Тест сетевого проигрывателя/усилителя Electrocompaniet ECI 6DX: первая часть цифровой эко-системы

Тест сетевого проигрывателя/усилителя Electrocompaniet ECI 6DX: первая часть цифровой эко-системы

В High End разделение на несколько компонентов всегда считалось едва ли не абсолютным благом. Сначала предусилитель отмежевали от мощника, а потом и блоки питания сделали внешними. Однако современные реалии повернули эволюцию вспять. Смартфоны и планшеты приучили нас к тому, что хорошее устройство должно уметь всё и сразу, поэтому даже в High-End-сегменте появляется всё больше универсальных устройств.

Аудиофильское Кунг-Фу

Electrocompaniet известна в аудиофильских кругах своими усилителями, но о том, какие именно технологии создают то самое нордическое фирменное звучание известно немного. В качестве объяснения компания приводит легенду, созвучную фильмам о Кунг-Фу: «Давным-давно, в 1973 году норвежский музыкальный продюсер Свейн Эрик Борья (Svein Erik Børja) приехал на конференцию Сообщества Аудио Инженеров (AES), на котором выступал доктор Матти Отала (Matti Otala), представивший научную работу о влиянии переходных интермодуляционных искажений на работу усилителей. Выступление доктора Отала настолько впечатлило Борья, что он решил во что бы то ни стало реализовать эти идеи на практике. Так появился первый усилитель Electrocompaniet, получивший признание в мировой Hi-Fi-прессе». История, несомненно, красивая, но куда интереснее техническая сторона вопроса.

И если серьезно, то секрет фирменного звука Electrocompaniet в подходе к расчету и проектированию усилителей. Работа над первой моделью у Борья заняла целых три года, и за это время на базе теорий доктора Отала были выведены принципиально новые формулы, в которых характеристики транзисторов рассчитывались не по постоянному току, как это делается обычно, а по переменному сигналу, близкому по форме к музыкальному.

Схемотехника интегрированного усилителя Electrocompaniet ECI 6DX, построенная по тем же принципам, выглядит следующим образом: входной каскад работает в классе А без обратной связи вообще, выходной каскад имеет неглубокую обратную связь, и, судя по всему, его режим работы близок к классу АВ. Кроме того, блок питания оснащен тороидальным трансформатором с солидным запасом мощности и, конечно же, он включает в себя большой блок конденсаторов, способных оперативно подпитать усилитель на пиковой нагрузке.

Внутри усилитель Electrocompaniet серии ECI 6D выглядит вполне традиционно: дискретная схемотехника, тороидальный трансформатор и много конденсаторов в блоке питания

Спецификации интегрированного усилителя Electrocompaniet ECI 6DX весьма впечатляющие. Полоса пропускания предельно широкая — от 1 Гц до 150 кГц, что позволяет вывести искажения, присутствующие на краях диапазона, за пределы слышимости и получить в слышимом диапазоне 20-20000 Гц. Уровень искажений менее 0,004% — показатель отличный даже для очень хороших предварительных усилителей, не говоря уже об интегрированных. Демпинг фактор 350 единиц — тоже весьма выдающийся результат. У обычного усилителя, работающего в классе АВ, показатель 100-120 единиц уже считается приличным достижением, а показатели в несколько сотен единиц обычно демонстрируют лишь современные усилители класса D.

Цифровая интеграция

С цифровыми источниками у Electrocompaniet проблем точно нет. По современной линейке источников легко изучить историю направления: CD и SACD проигрыватели, ЦАП, универсальные AV-проигрыватели High-End-класса с Blu-ray и без. Компания не остановилась на достигнутом и, следуя веяниям времени, встроила цифровой плеер в усилитель. Поэтому интегрированный усилитель ECI 6DX тоже можно поставить в один ряд с фирменными цифровыми плеерами — он воспроизводит аудиофайлы из интернета, локальной сети и с USB-носителей.

