Владислав Аравенков: «Самое главное в аудиофилии — не перетыкать провода и паять, а слушать»

Владислав Аравенков: «Самое главное в аудиофилии — не перетыкать провода и паять, а слушать»

Кинооператор, меломан и звуколюб с детской мечтой обязательно что-нибудь починить рассказал Stereo&Video о пути от советской реплики британского усилителя QUAD к английскому звуку, американской акустике и пониманию, как нужно правильно смотреть «Звездные войны».

— Когда ты обратил внимание на то, как звучит аппаратура?

— Мой отец всегда любил слушать музыку, причем так, чтобы звучало хорошо и громко. Поэтому я как-то сразу начал понимать, что это зависит от колонок и усилителя. Помню, еще в детстве заинтересовался, стал изучать, что-то читать и уже тогда поразился, что какие-то люди говорили, что даже провода влияют на качество звука! Я подумал, что за хрень? Но решил провести эксперимент. Нашел дома все межблочные провода, что у нас были, и стал поочередно ставить их между магнитофоном «Маяк 232» и усилителем «Вега». С каким же удивлением я обнаружил, что ужасные советские провода с пятиконтактными разъемами даже в нашей советской аудиосистеме и то звучали по-разному! В итоге я выбрал самый приличный, оставил его, и с тех пор, видимо, покатилось... Лет 14—15 мне тогда было.

— А какой был первый собственный аппарат?

— Это был отцовский катушечник, который дал мне не столько представление о Hi-Fi, сколько о звукозаписи в целом. Вообще все мое общение со звуком идет параллельно с моим увлечением радиотехникой и переделкой аппаратуры. Тот первый магнитофон был полуразобран и работал без крышки. Помнится, я отпаял провод от стирающей головки и делал записи с наложением, это давало невероятный эффект.

— Это были музыкальные эксперименты?

— Нет, это был именно технический эксперимент, но меня он поразил. А дальше был период с самодельными колонками и усилителем. Дело в том, что я никогда не был готов тратить на Hi-Fi деньги. Во-первых, их не было, а во-вторых, все время у меня были какие-то детали, которые можно было использовать, и желание паять.

Система: проигрыватель винила Pioneer PL-570, фонокорректор Art Pro Audio Djpre-II, предусилитель/ЦАП E-MU Creative 0404 USB, усилитель мощности QUAD 909, сетевой проигрыватель Versus Audio, акустические системы JBL 4312

Собрать усилитель из конструктора за 1500 рублей мне было несложно, это было увлекательно и недорого, да и играло не так плохо. К усилителю нашлись какие-то старые колонки, в корпуса которых я вставил автомобильные динамики, причем после дома эта система перекочевали в мою первую машину, усилитель-то был автомобильный и прекрасно играл от 12 В. Колонки лежали в багажнике и машину разрывали, а источником служил переносной CD-плеер Panasonic. И кстати, колонки были активные. Потому что усилитель я для компактности засунул внутрь корпуса.

— Передовая разработка!

— А если говорить о полноценной аудиосистеме, то, наверное, до появления у меня компьютера я все слушал на отцовской. А вот уже используя PC, я задумался о звуке, сначала купил аудиокарту, потом усилитель «Орбита», а колонки «Радиотехника С30» отдал мне отец, так как обновил систему и купил колонки, усилитель и двухкассетник «Вега» значительно крупнее и новее. Меж тем я занялся «Орбитой», которую приобрел по объявлению за 1500 рублей. Там было три блока: усилитель, эквалайзер и пред. Причем эквалайзер я тут же сам продал за 500 рублей, без него система играла в 100 раз лучше.

— И как вела себя «Орбита»?

