Третий — бесценный. Тест цифроаналогового преобразователя dCS Debussy

Третий — бесценный. Тест цифроаналогового преобразователя dCS Debussy

При общении с цифро-аналоговымым преобразователя dCS Debussy экспертов не покидал благоговейный восторг — казалось, мы на приеме у английской королевы. Причина тому не только в баснословной цене устройства.

Фирма dCS была основана в Кембридже группой инженеров-электронщиков, решивших заняться разработкой и производством цифроаналоговых и аналого-цифровых преобразователей для крупных телекоммуникационных компаний и военного ведомства. Иными словами, задача повышения точности обработки данных с самого начала ставилась во главу угла, и на этом поприще компания добилась больших успехов. Престиж dCS рос год от года, и к началу 90-х специалисты, осознав, что цифровые технологии начинают играть ключевую роль и в мире бытовой техники, решили сосредоточиться на разработках для индустрии звуковоспроизведения. Заручившись поддержкой лучших специалистов в данной области, фирма занялась изготовлением компонентов, которые бы позволили аудиофилам насладиться Hi-Fi-звучанием высшего порядка. Разумеется, достигнуть столь высокой цели невозможно без разработки целого ряда технологий, из которых самой известной является инновационный алгоритм цифроаналогового преобразования dCS Ring DAC (входная информация преобразуется в 5-битный поток с частотой дискретизации 2,822 или 3,07 МГц). Он используется и в аппарате, предоставленном на тестирование.

Всем своим обликом (полноразмерный корпус, фасад из полированного алюминия) «Дебюсси» подчеркивает принадлежность к когорте избранных — аппаратуре класса High End.

Первая заповедь дизайнеров dCS гласит: «форма определяется функцией». Именно поэтому изысканные очертания фасада из полированного алюминия напрямую связаны с соображениями эргономики. В частности, благодаря элегантным фаскам переменной ширины в центре передней панели образуется сужение, являющееся не только великолепным декоративным элементом, но и визуальной границей между зонами управления и индикации. Слева находятся кнопки доступа к основным режимам, справа — светодиодные индикаторы активного входа и частоты дискретизации внешнего генератора (Word Clock), служащие одновременно и для индикации уровня громкости.

Рядом с BNC-разъемом внешнего тактового генератора — порт USB B и еще одно гнездо BNC, служащее коаксиальным входом. Имеется и аналогичный RCA-вход, а также пара балансных входов AES/EBU. Результат ЦАП-преобразования можно вывести тоже как в несимметричном, так и в балансном виде.

Как вы уже поняли, для сторонников бескомпромиссного подхода предусмотрена возможность подключения генератора тактовых импульсов — есть специальный позолоченный BNC-разъем на задней панели. Удивляет отсутствие здесь оптического входа — вероятно, интерфейсу Toslink, чья пропускная способность ниже, чем у коаксиала, разработчики не доверяют. Зато в наличии переключатель уровня выходного сигнала (2 или 6 В), позволяющий согласовать ЦАП с любым усилителем мощности или активной акустикой. Входы AES/EBU могут работать независимо с сигналом 32; 44,1; 48; 88,2 и 96 кГц, а также совместно (в режиме Dual AES) с потоком 88,2; 96; 176,4 или 192 кГц, при этом на каждый вход подается сигнал одного канала. Похожий на гнездо интерфейса RS-232C разъем с красноречивым названием Test действительно используется в режиме автоматического тестирования ЦАПа после сборки (для дистанционного управления), а также позволяет вписать аппарат в многокомнатную систему.

Сняв верхнюю крышку, мы не увидели обязательного для High End-техники атрибута — массивного тороидального трансформатора. Блок питания здесь импульсный. Нет и микросхемы собственно ЦАПа, т.к. он собран на дискретных элементах. Решение поистине аудиофильское!

