Тест МС головки звукоснимателя van den Hul The MC 10 Special: прирученный звук

Тест МС головки звукоснимателя van den Hul The MC 10 Special: прирученный звук

Компания van den Hul была создана в далеком 1980 году и название свое получила вполне объяснимым образом — по имени основателя и идейного вдохновителя Альта Йонка ван ден Хула. Впрочем, многие истории в Hi-Fi и High End начинались схожим образом, однако далеко не все имена при этом стали ассоциироваться с чем-то действительно уникальным. Я не придаю этой формулировке положительную или отрицательную окраску, но отмечаю, что компания эта, как и ее основатель, — явление в аудиоиндустрии крайне неординарное.

ван ден Хул и его изобретения

Во всей этой истории основными движущими составляющими стали: самобытное мышление, яркие, подчас способные показаться слишком авангардными и даже сумасбродными идеи, а также подходы Альта Йонка ван ден Хула к конструированию техники и к звукоизвлечению в целом. Без них представить ни прошлое, ни будущее не получится. Соответственно, и техника под маркой van den Hul получается яркой, неоднозначной, совершенно точно не для масс. Однако в тех случаях, когда все совпадает, а компонент вписывается в систему, включающую в том числе и слушателя, и его музыку, результат выходит очень интересным.

Продукция компании — кабели различного назначения, головки звукоснимателя и несколько единиц электроники. О кабелях и их специфике написано много, да и не они предмет нынешнего теста. Хотя стоит заметить, что мало какой кабельный производитель среди массовых создает столько поводов для споров и обсуждений среди аудиофилов. И дело не только в конструкции или необычных материалах — van den Hul использует углеволокно в качестве проводников, впрочем, медь и серебро тоже встречаются. Дело в характерном звуковом почерке, который опытный аудиофил легко узнает по памяти, если хоть раз слышал эти провода в работе.

Альт Йонк ван ден Хул

Электроника van den Hul вообще мало известна, хотя тот же фонокорректор The Grail, особенно в балансной версии, считается одним из культовых аппаратов в мире, и не просто так. Однако электроника, в отличие от кабелей, — продукция штучная, ручной сборки, фактически поставляющаяся под заказ. А представленный в 2015 году крайне необычный проигрыватель виниловых пластинок The Point One, конструкция которого практически лишена опорного подшипника, до сих пор остается загадочным аппаратом. Другими словами, если кабели — массовый продукт для van den Hul, то электроника, наоборот, исключительно штучные вещи. Судя по всему, тут глава компании выступает не столько как бизнесмен, а скорее как экспериментатор и разработчик, делая ставку на уникальность.

Пайка на виду

Виниловодов, знакомых с головками звукоснимателя van den Hul мало, и в силу их редкости, и в силу цены (дешевых моделей у производителя нет, есть достаточно дорогие и очень дорогие), и по причине специфики конструкций, и опять же звук со своими особенностями. Человека, не знакомого с этой материей, может отпугнуть внешний вид, особенно старших моделей: выглядят головки грубовато, открытая конструкция с рамой вместо корпуса, провода и пайка на виду.

Отмечу, что хотя открытые конструкции не особо эстетичны и требуют бережного обращения, зато наглядно виден результат ручной сборки. Да-да, в компании van den Hul это действительно штучное, ручное производство, в котором, в случае производства старших моделей, невзирая на свой солидный возраст, участвует и сам отец-основатель компании. И что важно — это не сборка из заказных деталей: степень самостоятельности при производстве головок звукоснимателя у van den Hul весьма высокая, а кроме ручного производства имеются услуги по ремонту как своих головок, так и головок сторонних производителей.

Старшие модели головок звукоснимателя при существенной цене выглядят довольно брутально

Модельный ряд головок van den Hul необычен в той же степени, как и его отдельные представители. Разобраться в каталоге новичку будет непросто — в линейке 13 головок, а у старших моделей, возможно, еще по несколько модификаций, с которыми нужно определиться при заказе.