— Она мощно играла, конструктив был интересный, регулятор громкости оказался построен не на переменном резисторе, который с возрастом скрипит и хрипит, а на реле с посеребренными контактами, которые замыкали постоянные резисторы в предварительном усилителе, — практически High End! Но, естественно, я тут же все это разобрал, выкинул советские разъемы, которые напрочь убивали звук, поставил помощнее конденсаторы в блок питания, поменял все конденсаторы в тракте, обновил проводку. Мне хотелось получить мощный чистый звук с хорошим низом. И сменил разъемы — сразу чище, поставил конденсаторы — сразу мощнее. Короче говоря, прогресс был налицо и стоил смешных денег и горстку усилий.

— Коррелировали музыка и звук каким-то образом?

— Чем лучше система, тем более разнообразную музыку можно слушать. Колонки из машины хорошо играли дэнс-рок типа Franz Ferdinand, потому что их искажения подходили этому стилю. А музыка, в которой нюансов много, требует большего. С нынешней системой я стал больше слушать классики, академической музыки, стараюсь найти что-то интересное в ней, потому что на предыдущих аппаратах это слушать было сложновато, я не мог получить ни удовольствия, ни столько аудиоинформации, сколько есть сейчас.

— Но до того как эта система у тебя сложилась, было же что-то еще?

— Конечно. Дальше было второе потрясение в аудиожизни после осознания, что важны провода. Мой приятель привез из Москвы — я жил тогда в родном Смоленске — свою аудиосистему, позвонил и позвал послушать. Я пришел, мы завели Кассандру Уилсон, и я просто присел, потому что в той комнате эта система играла просто офигенно. «Вот это да! — подумал я, — все мои потуги с «Орбитами» просто чушь... На самом деле может все быть настолько лучше, что словами не передать!»

Кинотеатральный проектор установлен под потолком по всем правилам и выдает максимум возможного — ретрокартинку разрешением 720x576.

А система была из компонентов Marantz c колонками Tannoy. И тогда я уже стал думать, что надо переходить на что-то менее русское и более качественное, и нашел первым делом себе колонки Tannoy Mercury F2. Купил их по случаю с отличной скидкой, и это был огромный скачок в качестве. «Радиотехника», конечно, рядом не стояла, а Tannoy и сейчас стоит у родителей и прекрасно играет.

— Твой взгляд на звук как-то менялся с течением времени?
— Прежде всего, у меня наконец сформировалось какое-то представление о правильном звуке. Раньше было нравится/не нравится, а тут я стал анализировать. Начал читать, разбираться, понимать, регулярно приезжать на выставки набираться опыта.

— Ты вывел для себя какие-то критерии?

— Критерий всегда был у меня один — максимум звука за минимум денег. Цена и качество аппаратуры коррелируют, конечно, но не в прямую. Для меня есть уровень достаточного. Я слышу приличный звук, и если он адекватно стоит, этого мне достаточно. Я слышал прекрасно звучащие системы за неадекватные деньги, в таких я смысла не вижу.

Цена/качество — суровый критерий, и по нему очень мало что проходит отбор. Просто хорошо звучать — это не такой уж трюк. В этом смысле та система, которая у меня, — чемпион, потому что тут все куплено за минимальные деньги с максимально возможным звуком.

Типичный пример: однажды по знакомству на какой-то очень удачной распродаже, типа «ликвидации склада», мне предложили усилитель мощности QUAD 909 чуть ли не за треть его цены, и я, кстати припомнив, что «Орбита» была сделана как раз по образцу QUAD 405, одолжил денег и купил. Тут сомнений не было никаких. Уважаемая английская фирма со звуком и подходом, даже копия которого мне нравилась...

— Причем его ты уже не ломал?

— Нет, я понял, что на определенном уровне аппаратуры уже мало что можно сделать с нею своими руками за разумные деньги, чтобы кардинально улучшить звук. То есть апгрейд того же QUAD будет стоить как еще один QUAD. Смысла я в таких плясках не вижу, это нарушает мою концепцию. Одно дело апгрейдить разваливающуюся «Орбиту» за 1500 рублей, а другое — аппарат, который не требует очевидных вмешательств. Зачем?

