Большинство категорий товаров, в основе которых лежат технологии, не терпят или не поощряют искусство и индивидуальность. Скорее, они вознаграждают сходство и совершенствование уже существующих произведений искусства. Возьмите, например, компьютеры. Искусство в компьютерах можно найти лишь в их упаковке или в периферийных устройствах, но крайне редко в их качестве работы. Да, мы можем делать их быстрее, компактнее, эффективнее, но все они делают в точности то же самое, или не делают ничего кроме базовых функций. Давайте проверим это наблюдение на музыкальной сфере.

Большинство технологичных продуктов напоминают мне больше классическую музыку, чем джаз. В классической музыке высоко ценится совершенство оригинальной партитуры. Искусство классической музыки ценит не отклонения от оригинальной партитуры, нет, это строго запрещено, но, скорее, небольшие вариации от совершенства. Джаз, с другой стороны, вознаграждает за различие в нотах и шарахается от однообразия. Джаз ценит даже ошибки в игре на инструменте, поскольку такие ошибки служат открытию новых эмоций, нового искусства, раскрывающего душу художника. Извлеките не ту ноту в классической музыке и люди вздрогнут; совершенство достигнуто раз и навсегда, пусть начинается настоящее искусство. Ударил не по той ноте в джазе, и мы будем терпеть это в ожидании откровения исполнителя; черт с ними — с нотами.

Конструирование High End-аудио аппаратуры больше похоже на джаз, чем на классическую музыку. И мне это нравится. Это один из немногих, основанных на технологиях видов деятельности, который вознаграждает искусство через совершенство. Индивидуалисты в этой отрасли являются одними из самых творческих и хитроумных людей, которых я знаю. Конструкторы High End-аудио больше похожи на музыкантов, чем на инженеров, т.к. у них есть душа.

Конечно, как конструкторы мы хотим совершенства, но не за счет искусства.

Страшноватое искусство

В качестве дополнения хочу упомянуть NPR (наше общественное радио в США), на котором была потрясающая передача про обучение студентов демократии посредством джаза. Джаз ориентирован на импровизацию и создание музыки на лету, что требует от группы людей собраться вместе и договориться. Какая чудесная идея интеграции джаза в учебной аудитории.

Я хотел бы более подробно остановиться на основной теме — искусстве конструирования. Позвольте мне предположить, что существует множество способов проектирования оборудования, так же, как существуют много способов приготовления пищи. Конструкторы могут следовать испытанным рецептам и готовить замечательно звучащее оборудование, как шеф-повар может сделать то же самое. Но, следуя рецептам, такие конструкторы редко создают выдающиеся или блестящие примеры инновационных разработок.

Нет, только те конструкторы и шеф-повары, которые имеют мужество выйти за рамки своей зоны комфорта и уйти от испытанных и надежных рецептов, имеют шанс выделиться.

Есть искусство и есть мастерство в том, чтобы следовать рецептам конструирования или кулинарии и создавать успешный конечный результат.

Но для тех, кто достаточно смел, чтобы выйти за пределы своей зоны комфорта и попробовать что-то новое, особенно в искусстве воспроизведения музыки, потенциальные выгоды для своих клиентов огромны.

Рецепты надежны, а творческое искусство может быть страшным.

Оригиналы: Expensive art и Scary art

Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End-аудио продукты и сервисы.