Возможны следующие вариации: металлический или карбоновый корпус (если площадку для крепления можно счесть именно корпусом), параметры катушек, материал намотки (медь, серебро, иногда золото), выходной вольтаж катушек «низкий» или «высокий» выход. В описаниях к головкам так и сказано: при подборе параметров желательно обсудить с производителем такие составляющие, как предпочитаемые жанры, особенности тонарма, на который планируется установить головку, характеристики фонокорректора и повышающих трансформаторов.

У головок помладше и параметров на выбор поменьше, а по одной единственной модификации имеется только у четырех младших моделей. Стоит отметить, что все головки звукоснимателя van den Hul — только МС типа. В прошлом в каталоге числились и ММ в незначительном количестве, но их уже давно не делают.

Почти младшая модель

В этом тесте мы изучим головку van den Hul The MC 10 Special. Это вторая снизу модель в каталоге компании. Но тут нужно сделать оговорку: выпускается головка давно, соответственно, упоминания многолетней давности о ней не редкость. И потом, понятие «второй снизу модели» справедливо в отношении модельного ряда van den Hul, но не в отношении этой головки как таковой (если сравнивать с другими предложениями на рынке) — все же цена The MC 10 Special около 1500$, и в категорию бюджетных МС эта модель никак не попадает. Я бы расценил такое позиционирование как базовый уровень в понимании Альта Йонка ван ден Хула. И в формате теста можно будет понять, какой уровень звука в компании считают достойным внимания, и каким образом в картине звука расставлены акценты.

Поставляются головки в таких деревянных коробках. Название и серийный номер написаны маркером от руки

Если посмотреть на головку с точки зрения технических характеристик — выглядит она далеко не самой простой: иглодержатель из бора, фирменная заточка иглы (хотя какой же ей быть?), намотанные серебром катушки.

Поставляется головка в традиционном для производителя небольшом деревянном ящичке, на котором по традиции маркером указаны модель и ее серийный номер, а на внутренней стороне деревянной крышки от руки прописаны ее параметры. В комплекте поставки только сама головка, два крепежных винта и крошечный жидкостный уровень, без которого можно было бы обойтись. Если вы знаете и умеете настраивать виниловые тракты, то уровень вам понадобится другого свойства (для позиционирования стола), а если вручить комплектный уровень новичку, то он, вероятно, приведет к ошибкам и какому-нибудь нелепому его применению.

Комплект поставки головки звукоснимателя van den Hul The MC 10 Special

Ни проводков для шелла, ни винтов разной длины на разные случаи, ни шайбочек, ни ключей-щеточек-отверточек — ничего больше нет. Какой напрашивается вывод? Пожадничали? Не думаю, скорее, рассчитывали на опытного и укомплектованного пользователя и не добавляли в комплект поставки того, что может либо не пригодиться, либо быть заменено владельцем согласно его своему вкусу или по ситуации. Хотя ключик к штатным винтам приложить точно стоило бы.

Установка

Для теста головка была установлена на подходящий по эффективной массе тонарм SME M2-12 (в комплектации с вязкостным демпфером) и откалибрована сообразно рекомендациям производителя по привычным мне методикам настройки. Устанавливать головку оказалось не сложнее чем многие другие: для винтов на корпусе имеется резьба, а значит, гаек в системе крепления нет. Подключение проводки к выходным разъемам — без проблем, никаких лишних усилий. Разве что использовать штатный защитный колпачок не очень удобно, но он хотя бы прилагается, другие производители не считают необходимым снабжать им комплект.

Паспортные данные написаны ручкой на крышке коробки — такова традиция

Измеренная по тестовым дорожкам резонансная частота уложилась в положенный диапазон где-то между 8 и 10 Гц. Только настройка антискейтинга не совпала с тем, что указано в сопроводительной информации — при проверке по тестовым дискам оптимальным оказалось значение близкое (в нашем случае) буквально на одно настроечное деление грузика. В плане прижимной силы, уже при подстройке на слух в пределах рекомендованного диапазона, наиболее подходящим оказалось значение в 1,4 грамма.