Знатоки бренда сразу же напомнят: в линейке Electrocompaniet уже есть усилитель ECI 6DS с аналогичными функциями. Но на самом деле версии DS и DX — родственники лишь в той части, которая принадлежит их общему прототипу, усилителю ECI 5MKII, и то не совсем: каждая модель, созданная на базе «пятёрки», имела свои доработки. Так в ECI 6DX используется новая секция предусилителя и модифицирован блок питания. Эти изменения, по словам компании, делают характер звучания более динамичным, в сравнении с ECI 5MKII. Более того, цифровые проигрыватели у DS и DX совершенно разные. Например, ECI 6DS в локальной сети работает только как DLNA/UPnP-рендерер с плеером типа BubleUPNP или 2player, а встроенный USB-проигрыватель управляется с помощью специального пульта с экраном или кнопками на корпусе. Всё это, согласитесь, не самый удобный сценарий.


Меню проигрывателя не очень сложное и имеет подсказки. Жаль, русификация не полная

В свою очередь, внутри ECI 6DX — полнофункциональный сетевой плеер, управляемый фирменным приложением или из любого браузера через веб-интерфейс. Он, как и ECI 6DS, может выступать в роли рендерера, однако основной сетевой протокол для воспроизведения файлов с внешних серверов — это SMB. И именно поэтому алгоритм работы в локальной сети у ECI 6DX отличается от обычных DLNA/UPNP-устройств. Для того чтобы воспроизвести файлы, нужно сначала подключить папку с музыкой, хранящейся на сервере как медиабиблиотеку. Если на вашем домашнем сервере хранятся терабайты музыки, готовьтесь к тому, что ECI 6DX будет знакомиться с ними полчаса-час, а то и больше.

К чему все эти сложности, спросите вы? Как всегда, ради качества звука. Компания объясняет, что протокол SMB работает стабильнее и даёт меньше задержек и ошибок при передаче пакетов, чем DLNA и UPNP. При условии, что усилитель подключен в локальную сеть кабелем, а не с помощью Wi-Fi, это может дать прирост качества звучания. Есть ещё одна тонкость, позволяющая повысить качество работы в сети. Старый добрый роутер десятилетней выдержки производитель рекомендует заменить на что-нибудь более современное. Причиной тому называют более высокое быстродействие и большую стабильность работы роутеров новых поколений и как следствие — прирост качества звучания.

Для тех, кто не доверяет сетевым протоколам или же просто предпочитает хранить свою фонотеку на жестком диске, на задней панели усилителя есть USB-порт типа А. Управление осуществляется так же, как и при использовании внешнего сервера — через приложение, но тут уже гарантировано наивысшее качество звучания — никакой роутер или коммутатор не встанет на пути аудиопотока и не добавит в него злополучный джиттер. Так что, если речь идёт о воспроизведении DSD128, потребуется именно USB-подключение.

В наследство от интегрированного усилителя ECI 6D, модификация 6DX получила полный набор цифровых входов, включая USB-порт типа B. Этот вход работает в асинхронном режиме и поддерживает воспроизведение файлов вплоть до 24 бит/192 кГц, что в целом является неплохой альтернативой вышеупомянутым способам воспроизведения Hi-Res-аудиофайлов.

Качество воспроизводимого файла можно попытаться угадать по величине битрейта. Синатра у меня был в формате FLAC 24/96, а Blue Bird и Christie Winn — это уже DSD128

И в заключение обзора возможностей стоит упомянуть не самые аудиофильские, но весьма удобные способы прослушивания музыки. Первый из них — протокол AirPlay. Как показывает практика, по уровню качество AirPlay проигрывает DLNA/UPnP и SMB-протоколам, но он всё же лучше Bluetooth. Для того чтобы быстро подключиться к системе или послушать музыку фоном вполне подойдёт.

Другой очень удобный способ воспроизвести музыку не самого высокого качества — встроенные онлайн-сервисы. Раздел меню интернет-радио базируется на vTuner и предоставляет практически бесконечный выбор радиостанций. Желающие самостоятельно выбирать музыку и слушать её с более высоким битрейтом, могут воспользоваться сервисами Tidal, Wimp, Qobuz и Spotify.

Кого-то, возможно, интересует вопрос: зачем High-End-устройству столько онлайн-сервисов, дающих далеко не самый аудиофильский звук? Всё довольно просто. Эти возможности разрабатывались не только для ECI 6DX. Интегрированный усилитель — часть новой мультирумной эко-системы, которая только начала формироваться компанией. В ближайшее время появится сетевая мультирумная акустика ECLiving, а следом — компактные сетевые плееры и усилители этой же серии. Все они будут иметь аналогичный модуль сетевого плеера и интерфейс в точности такой же, как и у ECI 6DX, поэтому, когда потребуется озвучить весь дом одной и той же фоновой музыкой, стереосистема сможет включиться в работу наряду с остальными.

