Блеск и нищета виниловой лихорадки

Блеск и нищета виниловой лихорадки

Тактовая частота сигнала шагнула уже куда-то в ноосферу, и тем не менее бесплотному духу сетевой музыки граждане предпочитают картонные коробочки. Да что там говорить об абстрактном упрямце, когда главный редактор Борзенков самым бесстыдным образом ежемесячно предается разврату с виниловыми бокс-сетами на 100 страниц вниз по номеру.

Слава винила воскресшего простерлась даже за пределы нашего аудиоболотца. Например, на сайте крупного американского мегастора актуальной молодежной одежды Urban Outfitters никогда и близко не было хай-фая. Но будьте уверены, в разделе аксессуаров найдутся проигрыватели винила. Пластмассовые, с USB-выходами и даже кассетником (аналоговая же тема, чуваки!) на борту. Сегодня каждая новенькая пластиночка будет обходиться долларов в 20. При этом очевидно, что на какое-то особое качество «аналогового звучания» на такой технике рассчитывать смешно. В социальных сетях сообщества вроде Strictly Vinyl ежедневно собирают по несколько тысяч лайков на картинках, где вместо котиков — ретро-фешн-девушки, призадумавшиеся подле виниловой вертушки. Такой же, впрочем, убогой, что и новоделы от Urban Outfitters (можно подумать, в 60-е не выпускали барахла!). Мой товарищ взалкал найти Уолтера Сантоса, был такой бразильский певец и гитарист. Ни в торрентах, ни в обозримых онлайн-магазинах его альбомы не находились, только сборники. Я ему послал то, что удалось сыскать, — линк, где можно было купить CD. «Ну-у... — протянул товарищ. — Может, с него и копию кто-нибудь выложит. Мне бы на пластинке его...»

Проигрыватель винила стал модной частью интерьера, а пластинка — своего рода стабильной аудиовалютой. Выглядит трендово, конверт красивый, загадочно мерцает диск на шпинделе. Какие там требования к качеству? У меня есть основания полагать, что достоверный звук не самоцель и в более изощренных аудиокругах.

А копии, кстати, делают и с пластинок. Некоторые лейблы, например ZE Records, не гнушаются торговать переизданиями (LP, CD или МР3) на базе виниловых рипов. Ужасно исполненных, надо сказать. Многочисленные народные LP-оцифровки пластинок служат наглядной иллюстрацией, как звучит винил у людей в домах. К счастью, в отличие от бракоделов ZE Records, здесь все бесплатно и, кроме того, по правилам хорошего тона прилагается текстовый файлик с перечнем рип-оборудования.

Независимо от породы использованной техники действительно впечатляющих результатов крайне мало. Практически любой виниловый рип может иметь диапазон чуть ли не до 70 кГц. Чего не покажет прекрасная частотка — так это противных искажений в конце диска почти у каждого LP-рипа. Если не хрипы, то по сравнению с первым треком уж бас и высокие окажутся точно хуже. Не зря же раньше все хиты записывали в начале пластинки. А рокот двигателя, а шум массы, а наводки в тракте? И вся эта каша не мешает, а, возможно, даже вдохновляет хвалить до небес «виниловое качество».

Как известно, лучшими ресторанами считаются те, в которых пирожок имеет неизменное качество, что в 1934 году, что в 2034-м. Я не сомневаюсь, что в определенных обстоятельствах пластинка может сыграть изящнее сидишки, особенно учитывая, как сейчас нещадно компрессируют динамику сигнала на последних. Да я сам владелец винилового тракта. Но я не люблю винил. Не люблю за все эти утомительные капризы. За голод первопрессов и запилы прежних владельцев. За ворох комбинаций картриджей и тонармов под издания разных лет. За аксессуары по уходу, за необходимость вакуумной мойки наконец. Я лучше просто возьму с полки свой цифровой пирожок.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 1, 2013
26.58 дБ +

Комментарии

#

На мой взгляд, автор весьма поверхностно представляет истинные возможности качества звучания винила.

- 40.97 дБ +
#

ну расскажите мне подробности, как эксперт глубокого бурения истинной возможности качества звучания винила

- 50 дБ +
#

По части бурения, тем более глубокого - это не ко мне.

