Тест предварительного усилителя Atoll PR 100 SE и усилителя мощности Atoll AM 100 SE: второе поколение качества

Тест предварительного усилителя Atoll PR 100 SE и усилителя мощности Atoll AM 100 SE: второе поколение качества

Сегодняшний мир Hi-Fi-техники находится в очень интересном положении — и я неспроста выразился двусмысленно. Источники звука стали цифровыми (так называемое «возрождение» винила остается маргинальным явлением), однако человек способен воспринимать лишь непрерывную звуковую волну. Когда же целесообразнее переходить от цифры к аналогу? На стадии линейного или мощного сигнала?

Это, пожалуй, самый острый Hi-Fi-вопрос наших дней, и чем разрешится «интересное положение» аудиоиндустрии, еще никому неизвестно. В итоге классический тандем аналоговых преда и мощника чувствует себя если не в полной, то в относительной безопасности. Интерес к таким компонентам отнюдь не идет на спад — тем более, если их выпускает незаурядная фирма.

Знакомьтесь: Atoll Electronique

Городок Бресе в Нормандии трудно принять за европейский аналог Силиконовой долины, но Atoll Electronique, одна из самых успешных французских Hi-Fi-компаний, расположила штаб-квартиру именно здесь. Если есть семейные предприятия, тогда Atoll по аналогии назовем предприятием братским: фирма была основана без малого 20 лет назад братьями Стефаном и Эммануэлем Дюбрей (Stéphane & Emmanuel Dubreuil) — с целью разрабатывать и производить аудиоаппаратуру высокого класса, а продавать ее по разумной цене. Рассчитывая привлечь к High-End-звучанию любителей музыки, не обладающих толстым кошельком, основатели избрали самый сложный путь к сердцу аудиофила: через создание компонентов с высоким соотношением качество/цена, что невозможно без тщательной проработки каждого инженерного решения и всестороннего тестирования готовой аппаратуры — процессов дорогостоящих и длительных. Подробнее читайте в статье «Стерильный Hi-Fi от французской Atoll Electronique: когда все сделали правильно».

Между тем, первые изделия Atoll появились уже в 1997 г., и среди них — предварительный усилитель PR 100. Годом позже покупателям был представлен «мощник» АМ100. Я уже вижу, как читатель недоуменно поднимает брови: «Неужели герои сегодняшнего теста производятся почти два десятилетия? В Hi-Fi-мире это — пенсионный возраст!» И да, и нет, отвечу я. Действительно, изделия PR 100 и АМ 100 присутствуют в линейке Atoll практически со времен основания фирмы, однако это совсем не те аппараты, какими они был в конце предыдущего столетия.

Для прослушивания «Атоллов» использовались Hi-Fi-компоненты германской фирмы T+A: CD-проигрыватель CD 1260R и напольные колонки Criterion TCD310S

Нас вновь подстерегает намеренная двусмысленность: около десяти лет назад названия компонентов пополнились индексом SE, который хочется понимать в общепринятом смысле — Special Edition, т.е. «специальное издание». Так обычно именуются изделия, выпускаемые ограниченным тиражом к знаменательной дате в истории их производителя. В данном же случае SE означает Second Edition — второе издание.

Хочется упрекнуть братьев Дюбрей в ложной скромности: под вторым изданием они подразумевают радикальное переосмысление всех инженерных решений — процесс, которому фирма посвятила два года (2007-2008). На мой взгляд, закономерно было бы присовокупить к названиям обновленных компонентов аббревиатуру SG — Second Generation, т.е. «второе поколение».

Предварительный осмотр

Из четырех предварительных усилителей, выпускаемых фирмой, PR 100 SE — самый младший. Есть ли в его конструкции характерные для таких изделий компромиссы? Да, мой подопечный выглядит не столь экзотически, как флагман линейки PR 400, хотя для многих это скорее достоинство: PR 100 SE будет визуально гармонировать с компонентами других производителей.

На приверженцев классического дизайна — к ним я отношу и себя — его цельнометаллический корпус идеальных пропорций производит самое благоприятное впечатление. Передняя панель из алюминиевого листа сравнительно небольшой толщины выглядит достаточно стильно и по-деловому. Единственный чисто декоративный элемент — сводчатый логотип фирмы, заполняющий пустоту в левой половине фасада (фото вверху).

