О стойках Cold Ray я уже писал, но тогда мое знакомство получилось поверхностным и слишком общим. Сейчас же мне удалось поэкспериментировать с ними, проверить некоторые теории и услышать их вклад в звучание системы. О полученном опыте я и хотел рассказать. Но сначала краткая теория.

Краткая теория: зачем нужна аппаратная стойка

В своей практике я не раз сталкивался с аппаратными стойками — от простых «мебелеподобных», рассчитанных на бюджетные, скорее кинотеатральные системы (или вовсе не подходящих для подобного применения), до серьезных «аудиофильских» моделей, подчас с не очень логичными сложными конструкциями и ценой, сопоставимой с ценой приличных компонентов. Так или иначе, необходимо признать: стойка под аудиокомпоненты — это в меньшей степени мебель и в большей — сложная, многозадачная конструкция, которая должна отвечать определенным требованиям. Попробуем разложить эти требования по пунктам.

Стойка Cold Ray Single рассчитана на установку одного единственного компонента. В первую очередь такие конструкции используются для усилителей мощности

1. Необходимость выдерживать солидный вес. Производители специальной аудиомебели довольно часто дают данные с запасом для подстраховки —заявляют меньший лимит нагрузки, чем оказывается на практике. В свою очередь, в характеристиках обычной мебели об этом может быть не сказано ни слова, либо указаны недостоверные цифры. Помните, что простительно журнальному столику, недопустимо для аппаратной стойки — не хватало еще, чтобы конструкция сложилась вместе со всей установленной на ней техникой.

2. Обладать устойчивостью к внешним вибрациям и жесткой конструкцией. И здесь требования совсем не мебельные, особенно, если на верхней полке стоит проигрыватель виниловых пластинок. Встречаются аудиостойки необычной конструкции — с системой подвеса полок или магнитной развязкой верхней полки. Технически они интересные, однако на практике часто получаются дорогие и капризные системы с побочными эффектами.

Конструкция нижней ножки-опоры: массивное металлическое основание, задемпфированное силиконовыми вставками и массивный регулируемый конус из твердого сплава

3. Возможность регулировки по уровню — всей стойки и/или отдельных полок. Прежде всего это нужно для виниловых вертушек, особенно, если у модели не предусмотрено собственной регулировки ножек-опор.

4. Иметь несколько уровней развязки, когда не только стойка целиком развязана с полом, но развязаны отдельные полки. Если уж работает отдельная развязка под компоненты — будь то демпферы, шипы и т.п. — то почему бы схожим образом не работать и самой стойке? Здесь уже несколько сложнее оценивать эффекты, чем в случае с наглядной развязкой того же проигрывателя винила, однако влияние на звук может быть заметным даже в системе из недорогих компонентов. Какая-то техника чувствительна сама по себе, например, ламповые усилители, и в таких взаимодействиях много индивидуального, исключений из общей практики, что несколько запутывает картинку, однако взаимных влияний никак не отменяет.

Вариации на тему цвета. Черная отделка или орех — в обоих случаях использована шпонировка. Опорные конструкции могут быть черными или серебристыми

5. Удобная коммутация. И это не только предусмотренные пути для кабелей, но и возможность распределить провода таким образом, чтобы избежать взаимных наводок. Особо тщательно за этим следят аудиофилы, предпочитающие кабели без экрана.

6. Охлаждение техники. Как минимум не воспрепятствовать воздушным потокам. Понятно, что не все компоненты сильно греются, но если вовсе не обращать на это внимание — можно не заметить поломку из-за перегрева. Вдобавок комплектующие стареют быстрее, если работают на повышенных температурах.

Все шесть пунктов вместе могут оказать существенное влияние и на звук системы, и на безопасность ее эксплуатации. И конечно, снимается вопрос, почему стойки под аудиоаппаратуру отличаются от обычной мебели. Например, простенькому ресиверу не нужны те же условия, что и ламповому мощнику, но нет и необходимости создавать избыточную для этого уровня компонента обстановку. Все хорошо в меру.