Знакомые черты

Развивая технологии с весьма впечатляющей быстротой, Electrocompaniet не спешит менять хоть что-нибудь в дизайне компонентов. Узнаваемый фасад из черного тонированного стекла с начищенными до блеска «золотыми» кнопками я помню по моделям 7-летней давности, а первый компонент в таком дизайне появился, по-моему, ещё раньше. Но лично я не считаю, что это плохо. Во-первых, сразу видно, что люди делом заняты — работают с начинкой, а не с фасадом. А во-вторых, выглядит стильно и узнается моментально, не надо искать глазами логотип на корпусе. За такую верность традициям я готов даже простить использование кнопок для регулировки громкости и блестящую переднюю панель, на которой заметны мельчайшие отпечатки пальцев. Пусть будет как есть. Красиво же.

Усилитель выглядит как стандартный Hi-Fi компонент, но на самом деле это не совсем так. Ширина фасада у всех устройств Electrocompaniet серии Classic по-прежнему составляет 483 мм, вследствие чего они редко помещаются в обычную стойку для Hi-Fi, рассчитанную на типовую ширину корпуса 430-440 мм. Началась эта история довольно давно с фирменного CD-проигрывателя: для внедрения особой системы погашения вибрации разработчикам понадобилось увеличить корпус, а чтобы компонент не выделялся из фирменной линейки, это стало стандартом и для остальной техники компании.

Усилитель Electrocompaniet ECI 6DX способен быть самостоятельной боевой единицей или частью большой и сложной системы

Те, кто не понаслышке знаком с High End, знают секрет дорогой аппаратуры: надёжность и стабильность новых функций не являются основной ее добродетелью. Как правило, она капризна и требует привыкания или апгрейда. Вот и у ECI 6DX есть несколько детских болезней и специфических особенностей. Например, послушать музыку с ПК мне не удалось. Ультрабук Lenovo X1 c Windows10 отказался видеть USB-ЦАП, несмотря на успешную установку драйвера. Отмечу, что подобные технические проблемы российский дистрибьютор Electrocompaniet обещает решать на месте, разбираясь с каждым случаем индивидуально. Хороший сервис выглядит естественным и логичным дополнением к любому дорогому и технически сложному продукту High-End-класса. Я же, не дожидаясь скорой технической помощи, просто перешёл к работе с сетью.

Сканирование медиабиблиотеки — процесс довольно долгий, и крайне не рекомендуется использовать функцию медиаплеера, пока он знакомится с содержимым сервера или жесткого диска. Мне показалось неудобным отсутствие в медиабиблиотеке выбора просмотра файлов по папкам. После сканирования все распознанные файлы сортируются по альбомам, артистам и жанрам, что автоматически лишает пользователя привычной архитектуры папок, сформированной на сервере. И если в файлах отсутствовали вшитые названия и теги, структура медиатеки станет вообще хаотичной.

В остальном же всё работает стабильно, и есть свои большие плюсы. Например, ECI 6DX способен работать с файлами плейлистов CUE, поэтому разрезать большие FLAC на треки не потребуется. Читаются файлы APE и ALAC, что также весьма удобно и избавляет от лишних манипуляций.

Веб-интерфейс у сетевых проигрывателей встречается довольно редко. На экране ноутбука меню выглядит крупнее и немного отличается по архитектуре

Меню фирменного приложения принципиально не отличается от прочих, архитектура в значительной степени сходна с аналогичными приложениями конкурентов. По дизайну оно лаконично, шрифты и иконки крупные. Веб-интерфейс доступен из любого браузера и выглядит аналогично приложению с поправкой на ширину и размер экрана, на который он выводится. Русификация меню есть, но она не полная. В разделе настроек часто попадаются английские названия. Единственная привычная функция, которую я не обнаружил, — воспроизведение файлов с гаджета, на котором установлено фирменное ПО. Это можно сделать обходным путём, подключив память устройства как внешний SMB-сервер.

