Звук с потолка в Dolby Atmos на примере акустики Heco AM 200

Звук с потолка в Dolby Atmos на примере акустики Heco AM 200

Количество Blu-Ray-релизов с Dolby-Atmos-дорожками растет в геометрической прогрессии, не говоря уж о коммерческих кинотеатрах — эта технология внедрена во многих залах. Вот только новый стандарт требует и новой техники, и если AV-ресивер поменять несложно, то дополнить систему потолочными колонками уже вызовет затруднение. Впрочем, есть и решение — излучающие вверх.

Для начала напомним, что же такое новый формат многоканального звука Dolby Atmos вообще. Если вкратце, то основное преимущество стандарта в том, что технология базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Фактически на тех одушевленных и неодушевленных источниках звука, которые находятся в сцене фильма. Звукорежиссеры при микшировании в Atmos решают, где расположить источник, и как он будет перемещаться в пространстве и времени. Не нужно заранее создавать микс, в котором совмещать громкость каналов, звукорежиссер только чертит «схему движений». Позже, когда дорожки добираются до места своего воспроизведения, Atmos-процессор сам распределяет источники звука согласно полученной «схеме». Система рассчитает, в какой колонке/колонках и с какой громкостью конкретно в вашем домашнем кинотеатре должен звучать данный объект. В стандарте заложена возможность обрабатывать до 128 независимых объектов одновременно на 64 колонках. Подробней о формате читайте в статье «Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов».

Одно из важнейших преимуществ Dolby Atmos для домашних кинотеатров — не нужно полностью переоснащать систему. Нужно лишь докупить процессор или AV-ресивер, провести необходимую калибровку и дополнить акустику потолочными каналами.

Потолочный вопрос

О вертикальной локализации заговорили впервые с внедрением стандарта окружающего звука формата 9.1 и Dolby Pro Logic IIz в 2009 году, когда появились «передние высотные» каналы (front height left & right). Дополнительные динамики размещались на высоте пары метров от стандартных фронтальных каналов. Это позволило усилить впечатления, путем создания дополнительного измерения в сцене — вертикального. Т.е. стало возможным задать высоту объекта, например, чтобы шаги звучали внизу (в обычной плоскости), а голос человека чуть выше. В западной прессе даже проскальзывала фраза «voice of God», намекая на специфику звука в церквях, где за счет высокого купола создается впечатление, что голос ниспадает свыше. Однако проблема этого формата заключалась в том, что реального звука сверху не получалось, особенно если зал большой. Вместо разделения и вертикали легко было получить размытую звуковую сцену. Поэтому Dolby пошла дальше и переместила колонки полностью на потолок.

Рекомендованная Dolby схема установки акустики в 7.1-канальном домашнем кинотеатре

Другими словами, данные каналы никуда не делись: их решили переместить на потолок, и в спецификации Dolby Atmos уже четко говорится, что дополнительные каналы должны излучать конкретно сверху. Потолочные динамики стали неотъемлемой чертой самых новых многоканальных систем, когда речь заходит о многоканальных домашних кинотеатрах с конфигурацией 9.2, 11.2 и больше.

Зачем нужен потолочный звук в принципе? Как и все прочие динамики, они способствуют более подробной звуковой картине при просмотре кино, причем задают не только положение объекта, но и помогают правильно воссоздать его размер. Одним из главных преимуществ Dolby Atmos инженеры называют не столько само положение предмета в сцене, но и возможность лучше определить его величину, так чтобы муха была определенно меньше вертолета. Включите прямо сейчас любой фильм на традиционной ДК-системе и задумайтесь, насколько сложно определить габариты объекта, если вы закроете глаза. Эта проблема решается, в том числе, и дополнительными «верхними» каналами.

Рекомендованная Dolby схема установки потолочных динамиков (подробные данные смотрите на сайте в гиде по установке Atmos-систем, eng, PDF)

Но если в коммерческих кинотеатрах мы говорим о 6-8 динамиках, то в домашних условиях зачастую можно обойтись всего парой. Но это не отменяет проблем и массы недостатков потолочной акустики: требуется штробить каналы в потолке и стенах для акустических кабелей, подобно прокладке электрической сети; выбирать открытый или закрытый корпус. Открытые, например, резонируют из-за внутреннего пространства навесного потолка, которое гораздо больше объема, чем требуется (поэтому нужно заполнять пространство специальными звукоизоляционными материалами). «Потолочники» в закрытом корпусе при отсутствии подобных недостатков также требуют перепланировки из-за прокладки тех же кабелей. Наконец, такие динамики можно разместить далеко не в каждом помещении. Поэтому и возникла потребность в компромиссном решении.

