На октаву выше. Тест лампового усилителя Octave V 40 SE

На октаву выше. Тест лампового усилителя Octave V 40 SE

Немецкая компания Octave Audio была основана Андреасом Хоффманом в 1968 году, изначально занявшись изготовлением трансформаторов. Первый ламповый усилитель появился в 1975-м. И до настоящего времени компания под руководством своего основателя и по совместительству идеолога и главного разработчика занимается выпуском ламповой техники.

Весь модельный ряд — это различные усилители, вплоть до весьма внушительных аппаратов старшей линейки, модульный фонокорректор и совсем небольшое количество опций. Ни акустики, ни источников, ни кабелей в Octave Audio не разрабатывают и не выпускают. Однако такая узкая специализация позволяет разработчикам сосредоточить все усилия на нескольких моделях и добиться того звучания, к которому они стремятся.

Светодиодная шкала на передней панели показывает и текущее состояние усилителя, задействованный вход, но в первую очередь она предназначена для настройки тока покоя выходных ламп. Регуляторы расположены за передней панелью, чтобы до них добраться, понадобится небольшая отвертка.

Наш испытуемый — младший в нынешней линейке интегрированный ламповый усилитель. Внешне небольшой аппарат, притом имеющий два облика, очень отличающихся друг от дру-
га. И дело тут всего лишь в защитной крышке, закрывающей лампы. Крышка, надо сказать, сделана из толстого стального листа, имеет совсем небольшие отверстия для охлаждения и крепится к усилителю так, что снять ее не очень-то и просто. Функция защиты выполнена на все 100 процентов. Но внешность у аппарата с крышкой скорее угрожающая. Если же ее снять, наоборот, совершенно нетяжеловесные формы, лаконичные линии, строгая изящность. Но это только внешность, не более.

С установленной защитной крышкой внешность у аппарата брутальная. Впрочем, крышка свои функции выполняет идеально, а в случае необходимости ее можно снять и не использовать.

Конструктивно усилитель — пушпулльный пентодник с двумя парами ламп EL-34 или KT88/6550 (в качестве опции), работающий в классе АВ и выдающий на выходе мощность в 40 Вт. В секции предусилителя использованы лампы ECC 83 и 6922.

В плане функций усилитель предоставляет немало возможностей. Достаточное количество входов, выход с предусилителя для подключения активного сабвуфера или организа-
ции би-ампинга, удобная система индикации
для регулировки тока покоя ламп, пульт дистанционного управления и специальный энергосберегающий режим (который можно использовать или отключить), сквозной канал, например
для подключения внешнего усилителя для наушников. Казалось бы, все что нужно. Разве что фонокорректора нет, но, может, оно и к лучшему — есть выбор для владельца и возможность установить корректор любого желаемого уровня. Зато вместе с усилителем можно использовать опциональный блок Black Box или Super Black Box, которые представляют собой конденсаторные сборки разной суммарной емкости, позволяющие увеличить токовую отдачу. Услышать, как это работа-
ет у Octave, мне пока не доводилось, но подобная опция у некоторых других производителей очень здорово влияла на динамику и насыщенность звучания.

Задняя панель. Балансной коммутации аппарат не имеет, в остальном же все вполне привычно, кроме разъема для подключения внешнего конденсаторного блока.

Если заглянуть внутрь, то первое, что бросается в глаза, — силовой трансформатор, залитый прозрачным компаундом в специальной ванне, одновременно служащей экраном. По размерам трансформатор раза в полтора больше, чем у многих усилителей с похожими схемой и мощностью. Плюс, конечно, выходные трансформаторы — как обычно, на трансформаторы в ламповом усилителе приходится основной вес. Собрано все аккуратно, монтаж не навесной, но к плате и пайке, никаких вопросов нет. Немного разве что смущают шлейфы, использованные для внутренней коммутации. Лампы, идущие в комплекте, — обычные современные, в нашем случае это лампы Sovtek 6550.