Краткая теория: зачем нужна акустическая стойка

Необходимость развязки акустических систем и поверхности пола тоже никто не отменял. Однако еще одна важная задача стоек под полочники — расположить колонки на нужной высоте, зависимой от комнатных условий, точки прослушивания и габаритов самих колонок. Большинство полочников не очень-то рассчитаны на установку куда попало. Например, на рабочем столе без всяких вспомогательных конструкций допускается ставить некоторые модели профессиональных мониторов, но большинство Hi-Fi-моделей такой позиции не приемлет. И на табуретки их тоже не поставишь.

Варианты акустических стоек Cold Ray. Кроме отделок доступны и разные размеры, которые выбираются исходя из конкретики акустики, помещения и организации точки прослушивания

Полезной опцией станет регулировка по уровню, причем не только для устойчивости в случае неровного пола, но и для правильного позиционирования в пространстве.

Отмечу одну проблему, которую ни один производитель стоек не решает — устойчивость. Дети и домашние животные — вот первейшие враги полочной акустики. Иногда производители акустики выпускают специальные стойки, на которых колонка прочно закрепляется, в остальных случаях продумайте заранее, как обезопасить свою систему.

Стойки Cold Ray: просто и рационально

Приступим к практике и посмотрим на различные аппаратные и акустические стойки Cold Ray. Это очень практичная профессиональная мебель, никакой эзотерики и спорных элементов. Жесткие полки из инертного материала, не особенно склонного к резонансам. Используется МДФ (черная и белая отделки) или многослойная фанера (все остальные отделки). Полки определенно многократно мощнее, чем это формально необходимо. Силовые опоры выполнены из алюминия, они имеют большую площадь контакта, что означает жесткость и способность выдерживать существенные нагрузки. Массивные опорные шипы задемпфированы, есть возможность регулировки.

Все элементы говорят о рациональном техничном инженерном подходе. Габариты компонентных стоек достаточны для установки полноразмерных аппаратов, а на верхней полке легко встанет крупная вертушка, например, из тех, что комплектуются парой тонармов.

Модели в черном или белом цвете имеют специфическое матовое, бархатистое на ощупь покрытие

Выглядят стойки аккуратно. Дизайн скорее консервативный, но мне кажется, это и к лучшему — больше вариантов интерьеров, где стойки будут смотреться уместно. Как плюс — различные варианты отделки: опорные части могут быть черными или серебристыми, отделка полок — черный или белый ясень (обе с покрытием Soft Touch), шпон березы или ореха. Всего восемь комбинаций отделки.

Тестовая система: Cold Ray Single, Cold Ray Base и Cold Ray S

У меня была возможность поэкспериментировать с несколькими стойками Cold Ray. Базовая подставка Cold Ray Single, первое и основное предназначение которой — установка стерео или моноусилителя мощности. По сути, это одна полка-платформа на невысоких опорах, и эту конструкцию нельзя наращивать по высоте.

Следующий подопытный — классическая двухполочная аппаратная стойка Cold Ray Base (есть вариации с высотой ножки 225 и 235 мм), рассчитанная на пару компонентов. Конструкция может быть дополнена до нужного количества полок разными по высоте модулями. И последняя составляющая — пара стоек под полочную акустику Cold Ray S (существуют варианты S6 и S7 с длиной трубок 600 и 700 мм соответственно).

В качестве подопытных компонентов я выбрал некий среднестатистический набор из лампового интегрированного усилителя (напомню, что ламповая техника более чувствительная к внешним воздействиям, а иногда проявляется и микрофонный эффект), обычного CD-проигрывателя, среднего класса проигрывателя виниловых пластинок с ММ-головкой и бюджетным ламповым фонокорректором. Также у меня было два комплекта полочной акустики (две пары, возможно, избыточно, но мне хотелось сравнить эффект). Система была скоммутирована обычными проводами с хорошим экранированием, т.е. не склонными к наводкам. Такой набор техники волне может оказаться у многих дома.

