Обзор акустики Sonus Faber: путь от Страдивари до хайтека

Обзор акустики Sonus Faber: путь от Страдивари до хайтека

Знакомясь с акустикой Sonus Faber невозможно удержаться от прямых ассоциаций с музыкальными инструментами. Об этом недвусмысленно говорят и названия, и формы, и материалы. Где в этом инженерный замысел, где дизайн, а где маркетинг мы попробуем разобраться проследив историю развития технологий Sonus Faber.

Sonus Faber можно перевести с итальянского как «Звук ручной работы». Именно таким образом, своими собственными руками, в 1980 году Франко Серблин создал свой первый проект Snail (Улитка). Это была система состоящая из сабвуфера и жестко закрепленных к нему сателлитов, практически целиком выполненная из массива дерева. По словам разработчика источником вдохновения стали конструкции Леонардо Да Винчи.

Первая акустическая система от Sonus Faber — Snail Project (1980 год)

Несмотря на то что до создания бренда Sonus Faber оставалось еще три года, основная идея фирменной акустики сформировалась именно в той модели: прочные корпуса изготовленные вручную из специально подобранных сортов дерева и высокотехнологичные динамики.

Первенец и амбиции

Официальная история Sonus Faber началась в 1983 году. Небольшое производство в местечке Монтевиале, находящемся к северо-западу от административного центра Винченца, предложило ценителям качественного звука акустику Parva.

Полочная акустика Sonus Faber Parva (1983 год), скрепленная деревянными шкантами

Эта компактная полочная модель имела шелковый твитер и СЧ/НЧ динамик кевларовым диффузором. На тот момент использование кевларовых динамиков было довольно смелым и новаторским решением. Примечательной особенностью корпуса Parva была как его конструкция собранная из деревянных брусков, так и сама технология сборки на деревянных шкантах, демонстрирующая стремление разработчиков избежать комбинирования материалов и контролировать тем самым резонансные свойства. Скругленные грани и углы корпуса минимизируют дифракцию, а отделка передней панели кожей, которая так же стала для Sonus Faber традиционным решением, позволяет уменьшить паразитные излучения и их последующую интерференцию с основным излучением динамиков.

Во целом первенец Sonus Faber получился удачным и выполнил свою главную функцию: привлёк внимание Hi-Fi общественности к молодому бренду. Далее последовал ряд полочных моделей аналогичной концепции: Minima (1984), Electa (1986), Electa Amator (1987).

Настоящий прорыв произошел в 1991 году с появлением суперакустики Extrema. Это был весьма амбициозный проект, призванный сделать референсную модель существенно превосходящую всё что было создано ранее. Extrema обладала корпусом сложной формы, который имел наборную конструкцию из девяти деталей, ориентированных в одной плоскости, семь из которых имели вырезы формирующие акустический объем.

В прошлом году к своему 30-летию Sonus Faber выпустили юбилейную версию акустики Extrema (иногда ее название пишут как Ex3ma)

Классическую двухполосную конструкцию дополнили третьим излучателем — пассивным радиатором овальной формы, располагающимся на задней стенке. Кроссовер собрали исходя из соображений максимальной прозрачности с минимальным количеством деталей и без конденсаторов на пути сигнала. К 30-летнему юбилею компании классическая Extrema была переосмыслена и выпущена вновь ограниченной серией.

Вдохновленные лютней

Начиная с модели Extrema разработчики Sonus Faber стали смелее подходить к вопросу формы, а источник вдохновения был найден в классических музыкальных инструментах. Выгнутые бока акустики серии Homage копировали форму лютни. Именно эту форму корпуса, в настоящее время ставшей одной из традиционных, впервые реализовали мастера Sonus Faber. Дополнительную жесткость обеспечивают внутренние ребра жесткости и сложная многослойная структура стенок. По заявлениям производителя сокращению резонансов корпуса способствует и комбинирование специально подобранных сортов древесины. Еще одной прямой отсылкой к классическим музыкальным инструментам стали грили выполненные из кожаных струн.

