Сергей Бутузов: «Вся жизнь — игра»

Сергей Бутузов: «Вся жизнь — игра»

В портфеле дистрибьюторской компании «Русская Игра» такие бренды, как Wharfedale, Jamo, Quad, Martin Logan, Magnat, AMX, Velodyne, DLS, Beltronics и многие другие (всего 55 эксклюзивных и 15 совместных). При этом сама «Русская игра» входит в группу компаний Synergenta, где еще есть инсталляционные фирмы, торговая франчайзинговая сеть, сервисная компания и т.д. Генеральный директор холдинга Сергей Бутузов, несмотря на громаду бизнеса за спиной, — веселый и дружелюбный собеседник.

— Сергей, расскажите, с чего все началось, почему вы приняли решение заняться Hi-Fi-бизнесом?

— Наверное, все началось еще в детстве. Я окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Вот и родились все эти вещи внутри, когда ты, слушая концерт, можешь определить, чисто ли поет исполнитель, хорошо или плохо играет музыкант. А потом школа, дискотеки, куда я тащил аппаратуру, «диджействовал». Усилители горели, потому что нагрузки были неимоверные. Тогда привезенная отцом из командировки японская кассетная дека означала для меня все, была главной драгоценностью. Затем я получил инженерную специальность — системотехник. А после института с моим сокурсником и другом Олегом Аргировым мы занялись тем, чем могут заняться инженеры-системотехники, если они увлечены музыкой: с понедельника по пятницу строить локальные сети в разных конторах, а на выходные, набив свои автомобили аппаратурой, купленной у знакомых или взятой на реализацию, ехать торговать на «Горбушку». И не только ради дополнительного заработка, но чтобы ощутить дух рок-н-ролла, царивший там. Все приходили туда, торговались. Подходит ко мне человек, смотрю — лицо знакомое, а он мне: «Я Антонов, скинь мне цену!» Приходится отвечать: «А детей я потом чем кормить буду?» Конечно, шутки шутками, тем не менее все эти моменты я помню очень хорошо. «Горбушка» — она мать родная для всех нас. Я не стесняюсь этого. И сегодня, когда прихожу на «Горбушку», я встречаю тех людей, с которыми в начале 90-х мы стояли и в дождь, и в холод, и в жару. Огромное количество дилеров, инсталляторов также начинали с «Горбушки». Кто-то до сих пор там, но уже владеет салонами. Это было хорошее место для общения. В какой-то момент мы поняли, что кустарным образом торговать больше нельзя. Более того, в 92-м году начали возникать официальные отношения, а в 93-м мы подписали первый дистрибьюторский контракт с компанией Pioneer. Тогда и стали «Русской игрой».

— Почему выбрали такое название?

— В нашем понимании «Русская игра» — это такой стиль бизнеса, стиль работы. «Русская» — местоположение, мы ведь здесь, в России. А «игра» — ну вся жизнь — игра, это как символ свободы. Такой философский подход. Правда, нас, бывало, путали с компанией, занимавшейся игровыми автоматами. Но мы никогда не имели отношения к игорному бизнесу.

— После первого контракта с Pioneer каким образом вы развивали свой портфель брендов, почему предпочитали работать с той или иной компанией?

— Потом мы поехали на выставку Hi-Fi Show в Нью-Йорке и там познакомились с представителями компаний Jamo и Velodyne. Эти бренды до сих пор в нашем каталоге, стали нам буквально родными. Дальше учились методом проб и ошибок: начинали работать с брендом, и если все шло хорошо, продолжали. Сейчас, конечно, у нас уже есть и накопленная годами статистика, и хорошее знание всего мирового рынка, поэтому проще подходить к выбору новых брендов, ты уже знаешь, что от них ждать. Мы следим за тем, как развивается компания. Например, работали с Davis Acoustic, отличный французский бренд... Но нет развития, одна и та же линейка долгие годы. Нужно, чтобы у компании был драйв, чтобы в ней кипела жизнь. Также важно понимать историю бренда. Вот посмотрите, Jamo сейчас вошла в группу Klipsch. И это даже хорошо, ведь и Jamo, и Klipsch — компании с длинной и славной историей, по которой можно проследить полную эволюцию акустики, начиная с середины прошлого века.

— Вы не боитесь, что в результате объединения Jamo потеряет индивидуальность?

— Были такие опасения, но на выставке CEDIA прошлой осенью я встретился с генеральным менеджером и убедился, что Jamo по-прежнему останется датским брендом. Традиции сохраняются, в новинках остается вся та же оригинальная схемотехника, фирменные технологии и строгий дизайн.