- 50 дБ +
#

вы меня обвинили в поверхностном представлении, я предположил, что ваши сведения о вопросе отличаются завидной глубиной

- 50 дБ +
#

Я, честно говоря, тоже не люблю побочные действия винила - помывка, хранение, сложности с выбором и поиском конкретных экземпляров. И никакого эстетического фетишизма вращающийся диск и процесс попадания иголкой в дорожку у меня тоже не вызывает.

Но имея весьма обширную фонотеку, где поровну и винила и CD и так же прибавив к этому солидный опыт сравнения разных изданий приходится счесть винил необходимостью. Ту же классическую музыку, записанную где то с 50х до конца 70х очень часто приходится покупать именно на виниле. Разница в сравнении с большинством изданий на CD не в пользу цифры.

Плюс очень много того, что на цифре вообще не издавалось или издавалось давно, крошечными тиражами и купить это нереально.

Качать пиратчину - нет уж, не моя тема.

Оцифровки - много я их пересравнивал. Действительно хороших - несколько процентов. Если это сложить с тем, что много чего вообще никто не оцифровывал - опять же приходится возвращаться к первоисточнику.

И это только самая поверхностная раскладка. Про восприятие цифрового и аналогового звука можно порассуждать отдельно, а можно и попроводить эксперименты - в слепом тесте на хорошем тракте погонять одну и ту же музыку на хорошем виниле и в виде очень хорошей цифры (желательно все обставить так, чтобы на слух различить источник однозначно было нельзя) - и сравнить чисто субъективные результаты, например время наступления усталости от звука. Скажу так - результат может очень сильно удивить.

- 60 дБ +
#

не понял, каким боком сюда относится пиратчина, я где-то за нее ратовал?

я где-то противопоставлял цифровую и аналоговую записи (именно записи, а не звук, который на выходе из колонок имеет аналоговое измерение в обеих случаях)?

тоже самое и по остальным тезисам, которые никак не противоречат изначальному посылу.

я перечислил НЕСНИМАЕМЫЕ проблемы, которые МНЕ отравляют жизнь с винилом, а именно:

1. вы никогда не будете уверены, что ваша текущая настройка тонарма-картриджа выжимает 100% из пластинки. Поменял толстый пресс на тонкий и привет - VTA уже изменилась.

2. вы никогда не будете уверены в окончательном превосходном качестве вашего экземпляра LP. Первопресс может быть запиленным, новодел может быть хуже первопресса, среднедел тоже заставит вас сравнивать разные издания, искать экзепляр с самым "живым" звуком.

3. деградация носителя с каждым воспроизведением

4. что делать с синглами в домашних условиях?

5. если пластинка длинная, возле яблока будет хуже играть чем в начале как ни крути.

при этом я ценю, что на виниловых изданиях оставляют большой динамический диапазон, который обычно убивается на CD и HD-изданиях

- 53.01 дБ +
#

Пиратчина, конечно, отдельная тема, но она вот тут, рядом. Те же оцифровки в разных странах могут оцениваться законом очень по разному. Это можно как то обсудить отдельно, не смешивая все в кучу.

Неснимаемые проблемы на самом деле не такие уж и неснимаемые.

1. Так можно много в чем не быть уверенным. Один подсевший конденсатор в тракте может быть почти незаметен, но если он есть - влияние будет. Если же именно о VTA - тут есть множество вариантов. Начиная с того, что разные головки по разному чувствительны к этим небольшим колебаниям настроек и заканчивая подбором какого то нейтрального в звуковом отношении мата, компенсирующего толщину. Или можно подобрать тонарм с удобной регулировкой. А можно вообще пойти по пути максимализма и для разных пластинок держать пару тонармов. Дорого, в чем то хлопотно, но точно решаемо.

Но прежде всего стоит попробовать на приличном отстроенном тракте отслушать разные варианты (именно моделируя перепад высоты нейтральным по звуку матом или перенастройкой тонарма) и решить, а что же при всем этом слышно. И насколько для вас это критично.

2. Проблема запиленных пластинок обычно решается тем, где и что покупать. Мне за два года досталось буквально три пластинки с песочком, но это пластинки из разряда тех, которые и в таком виде бывают в продаже раз в несколько лет. А в цифре этого нет вообще. Если опыта или средств не хватает - собирайте сакую связку головка/тонарм, которые будут менее критичны к дефектам.

Про качество самих изданий можно много чего узнать - форумы или Дискогс могут уже дать массу информации (правда тут надо заметить, что на русскоязычных ресурсах все это почти отсутствует). Так же, если не сидеть отшельником, всегда происходит обмен опытом между такими же увлеченными знакомыми, теми, с кем музыкальные интересы так или иначе совпадают.