С точки зрения эстетики и визуального восприятия акустики в целом ценность подобных решений бесспорна, выглядит это действительно красиво, но как мы могли бы оценить это с технической точки зрения? Выгнутые бока, как и усиленная внутри конструкция корпуса — очевидный плюс в вопросе повышения жесткости, борьбы с внутренними переотражениями и резонансами. Такой корпус должен быть значительно более инертным и акустически нейтральным, нежели обычный прямоугольный ящик. А вот определить степень влияния различных сортов древесины на звучание акустики без проведения фундаментальных исследований довольно сложно.

Сборка новинок этого года — акустики Sonus Faber Chamelion, о которой мы мы обещаем подробно рассказать в другой статье

В ситуации с грилями не все так однозначно. Обычно производители стремятся прикрыть фасад акустики акустически прозрачной тканью, то есть буквально — минимизировать влияние гриля на звук. Инженеры Sonus Faber фактически установили перед динамиками дифракционную решетку, структура которой к тому же способна резонировать под воздействием звуковых волн. Формально, использование грилей в процессе прослушивания представляет собой сознательное добавление искажений. Однако на данную проблему стоит смотреть шире. Так, например, применение акустической линзы в твитерах ни коим образом не ухудшает их звучание, а наоборот, корректирует частотную характеристику и расширяет дисперсию. Аналогичный эффект способны обеспечить грили Sonus Faber. Во всяком случае смягченность звучания и расширение зоны комфортного прослушивания гарантировано.

Классика жанра: Guarneri, Amati и Stradivari

Вернемся к практической реализации вышеозначенных принципов. Первоначально серию акустических систем Homage сформировали три модели названные в честь великих мастеров прошлого: Guarneri, Amati, Stradivari. Они появились в 1993, 1998 и 2003 годах соответственно и производятся до сих пор.

Современная версия Homage Guarneri, обновление которой произошло в 2011 году, представляет собой классический двухполосный полочник установленный на оригинальную подставку. В нем используется ультралинейный 29-мм твитер ScanSpeak, установленный посредством специального виброразвязывающего фланца, разработанного инженерами Sonus Faber. СЧ/НЧ излучатель имеет звуковую катушку, намотанную алюминиевым проводом CCAW на каркасе из сверхлегкого полимера Kapton.

Полочная акустика Sonus Faber Garneri Evolution

Диффузор излучателя выполнен из прессованной целлюлозы. На керне магнита установлен специальный антикомпрессионный элемент, призванный снизить искажения возникающие в углублении центральной части диффузора. В отличие от модели Extrema, обладающей предельно простым кроссовером, разделительный фильтр у Homage гораздо сложнее по структуре. Он выполнен из дорогих высококачественных конденсаторов Mundorf Supreme и катушек индуктивности Jantzen.

Homage Amati конструктивно близка к Guarneri с той лишь поправкой что речь идет о напольной акустике. Аналогичен и профиль корпуса в форме лютни, и СЧ/ВЧ секции. Для исполнения басового регистра используется два 220 мм длинноходных НЧ-излучателя с алюминиево-магниевыми диффузорами и фирменными антикомпрессионными элементами.

Напольная акустика Sonus Faber Amati Futura

Позицию флагмана серии Homage, а до недавнего времени позицию флагмана всей продуктовой линейки Sonus Faber, занимает модель Stradivari. Это весьма крупная напольная акустика высотой 1,37 м с корпусом эллиптического сечения. Широкий фасад чуть зауженный в центральной части и обтекаемая форма вызывают ассоциации с деками больших струнных инструментов. Неизменные «струнные» грили скрывают топовый 33-мм кольцевой твитер ScanSpeak, 150-мм среднечастотник от Dynaudio и модернизированные низкочастотники с увеличенным 260-мм алюминиево-магниевыми диффузорами, усовершенствованным антикомпрессионным телом и длинноходной магнитной системой с 2-дюймовой звуковой катушкой, обеспечивающей линейный режим работы даже при работе на предельной громкости.