Однако французские дизайнеры изменили бы себе, если б не постарались оживить скучную утилитарность нотками изящества. Во-первых, вынесенная в центр рукоятка регулятора громкости сделана округлой (ее не очень удобно поворачивать, впрочем, на это и расчета нет — установлен высококлассный моторизованный потенциометр ALPS, мгновенно реагирующий на команды с пульта ДУ). Во-вторых, зеленые светодиоды индикаторов активного входа расположены в форме полумесяца. О принадлежности PR 100 к недорогой аппаратуре свидетельствует разве что отсутствие поворотного переключателя источников (его заменяют кнопки) и скромный 3,5-мм разъем для наушников.

На задней панели — традиционный набор несимметричных аудиопортов: пара линейных выходов, пятерка регулируемых входов (один со сквозным каналом) и фиксированный, обеспечивающий прохождение сигнала на выход в обход регулятора громкости (отсюда и название входа — By-Pass). Он окажется полезным, если предусилителю случится работать в составе домашнего кинотеатра, где громкость регулируется через AV-процессор или в мультирум-системе. Крайний левый вход, обозначенный AUX, можно перевести на работу с вертушкой винила — если установить опционную плату фонокорректора (в арсенале фирмы имеется вариант для МС- или ММ-картриджа).

В отличие от PR 100 SE, усилитель мощности АМ 100 SE (фото вверху) занимает в иерархии Atoll достаточно высокое положение (уступает лишь флагману АМ 200). Примечательно, что его габариты точь-в-точь такие же, как у преда, поэтому аппараты образуют замечательный по визуальной гармонии тандем, если их установить совместно (но не друг на друга, иначе компонент устройства, оказавшегося внизу, перегреется, и вентиляционные отверстия в его верхней крышке будут заблокированы).

Позолоченные акустические клеммы усилителя мощности принимают разъемы типа «банан»

Раскладка фасада АМ 100 предельно проста: только светодиод, индицирующий рабочий режим; нет даже кнопки On/Off. Выключить усилитель можно лишь посредством тумблера на задней панели, что в наш век энергосбережения следует расценивать как недостаток. На противоположной от тумблера стороне находятся вход и выход несимметричного стереосигнала, в центре задней панели расположены высококачественные позолоченные клеммы для подключения громкоговорителей. При необходимости усилитель можно перевести в мостовой режим — превратить в моноблок увеличенной мощности.

Под капотами

Оба компонента собраны по схеме «двойное моно» c симметричной топологией схем. Тракт каждого канала АМ 100 SE питается от собственного тороидального трансформатора. Здесь их два, суммарная мощность составляет 660 ВА, а емкость батареи накопительных конденсаторов — 30000 мкФ. В итоге AM 100 SE выдает 100 Вт/8 Ом или 140 Вт/4 Ом.

Предварительный усилитель с тороидальным трансформатором в блоке питания и моторизованным регулятором громкости! Для недорогой техники столь бескомпромиссные решения — большая редкость.

Выходной каскад собран на MOSFET-транзисторах, столь быстродействующих, что верхняя рабочая частота достигает 200 кГц (следовательно, будет раскрыт потенциал записей высокого разрешения). Предварительный усилитель не уступает «мощнику» по качеству экипировки. В блоке питания установлен тороидальный трансформатор на 160 ВА, общая емкость накопительных конденсаторов равна 15 000 мкФ.

Усилитель мощности собран по схеме «полное двойное моно». Каждый канал усиления питается от собственного тороидального трансформатора

Короче говоря, таким параметрам могли бы позавидовать многие оконечники. Впрочем, это не излишество с целью пустить пыль в глаза покупателю, а насущная необходимость: PR 100 SE работает в чистом классе A и собран исключительно из дискретных элементов, что, разумеется, повышает требования к источнику питания. Диапазон рабочих частот тоже простирается до 200 кГц, а путь прохождения сигнала сокращен до минимума — так же, как и у «мощника». В схеме использованы только высококлассные комплектующие, отобранные по результатам тщательного прослушивания — в частности, полипропиленовые конденсаторы МКР.

