Тест полочной акустики KEF LS50: аналитичный холодный звук в яркой обложке

Тест полочной акустики KEF LS50: аналитичный холодный звук в яркой обложке

Несмотря на то, что юбилей компании KEF состоялся пять лет тому назад, разработанные к этой дате колонки LS50 по-прежнему актуальны. В этом году компания выпустила юбилейную модель в новых отделках: Frosted Black — сочетание черного лакового корпуса с синим излучателем, Titanium Grey — серый корпус с медным цветом диффузоров и яркий Racing Red — насыщенный красный корпус с черным динамиком. Несмотря на то, что от внесения любых конструктивных изменений производитель воздержался, мы решили еще раз вспомнить об этой нестареющей классике.

С момента первого выпуска прошло пять лет. Страсти остыли, обзоры написаны, шлейф маркетинговых кампаний сошел на нет. Тем проще изучить отзывы пользователей, чтобы перед прослушиванием лучше понимать, на что действительно стоит обратить внимание.

Надо сказать, в сети об этих колонках можно встретить довольно противоречивые суждения. Во всяком случае, равнодушных нет, а это уже говорит о многом, по крайней мере, о том, что продукт получился по-настоящему интересным. Кому-то нравится абсолютно всё, кому-то нет. Кто-то заявляет об их неглубоком басе, излишне мониторном звучании и низкой чувствительности. Другие, наоборот, восторгаются их нейтральной подачей, точной сценой и способностью интегрироваться практически в любую аудиосистему. А есть те, кто слышит разницу в звучании чёрных и белых экземпляров. Всего и не перечислишь, оговоримся лишь, что меньше всего интересовали фонтанирующие позитивом отзывы, так похожие на те, которые оставляют сами дилеры. Впрочем, надо заметить, колонки успешно продаются, поэтому развернувшаяся дискуссия лишь подтверждает тот факт, что производитель не ошибся, сделав ставку на их производство.

Отныне юбилейная модель доступна в красном, сером и матово-черном вариантах исполнения

В основе программы продвижения LS50 на рынке лежит идея переплетения прошлого и будущего — популярных мониторов ls3/5a, производимых рядом компаний, включая KEF, с 1976 по 1988 годы для нужд телерадиокомпании BBC и технологических особенностей нынешних флагманов KEF Blade. От первых колонкам достался индекс LS, от вторых — похожая электродинамическая головка и отдельные фрагменты технологических решений. И если со вторыми всё понятно, то идея исторической преемственности с LS3/5a, как минимум, несколько надумана. Ни в звучании, ни в конструкции этих акустических систем мне не удалось выявить ничего общего за исключением их целевого назначения — обеспечивать качественный мониторинг звукозаписи преимущественно на средних частотах. В итоге, мы видим современный, предельно высокотехнологичный продукт без какой-либо исторической ауры. Ни о каком легендарном перерождении LS3/5a речь, конечно же, не идёт.

Внутренняя структура колонок изобилует многочисленными переборками и винтовыми стяжками, исключая любые призвуки

Итак, прозвучало ключевое слово «мониторинг», отсылающее нас к профессиональной работе со звуком. И действительно, в своих рекламных материалах KEF обещает донести студийное звучание непосредственно до слушателя в том виде, в котором его слышал звукорежиссёр. Надо признаться, что это весьма рискованное и неоднозначное заявление. Из личного опыта общения с достаточно большим пулом звукорежиссёров я пока ещё не встречал тех, кто бы не сетовал на изматывающее в течение дня звучание студийных мониторов, тогда как LS50 предлагаются KEF именно как «ультимативные минимониторы», способные одарить слушателя студийными впечатлениями.

