Скромняга. Кассетная дека Sony TC-K490

Скромняга. Кассетная дека Sony TC-K490

Именно так хочется назвать этот аппарат. В его облике уже нету ни огромных стрелочных индикаторов с подсветкой, ни массивных тумблеров, ни алюминиевой лицевой панели толщиной в полпальца. На момент запуска в серию (а на дворе стоял 1992 год), подобные дизайнерские решения уступили место черным пластиковым фасадам, люминесцентным индикаторам, а нередко - дисплеям, вместо тумблеров – soft touch управление, да и сами агрегаты стали поменьше.

Встречают, как говорится, по одежке. А одежка у TC-K490 вполне типична для того времени со стандартным набором органов управления. Помимо кнопок управления режимами работы ЛПМ, имеются: переключатель режима шумоподавителя (выкл – Dolby B – Dolby C), mpx-фильтр, регуляторы уровня записи, тока подмагничивания и баланса, и кнопка “Monitor”, позволяющая переключаться между сигналом, поступающим на вход деки, и сигналом с ленты, выход на наушники типа джек 6.3мм без регулятора громкости.

Органы управления декой

Дека имеет двухмоторный лентопротяжный механизм, одновальный, 3 головки. Блок записывающей-вопроизводящей головок выполнен из твёрдого пермаллоя. На моей деке уже виден небольшой износ, которого, впрочем, после всех регулировок тракта практически незаметно. Сегодня ещё вполне реально найти нужную головку, но их цена находится на уровне ММ-картриджей не самой младшей категории. Дека оснащена системой автоматического распознания типа ленты, что, впрочем, уже не было тогда новинкой. Присутствует и автоматический поиск треков по паузам, которым лучше не пользоваться без особой надобности – ни головки, ни лента такое не одобряют. Внутри практически все смонтировано на единой плате: от цепей питания до звуковых. Задняя стенка служит ещё и теплоотводом для стабилизаторов напряжения.

Дека со снятой верхней крышкой

Моя дека требовала замены пассиков, так как от длительного хранения «без дела» родные просто разрушились, превратившись в липкую чёрную массу. Для замены пассиков требуется частичная разборка ЛПМ, но при аккуратности и неспешности это не является большой проблемой. Особо порадовал процесс замены пассика привода тонвала: предусмотрительные японцы сделали 3 шпильки, для того, чтобы, натянув между ними и шкивом тонвала пассик, можно было без труда установить заднюю часть ЛПМ, и «перебросить» пассик на шкив двигателя. Вот она, культура.

Кассетоприёмник со снятой фальшпанелью. Хорошо видны винты для регулировки азимута блока головок, а так же немного пыли, которая обязательно ждёт внутри старых аппаратов, и ждёт терпеливого и тщательного удаления :)

Но что же со звуком? А вот тут от скромности не остается и следа! Сочный, объёмный, увлекающий – аж невольно губу поджимаешь. Интереса ради попробовал записать несколько треков с цифры, просто посмотреть на результат (см. спектр). С включенным шупомодавителем Dolby B и, настроив ток подмагничивания, вполне реально «вытянуть» диапазон до 20кГц даже на самой простой ленте с рабочим слоем на основе гамма окиси железа!

Спектр оцифрованной записи, в моем случае – фрагмент песни Криса Нормана “Hunters Of The Night”. Лента Sony EF примерно 2005 года, включен шупомодавитель Dolby B

На подобные аппараты вполне логично обращать внимание, если место под катушечный магнитофон выделить проблематично, а вопрос о перезаписи труднодоставаемого винила встаёт регулярно. Ну и, конечно же, просто для души!

71.46 дБ +

Комментарии

#

Прекрасно знаю сей агрегат. Отличная техника!

- 50 дБ +
#

в оригинале была "дырка" на 13 кгц?

мне кажется железная кассета честно и передает спектр до паспортных 12-13, остальное отсебятина и гармоники тракта

с винилом кстати похожая ситуация - все эти прыжки в ультразвук, которые демонстрируют МС-головы, изначально не присутствовали на мастере

- 50 дБ +
#

Провал на 13кГц - вина АЦП моей аудиокарты. Природу этого явления не выяснял.

До 12-13кГц - если это аппарат низкого класса - то да. Эта же дека по паспорту на "железную" ленту пишет до 17кГц.

- 50 дБ +
#

Но что же со звуком? А вот тут от скромности не остается и следа! Сочный, объёмный, увлекающий – аж невольно губу поджимаешь.

Все познается в сравнении:) Эта дека, с одновальным ЛПМ и кучей электронных ключей на пути сигнала, ничего особенного по звуку из себя не представляет.

Интереса ради попробовал записать несколько треков с цифры, просто посмотреть на результат (см. спектр). С включенным шупомодавителем Dolby B и, настроив ток подмагничивания, вполне реально «вытянуть» диапазон до 20кГц даже на самой простой ленте с рабочим слоем на основе гамма окиси железа!

Непонятно только, зачем было включать Dolby B? - Он никак не влияет на частотную характеристику в лучшую сторону, только дополнительно нагружает ленту повышенным уровнем ВЧ-составляющих записи.