Напольная акустика Sonus Faber Stradivari Homage

Моделью Stradivari разработчики Sonus Faber завершили длительный этап работ по детальному изучению, анализу и практическому применению наследия знаменитых скрипичных мастеров прошлого. Помимо изучения форм инструментов и акустических свойств древесины, была использована информация о финишной отделке поверхностей. Рецепты лаков используемые для обработки скрипок и виолончелей оказались вполне подходящими и для корпусов акустических систем. В состав лака входят винный спирт, натуральный воск, экстракт сандала, льняное масло, прополис. Лак наносится более чем в десять слоев по тем же технологиям, по которым обрабатывались детали скрипок.

Простая Elipsa

Начиная с 2002 года обозначилось новое направление в развитии линейки Sonus Faber. Опираясь на опыт создания акустики Homage, инженеры создали новую серию Cremona модели которой отличались более компактными размерами и меньшей стоимостью. В линейку Cremona вошел широкий ассортимент моделей включая акустику для домашнего кинотеатра. Старшей моделью серии стала Elipsa являющаяся упрощенной версией Stradivari.

Напольная акустика Sonus Faber Elipsa Red

Elipsa была выпущена в 2007 году и в том же году произошло знаковое событие в жизни компании. Бренд Sonus Faber стал первым входящим в холдинг Fine Sounds Group задачей которого стало объединение компаний Hi-End сегмента. В 2008 году в холдинг вошел бренд Audio Research, а затем Sumiko, Wadia и McIntosh.

В 2008 году компания пошла на встречу ожиданиям покупателей представив серии Toy и Liuto ставшие наиболее доступными по цене, и при этом обеспечивающая фирменное качество звучания.

Суперакустика The Sonus Faber

Для уверенного движения вперед Sonus Faber требовались новые ориентиры, поэтому в 2010 году родилась новая суперакустика, получившая название The Sonus Faber. Корпус новинки получил форму лиры с двойным изгибом боковых стенок, существенно повышающим их жесткость. Он изготавливается из высококачественной фанеры «Окуме», используемой для постройки лодок. Двухслойная конструкция стенок с промежуточным демпфирующим слоем сочетается с большим количеством внутренних перегородок и ребер жесткости, что в целом делает корпус акустически инертным.

Верхняя крышка и дно корпуса изготовлены из авиационного алюминия. Основная задача этих элементов поглощать микровибрации корпуса. 29-мм твитер имеет дополнительную виброразвязку от корпуса акустики. Его тыльная сторона нагружена на акустический лабиринт с антирезонансными элементами.

Напольная акустика The Sonus Faber (лимитированная версия)

Среднечастотный динамик так же как и твитер виброразвязан с передней панелью. Его конструкция включает 180-мм диффузор из натуральной целлюлозы, большую1.5-дюймовая звуковую катушку, мощный неодимовый магнит и корзину специального антирезонансного дизайна, детали которой изготавливаются из цельного куска авиационного алюминия и оружейной стали. Два 260-мм низкочастотных драйвера имеют трехслойные диффузоры с высокотехнологичным пористым материалом в основе и двумя слоями целлюлозных волокон снаружи. 3-дюймовые звуковые катушки намотаны на каптоновом каркасе.

Напольная акустика The Sonus Faber (лимитированная версия)

На боковой части корпуса находится еще один дополнительный 380-мм динамик воспроизводящий инфранизкие частоты. Он так же имеет трехслойный диффузор, но наружные слои выполнены из более жесткого карбонового волокна. Размер звуковой катушки увеличен до четырех дюймов. Акустика The Sonus Faber получила весьма впечатляющие характеристики: высота составляет 175 см, вес пары — 615 кг, а максимальная неискаженная мощность 1 кВт.

В следующем году, идеи реализованные в модели The Sonus Faber, начали постепенно воплощаться в более доступных формах. Часть наработок в плане реализации корпуса использовали при модернизации моделей Amati и Guarneri. А год спустя компания приступила к расширению линейки Homage.

Лирическая Aida

Новый флагман, модель Aida, получил форму лиры. Внутри корпуса расположена сложная конструкция получившая название «Anima Legata». Это металлическая шпилька, стягивающая внутренние перегородки между собой и создающая тем самым напряжение конструкции, сводящее все микровибрации в одну точку. В этой точке расположен массовый демпфер, принимающий на себя и поглощающий эти вибрации. Подобные конструкции используются при строительстве небоскребов, когда в точке резонанса устанавливается тяжелый маятник-демпфер, способный погасить вибрации и резонансы здания возникающие при любом внешнем воздействии от сильного ветра до землетрясения.

