Сделать хорошо, штучно и дорого — можно и должно, на то он и индпошив. Сделать дешево, массово и опять же хорошо — гораздо сложней, впрочем, тоже возможно. Скажем McLaren F1 определенно весьма недурственный спортивный автомобиль, хотя по достоинству оценить данный факт могут лишь чуть более сотни его владельцев. В то же время Toyota Corolla — явно не бросовый ширпотреб, несмотря на суммарный тираж более 40 миллионов штук. Но вот сделать безусловно хорошо, объективно дорого и достаточно массово — это уже высший пилотаж. А если при этом основной конструктив не меняется в течение длительного времени, демонстрируя тем самым не только слепую преданность традициям, но и грамотно выбранные изначально технические решения, остается только снять шляпу. О чем это я? Да, собственно говоря, о колонках.

Считается, что термин High End Audio был введен в оборот Джастином Гордоном Холтом, основателем журнала Stereophile, в 1962 году. Это вовсе не значит, что все более старшие по возрасту компании не имеют отношения к продукции данной категории, но специализированные производители в основном появлялись уже после этой даты.

Компания Wilson Audio была основана Дэвидом Уилсоном в начале 70-х и первое время занималась в основном звукозаписью в рамках собственного лейбла. Затем Дэвиду понадобились контрольные мониторы, и на свет появились монструозные WAMM (Wilson Audio Modular Monitor): четыре двухметровые башни (два сабвуфера и два основных блока) плюс разделительный фильтр и эквалайзер. В 1981 году подобный комплект стоил 36 тысяч долларов, хотя на первое время можно было ограничиться и стартовым набором за 28 тысяч (не зря же эти мониторы назывались модульными), но в любом случае с учетом инфляции сумма сейчас была бы почти 6-значной.

Ноябрь 1985 года, Дэвид тестирует прототип WATT

За последующие 20 с лишним лет было выпущено около полусотни комплектов в различных модификациях, причем стоимость последних в нынешнем выражении вплотную приблизилась бы к отметке 300 тысяч долларов. Очевидно, что эти АС были и есть magnum opus Дэвида, более того, на прошлогодней выставке в Лас-Вегасе был показан прототип новых WAMM, которые, возможно, материализуются уже в этом году. Цена вопроса? Предположительно, речь пойдет о сумме в полмиллиона долларов...

Так что же такое WAMM? Это ультимативный мэйн-монитор для контроля мастеринга, а даже мысля критериями звукозаписи, мастеринг всегда можно отдать на аутсорсинг специально обученным людям. Примерно такая же востребованность в подобной технике есть и дома, как наглядно демонстрировали объемы продаж. И что в итоге? В итоге Дэвид задумался над мини-мониторами для полевых сессий. Они были нужны не только ему самому: в теории они имели все шансы стать более востребованными на рынке. Однако реальность превзошла все ожидания: за последующие 30 лет было выпущено порядка 15 тысяч экземпляров АС.

Малыш

«Малыш» WATT (Wilson Audio Tiny Tot) появился на свет осенью 1985 года по опять же совсем не детской цене в $4400 за пару (за декоративные деревянные боковые накладки нужно было выложить еще $200). Много ли сейчас найдется желающих отдать 10 тысяч долларов за пару 2-полосных полочных АС с весьма спорным дизайном? Впрочем, 30 лет назад, вероятно, и трава была зеленее, и удача сопутствовала Дэвиду, потому что продажи пошли.

Так за что же предлагалось платить? Корпус в виде усеченной пирамиды с габаритами 305х355х420 мм был изготовлен из плит метакрилата с минеральным наполнителем, усилен внутренними элементами и задемпфирован битумными и свинцовыми пластинами, отсюда и внушительная масса в 27 кг, а как следствие — специальная ручка для переноски. В качестве излучателей использовался твитер Focal с вогнутым тканым куполом из стекловолокна и 6-дюймовый вуфер SEAS с бумажным диффузором. Динамики крепились не на типичных саморезах, а на болтах под врезные гайки. Порт фазоинвертора на задней панели был алюминиевым и сменным, в зависимости от фактора демпфирования усилителя. Имелось два варианта для значений 20-80 и 100-400, первый лучше подходил для ламповых моделей, второй — для транзисторных.

Январь 1986 года, первый показ «Малыша»

Лицевая панель была отделана мягким пористым материалом, защитная сетка крепилась на «липучке», корпуса была покрашены автоэмалью, и каждый упаковывался в свой деревянный ящик. Цифры АЧХ не поражали воображение (58-16000 Гц по -3 дБ), но, во-первых, это были реально измеренные значения, а не пресловутые «20-20», а во-вторых, это все-таки были мониторы ближнего поля, в которых детальность явно важнее краев диапазона.