Технические моменты

Взгляните на сами колонки, на их необычный дизайн, визуальным центром которого выступает электродинамический излучатель Uni-Q, ставший визитной карточкой KEF. От юбилейной модели героев нашего сегодняшнего обзора их отличает не только цвет, но и отсутствие надписи LS50 50th Anniversary Model, что, безусловно, окажет не лучшее влияние на их коллекционную стоимость в будущем. Колонки производятся в Китае на заводе Gold Peak, которым KEF владеет с 1993 года, и это никак не сказывается на очень высоком качестве их изготовления. Акустика выглядит как органичное целое — дорого и современно. Лаковое покрытие безупречно, а акустические терминалы, покрытые родием, лишь дополняют общее положительное впечатление, подчёркивая высокий статус продукта. Обратите внимание, что пылезащитные сетки отсутствуют, что может создать определенные трудности для семей, в которых есть маленькие дети.

Полочники LS50 — классический пример инженерного подхода к созданию акустических систем, при котором маркетинг уходит на второй план, в то время как основное внимание фокусируется на расчёте инженерных параметров и акустических характеристик.

В колонках использован фирменный коаксиальный драйвер типа Uni-Q последнего поколения диаметром 130 см, очень похожий на используемый во флагманах KEF Blade. Диффузор НЧ/СЧ звена выполнен из алюминиево-магниевого сплава, имеет характерный радиальный рельеф и установлен на необычном, резиновом подвесе, выполненном по технологии Z-Flex. Купол алюминиевого твитера диаметром 2,5см покрывает футуристичного вида насадка, призванная уменьшить резонансы, возникающие на его вершине. Оба звена стыкуются на частоте 2,2 кГц.

Коаксиальный драйвер последнего поколения конструктивно похож на используемый во флагманах KEF Blade

Заимствуя технологические решения, используемые во флагманской акустике, LS50 получили ряд характерных для неё отличительных свойств. Фронтальная панель колонок сферически изогнута, как с внешней, так и с внутренней стороны. Это позволяет исключить вибрации, а также обеспечить широкую диаграмму направленности — форма корпуса выпуклая, так что не будет отражений волн от передней панели, особенно ее углов. Внутренняя структура изобилует многочисленными переборками и винтовыми стяжками, что исключает возникновение нежелательных призвуков. Фазоинвертор настроен на частоту 55 Гц, представляя собой трубу из эластичного материала, снижающего резонансы на средних частотах, с двумя эллиптическими раструбами на концах, уменьшающими турбулентность воздушных потоков.

Рояльный лак и акустические терминалы, покрытые родием, подчёркивают высокий статус продукта

Впрочем, довольно слов, давайте слушать! По традиции я использовал свои любимые диски «In the mood of Giya Kancheli», «Колыбельные холмов» и «Слушай Ленинград» ВИА Ковчег. Первый позволяет услышать любые призвуки, второй — выявить искусственность в подаче, третий — оценить качество воспроизведения голоса в среднечастотном диапазоне.

Поскольку колонки обладают относительно невысокой чувствительностью — всего 85 дБ, они нуждаются в довольно мощном усилителе. Исходя из этих соображений, в качестве тестового тракта использовался интегральный усилитель Primare i22 мощностью 80 Вт (8 Ом) и проигрыватель компакт-дисков Primare CD22, объединенные межблочными и акустическими кабелями Oehlbach XXL. В качестве альтернативного усиления мне были предложены ламповые моноблоки отечественного производства мощностью 50 Вт (8 Ом). Сами акустические системы и место прослушивания располагались на расстоянии 2,5 метров относительно друг друга.

Прослушивание

С первого момента колонки приятно удивили быстрым и прозрачным звучанием, скрупулезной микродинамикой, точной сценой и обилием неведомых ранее деталей в хорошо знакомых фонограммах. Возникло ощущение, что с записей спала какая-то завеса, скрывающая до этого момента тонкие нюансы музыкальных произведений. Формируемое пространство приятно удивило объёмом, точностью и обилием планов. Порой казалось, что виртуальные источники располагаются не только между акустикой, но и за её пределами как слева, так и справа.

