Тест усилителя Lavardin IT-15: чистка остаточных искажений

Тест усилителя Lavardin IT-15: чистка остаточных искажений

Бескомпромиссный подход к созданию аудиотехники класса High End состоит не только в использовании дорогостоящих конструктивных решений и компонентов аудиофильского качества, но и в философии здорового аскетизма, т.е. умении безжалостно отсечь все, что потенциально способно ухудшить звучание. Иными словами, чисто аналоговый стереоусилитель в премиальном сегменте отнюдь не кажется анахронизмом.

Несмотря на экономические заморозки на российском рынке, на страницах нашего журнала появляются новые имена. Итак, знакомьтесь, французская фирма Lavardin Technologies, основанная в сентябре 1996 года после 8-летних исследований в области звуковых искажений. Результатом изысканий стала разработка уникальной технологии Memory Free Amplification, открывшей путь к созданию компонентов, способных, по мнению основателей фирмы, воспроизводить звук с качеством, ранее недостижимым. Поначалу фирма обосновалась в городке Монтуар-сюр-ле-Луар, близ средневекового замка Лаварден, в честь которого и была названа.

Любители серьезного рока по-прежнему высоко ценят группу King Сrimson, популярную в конце 60-х и начале 70-х годов. Интересно, в курсе ли они, что означает ее название? Оно дословно переводится как «Королевский пурпур». Именно таков цвет аппарата IT-15, юбилейной модели усилителя фирмы Lavardin Technologies

Четыре года спустя ее связь с историей Франции еще более упрочилась: Lavardin Technologies перенесла производство на новый завод неподалеку от г. Тур в долине Луары, самом центре страны, где расположены замки большинства французских королей. А такое соседство, согласитесь, обязывает ко многому: французский двор в период расцвета был законодателем мод для большинства правящих династий Европы; мало того, с легкой руки Дюма-отца он превратился в символ изящества и галантности.

Технология: Memory Free Amplification

В результате многолетних исследований специалисты Lavardin Technologies сделали открытие, которое называют важнейшим в области звуковоспроизведения за последние 20 лет. Оно заключается в том, что характер работы транзистора зависит не только от сигнала, усиливаемого в данный момент, но и от того, каким сигнал был в предыдущий момент времени. А звуковой сигнал меняется постоянно, в связи с чем французские инженеры сделали сенсационный вывод: транзисторный усилитель достоверно воспроизводит музыку лишь ничтожную часть времени — порядка 0,01%!

Именно этим, по их мнению, объясняется т.н. теплота в звучании ламповых усилителей — лампа, в отличие от транзистора, не вносит в сигнал остаточных искажений (термин «memory distortions» мы решили перевести именно так), и это «перевешивает» все недостатки лампы. Между тем, конструкторы Lavardin Technologies утверждают, что нашли способ минимизировать остаточные искажения транзисторного усилителя. Суть его не раскрывается, но результат, как говорится, налицо — модель IT-15 звучит на удивление реалистично.

Конструкция: мантия королей

В свете изложенного неудивительно, что производство было решено организовать в родных пенатах из комплектующих аудиофильского качества и главным образом европейского производства. Например, трансформаторы рассчитываются под конкретные параметры и заказываются в Италии; применяются первоклассные резисторы Vishay/Draloric, выпускаемые в Европе, и реле Nais/Panasonic (Япония).

Элементы корпуса изготовляются на высокоточном оборудовании с допуском 0,01 мм, затем производится их тщательный контроль и ручная сборка. Печатные платы по выполненным вручную чертежам (инженеры считают, что ни одна компьютерная программа не обеспечивает оптимальную топологию схем) производятся близ Парижа компанией, обслуживающей авиационную и космическую промышленность.

Пайка «волной» производится на самом современном оборудовании, а ее качество контролируется посредством стереоскопических микроскопов. После окончательной сборки компонент проходит 4-дневный тест методом включения/выключения, что позволяет выявить все скрытые дефекты. В результате к потребителю попадает аппарат, обладающий надежностью, достойной царственных особ.

Экипировка задней панели традиционная: позолоченные RCA-гнезда четырех несимметричных входов и нерегулируемого выхода на запись плюс акустические клеммы правой и левой колонок, максимально удаленные друг от друга

Кажется, самое время перейти от общего к частному, но позвольте еще несколько предварительных слов. Герой нашего сегодняшнего рассказа, прямой потомок первенца фирмы, полного усилителя IT, является т.н. юбилейной моделью, выпущенной к 15-летию Lavardin Technologies. Отсюда необычный цвет корпуса, навевающий воспоминания о пурпуре мантии французских королей.