— Почему вы решили создать несколько компаний и объединить их в группу Synergenta?

— Еще на «Горбушке» мы предлагали не только купить у нас Hi-Fi-технику, но и оказывали клиентам услуги. Допустим, приходит человек и говорит, что купит у нас весь комплект автозвука, но только чтобы поставили ему магнитолу в машину прямо сейчас. Мы брали электрический лобзик, плоскогубцы и провода, шли и делали инсталляцию. Потом этим стал заниматься отдельный человек. Покупатель оставался доволен, рекомендовал нас друзьям, приезжали новые люди с подобными желаниями. Таким естественным путем и появлялись новые подразделения. Сначала отдел инсталляций домашних кинотеатров, потом автомобильного High End и т.д. Люди становились мастерами своего дела, у них организовывалась команда. Тогда мы решали выделить их в отдельный бизнес. Как мне кажется, «Архитектурная электроника» сегодня — самая совершенная команда в области домашней автоматизации и систем управления типа «умный дом». В свою очередь, Soundlab — лидер инсталляций автозвука. Студия подготовила много чемпионских машин, завоевавших золото не только в России, но и в Европе, огромное число клиентов довольны автомобильным звуком, который делают специалисты этой компании. Кстати, когда в 2008 году ударил кризис и люди отказались от установки звука в машины, мы дотировали коллектив, чтобы сохранить его. Сегодня интерес к автозвуку вернулся, команда спокойно и продуктивно работает. В общем, когда мы выделили компании из «Русской игры», возникла идея создать шапочный бренд, им в начале 2000-х и стала Synergenta. Название говорящее, синергия — это когда не просто суммируется эффект взаимодействия, а когда результат больше суммы отдельных частей. И еще в этом слове есть две буквы «RG», то есть в имя мы заложили прародителя — Russian Game.

— Расскажите о других компаниях из вашей группы, как iCar, «Академия Домашнего Кинотеатра» (АДК), Qualitech.

— Франчайзинговые розничные сети iCar и АДК — это пилотные проекты, призванные дать нашему клиенту определенный уровень сервиса. Мы хотим, чтобы люди, когда задумают построить себе домашний кинотеатр, знали, что есть такая «Академия Домашнего Кинотеатра», куда можно прийти и не только получить отличные цены на качественную аппаратуру, но где им будет предоставлен хороший выбор и грамотная консультация. Понимаете, иметь дома технику наших брендов престижно. Qualitech — это сервисный центр. Мы дистрибьюторы и не имеем права бросать покупателей на произвол судьбы. Даже если это не наша вина. Бывает ведь, клиенты из особняков приходят с жалобой, что у них телевизор больше не работает. Инженер сервиса смотрит — перегорел трансформатор, и понимает, что в доме нет ни стабилизатора, ни какой-либо серьезной защиты электросети. Мы не бросаем клиента, ремонтируем или заменяем технику, но, конечно же, рекомендуем что-то делать с электричеством. Более того, Qualitech — отчасти дистрибьюционная компания, потому что поставляет в Россию запчасти для Pioneer, Kenwood, JVC.

— Что бы вы назвали основной причиной успеха вашей компании?

— Сегодня у нас есть команда единомышленников, людей, которые не только любят аппаратуру, но считают ее частью своей жизни. Когда говорят о рынке, часто забывают, что за всем стоят люди. Например, почему в России появляется тот или иной бренд? Усилиями конкретных людей. Они поехали к производителю, убедили, договорились, привезли технику. Более того, как дистрибьютору тебе постоянно нужно доказывать свою состоятельность, быть активным, достигать целей, которые перед тобой поставлены. Поэтому нашу компанию сегодня уважают и поставщики, и дилеры. Но самое главное, я доволен, что внутри компании здоровая обстановка, хорошая атмосфера. Мы недавно провели статистику, и вот смотрите, в Synergenta работает около 300 сотрудников, из них 70 человек в компании уже более 10 лет, а 17 человек с нами уже 15 лет! Естественно, коллектив дружный, люди знают друг друга не первый год.

— За время вашей работы сменилась не одна технология, влияло ли это на рынок?