Основание акустической стойки. Снизу — регулируемые опорные шипы

Из исходных данных — обычная комната, разве что с некоторой акустической обработкой. Пол — бетон с покрытием и ковролином. В качестве «контрольных точек» — просто снимаем технику на пол (вся техника, кроме вертушки, этого очень не любит), а колонки ставим на мебелеподобные предметы. В процессе я фиксировал услышанное, потом повторял эксперимент и пробовал найти разницу.

Обратите внимание, я делал все в обратном направлении: сначала собрал всю систему на стойках Cold Ray, настроил, проверил, внимательно послушал, выбрал наиболее подходящую акустику — звук получился цельным и красивым — а потом уже начал эту систему разбирать и тасовать.

Для чистоты эксперимента на всех этапах следил, чтобы в кабельном хозяйстве не возникло бардака, аппараты же и вовсе не выключал из сети — тот же ламповый усилитель повторным стартом мог бы изменить звучание по причинам никак не зависящим от стоек.

Пробы: на стойке, на полу, на тумбе, на табурете

Начинал с усилителя, пересадил его со стойки Cold Ray Single на обычную тумбу. Звук стал мягче, как будто спокойнее. Изменения заметны в верхних частотах: они стали проще, формальнее. Но основной и наглядный эффект — ухудшение локализации, некоторая размытость образов. На стойке усилитель строил сцену немного четче, ощущалась она масштабней и глубже.

После этого я переставил колонки со стоек Cold Ray S на примитивные подставки кустарного изготовления. Расстановка практически та же, сместились на пару сантиметров по высоте. Опять же, пропали высокие, сцена стала проще, середина стала выпирать и немного бубнить. Бас тоже огрубел, стал формальным. На динамичности звука, впрочем, перестановки не сказались, однако тембрально звук поменялся.

Вернул акустику на стойки — все как и было. Повторил процедуру несколько раз, чтобы убедиться в явном наличии эффекта.

Одна из вариаций экспериментальной системы

Следующий кандидат на переселение — CD-проигрыватель. Он стоял на нижней полке стойки Cold Ray Base, а я передвинул его на пол. Особых результатов не ждал, но кое-что все же отметил. ВЧ стали резче, а баса как бы немного меньше. По своему опыту скажу, что некоторые аппараты куда чувствительнее, как транспорты C.E.C, а попавшийся мне однажды один из топовых Esoteric вообще ни на что не реагировал.

Дальше занялся перемещением фонокорретора (как и проигрыватель, убрал его со стойки Cold Ray Base и положил на пол). Я не рассчитывал на какой-нибудь эффект, но сидящая внутри лампа все же проявила себя, нижняя середина начала бубнить, а высокие — повизгивать. Надо понимать, что в общем эффект выражен очень слабо, но если прислушаться — все же заметен.

Проигрыватели виниловых пластинок могут иметь очень разную конструкцию стола и опор, поэтому дорогой или бюджетный аппарат могут совершенно по разному воспринимать внешние воздействия, и цена совершенно не гарантия отсутствия капризов к установке

Последний кандидат в испытании — проигрыватель виниловых пластинок. По идее, бюджетная модель с бюджетной же головкой не должна быть сильно чувствительна к перемещениям из-за невысокой разрешающей способности. Со стойки Cold Ray Base я переместил вертушку на небольшой журнальный столик. Звук стал гулким, с густой нижней серединой. Видимо сказалась простота конструкции — оттого восприимчивость к внешним механическим воздействиям.

Эффект стойки

Лично для себя я отметил, что «эффект стойки» — вещь довольно ощутимая. Правильная установка на хорошие специализированные стойки помогает сохранить звук в его исходном состоянии, оберегая от искажений.

К сожалению, никакого точного рецепта по подбору стоек нет, и возить их на прослушивание к себе домой — это какая-то высшая степень аудиофильской дотошности или попросту перебор. Однако адекватно оценить значимость и подумать о возможной технической реализации имеет смысл. Этот эксперимент как минимум показал, что стойки — немаловажная часть системы. И здесь важен не только их дизайн, но и функционал, в результате которого мы получаем качественный звук.