Слушал и постановил

Для сравнительно недорогих аппаратов наши подопечные выказали, по моему мнению, чрезвычайно открытое и раскованное звучание. Я не нашел в нем ни малейших признаков зажатости, характерных в первую очередь для усилителей мощности данной ценовой категории. Даже будучи подключены к «тугим» напольникам T+A (такое решение было принято намеренно, чтобы ужесточить условия прослушивания), тандем работал спокойно, без ощутимого напряжения. Едва заметные ограничения (чувствовалось: мощник функционирует на пределе возможностей) возникали при воспроизведении на реалистичной (достаточно высокой) громкости увертюры-фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта» — произведения, отличающегося чрезвычайно широким динамическим диапазоном.

Универсальный пульт ДУ, которым комплектуется предварительный усилитель. Элегантная игрушка, но освоиться с ним удается не сразу

Зато с какой точностью передавалось звучание акустической гитары! Любители фолк-рока будут в восторге. Например, до предела насыщенный высокими частотами альбом Кэта Стивенса «Teaser And The Firecat» в исполнении low-end-усилителя неизменно резал бы слух, тогда как «Атоллы» проникновенно, в деталях, воспроизводили и надтреснутый голос певца, и хрустальный перезвон гитарных струн, создавая многоуровневую звуковую картину.

Качество звучания низкочастотного регистра я отслеживал, прослушивая один из моих любимых тестовых треков, — «Поэму китайских барабанов» Йим Хок-Мана. Бас был пластичным, хорошо управляемым; некоторые замечания вызывала отработка самых нижних частот, но это можно устранить тщательным подбором акустических систем.

В общем и целом аппараты, разработанные 20 лет назад и «переосмысленные» спустя десятилетие, работают (по меркам аппаратуры своего ценового диапазона, разумеется) безукоризненно. Перефразируя классика: осетрины второй свежести быть не может, но усилитель второго поколения качества имеет полное право на существование.

Достоинства: наличие конструктивных решений, обычно применяемых в аппаратуре более высокой ценовой категории, тщательная проработка нюансов звучания

Недостатки: усилитель мощности невозможно выключить с передней панели, отсутствуют входы/выходы релейного сигнала 12 В

Официальный сайт: Atoll PR 100 SE, Atoll AM 100 SE

Цена: Atoll PR 100 SE — 56 100 рублей, Atoll AM 100 SE — 68 850 рублей

Паспортные данные

Предварительный усилитель Atoll PR 100 SE

Несимметричные входы линейного стереосигнала: регулируемые — 5хRCA (1 сквозной), нерегулируемые —1хRCA

Несимметричные выходы линейного стереосигнала: 2хRCA

Выход на наушники: джек, 6,35 мм

Соотношение сигнал/шум: 100 дБ

Диапазон рабочих частот: 5 Гц — 200 кГц

Габариты: 440x90x270 мм

Масса: 7 кг

Усилитель мощности Atoll AM 100 SE

Выходная мощность: 2х100 Вт (8 Ом)/2х140 Вт (4 Ом)

КНИ (1 кГц, 30 Вт) < 0,05%

Соотношение сигнал/шум: 100 дБ

Диапазон рабочих частот: 5 Гц — 200 кГц

Входы: несимметричные аналоговые

Выходы: линейный стерео

Крепление акустики: винт.

Возможность работы в мостовом режиме: да

Габариты: 440x90x270 мм

Масса: 10 кг

ТЕГИ:#Atoll
74.77 дБ +

Комментарии

#
скромный 3,5-мм разъем

Странно, у меня стоит на 6,3 мм. для наушников.

Еще в PR 100SE можно поставить , например, фонокорректор, что я и сделал (но не родной)

- 53.01 дБ +
#

Спасибо за обзор!

- 50 дБ +
#

Ну кто там хотел обзор чего-нибудь до 100 000 рублей? Налетай!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Теперь под каждой статьей кто-нибудь будет обязательно писать о том, что это "бюджетный обзор, хавайте"? ;\

P.S. Вот за то, что начали под капот заглядывать - большое спасибо, хорошая фотка внутренностей интересна.