— Все развивается по спирали, диалектика очень четко ложится на Hi-Fi. Если раньше люди слушали виниловые пластинки через ламповый усилитель, то и сегодня это осталось. Только сейчас это признак того, что человек реально ценит музыку. Те сильные бренды, которые занимались Hi-Fi, за малым исключением, и остались на рынке. Я считаю, что Hi-Fi будет жить всегда. Ведь это возможность как бы «визуализации» естественного звука. Вы приходите в концертный зал, слушаете музыку, нравится вам, например, Шопен, Бетховен, Моцарт или кто-то другой. Потом покупаете диск, приходите домой... И если у вас хорошая аппаратура, вы закрываете глаза и получаете те же самые ощущения. Вот это важно. Если все так и получилось, я считаю, мы выполнили свою функцию.

— Ваше личное отношение — цифра или аналог?

— Конечно, аналог! Понятно, что сегодня от цифры никуда не деться. Цифра дает доступ к информации. У меня у самого в телефоне две тысячи песен, практически вся фонотека, что есть на CD. Поэтому любая поездка сопровождается хорошими наушниками и iPhone в кармане. То молодое поколение, что подсело на эти гаджеты, — это наш потенциальный клиент в будущем. Они подрастут, окрепнут, заведут семью, приобретут квартиру или дом, а потом скажут: «Слушайте, а у моего отца была же аппаратура, ну-ка посмотрю, что можно себе купить».

— Насколько мне известно, в середине 2000-х был бум продаж домашних кинотеатров, а как рынок выглядит сегодня, побеждает ли стерео?

— Да, тогда была мода. Но еще бурный рост экономики, огромное количество денег на рынке, дикие темпы строительства. Безусловно, была мода на маленькие домашние кинозалы. После кризиса стало спокойней, но я не скажу, что интерес пропал. Более того, появление 3D тоже дало толчок рынку. Тем не менее Hi-Fi и стерео, как основа, базис чистого звука, всегда будет в первую очередь. В комнате или кабинете, где люди слушают музыку, всегда найдется место для качественной акустики. А как иначе расслабиться, отдохнуть от всего мира...

— Получается, кризис повлиял на продажи ДК?

— Вы знаете, с 2008 года кризис не прекращался. И даже если не говорить об экономике в общем, то в нашей индустрии есть еще один кризисный момент — у людей меняются приоритеты. Многие из тех, кто может позволить себе качественный Hi-Fi, предпочитают тратить деньги на различные увлечения, на экстрим, на здоровье или путешествия. Сегодня, к сожалению, Hi-Fi не является первостепенной задачей для каждого. Но когда человек снова увидит перед собой цель, он вернется к нам и скажет: «Ребята, я сегодня отлично поработал, мне надо придумать какой-то комплект, чтобы я мог отдохнуть, послушать любимую музыку, посмотреть с семьей кино».

— В вашем каталоге есть и электростаты, и рупорная акустика, и традиционная. Какой технологии отдаете предпочтение лично вы?

— Мне больше нравятся электростаты. Если комната правильно заглушена и тебе нравится, когда слышны все нюансы музыки, это лучший выбор. Естественно, у каждого человека свой уровень восприятия. Я могу сказать, что вновь приобретенные бренды — это некая попытка сказать покупателю, что у нас появилась оригинальная схемотехника, либо новая акустика, которая решит те или иные проблемы в интерьере. Опять же, акустика — это не только динамик. У нас есть бренд Amina Technologies, плоская акустика прячется прямо в стену, под обои или шпатлевку, колонок не видно, а играют вполне прилично. Вроде бы идеальный вариант, но люди приходят и говорят: «А зачем мне нужны невидимые колонки, мне, наоборот, их в интерьер поставить надо. И чтобы в рояльном лаке». Мы научились работать с разными клиентами, один желает стиль хай-тек, другой — английскую классику и т.д.

— Кстати, когда вы реализуете проекты, организовать взаимодействие архитектора, дизайнера и инсталлятора — сложная задача?

— Вот мы сейчас с вами разговариваем, находясь в нашем демонстрационном зале — в галерее AVCustom. Здесь, в Центре дизайна Artplay, находится и Британская школа дизайна. У нас уже есть совместные проекты по семинарам и лекционной работе для студентов — архитекторов и дизайнеров, курс, дающий молодым специалистам некие основы знания, что такое системы автоматизации «умный дом», какая бывает акустика и т.д. К сожалению, сегодня многие архитекторы живут прошлой жизнью. Вот есть выключатель света, пульт к телевизору и все. И когда ты им объясняешь, что есть возможность интегрировать практически все «электрические задачи» по дому (не только кинозал и телевизор, но и охрану, удаленный доступ ко всем функциям и подобное), причем сделать это красиво и с одной сенсорной панели или iPad, они удивляются! А это ведь уже давно не фантастика.