Как показала практика, «карапуз» получился на редкость капризным. Импеданс на отдельных участках СЧ проседал ниже полуома, что требовало незаурядных способностей от усилителя. Любопытно, что Дэвида это как раз не особо и волновало, поскольку для совместной работы с WATT ему разработал усилитель лично главный инженер Spectral Audio Кейт Джонсон (который одновременно является одним из разработчиков формата HDCD). Собственно говоря, во второй серии WATT как раз с целью коррекции импеданса и был доработан разделительный фильтр, а также механические свойства корпуса, в результате чего нижняя граница модуля входного сопротивления выросла почти до 2 Ом. Характерно, что первую версию можно было либо самостоятельно модифицировать до второй, посредством высланного производителем набора, либо же отправить на фабрику, получив назад обновленные и заново калиброванные колонки с продленной гарантией.

Естественно, что тогдашние пользователи WATT пытались хоть как-то продлить нижнюю границу АЧХ. Популярным решением было добавление сабвуфера от стороннего производителя, чаще всего это были модели компании Entec. Что же касается Дэвида, то первоначально он шел по пути пассивного улучшения отдачи на НЧ за счет более стабильной фиксации мониторов. Для этого были выпущены стойки Gibraltar, фактически квадратные колонны с сечением нижней поверхности WATT. В засыпанном песком состоянии вес каждой из них превышал центнер. Затем появился сабвуфер WHOW (Wilson High Output Woofer) с 18-дюймовым динамиком и 400-ваттным усилителем, работающий в диапазоне 20-50 Гц, и все это — в формате журнального столика из искусственного камня с опциональной верхней гранитной плитой.

Щенок

Но как ни крути, трифоник — это не полноценная напольная стереопара, несмотря на преимущества обоих вариантов. Нужно было искать другое решение, причем делать это в формате «Гибралтаров», не увеличивая нынешнюю площадь опоры. Дэвид долго обсуждал этот вопрос с владельцами WATT, дилерами, звукорежиссерами, и сообща они пришли к выводу: пользу компактности и универсальности можно частично пожертвовать нижней октавой АЧХ (20-40 Гц). Естественно, что речь в данной ситуации должна была идти именно о полноценном вуфере, но никак не о сабвуфере. Впрочем, последний в ассортименте WA и так уже был. Сказано — сделано. Кто лучший друг малыша (ну кроме Карлсона)? Конечно щенок!

Так появился Puppy, который по сути представлял собой «Гибралтар» с парой «восьмерок» Dynaudio. Почему две «восьмерки», а скажем, не одна «десятка»? Ну, во-первых, ограничение по габаритам, а во-вторых, удвоение числа излучателей дает увеличение чувствительности на 3 дБ, что с учетом общей «туговатости» этих датских излучателей вполне себе бонус. Корпус был изготовлен из плит MDF толщиной 20 мм (отделка передней панели и защитная сетка были аналогичны WATT), который покоился сверху на трех эластичных ножках.

«Пятерки» — самая популярная версия W/P

Масса новой «тумбочки» составляла 35 кг, высота — стандартные для большинства стоек 60 см, овальный порт фазоинвертора выходил на заднюю панель, там же располагался терминал с четырьмя парами клемм. Первая предназначалась для подключения усилителя, вторая — для передачи отфильтрованного сигнала на WATT (в комплекте был так называемый Tail — разделанный кабель MIT), третья — для прямого подключения к вуферам в случае bi-amping (не рекомендованный, но допустимый производителем способ) и четвертая — для перемычки, которая ставилась в случае стандартного варианта подключения. Стоимость пары «щенков» составляла $4290 (в шпоне) либо $5790 (в эмали).

Взросление

В 1991 году выходит WATT III, и несмотря на незначительные внешние отличия (хотя была задекларирована модификация излучателей и разделительного фильтра), стоимость пары увеличивается до $6650 (в шпоне), $6950 (в эмали) и $7350 (с декоративными деревянными боковыми накладками). Возможность апгрейда со второй серии по-прежнему имела место быть. К слову сказать, в этом же году компания переехала из Калифорнии в Юту, где располагается и по сей день.

В 1994 году в линейке WA появляется модель X-1/Grand SLAMM (First eXperimental Super Linear Adjustable Modular Monitor), в которой дебютирует твитер Focal с вогнутым куполом из титана, а в качестве материала корпуса используется проприетарный полимер X с уникальным распределением резонансов вне рабочего диапазона.

Колесики — для «примерки», прослушивание — только на шипах

Оба этих решения были применены год спустя на WATT/Puppy V. Еще одно новшество W/P V — СЧ-динамик, теперь это модифицированный ScanSpeak Classic с узнаваемым «мятым» диффузором из целлюлозы, армированной углеволокном. Порт фазоинвертора в Puppy также стал алюминиевым, как у WATT, а клемм осталось всего две пары (для подключения усилителя и для транзита на WATT), зато это были клеммы от WBT.