В любом случае, качество издания как такового - это проблема, что для CD, что для винила.

Да и есть субъективный показатель - собственные ощущения. Понять, коробит от записи, или нет не сложно.

3. При наличии качественного, настроенного и подобранного под конкретные задачи тракта и правильном обращении с пластинкой (в т.ч. мыть, не крутить чаще чем раз в сутки по одному и тому же месту) будет очень сложно запилить пластинку - это очень много прослушиваний.

4. А что делать с синглами? Сажать на адаптер и слушать. Какие проблемы?

5. Решается 12-ти дюймовым тонармом с правильно подобранной головкой. Не до конца, но это не та проблема, от которой вянут уши.

- 50 дБ +
#

гладко было на бумаге, да забыли про овраги

слишком много переменных в этом уравнении - прессы, издания, подбор транса-корректора-головы-тонарма. оттого и говорильня вокруг виниловой темы самая обильная, судя по форумам

это все, понятно, создает прекрасные условия для произрастания разных видов коллекционерского азарта, конверты еще большие красивые. наверное, и синглы кому-то не лень из-за одной песни ставить на проигрыватель, чтобы потом вставать и переворачивать через три минуты

но как-то жалко тратить на все это время

у меня утилитарное отношение к технике и я привык, что калькулятор будет на задачу 2 + 2 давать четыре. Ответы "между пятью и тремя", "около четырех" или намеки на присутствие иных миров, где 2+2 может быть равным 5, будут очень раздражать).

- 50 дБ +
#

Купите себе EMT 938 и две штатные головки - стерео и моно. И Корректор подходящий. И все, забудете про свои калькуляторы с парадоксальной логикой...

Эт если простоты хочется.

А ежели хочется просто но не так денежно - за месяц все базовые виниловые премудрости зазубрить можно. А уж сколько сейчас возможностей с настройками - тестовый диск да сигнал на комп. Уж на что проще, чем раньше, на глаз, да на слух. И стробоскопы сейчас есть и весы электронные - народ аж микроскопы на проигрыватели ставит и на компьютере сразу картинка - вот тут вам и азимут и высота и все прелести.

И надобно еще аудиофильское словоблудие от физики отличать. Сначала с механикой разобраться надо, а потом уже со всякой вкусовщиной.

- 50 дБ +
#

А чем Вас так синглы раздражают? Во первых большинство из них (кроме 7') крутятся гораздо дольше 3 минут (Легендарный сингл Miko Mission - The World Is You записан на 33 и одна его сторона проигрывается около 10 минут), во вторых ряд музыкантов 80-х вообще не выпускали альбомов (тот же Miko Mission), а только синглы, но каждый из которых обладал некой своей идеей, философией, их нельзя собрать в альбом - получится несогласованно и криво.

Относительно регулирования - обратитесь в магазин , где купили проигрыватель и его вам полностью там настроят.

И в заключении: при нынешнем сидячем образе жизни частое вставание только на пользу идёт)

- 50 дБ +
#

буду рад, если наведете на 938-й по подходящей цене.

остальное барахло - весы, шаблоны - давно имеются. Но, кстати не все тонармы признают эти шаблоны. Например, у SAEC нулевая точка только одна возле яблока.

- 50 дБ +
#

Увы, Ярослав - не будет такого счастья. Я то как помню, свою EMT унес за несколько бутылок то ли кизлярского то ли дагестанского. И с набором головок в нагрузку. Если нас не посетит большой и злой кризис то увы, не будет такой халявы и таких цен. Китайский средний класс сейчас сметает все что может - EMT, гаррард-торенсы, всякие первопрессы. Эти люди делают рынок и цены. Не старушка-европа, не штаты. И конечно же не наша страна. Так что и рад бы, но, как говорится, нечем... Только дороже все это стоить будет. Многие цены уже лишены логики, но они - наша объективная реальность.А шаблоны - так это, Автокад в помощь. По исходным циферкам (если имеются) - и рисуем. Формулы все в сети есть. Препаршиво другое - на массу тонармов циферок то нужных нету. Тогда на догадке, интуиции и ушками, ушками. А вы так вроде и компьютерами пользоваться здорово умеете - это тоже можно с пользой применить. Или осциллограф. В умелых руках совсем не последний, а можно сказать, первейший инструмент в настройке.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.