— А когда система окончательно сложилась?

Главный последний апгрейд — это акустика. До этого были исключительно полочники, и я в какой-то момент стал понимать, что мне не хватает именно масштаба звука. Большой инструмент можно воспроизвести маленьким динамиком, но не до конца. И я смотрел на напольники, но все, что нравилось, было для меня дорого, а тут попался вариант — JBL 4312, по цене и количеству звука вне конкуренции. Главное достоинство здесь, кроме масштаба, то, что они могут играть очень тихо. До 2 ночи могу сидеть слушать музыку на минимальном уровне — в большинстве колонок, что я слышал до этого, в такой ситуации звук «сворачивается», а эти даже тихо играют со сценой, глубиной и объемом.

Сейчас уже почти все, что я хотел, у меня есть — это две системы. Одна — аналоговая, винтажный проигрыватель винила, фонокорректор и пластинки, конечно, тоже старые, еще с аналоговых фонограмм, а не современные. И вторая система — цифровая с медиаплеером Versus Audio.

— При этом акустика и усилитель один, а системы две?
— Да, чтобы перейти от одной к другой, нужно переткнуть один провод от мощника. Это лучший пока вариант. Любые попытки включить какой-то предусилитель для коммутации меня не устроили — звук был хуже. Вот разве что хочу попробовать сделать ламповый корректор с коммутатором, тогда это станет чем-то вроде предусилителя.

— Но кроме винтажного проигрывателя, у тебя в системе еще и винтажный проектор?
— Да, это отдельная история! Во-первых, я ненавижу жидкокристаллические телевизоры, потому что они ужасно показывают. Смотреть кино на телевизоре с ЭЛТ было неплохо, но маловат экран, это проблема. Плазменный телевизор с действительно качественной картинкой опять же слишком дорог, и вообще я никогда не хотел смотреть кино по телевизору. Я в силу профессии знаю, как должно выглядеть кино, и телевизор к этому отношения не имеет. И вот как-то обнаружил в одной конторе, с которой связан по работе, объявление о продаже CRT-проектора SONY, причем очень серьезного для своих лет. А ему лет 30 уже. И весит 30 кило. Зачем он мне? А затем, что самые топовые кинотеатры строятся именно на таких проекторах, у них цвет правильный и правильный черный, никакой засветки нет.

— Но он же стандартного разрешения?

— Да, к сожалению, аналогичный проектор Full HD хоть и старый, купить можно только в Америке, и весит он уже 90 кг... Короче говоря, это пока неподъемно. А современный проектор я не хочу, по контрасту и цветопередаче мой мне нравится больше.

— И каков же итог твоих аудиовидеоизысканий?

— Сам удивляюсь, но в итоге я пришел к тому, что все оказалось собрано либо из винтажных компонентов, либо из того, что было придумано и разработано в золотой век Hi-Fi — 60—70-е годы. Либо это реплики классических решений, как JBL 4312, либо развитие тех идей, как QUAD 909, да и проектор ведь тоже из 80-х.

— Как живется со столь концептуальной системой?
— Утром я встаю, и перед тем как идти умываться, включаю музыку, а через час обнаруживаю, что не умыт, а сижу в кресле и слушаю. Мне кажется, это говорит о том, что система сложилась. Это самое главное в аудиофилии — не перетыкать провода и паять, а слушать.

Ну а вечером я смотрю кино, когда темнеет, потому что затемнения я еще не сделал. Вот недавно с друзьями пересматривали «Звездные войны». Крутое кино 1976 года, и особенно круто смотреть его на большом экране и с аутентичным способом вывода картинки, так как его и положено было смотреть тогда. Вот ради таких ощущений все это, наверное, и затевалось.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 7, 2015
75.05 дБ +

Комментарии

#

предусилитель/ЦАП E-MU Creative 0404 USB

Аналоговая часть аудиосистемы довольно симпатичная, а в цифровой части не помешал бы ЦАП нормальный - стало бы совсем хорошо:)

- 50 дБ +
#

Вот умничка!!!!! Я всегда говорил, что из маленького динамика правильного звука не вытащить никогда!!!!! Всё что меньше 15-ти дюймов - не акустика. Секрет хай энда не в качестве аппаратуры, а в залах прослушивания под 100кв.м и нормальной, акустике, аналогичной концертной. Остальное - пластмасса.