По утверждению производителя, «пятерки» стали самой массовой серией W/P, было произведено больше двух тысяч пар. Кстати, в природе не существовало четвертой версии W/P. Причиной тому — распространенная в азиатских странах тетрафобия, поэтому негласное табу на использование данной нумерации приняло большинство производителей High End Audio. Стоимость комплекта на момент появления начиналась от $14990, возможность апгрейда по-прежнему существовала. В руководстве по эксплуатации меня, помнится, больше всего поразили диаграммы распределения магнитных полей вокруг корпуса АС.

W/P 6 — первая версия без возможности апгрейда с предыдущих. Вдобавок, начиная с нее — никакого шпона, исключительно автоэмаль

В 1999 году выходит уже шестая версия W/P, а их базовая стоимость увеличивается еще на $5000. Любопытно, что в пересчете на нынешний курс доллара и применительно к северо-американской рознице, в дальнейшем стоимость пары практически не менялась, а один раз даже незначительно снизилась (речь идет о первой версии Sasha). Основным же новшеством «шестерок» стала установка WATT на три шипа вместо эластичных прокладок (для возможности фазовой коррекции) и новые клеммы собственного производства. А вот апгрейд с предыдущих версий в силу целого ряда причин стал уже невозможен и далее не предлагался. Вдобавок была прекращена опциональная отделка боковых панелей деревом. Отныне — только автоэмаль, зато — любого цвета по желанию покупателя. Всего было продано более тысячи пар W/P 6.

Sasha, имя — от овчарки Дэвида, родословная — от W/P

Годом ранее появляется модель MAXX, где впервые применяется еще один фирменный материал корпуса под индексом М. В отличие от Х, предназначенного в основном для НЧ, М используется в СЧ-оформлении. Естественно, что когда 8 апреля 2002 года вышел официальный пресс-релиз с данными по W/P 7, в качестве материалов ее корпуса фигурировали уже и Х и М. Не менее примечателен и тот факт, что в Puppy 7 вместо Dynaudio впервые стали использоваться модифицированные НЧ-динамики ScanSpeak. Были и чисто косметические улучшения, а именно — увеличены верхние боковые бортики Puppy, за счет чего, вне зависимости от выставленного угла наклона WATT, не возникало видимой щели между ними. Все эти нововведения увеличили стоимость еще на $2500.

«Восьмерки», еще недавно последние, но уже легендарные

Последние W/P с индексом 8 официально появились на свет 22 мая 2006 года. По требованию Евросоюза (стандарт RoHS) производителю пришлось отказаться от свинцовых плит в корпусе. Грили наконец-то стали крепиться на металлических штифтах, как у флагмана Alexandria. Стоимость новинки составила $27900, и это были самые дорогие W/P в истории, отсюда и относительно небольшой тираж - порядка 800 пар.

Новейшая история

15 мая 2009 года WATT/Puppy не то чтобы прекратили свое существование в линейке WA, но реинкарнировали в модели под именем Sasha, правда, с наследственной приставкой W/P. Пожалуй, самое главное конструктивное отличие — это перенос разделительного фильтра СЧ/ВЧ из верхнего блока в нижний. Таким образом, АС перестала быть сочетанием монитора с вуфером и превратилась в полноценную 3-полосную напольную АС. Ну а раз верхний блок потерял самостоятельность, то и ручка для переноски, соответственно, перестала быть ему нужна. Твитер новым АС достался от третьей серии «Максов», СЧ-динамик — упрощенная версия такового из вторых «Александрий», магнитные системы вуферов потяжелели вдвое. Лицевая панель верхнего блока изготовлена из нового композита S, а боковые стенки из X-материала стали втрое толще. При всем при этом приятно удивила стоимость — на тысячу долларов меньше, чем у «восьмерок». Вторая серия «Саш» была анонсирована 23 декабря 2013 года и при стоимости на 3 тысячи дороже первых могла похвастаться тканевым твитером от Alexandria XLF.

Вторые «Саши», но вот будут ли третьи?

Какое будущее ожидает эту аудиофильскую икону? Мне оно представляется весьма туманным, в первую очередь по причине трансформации модельного ряда и ценовой политики WA. С 2001 года в нем присутствовала модель Sophia — младший напольник этого производителя — по цене примерно вдвое меньше W/P. И это было логично. Но в начале мая появилась первая информация о идущей ей на смену модели Yvette, а чуть позднее стала известна и стоимость — всего на 20% ниже, чем у «Саш». И в этой ситуации вероятен прогноз, что либо новинка не будет пользоваться спросом, либо следующие «Саши» ждет существенное удорожание, которого, по сути, не было с конца прошлого тысячелетия.

Безусловно, на рынке есть более старые колонки (Klipschorn), есть более узнаваемые (Nautilus), но вряд ли найдется более рафинированное выражение самой сути High End Audio, ведь не зря же крупнейшая профильная выставка электроники в Лас-Вегасе использовала стилизованное изображение W/P в качестве обозначения соответствующего раздела выставки.