На фасаде из 10-мм фрезерованного алюминия всего четыре элемента управления/индикации: центрально расположенная кнопка включения со светодиодом и две поворотных рукояти, тоже алюминиевые (каждая прошла шесть операций обработки, включая полировку вручную). Левая рукоять переключает вход, правая — регулирует громкость.

Отсутствие «телефонного» выхода и темброблоков закономерно и свидетельствует о приверженности специалистов «Лаварден» основополагающему принципу разработки аппаратов класса High End: чем проще аудиотракт, тем меньше источников помех, а также препятствий на пути сигнала. В русле такой политики лежит и решение отказаться от возможности управлять усилителем дистанционно: оно позволило исключить ИК-приемник и обойтись без моторизованного регулятора громкости.

Полностью симметричная схема, причем усилительные тракты размещены на боковых стенках корпуса, т.е. предельно удалены друг от друга, что гарантирует минимум взаимных помех и наводок.

Ребристые боковые стенки, выполненные методом литья под давлением, служат радиаторами охлаждения выходных транзисторов, попутно способствуя повышению жесткости корпуса. Позолоченные RCA-гнезда четырех несимметричных входов и нерегулируемого выхода на запись крепятся одновременно к задней панели и к плате переключения, что укорачивает путь прохождения сигнала (но увеличивает расстояние от рукоятки выбора входов до переключателя, управляющего реле: усилие на него передается через латунную штангу, которая проходит от передней к задней стенке корпуса).

Реле на плате переключения — двухконтактные, поэтому незадействованный вход отключается полностью и перестает быть потенциальным источником помех, а язычки выполнены из сплава золота, серебра и палладия, что гарантирует надежность контакта и отсутствие дребезга при переключении.

Винтовые акустические клеммы левого и правого каналов (тоже с позолоченными контактами) максимально разнесены. Объяснение этому предельно простое: соответствующие тракты усиления размещены на разных сторонах корпуса, дабы исключить взаимные наводки.

Дополнительной преградой для паразитного сигнала служит помещенные в центр подкапотного отсека трансформатор в экранирующем кожухе и два блока питания (по одному на канал) с четверкой накопительных конденсаторов, стянутых эластичной лентой для снижения микрофонного эффекта.

Возникновению нежелательных вибраций препятствует и конструкция ножек: они выполнены из демпфирующего материала, похожего на плотную резину; их три, что гарантирует устойчивость аппарата даже на неровной поверхности.

Прослушивания: драйв и тепло

Как же такие меры — слова «бескомпромиссные» здесь недостаточно, правильней назвать их радикальными — отразились на звучании? Самым благоприятным образом, отвечают наши эксперты, не боясь показаться банальными. «Лаварден» заимствует лучшие черты транзисторных и ламповых усилителей, радуя сочетанием драйва и теплоты.

При отработке высоких частот совершенно не чувствуется отстраненность, столь характерная для транзисторных схем. Взяв в качестве тестового материала CD-издание альбома Джорджа Харрисона «All Things Must Pass» (по мнению большинства аудиофилов, звукооператор явно переборщил с верхами), мы, пожалуй, впервые прослушали оба диска без усталости и раздражения. Созданная знаменитым Филом Спектором (именно он продюсировал альбом) т.н. стена звука не ощущалась, как раньше, чем-то аморфным; аудиосцена обрела глубину, а музыкальные инструменты — объем. Совершенно по-новому зазвучал с винила и альбом «Discovery» группы Electric Light Orchestra — исчезла сухость, вокал приблизился к слушателю, перестав сливаться с аккомпанементом, который, в свою очередь, получил необходимую реалистичность.

Иными словами, любой музыкальный материал усилитель воспроизводит с предельной точностью. А точность, как известно, вежливость королей.

Результаты измерений и паспортные данные усилителя Lavardin IT-15

АЧХ усилителя заслуживает высшей оценки. Заметный спад амплитуды выходного сигнала начинается лишь на частотах выше 50 кГц и на пределе измерений (95 кГц) составляет немногим более 2 дБ (потенциал записей высокого разрешения усилитель раскроет без проблем).

КНИ ничтожен на любой частоте; заявленная мощность чуть больше фактической, так что в стереорежиме усилитель обеспечит не больше 45 Вт/кан. Словом, к подбору акустики нужно отнестись с особым тщанием. Впрочем, коэффициент демпфирования достаточно высок — он позволяет «Лавардену» раскачивать даже напольники.