От этих «синих глаз» не скроются даже малейшие огрехи звукозаписи

Во всём диапазоне воспроизводимых частот LS50 звучат практически неокрашенно, слаженно и бесшовно, однако в некоторых записях чувствуется акцент на верхней середине, а также небольшой металлический окрас женского вокала и духовых инструментов. О басе можно сказать, что он достаточно хорош для акустики столь скромных размеров, но при желании её, конечно же, можно дополнить грамотно настроенным сабвуфером.

Спустя некоторое время обратил внимание, что слышу детали, много деталей, — наверное, все, что есть в записи, и лично я начал от этого уставать. Вместо музыкантов и певцов передо мной расположились их виртуозные, акустические модели, слишком подробная детализация которых делала прослушивание в большей степени аналитическим, чем эмоциональным. Смена усилителя на ламповые моноблоки общую картину звучания не поменяла, мой мозг уже научился воспринимать на этих колонках музыку по частям, а не полностью.

Оптимальное расстояние между колонками составляет 2-2,5 метра

Является ли столь аналитический характер звучания недостатком? Думаю, на этот вопрос каждый вправе искать ответ самостоятельно. Полагаю, многолетняя успешная история компании KEF и немаленькая армия поклонников продукции наглядно демонстрируют, что технократический подход к проектированию систем и мониторный звук находят своих сторонников. Во всяком случае, для звукорежиссёра или аудиофила-педанта эти колонки станут настоящей, долгожданной находкой, которую они смогут оценить по достоинству.

Достоинства: необычный дизайн, высокое качество изготовления, точное и выверенное звучание.

Недостатки: лёгкий металлический окрас в ВЧ спектре, излишнее внимание к нюансам фонограммы, высокая стоимость.

Цена (рекомендуемая): 87 780 рублей

Паспортные данные

Акустическое оформление: фазоинвертор

Динамик: коаксиальный СЧ/НЧ 130мм; ВЧ – 25мм

Диапазон частот: 79 Гц – 28 кГц (47 Гц – 45 кГц, –6 дБ)

Сопротивление: 8 Ом

Чувствительность: 85дБ

Габариты: 200 x 302 x 278 мм

Масса одной колонки: 7,2 кг

ТЕГИ:#KEF
73.8 дБ +

Комментарии

#
Возникло ощущение, что с записей спала какая-то завеса, скрывающая до этого момента тонкие нюансы музыкальных произведений.

Интересно бы для сравнения знать, а на чем она до этого висела?

Спустя некоторое время, обратил внимание, что слышу детали, много деталей, наверное, все, что есть в записи, и лично я начал от этого уставать.

Это, мне кажется, главная причина ренессанса и такой популярности "аналогового звука". Излишнее разрешение в Hi-Res сыграло дурную шутку, вызвав этим отторжение. Я об этом уже писал ранее.

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Соглашусь, современный цифровой звук стал слишком "идеальным".

Это способствует популярности винила с его "мягким" звуком. имхо

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Ярослав, благодарю Вас за внимание к опубликованному материалу. Вы совершенно правы. Излишняя демонстрация деталей далеко не всегда желательна, особенно, если прослушивание музыки не носит для нас характер профессиональной специализации. Именно поэтому, сравнивая звучание LS50 с давно сформированными впечатлениями от прослушанных мною тестовых дисков, я использовал приведенную Вами метафору. Помните рассказ Зощенко об электрической лампочке, холодно и беспристрастно высветившей все недостатки казавшегося столь уютным и обжитым жилища главного героя? Вот, и для меня вопрос о необходимости наличия подобной "лампочки" в домашнем тракте представляется открытым.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @sintara74 #

Интересно, что есть такие наушники Marshall Monitor. Не смотря на строгое классическое оформление, их звук очень своеобразен. Он как бы именно рассеянный, мутный, лишенный детальности, чего не ожидаешь от наушников такого вида. И это сделано специально. Судя по обзору в сети, для этого на пути звука установили преграду из картона. И это еще при том, что сам по себе излучатель не особо блещет разрешением. Получается некое искусственно созданное подобие "теплого лампового звука" в "стиле lo-fi", обладающее определенным своим очарованием даже. Вот это результат стремления назад от Hi-Res. Занятно, но мне такое не надо, хотя внешне наушники смотрятся очень внушительно. Но наверняка найдутся почитатели, хотя... модель Major попадается в продаже часто, она играет обыкновенно, Monitor как правило только под заказ. Слишком специфичные.

