внимания. ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Это тестовая же система, рабочая. Собрали-разобрали. Чаще всего то, что тестируется ставится наверх - так проще с коммутацией. Это дома хорошо - поставил мощник вниз, подключил и забыл. А если постоянно все это перебирать - внизу не так удобно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Это я понимаю, про удобство.

Но часто наверху УМ звучит явно похуже.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Ну и это тоже конечно) Плюс возможность обойтись короткими межблочниками

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Abyss #

Ну, и к межблочникам короче метра у меня тоже настороженное отношение по опыту ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Почему? о-0

У меня межблоки около 50-60 см.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Потому что сравнивал не раз одинаковые межблочники разной длины.

Только с 0,6 минимум ещё более-менее, а вот метр уже хорошо.

А вот у акустических, чем короче, тем лучше.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Про акустические не спорю

А вот по межблоках - странно... Я тоже сравнивала, потому и скрутила себе такие короткие.

- 50 дБ +
#
А спецы, способные с закрытыми глазами сконфигурировать Windows под аудиофильские задачи, со временем будут таким же раритетом, как сегодня человек, способный смастерить в гараже телевизор.
349 990 руб.

Как это связать? Даже если повернуть глобус другой стороной, Там 5800$ - тоже очень немаленькие деньги. Поэтому Aurender в строю стоит почти один такой, наоборот самыми востребованными все больше становятся мини-ПК или самосборки на основе МалинаПК, для ни и бесплатные ОС есть, и полно плат расширения. Вот если бы действительно начали массово производить подобные Aurender устройства (а оно дорогое, потому что уникальное), ценой 1000-2000$, а лучше и дешевле, думаю, расклад бы действительно поменялся. А HiEnd он для немногих.


- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Этот аппарат и самосборки на МалинаПК - не конкуренты. Подавляющее большинство ценителей, готовых заплатить $5800 за подобный аппарат, ничего про Малину не слышали, у них другие интересы в жизни. Это не хорошо и не плохо, просто разный уровень качества жизни.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.