Данные лаборатории Stereo&Video, январь 2015

Рвых, Вт (КНИ 0,7%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 53,9/54,6/50,7

Коэффициент демпфирования: 119

КНИ (0,5 Pвых) на 80/1000/10 000 Гц: 0,058/0,053/0,064%

Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 80/>95/>95 кГц

Неравномерность в полосе 20—20 000 Гц: 0,14 дБ

Уровень АЧХ на 10/95 кГц: 0,016/2,001 дБ

Взаимопроникновение каналов (L-R/ R-L): 65,1/64,8 дБ

Дисбаланс каналов: 0,12%

Паспортные данные

Выходная мощность (8 Ом): 2х55 Вт

Нелинейные искажения: 0,001%

Аналоговые входы/выходы: линейные стерео 4/1

Масса: 12,0 кг

Габариты: 430х135х340 мм

Потребление/Standby: 400/35 Вт

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 2, 2015
ТЕГИ:#Lavardin
73.42 дБ +

Комментарии

#
Любители серьезного рока по-прежнему высоко ценят группу King Krimson, популярную в конце 60-х и начале 70-х годов. Интересно, в курсе ли они, что означает ее название? Оно дословно переводится как «Королевский пурпур».

Не хочется выглядеть занудой - но:

1. King Crimson.

2. Скорее малиновый король, чем королевский пурпур.

А в целом очень интересная статья :)

- 60 дБ +
#

Королевский (тёмно)красный

- 50 дБ +
#

King Crimson (читается Кин Кримзн (kɪŋ 'krɪmz(ə)n); в пер. с англ. малиновый король)британская рок-группа, созданная гитаристом Робертом Фриппом и барабанщиком Майклом Джайлзом в 1968 году. Музыка группы стилистически представляет собой прогрессивный рок.

П.С. Рам Аббала :)

- 50 дБ +
#

Может он и звучит, но компоновка и конструктив усилителя не выдерживает никакой критики, с моей точки зрения:

1. Самая чувствительная часть (плата входов) находится в непосредственной близости от разъема питания и фильтрующих емкостей БП, являющихся серьезным источником помех.

2. Путь сигнала от входов до плат усилителя неодинаков по каналам и слишком длинный, особенно для левого канала. Сигнальные провода тянутся через весь корпус и вдоль, и поперек, повсеместно проходя вблизи силовых цепей.

3. Шлейфы, использованные для подачи питания на платы, малопригодны для питания силовых каскадов, даже для УМ небольшой мощности.

4. Деформированные (выгнутые платы), из-за разной высоты стоек по краям и в середине, приводят к возникновению механических напряжений в стеклотекстолите, которое, в свою очередь, может стать причиной трещин в дорожках и в местах паяных соединений, через какое-то время.

Вообще, такая компоновка, когда платы усилителя установлены по краям корпуса на радиаторах-боковых стенках, а центральную часть занимает блок питания, хорошо подходит для чистых оконечников. Для интегрированного УМ, учитывая необходимость коммутации и регулировки громкости, короткий путь сигнала и хорошую защищенность от помех в таком констркуктиве обеспечить трудно. Экранирование трансформатора решает проблему только частично.

По поводу частотной характеристики. Спад 2 дБ на частоте 95 кГц - это довольно много. Понятно, что так настроен входной фильтр, что это не предел схемы. Но чем ниже срез, тем больше фазовые искажения в звуковом диапазоне, от которых никуда не денешься - RC фильтр фазу поворачивает, как ни крути:)

Если этот усилитель обладает прекрасным звучанием, то это означает, что потенциал схемотехники может быть еще выше - в этом конструктиве он полностью не раскрыт, скорее всего.

Прошу прощения за технократическое вторжение - но, увидев фото со снятой крышкой, удержаться не смог, особенно, когда глянул на ценник:)

P.S.

По поводу King Crimson (люблю и их, и сольники Robert Fripp) солидарен с Fisher:)

- 56.02 дБ +
#

Присоединяюсь ко всем вашим замечаниям . Сам примерно тоже самое хотел написать ,пока на фото смотрел , а потом увидел ваш пост.

- 50 дБ +
#

Есть такая культовая связка, как усиление Lavardin и акустика Living Voice линейки Auditorium. Если кто слушал-знает - поймет о чем я. Обсуждать конструкцию не буду, но как эти усилители могут звучать очень хорошо знаю. Звук достойный внимания и уважения.

