​Ритм — наше дело: история самых знаменитых семплов

​Ритм — наше дело: история самых знаменитых семплов

Меломаны со стажем должны помнить мелодиевскую пластинку оркестра Джимми Лансфорда. На ней были начертаны золотые слова: «Ритм — наше дело». Сегодня только глупец будет отрицать, что вся современная поп/рок эстрада обязана фундаментом черной музыке. Да-да, ритм и только он сегодня — самое главное. Бит, драм-машина, ну и семплирование, само собой.

Сложившийся ныне порядок музыкальной вселенной был предопределен двумя событиями. Во-первых, Кул Герк, а за ним и другие диджеи Нью-Йорка в 70-х годах обнаружили, что народ на дэнсхолле больше не нуждается в «мелодии». Длинные инструментальные брейки с бас-бочкой как нельзя лучше подходили как для погружения толпы в гипнотическое состояние, так и для аккомпанемента виртуозу-танцору. Пары разъединились, танец сделался более интровертным и погруженным в себя.

Зато в новой обстановке у многих, в том числе и у анонимных ранее диджеев, развязались языки. Для Ямайки, откуда Герк родом, эта схема давно было нормой — уличная саунд-система с регги минусовкой и поэтический нарратив ведущего. Но в нью-йоркском борще плавало слишком много ингредиентов, и дело не ограничилось мелодиями Кингстон-тауна. На собственные музыкальные инструменты все равно ни у кого денег не хватало, так что диджеи закольцовывали нужные им куски из пластинок соула, диско, фанка и даже Kraftwerk.

В 40-60-е годы обычным делом был шлягер, который на всех углах исполнялся различными артистами. Но такого раньше не было, чтобы свою музыку делали прямо из чужих пластинок. Так появились брейкданс и хип-хоп культура, которые, помимо прочего, еще и позитивно снизили градус бандитской дури в бедных районах.

Второй важной вехой стал 1987 год, когда хорошо известная нам фирма E-Mu выпустила на рынок компактный семплер SP-1200 за вполне вменяемые деньги. Индекс модели в подражание культовой вертушке Technics оказался счастливым. Слабенькие с точки зрения формата CD параметры (SP-1200 использовала 12-битное разрешение на дискретизации 26 кГц, т.е. частотный диапазон был как у кассеты) вдруг напомнили массе музыкантов и продюсеров звучание «старого винила». Несколько секунд стека памяти SP-1200, в который можно было забить музыкальный кусочек и немного поколдовать, открыли так называемую «золотую эру хип-хопа».

Источником вдохновения для драм-машин продюссеров хип-хоп- и электронной сцены послужили сборники Ultimate Breaks and Beats, которые выпускались лейблом Street Beat Records с 1986 по 1991 годы. Всего 25 пластинок с различным музлом, где нашлось место даже Фаусто Папетти. На сайте www.whosampled.com можно поискать корни своих любимых треков. Признаюсь честно, хотелось поблагодарить оригинал за идею, но второе и третье дыхание закольцованных чужих кусков оказывалось гораздо интереснее. И здесь надо отдать должное уху и чувству ритма портного, точно разметившего самую музыкальную заплатку, из которой затем получается совершенно новое платье.

Один из моих излюбленных треков Beastie Boys «Looking Down the Barrel of a Gun» в качестве бита использует семпл из 1973 года инструментального проекта Майкла Виннера Incredible Bongo Band (мотайте на 4:34).

«Last Bongo in Belgium» также использовали Massive Attack в своем треке «Angel» (1:07). Но самой классической композицией альбома-донора «Bongo Rock» считается не она, а «Apache», заложившая стандарт доброй половине хип-хоп музыки и не только.

Забавно, но и в 1973 году Incredible Bongo Band исполняли не оригинальный «Apache», а кавер 1960 года, написанный британским композитором Джерри Лорданом для группы The Shadows. Но инструментально, разумеется, это были совершенно разные вещи.

В конце 80-х к семплерам начали принюхиваться бюрократы из звукозаписывающей индустрии. За использование даже секунды чужой музыки пора было платить правообладателю. А у некоторых деятелей вроде Public Enemy к тому времени уже имелись целые сложносочиненные винегреты-симфонии, где количество заимствований исчислялось десятками на один трек. Впрочем, и самих Public Enemy в дальнейшем семплировали тоже очень даже часто. Но после 1993 года передирать чужие пластинки стали гораздо скромнее. На этом «золотая эра хип-хопа» и закончилась, а бедность самостоятельных аранжировок ощущается в этом жанре до сих пор. Но классику семплирования уже не забыть никогда. Рассмотрим самые цитируемые музыку и имена.

