Модель Alteco C-1 позиционируется компанией как универсальная, то есть способная играть разные роли в домашних системах. У потребителя может сложиться впечатление, что ему достаточно приобрести лишь одну пару колонок, которая решит все его задачи. На самом деле не получится: одним переключателем на передней панели вы не превратите тыловые АС в стереопару — они же и размещены должны быть иначе! Зато производителю разработка и изготовление одной модели вместо нескольких обходится дешевле, а шансы продать ее покупателям с разными требованиями не снижаются. Мало того, это увеличивает вероятность появления большего числа АС одного типа в каждом доме. Давайте разберемся, в каких системах эти DALI найдут себе место.

DALI C-1 — очень компактные колоночки. Динамики, как обычно у датчан, фирменные: тканевый купольный твитер и армированный древесными волокнами бумажный конус для СЧ/НЧ. Двухкабельного подключения не предусмотрено, да и негде там столько клемм размещать — хватило места лишь на пружинные зажимы. В любом случае, если расположить Alteco вертикально на прилагающихся резиновых ножках, «бананы» вставить не получится.

Звукопоглотитель на передней панели нужен не только когда АС направлены вверх — он снижает ненужные отражения и дифракцию

Скошенная передняя панель предполагает несколько вариантов установки, а переключатель направленности умножает их количество еще на два. Судя по иллюстрациям в руководстве пользователя, конфигураций набирается не меньше восьми.

Новое измерение

Начну с самой выигрышной. Хотя на сегодняшний день большинство производителей акустики отметилось в сегменте трехмерного кинозвука, ниша остается относительно свободной. Ведь если на роль основных излучателей в многоканальном аудио годятся почти любые АС — от напольников до компактных сателлитов, — то для организации верхних каналов, работающих на отражение от потолка, в Dolby Atmos и DTS:X подойдут модели только определенной конструкции. У Alteco все для этого есть: скошенная панель, диаграмма направленности и даже звукопоглотитель особой формы на передней панели, ограничивающий излучение звука напрямую на слушателя.

Система для проверки данной функции собралась следующая: проигрыватель Oppo UDP-203, процессор и усилитель AudioControl Maestro M9 и Savoy G3 соответственно, сабвуфер M&K Sound X12, напольные АС Tannoy Revolution XT8F в качестве фронтальных, тыловые Revolution XT6 и центральная XT C. Испытуемые DALI были установлены на XT8F.

Посмотрев дюжину роликов и фрагментов фильмов с саундтреками в формате Dolby Atmos, я убедился, что с этой задачей C-1 справляются без нареканий: они действительно добавляют третье измерение в фонограмму, при этом не привлекая излишнего внимания. Воображаемое звуковое пространство занимает всю видимую высоту, глубина его уходит далеко за экран, и реализовано все настолько естественно, что оценить разницу можно лишь переключившись на стандартную конфигурацию 5.1 — сразу становится понятно, что теряется очень многое. Если того требует замысел звукорежиссера, то в «Трансформерах» автобусы летят над головой, и можно даже услышать отражения рева машин Формулы-1 от потолка тоннеля в ролике Red Bull.

При использовании С1 в качестве тыловых с подвесом на стену нужно перевести переключатель в положение «Up», а если поставить колонки во фронт, то переключить на «Down»

Работу в стандартном формате 5.1 я проверил, поставив Alteco на место тыловых Tannoy Revolution XT6 и подкорректировав настройки процессора, естественно. Здесь DALI проявили себя как хороший командный игрок, создав бесшовное поле окружающего звучания. Но все же перемещения звучащих объектов в фильмах заставили обратить внимание на разнородность используемой акустики.

Понять характер

В стереоварианте я слушал DALI с усилителем Naim Uniti Atom. Сигнал на него подавал с рекордера Sony PCM-D100 по оптическому и аналоговому соединениям, а также воспроизводил файлы с USB-флешки и по сети с сервера Uniti Core.

Плотность материала диффузора твитера 0,056 мг на кв. миллиметр

Несмотря на крайне малый объем корпуса, ощущения смещения баланса в сторону ВЧ не возникало. Не заметил я и последствий, которые обычно можно наблюдать при попытках разработчиков компенсировать нехватку глубины баса подъемом нижней части рабочего диапазона. Тут скорее имеет место плавный спад, не мешающий следить за игрой низкочастотных инструментов по их обертонам. Во время проигрывания винилового рипа Rush «Moving Pictures» через оптический вход Naim треск неидеальной грампластинки мне совершенно не мешал слушать музыку, как это бывало со многими другими колонками. Информацию о фазе и времени Alteco выдают точно, не нуждаясь в акцентировании верхов.

Катушка у СЧ/НЧ-динамика двухслойная, диаметром 25 мм

На этом же диске обращаешь особое внимание на эффекты, связанные с манипулированием задержкой сигнала — гитарный фленджер или вокал, записанный дабл-треком. Для передачи полнодиапазонной аранжировки с должным разрешением масштаба C-1, конечно, недостает, и вместо разделения ее на инструменты эти АС, наоборот, стараются показать слитность материала. Впрочем, лидирующие партии от аккомпанемента отделены в достаточной для комфортного восприятия мере — по уровню, спектру и пространственно.

Хороший результат можно получить, приклеив ножки на стенку с входными клеммами и поставив «пирамидки» DALI на стол. Понадобится ли при этом сабвуфер? Скорее да, чем нет, но зависит от жанров, которые им предстоит исполнять.

Форма петель для подвеса намекает на разносторонние способности данной модели
Для настенной установки предусмотрен другой комплект ножек, нежели для настольной: они тоже прилагаются

Alteco C-1 разработаны с учетом того, что в большинстве конфигураций они будут установлены вплотную к стене. Но при использовании их в качестве стереопары следует проявлять осторожность. С одной стороны, такое расположение дает существенную поддержку в басовом диапазоне, что продемонстрировала песня «Bird» группы Dead Can Dance в формате DSD. В ней многочисленные барабаны и перкуссия приобрели необходимую весомость. Но верх стал не таким ровным, как при более свободном расположении, да и стереосцена стала читаться не так четко.

Выводы

Эти АС действительно очень хороши для современных форматов окружающего звука, таких как Dolby Atmos и DTS:X. Их можно повесить под потолок, поставить на тыл, использовать в качестве боковых и т. д. Скромные габариты практически снимают ограничения на их количество в помещении. Хорошая точность позиционирования кажущихся источников звука облегчает задачи многоканальному процессору или ресиверу. Важно, что в этих форматах DALI успешно вписываются в уже существующую систему и не заставят владельца полностью ее менять.

Если использовать Alteco C-1 в качестве основных АС окружающего звучания, систему стоит составить преимущественно из них (за исключением сабвуфера и центрального канала). Справятся они и со стереофоническими фонограммами, но лучше в качестве настольных и с поддержкой сабвуфера.

Достоинства: хорошо вписываются в систему в качестве дополнительных АС для новых форматов окружающего звука, прекрасная фокусировка, множество вариантов установки

Недостатки: способности в стерео ограничены, переключатель направленности полезен, но чудес от него ожидать не стоит

Официальный сайт: DALI Alteco C-1

Цена: 17 990 рублей

Паспортные данные

Акустическое оформление: закрытый корпус

Диапазон частот: 74-26 000 Гц (+/-3 дБ)

Количество полос: 2

Частота кроссовера: 2100 Гц

ВЧ динамик: 21 мм, купол

СЧ/НЧ динамик: 114 мм

Чувствительность: 83 дБ

Номинальный импеданс: 6 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 40-100 Вт

Габариты: 190x160x255 мм

Масса: 2,8 кг