- 50 дБ +
#

Ключевая ффраза-лёгкий металлический окрас на в/ч... Я очень чувствителен к этому.. Тут дело не даже в КЕФ.. Любые колонки с твиттерами из "железа" я обойду стороной.. А там пускай ставят хоть берилий на куполы-я буду слышать на в/ч "звон"..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Это все же мониторы - их задача максимально раскрыть диапазон, чтобы понимать как будет звучать музыка на разных типах твиттеров. Так что для подобной цели это даже хорошо.

- 50 дБ +
#

Так и я за мониторы,только активные и предпочитаю Адам с их лентами.. А про задачи мониторов ?? Вы хоть раз бывали на студии ?? Я бывал и иногда записывался,правда не сам,а в составе с "звездой",они разные.. Некоторые вообще не умеют петь,им бы исполнять "арии" свои,сидя на унитазе.. А так звукорежисер может многое подправить,потом слушаешь и думаешь,с кем я работал ??

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Ну конечно бывал. И диапазон для монитора важен, чтобы потом не было сюрпризов на крайних значениях диапазона.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Тогда и сами разберитесь.. Для меня лично больше значит общая музыкальность звука,чем мониторная точность.. Я знавал в молодости одного скрипача,он не знал нот,цыган по национальности,но как играл !! Слезы выступали у меня.. Передать свои эмоции-это не мониторная точность.. Тут сами разберитесь.. Я сам умею играть,можно взять всего одну нотку и передать все.. Грусть,радость.. Я видимо не умею писать,что бы передать свои впечатления от звука..

- 40 дБ +
⇡ в ответ @george #

Не путайте профессии музыканта и звукорежиссер :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Да я и не путаю.. Не нужно меня учить.. Просто поделился своим подходом к звуку. Без всяких переходов на личности.. А так я в теме.. Если я пишу,как можно взять одну нотку и передать грусть,радость и остальное.. Все эмоции.. Я "слухачь",в последние годы играю без нот,закрыл глаза и все.. Не зря писал,что для меня пример-Рэй Чарлз. Он слепой,я стараюсь.. А у меня нормальная читка с листа,играл в цирковом оркестре,там кто только не приезжал с своими партитура ми..

- 40 дБ +
⇡ в ответ @george #

Боже упаси меня учить кого-то :) Вы пишете о личных предпочтениях, как слушатель, а тут тест мониторов. Они в общество не совсем для этого предназначены :)

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Я прежде всего музыкант и оцениваю звук не как слушатель,а и со сцены... Просто интересно,как играю... А себя я точно знаю. В числе и под "киром".. Имел беседу с Володей Стецуном,зайдите в Википедию.. Он один из немногих,кто выиграл кубок мира по баяну..Его учил мой отец... Если я пишу,что моя двоюродная сестра пела вместе с Д.Хворостовским в Красноярский опере-это правда.. И у неё настолько мощный был голос,в кафе стекла того... Поварешки выскакивали... Я и сам не подарок,мне для настройки к примеру рояля не нужен камертон..