Если же обобщить впечатления от настройки как таковые — головка весьма чувствительна, требует точности и аккуратности, может быть, несколько в большей степени, чем среднестатистические. Хотя таких капризов, когда желательно перестраивать высоту тонарма для 120 и 220-граммовых пластинок, я не заметил, усредненное положение вполне рабочее и пригодное для жизни.

Прирабатывается головка спокойно, без резких перепадов и без того, что первые 20-130 часов слушать невозможно. Нет, буквально через несколько часов звук уже вполне пригоден для прослушивания, и в дальнейшем чуть-чуть выравниваются и расправляются края диапазона.

van den Hul The MC 10 Special — головка с привычным корпусом выглядит не так необычно, как открытые конструкции.

Интересны взаимоотношения головки со старыми, запиленными и поцарапанными пластинками. Дефекты слышны и заметны отчетливей обычного, но при этом даже с запиленных пластинок «вытаскивается» совсем не тусклый звук. И когда привыкаешь, возникает чувство, что звук пошел отдельно, а щелчки и потрескивания, пусть они и никуда не пропали, как будто отошли на задний план. Но все же советую пользователям такой головки (и любой другой) ухаживать за пластинками по всем правилам.

Звук

Первое, что характеризует звук как таковой — это большой объем, причем, стоит отметить, объем подвижный, а не тяжеловесный. Возникает ощущение очень высокой прозрачности и как бы сверхреалистичность. Все — и картина в целом, и нюансы как будто слегка увеличились под линзой, а их «цвета» стали насыщенней. Но это не окраска в привычном смысле, а словно усиленная яркость и цветность по всему диапазону. Детали притягивают к себе внимание, возникает ощущение, что их не только слышно, но как бы еще и видно. В целом эффекты вовлеченности и присутствия заметно сильнее, чем это бывает обычно.

Штатный защитный колпачок головки van den Hul The MC 10 Special не совсем удобен в использовании, но хотя бы он есть, и не сваливается постоянно, как то часто бывает

Верхние частоты аккуратные, не яркие, без излишней резкости. Серединка приподнятая, на ней, несомненно, в звуке сделан акцент, в том числе и акцент по детальности, но часто слышимой в таких случаях теплоты или смягченности нет совсем. Звук прозрачный, воздушный и стремительный. Бас глубокий, объемный и фактурный. Сцена строится очень хорошо: есть и ширина, и глубина, и правильность пропорций, и ощущение воздуха. Образы и планы прорисовываются очень четко.

По характеру головка очень музыкальная, певучая и темпераментная. Разные пластинки и записи звучат подчеркнуто по-разному. Но это не вопрос качества воспроизведения, а вопрос совершенного считывания записи и способности головки расставлять свои собственные акценты в звуке. При прослушивании к этому явлению быстро привыкаешь, экспрессивность подачи совсем не утомляет, а в ряде случаев, наоборот, добавляет интереса прослушиванию.

Головка звукоснимателя van den Hul The MC 10 Special

Если рассмотреть тяготение к тем или иным жанрам — получается весьма интересная картина. Формально динамики и детальности звучания этой головки хватает и для симфонической, и для хоровой музыки, а значит, и для любых других жанров. И этот факт примечателен тем, что некоторые головки van den Hul из самых старших имеют явно более узкую жанровую специализацию. В случае van den Hul The MC 10 Special наибольшее эмоциональное притяжение вызывают джаз, вокальные записи, струнные квартеты, записи клавесина и оперные записи. Не тяжелый рок, фолк, блюз — тоже отлично. Хотя, как я уже упомянул, головка по формальным признакам достаточно универсальна.

Итог

Очень интересная головка с явно выраженным характером. Подойдет не каждому, но если такой звук вам придется по вкусу — что-то похожее у других производителей вы не найдете. Кроме того, есть случай, когда подобные свойства окажутся весьма кстати — если виниловый тракт звучит сонно и безжизненно. Изменить то, как стол проигрывателя или тонарм влияют на звук, можно только поменяв их. Или подобрать другую головку — зачастую это проще и дешевле.