- 50 дБ +
#

Так да не так... 15 дюймов, и даже 18 на AlNiCo это очень здорово, но какой диапазон частот приходится на этот динамик?

Я в свое время сильно проникся теми же JBL 43й серии, много с ними возился, с одним из заказчиков прошли путь от покупки 4350 в полностью восстановленном варианте и все равно ощутимый результат получили тогда, когда к этой акустике одним не российским умельцем были сделаны кроссоверы с ценой в половину акустики (Дьюленды и т.д.) и подобрано очень серьезное усиление.

Просто 15 или 18 дюймов на басу сами по себе ничего не дадут, в том числе и разрешения по середине и верхам. А одним массажем печени доволен мало кто будет.

- 53.01 дБ +
#

«Самое главное в аудиофилии — не перетыкать провода и паять, а слушать»

Нота "ЛЯ" первой октавы - 440Гц. Вся музыка лежит двумя октавами выше и ниже этой частоты. Вот и получается, что вся музыка ложится на низы. Всё остальное - это цвыканье обертонов. Я почему ржу над меломанами? Они не слушают музыку, а ищут разницу в шипении. Естественно разница есть, но музыка это ритм, а он так же лежит на НЧ динамике!!!! Как, это, можно не понимать? График классической АЧХ - ЛОГАРИФМИЧЕСКИЙ!!!!!!! Логарифмический, Карл.......

- 50 дБ +
#

Вот я не понял. Две октавы ниже 440 это всего лишь до 110. Большинство современных систем как-то отыгрывает их (с поддержкой фазоинвертора, но большая составляющая сигнала будет все-таки чистой и без особо заметных задержек). Другое дело, что большая октава уже редкость, а контроктава стоит как чугунный мост и присутствует скорее на концертах и выставках.

- 50 дБ +
#

НЧ динамик пашет в диапазоне от 40Гц до 2кГц. Это чисто концертный диапазон НЧ динамиков. То есть, слушаем концертный звук из колонок чувствительностью 93 дБ. Именно это нужно для тихого прослушивания музыки. Не стоит пренебрегать тем, что звук Бум боксв с частотой раздела 200Гц - сформирован маркетологами для привлечения к меломанству бедных слоёв населения. В результате миниатюризации, (нужное дело) сформирован вкус и он определяет конструкцию современных колонок. Короче, нужно ходить на концерты, иначе не с чем сравнивать качество звука и теряется смысл в постоянном тусовании компонентов сетапа, а это грустно.... человек лишает себя мелких радостей в виде покупок ненужных, но красивых железок. :)

- 50 дБ +
#

Я вам много интересного сейчас говорить буду.

НЧ динамик пашет в диапазоне от 40Гц до 2кГц. Это чисто концертный диапазон НЧ динамиков.

Это от бедности. Двухполосные мониторы конструкции лапух-пищалка очень компромиссное решение. У кого денег побольше ставят рупорные среднечастотники.

Для дома это тоже совсем не гуд. Ибо подав даже на 12" лапух сигнал в 1кГц мы гарантированно получим целый спектр стоячих волн на диффузоре и специфическую хрипотцу. Даже покупка в ипотэку кевларовых или графитовых динамиков ситуацию сильно не спасет.

Не стоит пренебрегать тем, что звук Бум боксв с частотой раздела 200Гц - сформирован маркетологами для привлечения к меломанству бедных слоёв населения.. В результате миниатюризации...