Вообще чудных конструкций на рынке более чем, вот к примеру, акустика Vivid - внешность такая, что я б себе домой никогда и ни за что это не принес бы. Но звук выше всяких похвал.

- 60 дБ +
#

Усилитель без цифровых регулировок, без электронной коммутации входов и без такой же регулировки громкости, имея такой ценник, просто должен звучать отлично и быть находкой как для аудиофила, так и для истинного меломана. Я только хотел сказать, что некоторая доработка конструктива может повлиять на звучание в лучшую сторону.

А сама статья написана хорошо и интересно - плюсик поставил:)

- 53.01 дБ +
#

А почему в сетевом инлете фаза обозначена не традиционно слева, а справа. Обычно в сетевых кабелях она на другом пине разъёма.

- 50 дБ +
#

Memory distortion - искажения, вызванные эффектом памяти в радиокомплектующих. В общем вещь известная.

Да и Lavardin представлен был в России с конца 90-х.

- 50 дБ +
#
Впрочем, коэффициент демпфирования достаточно высок — он позволяет «Лавардену» раскачивать даже напольники.


А внутри компьютера находится много проводов, которые позволяют даже складывать числа.)))

- 50 дБ +
#
В результате многолетних исследований специалисты Lavardin Technologies сделали открытие, которое называют важнейшим в области звуковоспроизведения за последние 20 лет. Оно заключается в том, что характер работы транзистора зависит не только от сигнала, усиливаемого в данный момент, но и от того, каким сигнал был в предыдущий момент времени. А звуковой сигнал меняется постоянно, в связи с чем французские инженеры сделали сенсационный вывод: транзисторный усилитель достоверно воспроизводит музыку лишь ничтожную часть времени — порядка 0,01%! Именно этим, по их мнению, объясняется т.н. теплота в звучании ламповых усилителей — лампа, в отличие от транзистора, не вносит в сигнал остаточных искажений (термин «memory distortions» мы решили перевести именно так), и это «перевешивает» все недостатки лампы. Между тем, конструкторы Lavardin Technologies утверждают, что нашли способ минимизировать остаточные искажения транзисторного усилителя. Суть его не раскрывается, но результат, как говорится, налицо — модель IT-15 звучит на удивление реалистично.

Неужто термостабилизирующий транзистор изобрели на радиатор поставить. Гениально!)))

ЗЫ вот чудеса маркетинга, доверь описание заурядных технических решений прококоиненному копирайтору и вуаля: готова бесприцендентная иновация разрывающая рамки общепринятого на гребне технологий воплощая инженерный гений и прозорливость за гранью познанного.

- 40.97 дБ +
#

Вот-вот.

- 40 дБ +
#

согласен)

- 50 дБ +
#

Честное слово, читаю весь этот бред и от названия крутых производителей, чьи детали используются в конструкции аж глаза рябит. Можно подумать, чем громче имена производителей резисторов и конденсаторов, тем круче усилок, без запарок о кривой разводке проводов в корпусе и вообще слабой схемотехнике. Особенно порадовала та часть опуса, где рассуждают об открытии памяти транзистора, но при этом используют не какие-то хитрые и патентованные транзисторы собственного изготовления (тут я-бы еще поверил в уникальность усилка), а обычные, коих гора и которые используются всеми желающими.

А вообще, после таких статей мне становится жалко аудиофилов. Кучей "громких" имен производителей комплектующих и конским ценником на готовый аппарат, их раскручивают на достаточно посредственные изделия цена которым не более 1/10 их ценника.

- 40.97 дБ +
#
- 50 дБ +
#

А меня больше всего умилило во это:

конструкторы Lavardin Technologies утверждают, что нашли способ минимизировать остаточные искажения транзисторного усилителя. Суть его не раскрывается

рыдалЪ

- 50 дБ +
#

За разработчиков заступаться не буду, у всех свои представления о вопросе, а у меня не было возможности с ними пообщаться лично - а так и до испорченного телефона недалеко. А вот про усилитель спокойно могу много хорошего сказать, хотя бы про звук.

Одновременно вопрос: а какие аппараты или сочетания вы считаете эталонными по конструкции, по звуковым свойствам? В любом бюджете, не разделяя на винтаж/новодел. Просто очень интересно, каковы представления об эталоне, пусть даже ничего идеального в природе не существует.

- 50 дБ +
#

К разработчикам у меня претензий нет, серьезно. А вот маркетинг компании расстарался, что с описанием что с ценником, и получилось смешно.

