Это первый альбом норвежский пианиста и композитора Йона Бальке, записанный и выпущенный фирмой ECM. Бальке не так известен, как звезды лейбла Ян Гарбарек или Кит Джаррет, но музыкант он не менее интересный.

Альбом «Nonsentration» представляет собой запись произведений автора в исполнении джазового оркестра Oslo 13 и демонстрирует классический «звук ECM» во всей красе. Фиксацией творчества Бальке занимался инженер Ян Эрик Консхауг — соратник Манфреда Айхера, который, по сути, этот пресловутый «Звук ECM» и создал, экспериментируя с микрофонами и разнообразными ревербераторами.

Удивительно, что на ECM практически с самого начала использовали цифровую запись, но при этом на пластинках, выпущенных фирмой, этого не слышно вообще. Консхауг говорит, что дело, скорее всего, в том, что на цифру фиксируется только конечный результат, а сама запись и сведение осуществляются только аналоговым путем, он не использует никаких программных эффектов. Все его легендарные ревербераторы — отдельные ящики, и в цифру сигнал преобразуется только в момент записи мастера. Интересны предпочтения инженера в мониторной акустике. Он недолюбливает Genelec, а вот Dynaudio и мониторы B&W ему по душе, в студии есть и пассивные колонки 800й серии, которые используются для мониторинга готовых записей. Вообще, релизы ECM — вещь уникальная. Как в аудиоаппаратуре: хорошо, с умом и любовью сделанный 50-ваттный усилитель легко переигрывает 200-ваттного монстра в цельнолитом корпусе, заказанном в отделе маркетинга, так и эти пластинки — на самом простом виниле (это даже не 180 gm), в скромных конвертах, но играют, как никакие другие.

Кавер-арт

Отдельный культ — это обложки релизов ECM. Эту сделал первый дизайнер лейбла Барбара Войирш, она же задала стиль оформления пластинок ECM на годы вперед.