В окне воспроизведения ECI 6DX показывает битрейт, но непонятно, какой именно тип файла воспроизводится. Схожий по величине битрейт можно увидеть, скажем, при прослушивании Tidal, стандартных FLAC и Hi-Res с разрешением 24 бит/48 кГц, и при этом разница на слух ощутима во всех трёх случаях.

Непривычно реализована регулировка громкости. Когда приложение открыто, можно использовать аппаратные кнопки на устройстве, но если оно закрыто — регулировка осуществляется только из интерфейса. Нажатием на иконку в окне воспроизведения нужно вызвать на экран регулятор, и только потом вы получите возможность изменить громкость. Это неудобно, потому что без аппаратных кнопок быстро приглушить музыку не получится.

Если вы планируете использовать Wi-Fi-соединение, сначала вам все равно надо будет подключиться проводом и прописать вручную логин и пароль от Wi-Fi. Когда беспроводное соединение установлено, кабель можно отключать.

Характер нордический

Звучание усилителей Electrocompaniet часто объясняют их происхождением. Дескать, у них там на фьордах холодно и снежно, вот и усилители звучат соответствующим образом — прохладно и отстранённо. Так может показаться лишь при первом, поверхностном знакомстве. Усилители обладают исключительно высоким разрешением, отлично воспроизводят верхний диапазон, давая ощутить «воздух» записи, а самое главное — обеспечивают абсолютный контроль басовой области.

Подглядывать, конечно, нехорошо, но очень хочется проверить, совпадает ли реальность с официальной фотографией? Выглядит очень похоже

Не секрет, что далеко не вся акустика — легкая нагрузка для усилителя. Когда выходные каскады не справляются с пиком импеданса в НЧ-области, мы слышим рыхлый расхлябанный бас, который, впрочем, кому-то покажется насыщенным и бархатистым. Ничего подобного усилители Electrocompaniet услышать не дадут. Солидный демпинг-фактор и высокая мощность позволяют им контролировать практически любую акустику, а бас в их исполнении всегда предельно собранный, четкий, аккуратный и имеющий лишь те тембры и призвуки, которые были в записи.

ECI 6DX в полной мере демонстрирует фирменный звуковой почерк. Он детален, точен, тембрально-богат во всём диапазоне частот. Голос звучит живо и естественно, контрабас гудит не больше, чем ему положено, давая почувствовать вибрации деревянной деки. Верхние частоты естественные и ненавязчивы, медные духовые звучат максимально близко к реальному звуку, без обострения или подсушивания ярких нот и без неприятной жесткости.

Вот мог ли подумать Свейн Эрик Борья в далёких семидесятых годах, что у его усилителя будет столько цифровых входов?

Сцена рисуется крупно, масштабно, благодаря чему прекрасно воспроизводятся записи симфонического оркестра, опера, саундтреки фильмов, торжественный и пафосный скандинавский металл. Меняя жанры сложно найти музыку, с которой ECI 6DX не справлялся бы с завидной уверенностью. Усилитель очень музыкален: тембральное богатство записей при воспроизведении на ECI 6DX никоим образом не ограничивается, совершенно не страдает натуральность и выразительность звучания. На быстрой и сложной музыке иногда немного недостаёт ритмичности и точности в микродинамике, но за практически безграничную макродинамику и общую красоту звука плата не так уж и велика.

Всё вышесказанное одинаково применимо к воспроизведению файлов стандартного и высокого разрешения по проводной сети и с USB-накопителя, а также при подключении качественного аналогового источника к балансным входам. При использовании SPDIF-подключения звук слегка отличается. В целом он чуть проще, звуковая картина рисуется более крупными мазками, а верхнечастотный диапазон подаётся мягче.

Итог

Если ваши домашние сервера ломятся от Hi-Res и DSD-файлов, Electrocompaniet ECI 6DX — вполне подходящий вариант для создания мощной, высококачественной стереосистемы с незатейливой архитектурой. Просто добавьте акустику и всё. Причём в выборе акустики можно себя не ограничивать.

Выглядит красиво, звучит красиво и с сетью работать умеет. Что ещё нужно для тихого аудиофильского счастья?