Напольная акустика Sonus Faber Aida

29-мм тканевый твитер получил фазовыравнивающее тело, установленное на оси излучения, что является комбинацией свойств купольного и кольцевого излучателей. 180-мм среднечастотник имеет диффузор из целлюлозы с добавлением других натуральных волокон, звуковую катушку с алюминиевым проводом CCAW и открытую антирезонансную корзину аналогичную той что используется в динамиках модели The Sonus Faber.

Два 220-мм низкочастотных динамика с диффузорами из целлюлозно-полимерного сэндвича расположены на передней панели. Еще один 320-мм излучатель инфранизких частот с диффузором выполненным по технологии Nanocarbon и 3-дюймовой звуковой катушкой располагается в основании корпуса. Конструкция динамиков использованных в модели Aida во многом схожа с динамиками модели «The Sonus Faber», но все они были модифицированы согласно спецификациям Sonus Faber.

Напольная акустика Sonus Faber Aida

Акустическое оформление НЧ и инфра-НЧ секций получило название «Stealth reflex», это усовершенствованный фазоинвертор с пара-апериодической вентиляцией, исключающей возникновение шумов и иных призвуков. Кроссовер собран на высококачественных компонентах Mundorf Supreme и Jantzen по новой схеме «Paracross topology». Он не только выравнивает фазовую и частотную характеристику, но так же оптимизирован по импедансу, особенно в зоне низких частот для обеспечения наиболее стабильной и четкой работы усилителя.

Доступная Venere

В наиболее доступной форме современные наработки можно встретить в серии Venere, выпущенной в 2012 году. Рассчитанная на более массовую аудиторию, эта серия включает в себя набор из шести моделей среди которых есть акустика центрального канала и специальные настенные сателлиты для домашнего кинотеатра.

Напольная акустика Sonus Faber Venere

Профиль корпуса имеет хорошо узнаваемую форму лиры с двойным изгибом боковых стенок. Основания и верхние крышки акустики выполнены не из металла, как у старших моделей, а из закаленного стекла. СЧ и НЧ излучатели фирмы Cury имеют плетеные диффузоры из полипропилена и фазовыравнивающее тело в форме пули, установленное на керне магнитной системы. Твитер от немецкой компании DKM может похвастать большим 29-мм шелковым куполом.

Традиционная Olympica

Возвращением к традиционным ценностям стала линейка Olympica выпущенная в 2013 году, — она занимает промежуточное место между недорогой Venere и топовой Homage. В конструкции корпуса вновь используются деревянные бруски — сочетание ореха и клена, как в классических моделях. Но реализована акустика уже в новом профиле лиры, с фирменным акустическим оформлением «Stealth reflex».

Напольная акустика Sonus Faber Olympica

Все динамики разработаны специалистами Sonus Faber. 29-мм твитер аналогичен тому что был использован в модели Aida. Среднечастотный излучатель оснащен 150-мм диффузором из смеси целлюлозных, хлопковых и других натуральных волокон, а низкочастотный драйвер имеет трехслойный целюлозно-полимерный диффузор и 1,5-дюймовую звуковую катушку. Кроссоверы выстроены по технологии Paracross topology.

Актуальный Lilium

Актуальный на данный момент проект Sonus Faber носит название Lilium и принадлежит к топовой серии Homage. Эта акустика позиционируется в модельном ряду сразу после Aida, но при этом демонстрирует новые идеи и решения. Визуально и конструктивно Lilium имеет больше всего общего с моделью Aida: схожий дизайн и материалы отделки, сочетание древесного композита, высококачественной фанеры и металла. В корпусе так же использована стальная стяжка Anima Legata с уравновешивающим массивным демпфером.