Схема из технического руководства к акустике Heco AM 200. По ней видно, что нужно внимательно отнестись к расстановке систем, учитывать угол отражения

Такой технологией стали акустические системы отраженного звука, специально разработанные для полноценной замены колонки потолочной акустики. Для них не придется штробить стены и менять конфигурацию потолка: они вообще никаких строительно-монтажных работ не требуют. Они просто ставятся на уже имеющиеся напольные или полочные колонки, а их драйверы направлены под углом в потолок.

Heco AM 200: с потолка, но не на потолке

Пример такой акустики — Heco AM 200 Top-Firing. Модель выполнена в отдельном корпусе, она изготовлена в соответствии со стандартами Dolby Atmos и сертифицирована Dolby Laboratories, Inc. Естественно, колонка легко дополнит уже существующие системы.

Atmos-акустика Heco AM 200 в белой лаковой отделке

Акустика исповедует принцип «излучение вверх»: у нее строго заданная диаграмма направленности (под некоторым углом к горизонтальной плоскости), создающая верхние каналы Dolby Atmos за счет отражения от потолка. Колонка может быть скомбинирована с акустикой как самой компании Heco, так и других производителей. Конечно главное тут — больше нет необходимости монтировать потолочные системы. Важно знать, что это не уникальное изобретение Heco, а вполне себе рекомендованное самой Dolby решение для домашних кинотеатров. Пока для нас такие колонки смотрятся необычно, мы еще только осознаем тот факт, что подобные решения — необходимость для хорошего ДК в ближайшие годы.

Atmos-акустика Heco AM 200 в черной лаковой отделке

Отметим, что конструкция корпуса Heco AM 200 довольно непростая, ведь сама по себе форма нетипична, т.е. имеет одну наклонную стенку. Акустика оснащена качественным и мощным 125-мм коаксиальным НЧ/СЧ-динамиком, разработанным специально для модулей Atmos, с легким бумажным диффузором и мощной звуковой катушкой. За верхние частоты отвечает 20 мм твитер с шелковым куполом и акустическим эквалайзером. Корпус отделан лаком (доступны черный или белый цвет), есть декоративная решетка, сзади находятся крепления для установки на колонки.

Система на базе акустики Heco, включая Atmos-колонки AM 200

Кстати, отметим тот факт, что системы Atmos с колонкой, излучающей вверх, экспертами Denon в области аудио считаются более предпочтительными традиционным потолочным динамикам, даже именитых фирм и высокого класса. Связано это опять же с самой сутью Dolby Atmos: когда звук рассчитывается, исходя из конфигурации акустики в комнате.

Атмосфера

Если вы приняли решение обновить свой домашний кинотеатр или вообще многоканальную систему до стандарта Dolby Atmos, то без излучающих вверх динамиков не обойтись, иначе не будет всей той подробной окружающей со всех сторон сцены, ради которой, собственно, и затевался Dolby Atmos. Поэтому обратите внимание на такие решения, как Heco AM 200 — с помощью подобных небольших и недорогих колонок можно добавить в свой домашний кинотеатр новое измерение. Правда, все равно еще придется купить соответствующий ресивер…

72.04 дБ +

Комментарии

#

Чем гонятся за всей этой бестолковой, бесполезной маркетинговой чепухой, лучше сосредоточится на качественном ресивере с серьезной усилительной частью и соответствующими АС. К примеру KEF R-серии развернут в обычной 5.1 системе такое масштабное аудио полотно, что никакой Atmos точно не понадобится! Все это мы уже проходили, достаточно вспомнить пресловутое quadro. Dolby Atmos из той-же "коробки", что и изогнутые ТВ, мониторы с соотношением 21:9 или чудо-крем от анальных трещин. Говорить хоть о какой-то пользе можно лишь в помещении от 60 кв.м. (да и то сомнительно и в таком "кинотеатре" лучше потратиться на подготовку самого помещения и комфорт зрителей, будет куда больше толка).

- 50 дБ +
#

Не соглашусь. Если мы говорим о кинозвуке — Atmos очень сильно отличается от прежнего типа кодеков. Прежде всего лучшим разделением объектов (так и хочется сказать каналов...), т.е. размер источника звука реально понятен, его локализация ощутимо точнее. И дополнительный верхний канал, на мое мнение, гораздо лучше, чем прежние Front Height и подобные в IIz. Единственное, в домашней технике все эти преимущества смазаны ограничениями «бытовой» версии Atmos.

- 62.04 дБ +
#

О кинозвуке говорить нет смысла, ибо смотреть решительно нечего. Новое кино отвратительно, а старое засмотрено до дыр. Единственное из нового, что можно посмотреть, это музыка на видео. Например традиционный джаз, когда приличные люди играют живую музыку. Но тут для звуковой дорожки достаточно стерео. Так что меня многоканальный звук почти не интересует.

- 50 дБ +
#

слушал эту систему на хай фай шоу в 15 году ,может в большом зале и будет эффект ,но в небольшой комнате,как на выставке ни какой разници не услышал

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.