Усилители и ЦАП Schiit Audio уже успели зарекомендовать себя как устройства с оптимальным соотношением цены/качества. При этом, чем ниже ценовая планка, тем интереснее искать варианты, способные выдать максимум качества с минимальным вложением средств. И надо заметить, что в бюджетном сегменте особой конкуренции не наблюдается. Разве что брать в расчет молодые китайские бренды, которые можно купить за смешные деньги на известном сайте или вдвое дороже у местных дистрибьюторов. С этим вполне можно смириться, учитывая, что добрая половина Hi-Fi брендов производит свои компоненты в Юго-Восточной Азии. Но Schiit Audio не из таких.

Made in USA

Именно такая гордая надпись красуется на борту компонентов Schiit Audio. Но самое главное — эта надпись отражает всю суть устройства, ведь не только сборка, но и схемотехника используется оригинальная. Да что я буду рассказывать, вы ведь и так знаете уже достаточно о Schiit Audio из наших предыдущих публикаций. Сфокусируемся, пожалуй, на парочке компонентов, о которых пойдет речь сегодня. Это усилитель для наушников Magni 2 и USB-ЦАП Modi 2. Названия знакомые, не правда ли? Вот и мы в редакции были изрядно озадачены, когда получили предложение протестировать именно их, ведь мы уже рассказывали о паре устройств с такими названиями. Однако Magni 2 и Modi 2 бывают разные. В предыдущем тесте были улучшенные версии, Magni 2 Uber и Modi 2 Uber с расширенными функциями и несколько иной схемотехникой. Теперь же дело дошло до базовых версий, у которых есть один весьма значительный плюс — они неприлично дешевы.

Эта парочка много места не займет и поместится даже на изрядно захламленном столе

В линейке Schiit Audio эта парочка стоит сразу после более компактных USB-ЦАПов Fulla и Fulla 2, предназначенных для ноутбуков и мобильных устройств. Таким образом, перед нами минимальный набор аппаратуры, который имеет смысл ставить рядом со стационарным компьютером. По версии Schiit Audio, разумеется.

Только для компьютера

В USB-ЦАПе все начинается с USB-приемника. Эта деталь, по мнению некоторых экспертов, весьма существенно влияет на качество звучания в целом. В модели Modi 2 используется чип CM6631 от C-Media. У большинства людей, знакомых с компьютерами, этот производитель ассоциируется скорее с бюджетными звуковыми картами, но Schiit на то и Schiit, чтобы удивлять нетрадиционными, но неизменно эффективными решениями. Конкретно этот чип — далеко не самый бюджетный, и выбран он был исключительно по характеристикам и качеству работы без оглядки на происхождение.

Редкостный минимализм. Но все логично: питание от USB компьютера не требует выключателя

Рядом с USB-портом на корпусе устройства имеется переключатель с обозначениями S и E — «Стандартный» и «Экспертный» режимы. В переводе на язык цифр, переключатель дает выбор между подключением с разрешением аудиопотока до 24 бит/96 кГц для работы без драйверов с любым, включая мобильные, устройством, или же с дискретностью до 24 бит/192 кГц, но с необходимостью установки драйверов. Впрочем, последнее касается исключительно Windows. Остальные пользователи Mac и Linux могут не забивать этим голову, ведь в этих ОС ЦАП определяется безо всяких драйверов в любом режиме.

Загадочный переключатель около USB порта позволяет подключиться к Windows без драйверов

После USB-приемника в сигнальном тракте следует конвертер AKM AK4490 японского производителя Asahi Kasei. А на выходе нас ждет еще более понятная любителям классического аудио микросхема операционного усилителя AD8616 от Analog Devices, прецизионные тонкопленочные резисторы и пленочные конденсаторы (никаких электролитов в сигнальной цепи). Эта часть вполне соответствует канонам Hi-Fi. Да и корпуса устройств это, по сути, маленький такой настольный Hi-Fi. Они ощутимо тяжелые, массивные. Производители явно не пожалели металла, и даже ручка громкости алюминиевая, а не пластиковая.

USB-преобразователь C-Media дает качественный звук, если правильно его подготовить

Если почитать спецификации, основные отличия между Modi 2 и Modi 2 Uber сводятся к наличию у последнего оптического и коаксиального входов. При этом разница в цене довольно заметна: версия Uber в полтора раза дороже, и если вы не собираетесь использовать SPDIF входы, вырисовывается приличная экономия.

Но если присмотреться внимательнее, можно увидеть один немаловажный факт: у Modi 2 питание осуществляется от USB кабеля, а у Modi 2 Uber — от внешнего линейного блока питания. Этот факт я предлагаю пока просто запомнить. Мы же тем временем перейдем к усилителю.

Один для всех

Усилитель Magni 2 — это еще один образец лаконичности, который тоже обойдется в полтора раза дешевле старшей, улучшенной версии Uber. Он имеет один вход с разъемами RCA и один выход. На этом все. Роли предусилителя не предполагается, поэтому задача у Magni 2 одна — усиливать звук в наушниках. Сразу же отмечу, что наушники могут быть любые — от дежурных маломощных «затычек», купленных для работы со смартфоном, до солидного высокоомного High End.