Паспортные данные

Тип головки: МС

Тип иглы: VDH - I

Радиус заточки иглы: 3 x 85 мкм

Иглодержатель: боровый

Материал катушек: монокристаллическое серебро

Частотный диапазон: 5 - 50000 Гц

Статическая податливость: 28 мкм/мН

Надежность следования иглы в канавке: 70 - 80 мкм

Выходное напряжение: 0.65 мВ

Разбаланс каналов: < 0.5 дБ

Разделение каналов: > 30 дБ

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 200 Ом

Внутреннее сопротивление: 9 Ом +/- 10%

Рекомендуемая эффективная масса тонарма: 8 - 12 г

Прижимная сила: 1,35 — 1,5 г

Вес головки: 8.2 г

ТЕГИ:#van den Hul
74.77 дБ +

Комментарии

#
"Очень интересная головка с явно выраженным характером. Подойдет не каждому... " А подскажите, Виктор уровень стола для такого картриджа! Вы указали только модель тонарма.
- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

SME 2-12 довольно ходовая модель тонармов этого производителя. 12", цена сравнительно небольшая для товара этой конторы (около $3000). ИМХО адекватный выбор для тестируемой ГЗМ, а вот выбор самой головы для теста достаточно спорный The MC 10 при всем уважении сложно назвать лидером в этой ценовой категории. Опять-же ИМХО: Нагаоки и Бенц Микро в этом ценовом диапазоне звучат поинтереснее, а тем у кого проигрыватель звучит слишком приторно можно придать суровости при помощи ГЗМ Clearaudio. У самого в коллекции есть МС башка Van Den Hul "The Crimson XGW", стоит правда подороже, но включаю ее не часто, отдавая предпочтение качественным MM звукоснимателям и 9" тонармам (не большой фанат аутентичных жанров, а Deep Purple, Pink Floyd или Genesis звучат с ММ звукоснимателями плотнее и интереснее). Что касается вашего вопроса, то практически любой стол, имеющий возможность смены тонарма, будет пригоден и адекватен для этой ГЗМ. Многие столы имеют штатное крепление именно под этот тонарм, либо в аксессуарах производителя обязательно есть переходник. Насчет "ярко выраженного характера" не могу согласиться, это просто качественная МС головка, звучащая на свои деньги. Из изюминок - шумы винила, идущие как-бы вторым планом и не отвлекающие (похоже это фирменная черта, на Crimson XGW выражена весьма ярко, да так, что и не сразу эти шумы слух локализует, иногда кажется что CD включил).

- 60 дБ +
⇡ в ответ @DmitriyD #

По нескольким прямым сравнениям мне 2-12 нравится больше, чем старшие модели этого производителя. Нет того легкого налета отстраненности и холода, как у 3 серии, звук более естественный, телесный. Ну а 12-дюймовая "пятерка" это уже сильно дорого, при такой цене там есть интересные альтернативы. Что касается головки - на те же Benz-Micro она ну совсем не похожа, по многим составляющим звука. Что тут интереснее - это уж каждый сам для себя должен решать и выбирать. А чтобы пробовать определять лидеров в какой то категории нужен сравнительный тест претендентов, а собрать такой тест физически очень сложно. Да и просто в подробностях изучить одну модель со всеми ее особенностями не менее интересно.

Уровень стола, тонарма - вопрос очень относительный, можно только усредненно прикидывать, как должен раскладываться диапазон стоимости компонентов винилового тракта, да только там вопрос чего больше - правил или исключений.

- 60 дБ +
#

Самые интересные головки у Хула - Frog и Grasshopper в версиях с низким выходом. Но они все "кислотные" по характеру, характер в целом верно подмечен. Не удивлюсь если Хул периодически "филателией" промышляет...

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.