Джеймс Браун — крестный отец соула, фанка, да и вообще фантастический трудяга на сцене. Множество ранних хип-хоп релизов построено на лупе его песни 1970 года «Funky Drummer».

Еще одно важное имя — Айзек Хейс. Его красивые ритм-н-блюзовые семплы начали использовать позже в 90-х, но уже в более широком музыкальном кругу. Это были не только реперы, но и такие, например, трип-хоп легенды, как Tricky, Portishead или Massive Attack, у которых нередко вся песня строится вокруг закольцованной мелодии из пластинки Хейса. А мы-то лохи в 90-х думали, что это — оригинальное музицирование!

Но бывает и наоборот: и группа, и люди совсем малоизвестные, но зато их единственный брейк расходится больше всех на свете. Эта история про The Winstons и культовый трек «Amen, Brother». Более двух с половиной тысяч официальных цитирований и никаких отчислений музыкантам. Они их даже ни разу не потребовали.

Что характерно, The Winstons тоже играли не свою песню, это был кавер старого госпела. Барабанное инструментальное соло в конце би-сайда 1969 года содержало просто магическую сбивку. Всего 6 секунд, из которых спустя четверть века выросли не только хип-хоп альбомы, но и целые музыкальные жанры брейкбита и драм-н-бэйса. Несть числа им: The Prodigy, Slipknot, даже музыкальная тема из мультика «Футурама». Амен, братцы!



76.43 дБ +

Комментарии

#

С интересом прочитал,а потом и послушал,к сожалению понравилось не все.. Ритм конечно великая штука,но для меня это не все,возможно тут дело заключается в моем классическом образовании,если нет мелодии,нет и гармонии,все остальное для меня вторично.. Когда послушал Шадовс,аж слезы на глазах навернулись,была в те времена еще одна популярная группа Вэнчерс,все это инструментал,вот с них я начал учится играть на гитаре,это было примерно в 1967г.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @george #

все и не должно нравиться

это как с авангардными произведениями - читать комментарий интереснее чем слушать

все нормально

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Это факт,а авангард не люблю в любом проявлении.. У меня друг хороший художник,как то стояли и долго смотрели на "изделия" от Малевича-не догнали. Что бы понять уровень друга,у него к примеру в коллекции есть Рубенс,Брэйгель старший/младший. В результате я купил себе Якоба Суунса по сходной цене,был такой голландский художник,если не забыл-умер в 1612г.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

то, что Малевич спустя сто лет не дает кому-то покоя и продолжает бесить - для меня знак качества (Малевича)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Меня он не бесит,если купить,а потом перепродать-хороший вариант..Я его конечно не потянул по финансам,а так балуюсь.. Как то купил по случаю одного хорошего русского художника 19 века всего за 10000 евро,через полгода мне предложили 22000 евро и я не устоял..

- 53.01 дБ +
#

Спасибо за проделанную работу, весьма познавательно.

вся современная поп/рок эстрада обязана фундаментом черной музыке. Да-да, ритм и только он сегодня — самое главное. Бит, драм-машина, ну и семплирование, само собой.

Это да, не поспоришь. Да и не только эстрада, ни и корни тяжмета, выросшего из блюзрока 70-х, тоже в общем-то оттуда. Хорошо это прослежено в исследовании Майкла Мойнихэна и Дидрика Седерлинда "Князья Хаоса. Кровавый восход норвежского блэка, хотя сама книга немного не о том, но тем не менее.

"

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ishkur #

для меня тяжмет тоже эстрада )

все, что не относится к классической музыке

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Классической - это академической, или исторической (критерий давности или период?)? Если уж в черно-белом разрезе эстрады/классики.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Весьма спорно,а как насчет джаза ?? Меня посадили родители за рояль примерно в 5-лет,отец преподавал школу выборного баяна в музыкальном училище,один из его учеников выиграл Кубок Мира по баяну,если конкретно-это Володя Стецун,потом он формально доучивался в Львовской консерватории под руководством ректора Авдиевского,у мамы было чудесное меццо-сопрано,спаслась,когда ее угнали в Германию во время войны,только благодаря своему голосу. Моя двоюродная сестра пела в Красноярской опере,когда там работал и Д. Хворостовский.Осенью был у себя на родине,Заодно отпраздновали и 70 лет моей сестре-она еще не потеряла ГОЛОС,пожалуй мало кто слушал настоящий оперный голос в домашней обстановке,какие там колонки и усилители!! А вот когда поют по настоящему,стекла в комнате входят в резонанс...Ну было у кого учиться..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