20 кГц и выше могут записывать практически все топовые кассетные деки, некоторые это делают на ленту любого типа. Моя Nakamichi ZX-7, например, пишет на Fe, Cr, Metal до 26 кГц (по уровню -20 дБ)

На подобные аппараты вполне логично обращать внимание, если место под катушечный магнитофон выделить проблематично, а вопрос о перезаписи труднодоставаемого винила встаёт регулярно.

С моей точки зрения, как реальный альтернативный вариант катушечнику годятся только топовые Nakamichi 2-го поколения, типа 700 ZXE, 700 ZXL, 1000 ZXL, 1000 ZXL Gold Limited.

ZX-7, ZX-9 и Dragon тоже подходят для этого, но уже с небольшой натяжкой.

Но эти аппараты и стоили в 1982-1984 г.г. от 1250$ (ZX-7) до 6000$ (1000ZXL Gold Limited)

- 53.01 дБ +
#

Ну так и разница в цене колосальная Sony TC K490 сейчас можно приобрести от 25- 100 $ Так что хороший вариант для тех кто не хочет расставаться со своей коллекцией кассет и его сетап соответствующего уровня .

- 50 дБ +
#

Dolby B - как некий компромисс между улучшением шумовых параметров и звуком. Сугубо субъективно, опять же.

Сильно не пинайте - я ещё не волшебник, только учусь :)

Спасибо за комментарий - буду знать куда дальше двигаться :)

- 60 дБ +
#
Dolby B - как некий компромисс между улучшением шумовых параметров и звуком. Сугубо субъективно, опять же.

Долбированные записи хранятся хуже - если обычные и через 20-30 лет слушать можно, то с Dolby АЧХ к этому времени уже точно уплывает. Металл еще как-то держит, если уровень записи был изначально невысокий.

Сильно не пинайте - я ещё не волшебник, только учусь :)

И в мыслях не было:)

Спасибо за комментарий - буду знать куда дальше двигаться :)

Да не за что:) Накамичи очень хороши, но в действительно отличном техническом и косметическом состоянии стоят как самолеты:) Чтобы купить ZX-7, к примеру, и привести ее в нужную кондицию нужно около 100000 руб на сегодняшний день. Если очень повезет, то на десятку меньше.

- 50 дБ +
#

ИМХО проще восстановленный катушечник Revox приобрести. Сейчас переписываюсь с сабжевой конторой по поводу Revox C270, состояние практически нового, заменен полностью блок головок, элементы ЛПМ, частично электронная начинка, сертификат тестовой лаборатории Revox о соответствии параметров). Было-бы время и доступ к запчастям, взял бы дешевле (и лучше!) Олимп-004, но увы... Кстати эти восстановленные ревоксы компания поставляет даже в родной новой, аналогичной оригинальной, упаковке и полностью заводской комплектации.

- 50 дБ +
#

У меня до сих пор трудится TC-KB920QS, по моему это был последний аппарат, выпущенный Sony, если вообще не последняя дека со сквозным каналом

- 50 дБ +
#

А я отлично знаю дэку автора. У моей мамы такая была. В силу своего возраста я ею не очень то успела попользоваться, но удивлялась, как кассета может так звучать 0-0. У маманьки была огромная коллекция кассет, а вот я уже выросла "цифровой". ;)

- 50 дБ +
#

Эх, ностальгия... Вот, смотришь, и кажется, что вот он где, настоящий звук! Это ассоциация из мой школьно-институской юности, когда в СССР от таком приходилось только мечтать, а советские деки напоминали по звуку mp3 128 кбит/с. Никто не помнит брендовую советскую кассету МК-60-2?

Она мало того, что издавала поганый звук, еще и скрипела при воспроизведении, иногда заедала (кривизна видна даже на наклейке), нередко лента в ней вылезала петлями и рвалась. Для склейки надо было разъединять половинки ножиком, потому как винтики в СССР тогда еще не применялись по идейным соображениям. Истинный продукт пролетарской культуры! Для поклонников советского винтажа - дарю предмет благоговения.

Но потом... В 90е у меня появилась и японская дека, и кассеты с лентой хром, металл, даже хром-металл (Denon HD8). Увы для ностальгирующих по той эпохе. На лентах тип I (Fe) качество было, как сейчас у mp3 160 кбит/сек, со специфическими магнитофонными искажениями. Про Dolby B, C я молчу - эта система делала еще большую компрессию, удаляя шум вместе с высшими гармониками. При этом на деках разных фирм частота управляющего сигнала была несколько разной, поэтому они не совпадали, что давало специфические всплески уровня сигнала при воспроизведении на деке другой фирмы. Да, на лентах тип IV (metall) качество было несколько выше, как сейчас у mp3 320 кбит/сек. Но эта лента поначалу резво стачивала головку и кассеты с ней стоили недешево, а искажения полностью не уходили. Причем еще была проблема разбиения CD на половинки, так чтобы треки не резать, потому что кассеты были 60 минут (2 по 30) или 90 (2 по 45). 120 минут я видел как-то, но широкого распространения они не имели. При этом время звучания CD было 63, 65, 70, 75 минут. С появлением в продаже пиратских CD и у меня CD-проигрывателя дека была заброшена и забыта, а фонотека на кассетах отправлена в чулан. Сейчас у меня играет JRiver на компьютере, это не так впечатляет, как кассетные деки в свое время, но качество звука намного выше, количество альбомов в компьютере в десятки раз больше, чем тогда на кассетах. И не надо кассеты переворачивать.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.