Крафтовый мастеринг: цифра — винил — цифра

Крафтовый мастеринг: цифра — винил — цифра

Я и предположить не мог, что скромный анонс моих компетенций по оцифровке винила на страницах журнала Stereo&Video вызовет к жизни череду страннейшей переписки, которая заставила меня всерьез задуматься: чем мы вообще здесь занимаемся и как это выглядит со стороны?

Один господин долго морочил мне голову поисками подборок французского шансона, «но не FLAC». Встречные расспросы в конце концов выявили, что хоть и пластинок у него куча, о виниловых рипах речь, в общем-то, и не идет. Через какое-то время из тени беседы вышел день рождения друга с рейндж-ровером последнего поколения, аудиосистема которого (Meridian, между прочим) просто не читает лосслесы с флешки. А хочется сделать подарок. Но не FLAC.

Затем приходит сообщение следующего содержания: «Добрый день, меня интересует, можете ли вы прогнать цифровую запись через винил и сколько это будет стоить?»

Вот это да-а, я попытался представить этот конструкт и почувствовал себя дураком, потому что все равно ничего не представилось. Переслал эту загадку знакомому художнику/музыканту, ну и звукорежиссеру — по основному доходу. Тот не мешкая предложил отправить вопрошающего на букву «хлеб» — вот такие царят нравы в артистической среде! Хлеб к обеду в меру бери, он драгоценность, им не сори: в общем, любопытство взяло свое и я обратился за разъяснениями к автору письма: «Вы хотите записать файлы на винил?»

Ответ не заставил себя ждать: «Записать с диска файлы на винил и потом обратно с винила на диск для получения звука как в 80-х». Вот так, слово за слово, выяснилось, что молодой человек занимается хип-хопом и хочет немножко стилизовать саунд своих произведений и ремиксов под олдскул. Тем более что этот «туда-сюда» фокус он уже проделывал с кассетой, и, по его словам, результат очень впечатлил.

Отправлять человека изучать матчасть, перегружая сумасшедший трафик сайта stereo.ru, не входило в мои планы. Хотя и современные представления о пластинке как о CD-R, на который можно быстренько сбросить данные, выглядели довольно занятно. Поэтому пришлось кратко объяснить правду, почему эта идея безнадежна. Как минимум, изготовление лаковой матрицы и тиража пластинок вряд ли входили в бюджет молодого музыканта. Но я и обнадежил вместе с тем! Мол, виниловый саунд можно сымитировать, хотя хипхопер поначалу не очень поверил, наученный горьким опытом синтетических плагинов с дурацкими щелчками. Я взялся это доказать и попросил любой трек на предметный стол.

Это был MP3 320 кбит/с, оригинального WAV не было, эх... Но частота дискретизации файла 48 кГц казалась такой трогательной и звала в дорогу.
И вот уже передо мной в аудиоредакторе наш увечный — перепеленат в оболочку WAV и разрядность 24/48. Никаких плагинов я применять не собирался, зачем? Сначала снизил уровень сигнала, чтобы был запас похулиганить. Затем эквалайзером притушил ВЧ, добавил баску и далее отрезал «хвост» одной из оцифрованных пластинок (там, где музыка уже закончилась).

Исходник рыбьего жира для хип-хопа был выбран весьма благородным — Джонни Кэш на британском прессе. Этим кусочком я просто проштамповал весь трек от начала до конца, но, честно говоря, на слух мало что изменилось. Мои давнишние усилия по снижению паразитных шумов тракта для оцифровки в данном случае оказались без надобности. Поэтому я крепко увеличил оригинальный шорох пластинки, а во втором варианте задрал уровень винила еще крепче и неприличнее.

Именно этот вариант и вызвал наибольший респект музыканта. Правда, сам он потом провалился в радиотишину после озвучки цен на крафтовый мастеринг, так что пришлось засесть за эту статью.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 9, 2015
71.46 дБ +

Комментарии

#

Перезапись с виниловой пластинки на магнитную ленту во времена моей юности (семидесятые) была оправдана высокими ценами на пластинки и их повальным дефицитом. И не смотря на то, что копия на ленте тех лет всегда была хуже оригинала, запись всё же оставалась аналоговой. Сегодня, когда дефицит исчез и записи любимых исполнителей в наличии на любом носителе, перевод аналоговых записей в цифру мне представляется не более, чем развлечением типа «чем бы дитятко не тешилось..». Конечно же, я не имею в виду профессиональные работы на фирмах звукозаписи для сохранения оригиналов. И всё бы не плохо, если бы музыку с винила подвергали подобной трансформации в целях привить ребёнку опыт обращения с современной техникой записи. Но когда взрослые дяди всерьёз начинают обсуждать меж собой качество записи после перевода с аналога в цифру, да ещё с сохранением «аналоговой теплоты» звучания, это уже смешно. Не проще ли получать удовольствие от музыки слушая её с качественного винила или CD на высококлассной аппаратуре, чем препарировать звук в домашних условиях для аппаратов бюджетного уровня.

- 57.78 дБ +
#

говорил уже и не раз и повторюсь: какие-то релизы на виниле мне интересны, но все эти радости коллекционера категорически не моя чашка чаю - нюхать затхлый картон, чистить, ставить, переворачивать, следить за механикой

я не хочу возиться с пластинками в принципе

хорошо, когда кто-кто уже сделал всю работу за тебя, но чаще всего бывает, что оцифровщик хороший, а репертуар у него тоска болотная. поэтому приходиться и впрягаться самому

- 56.02 дБ +
#
Но когда взрослые дяди всерьёз начинают обсуждать меж собой качество записи после перевода с аналога в цифру, да ещё с сохранением «аналоговой теплоты» звучания, это уже смешно.

я вот подобное постоянно слышал лет двадцать назад про сканирование пленок и отпечатков, даже сейчас нет-нет да кто-нибудь в эту дуду запоет. А на практике выходит, что ручная печать не только ничем не лучше, а постоянно упирается в какие-то досадные недоразумения. И если и существует, то в единичных экземплярах, но никак не в сотнях копий. Но гипотетически конечно да, гараздо духовнее.

- 56.02 дБ +
#

я могу запеть, что только последнее поколение камер сони а7 вселило в меня надежду, что у бытовой цифровой фотографии действительно появился, наконец, художественный потенциал

но еще есть слайды и средний формат, который пока сложно забороть цифровыми фулфреймами ))

- 50 дБ +
#

Цифровой задник к Хасселю или Phase One прекрасно работают. Стоят только дорого. Но это профессиональный сегмент, для хобби редко такую технику покупают, а если кто профессией зарабатывает так, что может купить среднеформатную цифру - так честь ему и хвала.

- 50 дБ +
#

цифрозадники в свою очередь тоже уступают фотоэмульсии аналогичного формата

- 50 дБ +
#

Может быть, я сам фотографией не занимаюсь, просто люблю ходить на выставки в разных странах, когда получается, авторские альбомы часто заказываю. Вот, так по примеру выставок с широкоформатной печатью я видел очень хорошие отпечатки по качеств. Может где то там какие то тонкости и технические ограничения есть, но я этого уже не вижу, а еще недавно разница была заметна.

- 50 дБ +
#

вот пример разницы. да, на первый взгляд она незначительна, но вам не нравятся когда говорят что все сд-плеры играют одинаково?

http://www.rebeccalily.com/film-digital-fuji-xe1-400h/

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.