Усилитель предельно близок к тому, что можно было бы назвать студийной точностью, но характер его всё же домашний, меломанский, располагающий не к анализу, а к получению удовольствия от качественной музыки. А большего от High End мы обычно и не ждём.

Цена: 550 000 рублей.

Паспортные данные

Мощность — 2х 125 Вт при 8 Ом, 2х 200 Вт при 4 Ом

Диапазон частот — 1-150000 Гц

Искажения — менее 0,004% (в диапазоне частот 20-20000 Гц)

Демпинг-фактор — более 350

Поддерживаемые Loseless-форматы — FLAC, WAV, ALAC, APE до 24бит/192кГц, DSD до 128

Онлайн сервисы — Tidal, Wimp, Qobuz, Spotify Connect, интернет-радио

Сетевые протоколы — DLNA, UPNP, SMB

Цифровые входы — 2х коаксиальных, 2х оптических, USB тип В, USB тип А

Аналоговые входы — балансный XLR, 2х не балансных RCA

Аналоговые выходы — предусилитель балансный XLR и не балансный RCA

Габариты — 465х405х128 мм

Масса — 20 кг

74.47 дБ +

Комментарии

#

"После сканирования все распознанные файлы сортируются по альбомам, артистам и жанрам, что автоматически лишает пользователя привычной архитектуры папок" - в этом беда подавляющего большинства сетевых проигрывателей, ОНИ НЕ УДОБНЫ!!! Такое впечатление, что прошивки для девайса, стоимостью 8 тыс. евро создают студенты первокурсники по совместительству и это общая проблема. Давно перестал искать себе сетевую "игрушку", ограничившись HTPC в стойке (комп в хай-файном корпусе), с выходом на внешний USB ЦАП и подключенные сетевые диски NAS, видимые в обычном проводнике. Выход с видеокарты на ТВ, щелкнул пультом, клацнул беспроводной мышкой и музыка "пошла", по ходу просто подбрасывай в текущий плейлист целые альбомы или треки... На обычных Android девайсах еще удобнее (например стыковка с Yulong D-200DSD вообще с пол пинка и ТВ не нужен). Им что религия не позволяет организовать обычный (и привычный) файловый доступ в своих сетевых проигрывателях?

- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @DmitriyD #

Вот для меня логика программистов тоже осталось загадкой. Даже UPNP даёт возможность структуру папок видеть, а обычный файлообменный протокол тем более.

- 50 дБ +
#

DLNA, UPNP, SMB...Не морочьте голову! Для меня прощё подключить к усилителю обычным аудио кабелем хороший карманный плеер с хайрезами. Нормальный звук. Не отличим от большого hi-fi проигрывателя. Да и с смартфона звук хорош, лишь высокие слегка упрощены. Единственное, что сразу не понравилось, это музыка с подключённой к стереосистеме китайской CD магнитолы. Похоже звучали компакт диски на первых DVD плеерах.

- 35.53 дБ +
#

Ну вот, начинается. Распробовали сетевое воспроизведение, и вот тебе на: DLNA и UPnP, специально разработанные для воспроизведения видео и музыки, это плохо, а хорошо - SMB (читай: просто открытый на чтение каталог на сервере или на компьютере). В результате плееру приходится сканировать его содержимое, чтобы создать свою медиа-библиотеку, которую он при каждом удобном случае начнет перетасовывать и пересканировать. Если каталогов много, то привет-фай! Глюки, тормоза, зависания. А в чем проблема? Сетевой обмен в разы быстрее любого современного потока аудио. Просто DLNA - сложный наворот поверх сетевого протокола IP, в нем есть куча всяких костылей, но часто нет того, что надо. Поэтому реализация этих изысков в современных микросхемах и софте чаще всего имеет кучу ошибок, что и приводит к ошибкам передачи и пропаданию звука, глюкам и тормозам. Плюс кривые китайские роутеры и дешевые провода или WiFi сквозь бетонные стены... А что Вы ждали то? Источник где-то там, в серверной, или рядом, но связь через роутер в коридоре и кучу промежуточных звеньев. Почему они все так упорно делают именно по сети - загадка. Чтобы грамотно проложить сеть дома и тем более WiFi, и разобраться со всеми настройками, надо быть спецом, не всякий аудиофил еще и сетевой админ по совместительству. Кто-то придумал, и все как попугаи повторяют.

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.