Перейдем к прослушиванию. Точнее, перед этим нужно дать аппарату прогреться и отрегулировать лампы. Если они новые, то на приработку уйдет приличное время, а в процессе звук будет заметно меняться. Впрочем, это неизбежно в случае с любыми неиспользованными ранее лампами. При первых нескольких включени
ях могут плавать токи покоя, но мне пришлось подстроить их буквально два раза, а дальше через 10—15 мин прогрева индикаторы показывали нормальный режим работы. Да, не стоит забывать, что ток покоя можно регулировать в некоем диапазоне, тем самым подбирая оптимальное для своей системы звучание.

Внутреннее устройство усилителя. Аккуратно, добротно и без излишеств.

Тот факт, что слушаешь тракт с ламповым усилением, угадывается не сразу. Скорее по вниманию к деталям, некой цельности и слитно
сти. В остальном даже с весьма сложной акустикой аппарат выдает стройное звучание. Бас глубокий, очень прилично проработанный, без излишней мягкости. Серединка ровная, неяркая, совершенно не раздутая, неокрашенная и без намека на теплоту. Ламповая деликатность, вкрадчивость, внимание к послезвучиям — да, это есть, но на фоне стройного цельного звука. Верхние частоты аккуратные, быстрые, может, чуть-чуть сглаженные. Сцена получается объемной, но не плотной и совершенно не грубой. Образы точно обрисованы, наполнены, но не тяжеловесны.

Иногда, прослушивая некоторые записи, уже хотелось сказать, что звук смягченный, но потом, на следующем фрагменте, через несколько секунд, это ощущение проходило, как будто его
и не было. А вот детальность и динамика на достойном уровне прослеживались почти всегда. Даже в сложных ситуациях. Я бы сказал, что аппарат скорее склонен к деликатной, академичной и даже аналитичной подаче звука, но все это так балансировало на грани, что каких-то однозначных черт характера усилителю приписывать не хочется.

На разных записях хорошо заметны все имеющиеся достоинства и недостатки, аппарат не особенно их скрывает, но и в ненавязчивой музыкальности ему отказать нельзя.

Хорошо слышен объем инструментов, нюансы, то же самое и с вокалом — детальность хорошая, подача правильная, но главное — ни одного перебора. Все раскладывается правильно и в плане пространства, и в плане взаимных пропорций, да и явных тембральных акцентов не заметно.

Жанрово аппарат вполне универсальный, разве что на симфонических и хоровых записях немного не хватало глубины, объема и локализации. Не скажу, что результат был плохим, нет, уверенный средний результат. Но могло бы быть и лучше. За исключением подобных произведений
я практически не услышал каких-то выраженных пристрастий или недостатков. А это только младшая модель в линейке...

График АЧХ усилителя

Паспортные данные и результаты измерений лампового усилителя Octave V 40 SE

Такому графику АЧХ позавидуют и некоторые транзисторные аппараты. Спад далеко за значимыми пределами.

Результаты измерений:

Измерено в лаборатории Stereo&Video. Октябрь, 2013.

Рвых, Вт (КНИ 3,0%, 8 Ом) на частоте 80 Гц/1 кГц/10 кГц: 30,9/31,9/30,7

Коэффициент демпфирования: 2,35

КНИ на 0,5 Pвых, % на частоте 80 Гц/1 кГц/10 кГц: 0,542757/0,536622/0,894750

Верхняя рабочая частота по уровню –0,5 дБ/–3 дБ/–6 дБ, кГц: 40/>50/>63

Неравномерность в полосе частот 20 Гц — 20 кГц, дБ: 0,377

Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц, дБ: 0,239/–21,050

Паспортные данные:

Мощность: 2х40 Вт/4 Ом

Частотный диапазон: 20 Гц — 70 кГц/40 Вт/–1/–3 дБ

КНИ: < 0,1%

Соотношение сигнал/шум: –110 дБ

Рекомендуемое сопротивление акустики: 3—16 Ом

Минимальное сопротивление акустики: 2 Ом

Потребляемая мощность: 350 Вт

Размеры (ШхГхВ): 408х159х415 мм

Вес: 18,6 кг

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 11, 2013
ТЕГИ:#Octave
66.02 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.