Вот мы и стараемся активнее взаимодействовать. Архитекторы и дизайнеры продадут клиенту диван, выдержат стиль в обстановке комнаты, но они не обладают технической подготовкой в области «умного дома». Поэтому у людей получаются дома, может быть, и красивые, но совсем не технологичные. И еще бытует мнение, что все эти технологии часто ломаются. Это неправда, у меня уже 12 лет «умный дом». Если собрано грамотно, правильно реализована электросеть, техника будет работать, как швейцарские часы.

— Как производители относятся к русскому Hi-Fi-рынку?

— Молятся. Все надежды на Европу уже иссякли. Кроме нас, остается Азия, маховик которой раскрутился в последние 10 лет, Австралия, Новая Зеландия и Океания — там на рынке есть драйв. Увы, в нынешней ситуации есть риск и для всей отрасли вообще. Например, AMX перед кризисом активно развивала представительства по всему миру, нанимала огромное количество сотрудников. А сегодня они значительно сократились. Нам всем важно, чтобы производство и разработки поддерживались, чтобы инновации продолжались. Но вернусь к русскому рынку. Если 10—15 лет назад можно было говорить о его незрелости, то сегодня мы на 100 % интегрированы в мировой рынок. Наши люди ездят за рубеж, там ходят по магазинам, отдыхают в хороших отелях. Приезжают сюда и говорят, дайте мне то, что я там видел. Для нас, как для продавца электроники, это очень позитивно. Потому что в нашем каталоге есть этот качественный продукт, который позволит человеку почувствовать себя на более высоком уровне и с точки зрения комфорта, и каких-то внутренних ощущений. И я хочу сказать, что более взыскательного потребителя, чем в России, мы, наверное, в мире больше нигде не найдем. И для меня, как для дистрибьютора, это шанс. Как продавца электроники, как продавца качественного продукта. Я точно так же живу в отелях, иногда мне встречаются новинки, я записываю их название, приезжаю в Москву и даю задание менеджерам найти, узнать, выехать туда, договориться и поставить. Я испытываю удовлетворение, когда могу поделиться интересным продуктом, о котором я знаю, что он качественный, что он даст человеку почувствовать себя на более высоком уровне.

— Какая аппаратура стоит у вас дома?

— Много всего... Электростатическая акустика Quad — я люблю слушать натуральный звук, люблю вечером посидеть и послушать классическую музыку. Компоненты — ламповый усилитель и проигрыватель — также Quad. Это законченный продукт, от и до. Не надо заниматься экспериментами с подбором компонентов. Еще есть домашний кинотеатр на уже старенькой, но до сих пор великолепно работающей акустике Jamo Cinemaster. Это сертифицированный по THX комплект. На боевиках бухает так, что просто мама родная! Это, кстати, первый кинотеатр с цифровой передачей данных на все колонки, у Meridian Audio такой появился позже. Правда, сын мне намекает, что пора бы сменить на что-то более современное.

— Какой совет вы бы дали человеку, решившему впервые в жизни приобрести себе Hi-Fi-систему или домашний кинотеатр?

— Пусть приезжает к нам, мы ему подскажем! Конечно, есть журналы, как ваш, которые стоит почитать, чтобы представлять себе, что вообще есть на рынке. А дальше общаться со специалистом, чтобы подобрать нужный комплект.

Часто советуют прийти в магазин со своими дисками, чтобы подобрать акустику под личный вкус.

Конечно, это правильно. Более того, это и продавцу дает возможность быстро понять, что именно хочет покупатель. Для динамичной, резкой музыки у нас есть одно предложение, для классики — другое. И всегда прислушивайтесь к профессионалам, ребятам, которые уже давно на рынке. У них есть готовые решения, а не просто «мне кажется, эта акустика будет играть у вас хорошо». Грамотный специалист расспросит о комнате, где будет стоять система, сможет на уровне проекта оценить все возможности, представить, как та или иная техники поведет себя в ваших условиях.

— Кстати, не секрет, что многие люди берут акустику, не обращая внимания на какие-то качественные характеристики, а выбирают только по внешнему виду, каков процент таких покупателей?

— Я бы сказал 50 на 50. Например, если приходит женщина, она чаще выбирает аппаратуру по своим эстетическим представлениям. Мужчины же говорят о Hi-Fi как об увлечении еще с детства, поэтому в первую очередь ориентируются на качество звука.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 2, 2012
50 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.