Бедные слои населения как раз довольствуются двухполосниками СНЧ - ВЧ с разделом на 1-4кГц. А пассивный кроссовер на 200Гц обойдется как раз в стоимость таких мебелей. Да, чем ниже частота, тем выше номиналы индуктивностей и конденсаторов. Не поверите, но если вы попытаетесь смотать такую катушку без сердечника, то будет она при приемлемом сопротивлении с трехлитровую банку, а цена на феррит вас удивит, на медь еще больше. К этому добавится необходимость введения подавляющих собственные электрические резонансы катушки лапуха цепочек, с таким же ацким прайсом и требовониям к питанию усилителя. Чувствительность лапуха при этом существенно подожреца.

Бумбоксы же делаются вообще без полноценных кроссоверов, только защищающий конденсатор на ВЧ.

- 50 дБ +
#

Алаверды....

Стоячие волны на диффузоре динамика определяют неравномерность его АЧХ. Посмотрите внимательно на диффузор этого JBL. Видите гофр, он предотвращает образование стоячих волн. Всё давно уже придумано. :)))))

Вот пример не очень дорогого динамика

Как видим, даже широкополосник вполне справляется с диапазоном до 2кГц.

А вот, классический НЧ динамик

До 2кГц видим вполне приличную картинку.

Наличие стоячих волн на диффузоре не отрицаю, но проблемой это не считаю. Не забываем, что динамик с большой площадью дифузора создаёт звуковое поле бОльшего разрешения, чем маленький. Маленький динамик является точечным источником звука, по этому, при прослушивании фонограммы мозг не верит в то, что из одной точки может звучать целый оркестр и определяет недостаточность звуковой панорамы. Для людей привыкших к малогабаритной музыке - это не проблема. Они другой и не слышали. Для меломанов, постоянно слушающих концертный звук, точечные источники звука не приемлемы. Повторяю, минимизация - это полезная штука, но это для фанатов концертов не годится. Слишком далек вторичный звук от первичного.

Специфическую "хрипотцу" больших динамиков не слышу (глухой наверно). Из проблем, вижу только большие габариты колонок и страшенный внешний вид. :)


- 50 дБ +
#

Вот эти +/- 10дБ они к HiFi ну никаким боком. Их на 500Гц уж точно резать надо. Даже при самом либеральном подходе.

- 50 дБ +
#

Давайте будем объективными. По графикам видим неравномерность +\-2дБ (до 2кГц). Это, вполне Хай энд. При том, что стоят они от 2 до 4т.р.

Не хило? :) Для динамиков диаметром 300мм!!!!!

При этом, до 500Гц видим неравномерность +\- от 0,5 до 1,0 дБ. Это уже супер хай энд.

Сколько будет стоить шестидюймовый динамик с такими характеристиками?

- 50 дБ +
#

Давайте будем. В обоих случаях надо резать от 500 и раньше. Чтобы подавить ацкие всплески, они вот прям по частоте раздела не давяца. Или давайте рассматривать фильтры 3-4-го порядка, у которых свои проблемы, как при проектировании-сборке, так и в требованиях к усилителю.

Вы просто в правильную сторону смотрите (бытовые системы по многим аспектам лозотрон конечно), но уж будте последоательны, хотите хороший лапух, платите либо за соответствующий пассивный кроссовер либо за аппаратное решение.

- 50 дБ +
#

И тут, за нас уже всё придумали.... :)))))) Активный кроссовер и три усилителя. Мороки с настройкой много, но потом, даже в корявом зале, инструменты начинают нормально локализоваться и треск в ушах проходит......

К стати, на счет частоты раздела... "Ацкие всплески" уходят на уровень минус 20дБ!!!!!! На таких уровнях я их не слышу, к тому, же в этом диапазоне уже работает СЧ динамик и худо, бедно усредняет АЧХ.

А если брать в расчет разницу геометрических размеров фильтров на 500Гц и на 2кГц, то тут и без эзотерики понятно, что бытовой хай энд надо смело кидать в топку.......

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.