Напольная акустика Sonus Faber Lilium

Излучатель инфранизких частот имеет меньший размер, 260-мм и его диффузор изготовлен из бумажно-полимерного сэндвича, так же как у низкочастотных динамиков. Расположение его аналогично — в дне акустики, однако в конструкции Lilium акустический объем инфра-вуфера полностью отделен от остального корпуса, это фактически самостоятельная половинка корпуса которая соединяется с остальным кабинетом на финальной стадии сборки. Акустическое оформления инфра-НЧ секции включает в себя второй пассивный излучатель располагающийся в верхней части корпуса. Кроссовер модели Lilium имеет регулировку уровня низких частот для лучшего согласования с акустическими условиями помещения.

Как все, что рождается в Италии, акустический бренд Sonus Faber полон противоречий. Натуральные природные материалы сочетаются с синтетическими, технологии времен Страдивари совмещаются с результатами современных научных расчетов, ручной труд на производстве соседствует с роботизированными линиями. Впрочем, детальный анализ показал что, несмотря на выставленные на показ деревянные лакированные панели, использование форм музыкальных инструментов и имен скрипичных мастеров, более существенный вклад в формирование качественного звука вносят высокоточные инженерные расчеты и высокотехнологичные материалы. Формула успеха Sonus Faber очевидна: классика снаружи, чтобы радовать глаз, и хайтек внутри, чтобы радовать слух.

ТЕГИ:#Sonus Faber
70.79 дБ +

Комментарии

#

Так и хочется спросить :)

Много ли среднестатистических россиян в домашнем кинотеатре пользуются

недорогой Venere

???

Жаль, что все это просто за гранью доступного...

- 50 дБ +
#

Ну это не за гранью (машины как-то покупают в разы дороже), но однозначно скорее элемент роскоши. Корпуса всетаки далеко не просто ящики, а соответствуют недешевой обстановке...

- 50 дБ +
#

Каждый второй :)

Кстати Venere 2.5 довольно посредственно играют для своей цены .

- 50 дБ +
#

Ничего удивительного. Поэтому они и рекомендуются изготовителем для ДК, а не для стерео.

Я обнаружил такую закономерность - если все головки на акустике закрыты общей лицевой панелью (винтов крепежных не видать)- хорошего звука не жди, а если видишь винты крепления каждой головки в корпусу - есть надежда (не гарантия) на хороший звук.

- 50 дБ +
#
если все головки на акустике закрыты общей лицевой панелью (винтов крепежных не видать)- хорошего звука не жди,

Хм... Странное наблюдение...

если видишь винты крепления каждой головки в корпусу - есть надежда (не гарантия) на хороший звук.

Тут Вы меня порадовали. В моей ас всё видно. ;)

- 50 дБ +
#

Я не специалист по сборке-разборке колонок, но вообще то накладки декоративные могут использоваться, чтобы винтов не было видно. А с внутренней стороны передней панели головки не могут быть прикручены?

- 50 дБ +
#
А с внутренней стороны передней панели головки не могут быть прикручены?

А зачем всё так усложнять?

- 50 дБ +
#

Не знаю, но они же должны как то крепиться к панели

- 50 дБ +
#

Думаю, что у Сонусов декоративная панель всё маскирует. Не знаю, как там всё устроено, но...

Однажды осмелилась снять один из низкочастотников на одной из своих ас. Так там болты, которыми крепятся динамические головки проходят через фронтальную стенку, тянутся через всю глубину кабинетов, и вкручиваются аж в заднюю стенку ас. Правда, без грилей все болты видны, но выглядит всё очень аккуратно.

- 50 дБ +
#

Это (в заднюю стенку) для усиления жесткости всей конструкции и снижения вибраций передней панели (от динамиков), Wadim может подскажет, как там с креплением головок изнутри?

- 50 дБ +
#

МА акустика серия бронза головки крепятся винтом через заднию стенку

- 50 дБ +
#

Да это я знаю, имеется в виду, если нет видимых винтов и декоративных накладок..

- 50 дБ +
#

Конкретнее, есть ли случаи, когда головки крепятся к передней панели винтами, но с внутренней стороны? Просто интересно.

- 50 дБ +
#

Я так в детстве делала ;))

- 50 дБ +
#

Боюсь даже предположить, а сейчас то..., и почему на фото Вы без отвертки?

- 50 дБ +
#

Выросла и поняла, что конструирование - не моё. :)

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.