- 56.02 дБ +
#

Спасибо за обзор. Для меня странно, конечно, что при таком БП мощность на 4 Ома столь не значительно увеличивается в сравнении с 8 Омами, но возможно дело в занижении данных производителем. В одном из измерительных тестов, правда, интегральника in 100se, было сказано, что мощность удваивается, хотя тут возможны вопросы. Интересно насколько раздельное решение выигрывает у интегральника.

Кстати, в моем in 100se на наушники разъем 6,3 мм

- 50 дБ +
#

А как у такого мощного усилителя такие маленькие радиаторы на выходе? С дымком небось?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Тоже задавался подобным вопросом. На деле не такие уж и маленькие и много граней, а снизу - отверстия в корпусе. Греются сильно только на запредельных нагрузках (например в мостовом включении), в реальном пользовании теплая крышка, я предусматриваю снизу и сверху свободное движение воздуха. В общем - опасения о высоком температурном режиме напрасны.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Наверно раздельные радиаторы позволяют клеить на них транзисторы без подложки, что сильно повышает эффективность. Ведь сам кристалл выдержит 150, а там и теплообмен уже намного выше. Изящненько, главное если полез настраивать, не тыкнуть в радиатор чемнибудь случайно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Да. И народное мнение отчасти этот "дымок" подтверждает. На Атоллах даже кошки сидеть отказываются. Слишком уж жарко :)


- 50 дБ +
#

Странное сочетание?!! Atoll и T+A !!! Если б у меня был бы сидюк и акустика от T+A, я бы этот Atoll к ним,точно не купил!! Разная,как говорится "весовая категория"!!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @razamanaz #

Для теста это нормально когда в "партнёры" берутся компоненты намного более крутые. Так полностью раскрываются возможности испытуемого.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Classic #

А как же сбалансированность системы? О которой здесь многие любят упоминать?!! Играть то этому Аtoll придеться скорее всего с другими "партнерами!!!"

- 50 дБ +
⇡ в ответ @razamanaz #

У меня в одной из систем отлично сработались напольники критерион Т+А с усилком Ямахой 700-й. И что? Категории здесь совершенно не причем.


- 50 дБ +
#

Для "тяжолой" АС можно рассмотреть вариант двух мощников - по одному на канал с переводов в мостовой режим. Предварительный усилитель специально имеет два выхода для такого включения или для би-ампинга

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Наличие двух выходов отличное преимущество, для bi-amping на рынке очень мало предложений. Прокидывать с мощника на мощник часто неудобно - особенно если разделять по спикерам.

"тяжелой"

- 50 дБ +
#

Всегда нравились аудио компоненты этой компании, ни каких тебе денег за "волшебные пузырьки" и завихрения "мудрости" мракетологов - все предельно честно, а это в наше время ОГРОМНАЯ редкость.

- 50 дБ +
#

Вообще, хороший аппарат. И бренд хороший. Но горячий, увы.

Пора бы, производителям усилков выпускать Special edition как компы, с кулерами :) Шумновато будет, зато не боязно будет на целый день без присмотра в активном состоянии оставить.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Hansen #

Я не сказал бы, что горячий. При регуляторе на 9 часов чуть теплый. При 10 часах, но это очень громко, просто теплый. Кошке нравится. И это только на тяжелой музыке. Хотя если у вас в розетке больше 240 вольт, то да, греется заметно сильнее.

- 50 дБ +
#

по цене очень гуманно и внутри выглядит хорошо.

Как думаете, в сравнении с НАД 375 этот Атолль выше или ниже классом?

- 50 дБ +
#

Да просто прекрасные аппараты за свои деньги!!!

- 53.01 дБ +
#

общался на сундуке с одним из местных тестеров техники, имя говорить не буду.

задавал вопросы про разные бренды, в том числе Atoll.

цитирую ответ:

"слышал их усилители, абсолютный шлак."

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Attys #

блин, так метко, объясняюще и по делу, до слёз!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Attys #

Для краш теста сгодится. А вот интересно, какой дурак придумал радиаторы внутрь корпуса прятать. Повышенная конвекция воздуха наметёт кучу пылищи на электронику. Видимо, так и не дождусь грамотно спроектированного усилителя по нормальной цене.