что насчет джаза? У всех корни черные - и у джаза, и у металла

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Ваше мнение интересно,но образование у нас разное,вы похоже технарь,я больше музыкант.. Для интереса,мне когда нужно быть в форме(В техническом плане) нужно играть бесконечно всякие гаммы и арпеджио не меньше 4 часа в день,а это очень нудно и надоедливо.. Я всегда отличался нестандартным подходом,когда мне это надоело,перешел на бугги-вуги,тут банальный "квадрат",но оттачивать свою мелкую или октавную технику-стало заметно интересней.. Насчет джаза ?? Там всякие корни,какая разница,я белый или черный ?? Главное понимать,я уже наверное писал,что когда учился еще в музыкальной школе,запал мне на душу слепой музыкант Рай Чарлз-это мой заочный учитель.. Уже лет с 30 не играю по нотам.Просто закрою глаза и играю.. Если сидишь за пиано с 5 лет,то знаешь все досконально.. Для справки,мне в декабре уже будет 66 лет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

мой любимый ваш текст - там где про слона, а вы его не упомянули ((((

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Про слона здесь не запомнил, но ничто во всей аудио тематике не перекроет пока что гениальное пояснение про электропитание компонентов и слоников, пришедших на водопой... Кажется, лет 10 назад на classicaudio было... Может кто еще читал - забыть это нереально)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

А история текст не сохранила?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Сегодня читал в какойто другой ветке про цирк слона и ведро, мне все понравилось

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Про "цирк, слонов, ведро, глагол и слёзы" мне крепко и так врезалось в память)))

Я про:

гениальное пояснение про электропитание компонентов и слоников, пришедших на водопой... Кажется, лет 10 назад на classicaudio было... Может кто еще читал - забыть это нереально)
- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Гугл такое подсказывает, может оно: Слон и мышь у водопоя

Африка, звери у водопоя. С водой не сезон, поэтому Водопой - маленький ручеек, стекающий с горы. Слон прибежал первым и всасывает воду так, что ручеек исчезает . В это время другие звери без воды. Ждут слона. Особенно обидно мыши - она последняя прибежала и попала в конец очереди внизу по течению - дальше всех от истока. До неё ручеек вообще не добегает, когда слон всасывает. Посовещались звери и решили встать кружком у истока . Вроде вода ближе, да только суета и толкотня . Мышь совсем погрустнела - так могут и раздавить - ничего себе за водичкой
сходила. Посмотрел на этот бардак умный Человек и расставил зверей сообразно их водопотреблению. Мышь к истоку, а слона вниз по течению в конец очереди.
Все мы пользуемся сетевым разветвлителем (колодкой с несколькими розетками 220 Вольт). Поэтому включая компоненты соблюдайте правило : Мышь (винил стол, фонокорректор, сд проигрыватель) к истоку. Слона (усилитель ) вниз по течению.

Еще оттуда же:

Нашли звери в джунглях виниловую пластинку. Хотят музыку слушать. Сквозную уровня 5Ж. Слон говорит - мне папа Слон на ухо наступил, поэтому могу только тупо трубить в рупор. Мышь вызвалась хвостом канавку читать и согласно записанному слоном управлять. Слон набрал воздуха , мышь наступила ему на хобот. И давай то отпускать, то зажимать. Но Слон совсем дурной - давление в хоботе не контролирует, а у мыши сил не хватает его пережимать. Ещё скользкий хобот стал - вспотел от напруги. Тогда и придумали проходной конденсатор - позвали Крокодила. Он зажал хобот Слона зубами, а мышь ему сигналы подавала пиная в мягкий крокодильский живот. Вопрос: как правильно выбрать номинал проходного конденсатора и его конструкцию?
- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Поздравляю! Вы с успехом преодолели среднюю продолжительность жизни мужчины в РФ!!!

а ПРО СЛОНА хотелось бы в подробностях прочитать.Как именно они это делали в ведро,попадали ли туда? Отдельно ведро стояло или его держал специально обученный человек?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BS2016 #

Про слона мне всегда вспоминается премия Дарвина про слона с запором и сотрудника зоопарка...

- 50 дБ +
#

Просто отлично. Спасибо Ярослав!

- 50 дБ +
#

Семплы, семплы, а с начала 2000-х уже вот такие самоиграйки появились. Там уже готовые оранжировки. Остается только гармонию и мелодию подкинуть, остальное сделает программа.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @PoruchikGT #

Некоторые конечно пытаются надувать щеки записью на эбби-роуд (хотя уже этот жест сам по себе ужасно провинциален). И инструменты и софт вроде универсальные. И тем не менее, вонь и лады славянских и турецких аранжировок сразу слышно за километры.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Эти "некоторые" начинали как барды с электрогитарами...... В принципе, такими и остались. За то, публика их легко воспринимала.....

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.