Согните и покрасьте толстый лист металла — вот вам и корпус для аккуратненького настольного усилителя

Для управления импедансом на задней стенке есть переключатель с условными обозначениями «hi» и «lo» (высокий и низкий соответственно). Показатели мощности весьма солидные: 1,8 Вт на канал при нагрузке 16 Ом и 130 мВт при 600 Ом. Со всеми промежуточными остановками: наушникам 300 Ом достанется четверть ватта, а типовой для портативных наушников импеданс 32 Ом позволит получить 1,2 Вт мощности. Одним словом, Magni 2 не намного слабее версии Uber и под его контролем тоже не забалуешь.

На тыльной стороне подключается внешнее питание и регулируется коэффициент усиления

Усилитель имеет схемотехнику класса АВ и собран полностью на дискретных элементах. Транзисторы применяются как биполярные, так и полевые. Обратная связь фиксированная по глубине во всем диапазоне частот. Такой подход позволил получить хорошее разделение каналов, высокое соотношение сигнал/шум и низкий уровень искажений.

Внутри все по-честному: пара транзисторов и никаких микросхем в усилителе мощности

Блок питания используется линейный, что для Schiit Audio является своего рода корпоративным стандартом. Разработчики убеждены, что импульсный блок питания для аудиоустройств в принципе не применим.

Подбор инструментов

Для тестирования использовался довольно широкий парк наушников. С собой у меня были басовитые «затычки» Tonino Lamborghini Quantum HL-01 с двойным динамиком и накладные наушники Tonino Lamborghini Spectrum One SE Studio, обладающие, в отличие от серийной версии, хорошо сбалансированной АЧХ. В шоуруме Schiit Audio меня ждали Beyerdynamic DT-770, Sennheiser HD700, а также OPPO PM-1 и PM-3. Не ко всякому High End удается подступиться с таким арсеналом, но тут, как видите, повезло. И это, кстати, вполне оправдано. Чтобы понять, насколько плоха или хороша система такого класса, лучше всего взять несколько наушников совершенно разной стоимости. Так пределы возможностей компонентов становятся наиболее очевидны.

Большое количество разных наушников повышает объективность оценки

Начнем сразу с выводов. С внутриканальными, недорогими накладными или полноразмерными наушниками комплект справляется хорошо и дает заметно более качественный звук, чем давали те же самые стереотелефоны со смартфоном, ноутбуком или компьютером. Класс качества наушников имеет смысл повышать примерно до уровня ОРРО РМ-3. Звучанием ОРРО PM-1 или Sennheiser HD700 вы удовлетворитесь только в том случае, если раньше не приходилось слушать эти модели в более дорогой системе.

Как вам такой аудио-натюрморт? По-моему, симпатично!

В процессе тестирования я, так или иначе, использовал весь арсенал, а для повседневной эксплуатации Magni 2 и Modi 2 оптимальным решением будут наушники, стоимость которых сравнима или чуть превышает стоимость комплекта. При этом важно, что усилитель очень уверенно справляется с совершенно различными моделями, поэтому выбор будет довольно широк.

Проблемой может стать поиск кабелей, ведь даже короткие провода для этих малышей избыточны

Еще один специфический момент, который хотелось бы обозначить с самого начала — выбор USB кабеля. В моем распоряжении было две версии USB-кабеля SOtM Audio с медными и серебряными жилами. Они, конечно, несколько дороговаты для такой системы, но интересно было установить реакцию ЦАП на замену кабелей. Оказалось очень заметно. Медь чуть упрощала звук и делала гулким звучание контрабаса, на серебряных жилах гулкость практически исчезала, и детальность была заметно выше. Поэтому хочу обратить особое внимание на этот факт. Смена кабеля может быть средством повышения качества звучания или изменения его характера.

От баса до верхов

Один из первых моментов, однозначно порадовавший и продемонстрировавший превосходство Magni2 над более дешевыми альтернативами, — это контроль басового диапазона. В этом плане наиболее показательными стали наушники Tonino Lamborghini. Обе модели довольно требовательны к возможностям усилителя, и если не хватает мощности или демпинг-фактора, звучание баса становится гулким, не контролируемым. Magni2 продемонстрировал отличный контроль баса даже на сложном контенте, вроде альбома «АМ» группы Arctic Monkeys. С остальными наушниками проблем тоже не возникло, и только на Beyerdynamic DT-770 бас был немного более гулким и смазанным на низких нотах, что, впрочем, не раздражало и воспринималась скорее как специфика звучания данных наушников.

С подбором наушников можно экспериментировать смело, но в разумных пределах

Дальнейшее сравнение с портативными устройствами и штатными выходами для наушников казалось, откровенно говоря, бессмысленным. Комплект был лучше во всех отношениях, но именно ради этого он и создавался — подняться на одну или несколько степеней качества вверх относительно стандартных решений.

