История создания легендарного бренда Walkman от Sony. В этой статье мы вернемся к истокам и узнаем, как и при каких обстоятельствах началась история портативного аудио
Вы помните, как все мы, в детстве, перематывали карандашами аудиокассеты со своими любимыми записями? Минут на пять трудов и готово - можно включать заново! Конечно, перемотать кассету можно и быстрее,с помощью самого плеера, но батареек-то жалко, они садятся при перемотке, ой как быстро. Этот тягучий, заунывный звук, который еще недавно был голосами бодро поющих Дитера Болена и Томаса Андерса про их “юр май харт, юр май соул”...и все, конец батарейкам.
Откровенно говоря, сколько помню себя в более-менее сознательные годы, такое понятие, как аудиоплеер для меня существовало всегда. И я прекрасно помню подаренный отцом на тринадцатилетие какой-то китайский “ноунейм” с красной крышкой, в котором (ну ничего себе) в комплекте шел альбом Europe “Prisoners in Paradise”. И были бессонные ночи, было офигевание оттого, что ты можешь слушать музыку, не раздражая мать с отцом, зажеванная и порванная этим шедевром китайского плееростроения, первая же взятая у друзей кассета (разбирал, склеивал)...И все равно тогда, в середине 90-х не было для меня - подростка большего восторга, чем возможность обладать таким Чудом техники.
Это сейчас, спустя 20 лет, я уже, наверное, закоренелый аудиофил — циник, пытающийся найти недостатки в АК380 и брезгливо кривящийся от яркости высоких на двухдрайверных «арматурах», а тогда… тогда это звучало шокирующе круто…
Видимо, поэтому, в девятнадцать, будучи уже работающим студентом, с первой своей зарплаты я купил девушке, с которой тогда встречался, золотое колечко, а себе любимому...SONY Walkman. Ого-го, скажу я вам… это было что нереальное: перемотка в ОБЕ стороны, керамическая головка для предотвращения «зажевывания», тихий лентопротяжный механизм, жидко-кристаллический дисплей и наушники… какие же там были басы, от красоты прям дрожь пробирала… одним словом — Walkman!
А ведь именно славной компании SONY, а, точнее, ее основателю и Генеральному Директору Акио Морите, мы обязаны появлению в уже таком далеком 1979 году первого массового портативного кассетного аудиоплеера. Легенд, о причинах появления этого устройства, лично я слышал две: по одной, Морита поставил своим инженерам задачу, разработки устройства, с помощью которого он будет иметь возможность слушать свои любимые оперы Верди во время долгих и частых перелетов, по другой — он просто пригрозил инженерам отдать отдел по разработке диктофонов в подчинение видео — подразделению Компании, если они быстро не разработают, что-нибудь действительно стоящее.
Как бы то ни было, но первая модель TPS-L2, рождалась далеко не в диких муках творчества и поиска вдохновения. Ребята просто взяли уже существующий диктофон Pressman TCM-600, убрали оттуда функцию записи, оставили зачем-то функцию Hot Line, которая накладывала на звучащую музыку шумы внешнего мира (видимо, ради безопасности), подключили к устройству наушники и подали все это дело Морите на блюдечке с голубой японской каемочкой.
Интересная деталь — разъемов под наушники в новом плеере было два, так же, как и в Pressman. То ли поленились убирать, то ли действительно считали, что кто-то всерьез будет слушать это вдвоем. В рекламной кампании, однако, даже использовали слоган “слушаем музыку вместе.”
С названием нового устройства тоже долго не мучились. Изначально хотели назвать его Walky, но, как назло, название уже застолбила за своими переносными радиоприемниками Toshiba. Тогда решили просто слегка изменить название “предка” Pressman… вот так и получилось слово Walkman.
К тому же сама по себе идея такого девайса была неновой, и не принадлежала Sony в принципе. Первое подобное устройство создал Андресас Павел (Andresas Pavel) в 1972 году, устройство называлось Stereobelt.
В массовое производство изобретение Андреаса не пошло, что, однако, не помешало ему на протяжении многих лет, вплоть до начала XXI века, судиться с Sony в разных странах. В итоге сторонам удалось придти к некоему соглашению лишь к 2003 году — по слухам,“ценой” этого соглашения для Sony стала сумма в семью нулями в долларах США и признание Андреаса изобретателем подобного класса устройств. Произошло это уже после смерти Акио Мориты, покинувшего этот мир еще в 1999 году.
Ну а первую аудиокассету, стандарта, который использовался в Sony Walkman, вообще, изобрели аж в 1963 году голландцы из Philips.
В итоге устройство, которое навсегда изменило жизнь миллионов любителей музыки того (да и нынешнего) времени, родилось при весьма двусмысленных обстоятельствах… Однако, это не мешает Walkman оставаться легендой мира музыкальной индустрии, устройством, которое изменило наш мир.
Дальнейшее развитие проекта Walkman, тут надо отдать должное Sony, проходило уже гораздо более серьезно.
Walkman II имел уже ряд серьезных конструктивных изменений, был меньше и гораздо симпатичнее своего предшественника и стал самым коммерчески успешным плеером за всю историю Walkman. 2,5 миллиона проданных экземпляров говорят сами за себя…
Практически каждая новая модель имела серьезные улучшения — будь то автореверс и проводной пульт управления, как в модели WM-7 или корпус, с размерами меньше самой аудиокассеты, как в WM-10…Последний кассетный Walkman — WM-FX290 — был выпущен в Северной Америке и начал продаваться в 2002 году; он имел цифровой приемник радио и TV-диапазонами и работал на единственной батарейке AA.
После прекращения выпуска кассетных плееров и прихода эры цифровой музыки, работа Sony на этом рынке, отнюдь, не закончилась, как не закончилась и история бренда Walkman. Было много успехов и много неудач, был новый суб-бренд под названием… ну конечно же, Discman… полное фиаско с MD форматом дисков, потеря технологического лидерства при появлении HD и flash плееров… но все это тема для отдельного рассказа…
Возвращаясь в день сегодняшний, мы можем констатировать, что с появлением смартфонов, индустрия производства компактных аудиоплееров очень быстро пришла в упадок. Действительно, ну кому сейчас нужно носить с собой отдельное устройство для воспроизведения музыка, если с этими функциями прекрасно справляются наши айфоны и прочие гэлекси? Единственным аргументом, который могли предложить производители массовому потребителю -это качество звука, которое не способен давать рядовой смартфон. Поэтому неудивительно, что вектор развитие индустрии сместился в сторону дорогих устройств со статусным видом и ультимативным качеством звука. Конечно, родоначальникам индустрии Sony грех было не побороться с новыми жителями плеерного Олимпа — Astell&Kern, Hifiman, Colorful, iBasso…
Сегодня Sony очень активно развивает новый эталон качества звука, названный ими HiRes Audio и имеет в своей линейке Walkman не только бюджетные модели. но и очень хорошо звучащие экземпляры из среднего ценового сегмента, и, конечно, флагманские модели, способные поспорить по звуку со многими стационарными устройствами.
В общем, как говорится, слухи о смерти индустрии портативных аудиоплееров оказались сильно преувеличены и, я думаю, мы еще не раз услышим, так полюбившееся нам когда-то слово Walkman в пресс-релизах новых продуктов Sony.