Если говорить об эталоне, то Мэнли. Но! Я опять таки считаю, что почти любой мощник плюс дискретная ручка громкости дают результат, к которому ну невозможно придраться (разве что сказать, что лампочки не горят))). При этом я бОльшую ставку делаю на АС. Легаси Виспы для меня если не эталон то голубая мечта.

- 50 дБ +
#

Да они настолько крошечные, что вероятность нахождения маркетолога в штате под большим вопросом. Ценник - можно сколько угодно обсуждать, но если маленькая компания живет и выживает то это уже само по себе о чем то говорит.

Legacy/Manley связка тоже по своему культовая, слышал в разных вариантах - звук точно не мой, но уважение вызывает. В рамках своей концепции и идеи.

- 50 дБ +
#

Значит сами перестарались, или кто помог по доброте душевной. У нас самих тоже такие есть, регулярно читаю радиоэлектронную сантабарбару здесь:

http://www.aleksaudio.ru

не оторваться, страсти бурлят через край

То что они сделали - отличный убойный вариант. Как правило дающий прекрасный результат даже при любительской сборке. А именно мощник + ручка громкости (есть еще селектор но это уже как бы смалодушничали). В наше время, когда дак выдает уже достаточно высокий по уровню сигнал, и не надо подстраиваться под всякие тюнеры и кассетники, это достаточное решение. Отсутствие на пути сигнала явно лищних в нашем веке конденсаторов и операционников предусилителя идет на пользу. Я вот доверяю экспертам журнала, и соглашусь, что звук усилителя чист как слеза (несмотря даже на то как они его туда-сюда по коробу гоняют). Очень смущает подводка питания, ставящая жЫрный крест на всех рассуждениях о роли акустических кабелей. Но исходя из того, что он расчитан на эксплуатацию всреднем ватт на пять, то наверно сойдет.

Но ПРАЙС!!! Стока денег за перекошенные платы, подмотанный изолентой аттенюатор и пионерский монтаж... Это вот блин ни в какие ворота. Просто неуважение к покупателю если учесть рассказы про секретные космические технологии, на самом деле являющиеся одним из нечасто встречающихся способов организации ООС со ставкой на термостабилизацию (соответствующий транзистор с подломленными ножками хорошо виден). А шесть!!!! ШЕСТЬ!!!!! КАРЛ!!!! Шесть плавких предохранителей как бы намекают нам о продуманной надежности устройства.

Такой хайфай народу не нужен!

- 50 дБ +
#

А Вы хотели электронную защиту от перегрузки? Многие усилители её не имеют, имеют именно плавкие вставки. И ничего. А вот то, что на кардане для регулятора громкости сэкономили, да платы так выгнули - это да, не очень радует. С другой стороны, не факт ведь, что этот аппарат будет использоваться лет 10-15. Выйдет очередной мегаулучшенный, заряженный, прокачанный и дисигнутый вариант - и приобретут его на замену. Да и не факт, что 10-15 он проживет, что тоже на руку производителю. Деньги людям надо как-то зарабатывать.

- 50 дБ +
#

это любимый форумчанами хаенд.

- 46.99 дБ +
#
Выйдет очередной мегаулучшенный, заряженный, прокачанный и дисигнутый вариант - и приобретут его на замену. Да и не факт, что 10-15 он проживет, что тоже на руку производителю. Деньги людям надо как-то зарабатывать.

Аппараты категории Hi-End с "космическим ценником" просто обязаны быть надежными и долговечными. 5-7 лет - удел музыкальных центров, 10-15 лет должен служить добротный бюджетный Hi-Fi аппарат, но никак не из высокого сегмента аудиорынка.

- 50 дБ +
#

конечно он будет служить и 15 лет и более.Только на всякий случай для продления срока службы его лет 14 не включать)))))

- 46.99 дБ +
#

Меня смущает только одно..... почему этот усилок такой страшный? Конструкция шасси - просто колхоз. За эти деньги можно было из цельного куска алюминия корпус вырезать, а здесь самая дорогая деталь - это передняя панель, контур - лазер, остальное примитивная фрезеровка. Не ужели авторы не заметили это убожество?

- 50 дБ +
#

Ой, я цену глянул..... все вопросы отпали. :)))))))) За эти деньги можно простить второсортный хепининг посредственных художников - дизайнеров. Маркетологи с фундаментальными открытиями в звукоусилении - несмышленные дети по сравнению с конструкторами корпуса, готорые откровенную дешевку выдают за художественный минимализм.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.