- 40 дБ +
⇡ в ответ @george #

George, мы уже все давно поняли что Вы музыкант от бога и уважаемый человек. Но Вы не хотите слушать что Вам отвечают собеседники! Только себя и родственников нахваливаете. Давайте по теме.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @kuzinnv #

Понял,про себя не буду писать и про родственников.. Но Владимир Стецун особый случай.. Я его хорошо знал.. Выиграл кубок мира по баяну.Получил приличную премию,потом отобрали в "фонд мира" при СССР. Если не забыл,было это в 1979г. Потом жил в Ялте, я даже один раз проехал с ним по Крыму.. У меня там жил и другой приятель,Валера Ляхов,долгое время работал в "Червоной Руте",а это Соня Ротару. Играл на гитаре,хотя по образованию баянист.. Его жена Эйвика,подпевала Соне на бэк-вокале.. Она по национальности из модьяро, я до сих пор могу понять венгерский.. Но это лирика.А если по теме-делюсь своим опытом.. Начал играть на электрогитарах и клавишных примерно в 1967 году и многое перепробовал.. А, если про Володю Стецуна,сейчас работает водителем троллейбуса !! Вот парадокс судьбы !! Про него можно почитать даже в яндекс.. Я,если пишу,то знаю про что.. Да,у него был великолепный выборный баян ручной работы,от МАСТЕРА ФИГАНОВА, уже давно умер..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

И чтобы понять,с кем я пересекался по музыке в свое время,забейте в яндекс Валерий Ляхов+Червона Рута. Когда мы играли вместе,он играл на гитаре,я на клавишных.. Это было давно..

- 50 дБ +
#

"По традиции я использовал свои любимые диски «In the mood of Giya Kancheli», «Колыбельные холмов» и «Слушай Ленинград» ВИА Ковчег." - тестовый "материал" оставляет желать лучшего.

"Сами акустические системы и место прослушивания располагались на расстоянии 2,5 метров относительно друг друга." - эти АС больше похожи на мониторы ближнего поля.

"Порой казалось, что виртуальные источники располагаются не только между акустикой, но и за её пределами как слева, так и справа." - так и должно быть у качественных АС в качественном тракте, а еще если это есть в записи, может появляться ощущение "окружаещего" звука, как в многоканальных системах.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

Обычно что ни обзор, то "сцена не выходит за базу AC" или "даже немного выходит за базу AC".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Georgiy #

Тестируемые акустические системы, в целом, имеют много общего:)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @IvanTerekhov #

Благодарю за Ваши комментарии. Всегда приятно, когда ещё при жизни разбирают на цитаты:) У меня есть небольшой подбор тестовых дисков, обычно используемый на выставках и конкурсах, например EISA, но я всё-же предпочитаю те, которые я хорошо знаю, отслушав не на одной сотне инсталляций.

- 50 дБ +
#

Слушал их в классической связке с Arcam FMJ - очень понравились. Какого-то переизбытка детальности и рафинированности звука не заметил, а вот раздвигать пространство они умеют здорово. В этой ценовой категории ИМХО одни из лучших полочных АС.

P.S. "Металлические призвуки" это скорее от визуальной конвергенции, в любом случае до "кевларовости" B&W им далеко (помнится как раз именно этот аспект в звучании я отметил для себя как однозначный плюс). Басы правильные, точные, с "мясцом" и не звучат на одной ноте, как у DM серии Dynaudio...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @DmitriyD #

На счет "кевларовости" смешно, но возможно... Лет 15 менял акустику Кеф, перешел на "Бэвэ", не жалею. Не тянут Кеф немного и Всё тут...

- 46.99 дБ +
#

Что за ламповые моноблоки на фотографии? Не узнаю...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @FatBob #

Это кастом мейд моноблоки. Сделаны в количестве 7-8 пар, большая часть продана, остались 2 пары. Ценник высок, но, говорят, переигрывают любые ламповые усилители стоиомостью до 50 000 долларов в РФ.

- 50 дБ +
#

Слушал эти АС. Басят хорошо, средние и высокие частоты не понравились, детальность не высокая, анализировать и раскладывать инструменты при воспроизведении музыки этими АС достаточно сложно.

- 50 дБ +
#

были у меня такие в домашнем пользовании, продал и забыл этот маркетинг.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.