Сцена широкая, что свидетельствует о хорошем разделении каналов. Альбом «Riding with the King» не пытался сбиться в кучу внутри головы, наоборот, Эрик Клэптон и Би Би Кинг были расположены где-то в чашках наушников. На записях Enya очень хорошо передавались пространство, атмосфера записи. Разрешение, которое обеспечивал этот комплект, вполне позволяло ощутить аудиофильские преимущества записей Dire Straits, хотя и не вытаскивали наружу абсолютно все детали. Зато динамика была просто отличная! Это хорошо ощущалось на Alex Clare и другой энергичной музыке, в том числе на хард-роке и не сложном металле. Очень хорошо звучала танцевальная и поп-музыка, особенно энергичные и яркие вещи (вроде альбомов Sia), а хиты Майкла Джексона продемонстрировали какую-то запредельную артикулированность вокала и четкость ритма — даже не думал, что эти качества могут ощущаться избыточными.

Большой и качественный звук от этой пары ожидать сложно, поэтому мелкий Schiit удивляет особенно сильно

В целом комплект рисует звуковую картину характерными для американской звуковой школы крупными мазками, при этом очень ритмично, рельефно, отчего любая запись, даже невысокого качества, кажется очень выразительной. При прослушивании низкокачественных мастерингов результат весьма порадовал. Компрессию слышно, понятно, что детальность записи невысока, но музыкальная часть от этого страдает минимально. Любой по качеству контент, даже МР3, слушать можно без дискомфорта. Внимание фокусируется не на дефектах, а на художественной составляющей. Это свойство весьма актуально, ведь с компьютера мы воспроизводим не только Hi-Res записи, но также слушаем интернет-радио и потоковые сервисы, которые не могут похвастаться высоким битрейтом. Да и музыкальные видео на YouTube никто не отменял.

Честный подход

Пользуясь случаем, я сравнил комплект Magni 2 и Modi 2 с ближайшими моделями из фирменной линейки. Разница с Fulla 2 была весьма очевидной. И по контролю сложных наушников, и по общим показателям качества (разрешение, ширина диапазона и динамические характеристики) Magni 2 и Modi 2 были явно лучше. Что же, результат вполне ожидаемый. Куда менее значимую разницу я ожидал от замены Modi 2 на Modi 2 Uber, но и здесь она определенно дала о себе знать. Детальность подросла, звук стал более сфокусированным, четким и объемным. Шаг вперед оказался более чем существенным, чтобы считать разницу в цене оправданной. Жаль, Magni 2 Uber под рукой не оказалось. Было бы интересно сравнить.

А закончить хочется слоганом: выбирайте качественные наушники!

В целом же эксперимент показал, что позиционирование продукции в линейке у Schiit Audio весьма честное, а в стоимости устройств действительно оправдан каждый рубль.

Выводы

Все оценки качества звучания колеблются в пределах от хорошо до отлично в зависимости от контента. Симфоническую классику, оперу, а также сложный джаз и прогрессив я бы доверил более качественным компонентам. Но это уже мои аудиофильские придирки, все познается в сравнении. После смартфона или ноутбука это даже не шаг, а огромный скачок вперед.

Искушенные слушатели назовут это системой Hi-Fi начального уровня и будут, наверное, правы. Вот только я напомню: даже базовый уровень Hi-Fi нынче не дешев, а цена этого комплекта, напротив, весьма скромна.

Отличное соотношение качество/цена, ЦАП можно использовать без установки драйверов

Ограничены возможности коммутации

Schiit Modi 2, Schiit Magni 2

Schiit Modi 2 – 10 990 рублей, Schiit Magni 2 – 10 990 рублей

Schiit Modi 2

Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (+/- 0,1 дБ)

Макс. вых. напряжение: 1,5 В (VRMS)

Коммутация: вход USB, аналоговый выход

КНИ: <0,002% (20 Гц – 20 кГц, 1,5 В)

Интермодуляционные искажения: < 0,003% (CCIF, 1,5 Вт VRMS)

Сигнал/шум: >104 дБ (невзвешенное, 1,5 В VRMS)

Взаимопроникновение: < -80 дБ (20 Гц – 20 кГц)

Габариты: 127х89х32 мм

Масса: 0,45 кг

Schiit Magni 2

Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (-0,1 дБ); 2 Гц – 200 кГц (-3 дБ)

Макс. мощность (16/32/50/300/600 Ом): 1,8/1,2/1,0/0,26/0,13 Вт на канал (RMS)

Коммутация: аналоговый вход RCA, выход для наушников 6,3 мм

КНИ: <0,003% (20 Гц – 20 кГц, 1 В RMS)

Интермодуляционные искажения: < 0,004% (CCIF)

Сигнал/шум: >102 дБ (невзвешенное, 1 В RMS)

Взаимопроникновение: < -70 дБ (20 Гц – 20 кГц)

Потребляемая мощность: 4 Вт

Габариты: 127х89х32 мм

Масса: 0,45 кг