- 43.98 дБ +
⇡ в ответ @Jerob #

Неизвестно. Засовывать радиаторы внутрь корпуса давняя традиция, которой придерживается большинство производителей.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Attys #

Сильно сказано, интересно что мнению этого тестера не шлак.

- 50 дБ +
#

Это точно ! Примеры Anthem , Yamaha ,Cambridge Audio и т.д. но там радиаторы так радиаторы как у мотоциклов с воздушным охлаждением ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Igor-I #

Если сравнить с Кэмбридж 851, то он в сравнении печёт куда сильнее!

- 50 дБ +
#

А здесь что то не понятно то ли денег не хватило на алюминий то ли ума , но по отзывам в какое то замешательство вводит этот бренд ))

- 50 дБ +
#

Сергей но там и транс в центре и вокруг него радиаторы для транзисторов выходных

- 50 дБ +
#

А тут как то не серьёзно , два больших тороидальных транса и такие радиаторы дистрофичные

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Igor-I #

Превращение производителем части корпуса в радиатор не говорит о том, что для эффективного охлаждения радиатор должен быть размером с корпус. Площадь + материал + конвекция = 0 проблем.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Согласен если все правильно организованно , но не по аудиофильски это )) и это не автозвук

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Igor-I #

Усилитель мощности Naim NAP 200 DR

Радиаторов в обычном виде вообще не наблюдаю.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @andrey65 #
Радиаторов в обычном виде вообще не наблюдаю.

А я наблюдаю, в ряд под черной клеммой по одному на каждый транзистор ) Ну а правее да, радиаторы-ноу-хау, продукт великой борьбы за сокращение издержек, "параллелепипеды тепла" )

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Я же говорю в ОБЫЧНОМ ВИДЕ РАДИАТОРЫ. Нормальные такие, которые сразу в глаза бросаются.

- 50 дБ +
#
Выходной каскад собран на MOSFET-транзисторах, столь быстродействующих, что верхняя рабочая частота достигает 200 кГц

200 кГц!!!!!! Вот она вершина инжениринга транзисторных приборов!!!!! :))))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @PoruchikGT #

Не беспокойтесь, сие касается только транзисторов, надежно запертых катушками цепочки цобеля, их хорошо видно на плате. Вот эти все ультразвуки в тракте ничего, кроме собирания через ООС в звук помех и наводок уже в ВЧ диапазоне, поэтически описанных как "холодный ж0сткий звукЪ", не дают.

- 50 дБ +
#

Как уже писалось радиаторы транзисторов маловаты и расположены в центре корпуса в соседстве с трансформаторами.  Трансформаторы не экранированы и не отделены от звукового тракта.  Печатные платы обеих устройств если посмотреть даже не внимательным взглядом унифицированы. Провода от торов мощьные, но разъёмы к которым они приходят слабенькие. Даже разъёмы на фото УМ стоят криво. Снаружи - конфетка а внутри .... 

- 50 дБ +
⇡ в ответ @MaxM1970 #

Рисковать выходом из строя из-за перегрева серийной продукции ни один производитель не станет, все опасения по поводу размеров и расположения радиаторов не обоснованы. Цепляться к трансформаторам также не имеет смысла, они экранируются в другом бюджете (Rotel разве что этим занимается, у NAD экранирование появляется с 375) - с звуковым трактом они прекрасно разнесены и их здесь за свои деньги поместилось целых два (в отличие от того же NAD). Унификация позволяет создать при прочих равных более конкурентоспособный продукт, даже если увеличение прибыли по отношению к улучшению качества будет не в пользу конечного пользователя - выиграют все равно обе стороны. Внутри усилитель скроен весьма ладно, придирки по поводу наклона разъемов излишни.

- 50 дБ +
#

Думаю для Canton Ergo 690 взять два таких УМ или Audiolab 8300MB. Возможности предварительно прослушать нет, кто что посоветует? 

- 50 дБ +
#

В этом ценовом диапазоне итальянец АудиоАналог Фортиссимо на голову выше по звуку дуэта французов и превосходно справляется с самой тугой акустикой. У меня отлично спелся с Динаудио Контур 1.3 Мк2.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.