В отличие от ранее рассмотренных в этом номере журнала преобразователей Naim и Hegel в корпусах «половинной» ширины, данный аппарат — полноразмерный, однако под капотом нет ни пяди свободного места (недаром он весит 9 кг!). Дело в том, узел ЦАПа собран из дискретных элементов, а не на готовой микросхеме, как у подавляющего большинства конкурентов. Это позволило применить упомянутый выше алгоритм Ring, а также повысить степень помехозащищенности и точность обработки (путем использования компонентов аудиофильского качества). Для снижения электромагнитных наводок и внешних вибраций применяются ламинированные демпфирующие панели. Блок питания — импульсный! Такое решение разработчики объясняют его высокой устойчивостью к перепадам сетевого напряжения, а недостатки «импульсника» (в первую очередь значительный уровень излучаемых помех) устранены путем создания высокоэффективных фильтров и регулирующих схем. В тракте обработки аналогового сигнала фактически два усилителя класса А — один работает на балансные выходы, второй на несимметричные, так что их можно задействовать одновременно (скажем, соединить ЦАП с мощником по XLR-интерфейсу, а с усилителем для наушников — по RCA). Узел ЦАПа управляется программно, что надежно защищает схему от морального устаревания. При работе с компьютером по USB-интерфейсу создается шина обратной связи для синхронизации компьютера по импульсам тактового генератора ЦАПа, что гарантирует передачу данных с минимальным джиттером. Есть возможность выбрать один из двух выходных фильтров — с линейной и нелинейной фазовой характеристикой, а также изменить фазу выходного сигнала (посредством кнопки Phase на фасаде).

В комплекте роскошный пульт ДУ: мягкие пепельно-серые кнопки контрастируют с золотистым фоном и имеют разную форму для каждой рабочей зоны. Можно управлять и другими компонентами dCS. Единственный недостаток — отсутствие прямого доступа к входам ЦАПа.

Сигнал до 24/96 принимается на любой вход (с компьютера — в режиме Plug And Play). Файлы более высокого разрешения читаются только по AES/EBU и USB, причем на РС необходимо установить специальный драйвер, а если у вас Mac, не забудьте сделать Debussy выходным устройством в установках Audio MIDI.

Судя по впечатлениям от прослушивания, ЦАП честно заслужил право носить фамилию композитора, знаменитого умением передавать сильные эмоции посредством тончайших нюансов. Аппарат предельно внимателен к деталям, он кропотливо выстраивает аудиосцену, четко очерчивая каждый инструмент, но не отдавая неоправданного предпочтения ни одному из них. Как истинный профессионал высочайшего класса, он абсолютно точно передает настроение композиций любого жанра — пастельные тона фрагмента «Лунный свет» из Бергамасской сюиты Клода Дебюсси (как обойтись без его музыки при тестировании «однофамильца»?) близки ему так же, как, скажем, параноидальное отчаяние песни «Megalomania» из альбома «Sabotage» группы Black Sabbath. При необходимости ЦАП выдавал глубокий, отлично управляемый и, если можно так выразиться, рельефный бас — гитарные ноты Гизера Батлера, лежащие в одном частотном диапазоне со звуками «бочки» Билла Уорда, различались без труда. Достоверной передаче макро- и микродинамики ЦАП уделяет столь серьезное внимание, что разница в звучании CD-файлов и записей высокого разрешения становится очевидна: треки 24/96 характеризуются гораздо большей реалистичностью, особенно на верхах. Наши эксперты констатируют: аппарат стоит тех баснословных денег, которые за него просят. Да, красота высококачественного звуковоспроизведения — это страшная сила. И требует больших жертв, первую очередь финансовых.

Результаты измерений и технические характеристики цифро-аналогового преобразователя dCS Debussy

Из трех протестированных в этом номере ЦАПов у Debussy лучшие характеристики. АЧХ имеет наименьшую неравномерность, равно как и КНИ. Нелинейные искажения минимальны во всем диапазоне слышимых частот, при этом пиковая величина превосходит опорную (на 1 кГц) менее чем в три раза, и это прекрасный показатель. Дисбаланс каналов чуть больше, чем у конкурентов, однако по абсолютной величине он ничтожен (0,02 дБ, что значительно ниже порога слышимости). Приведенный график отклика на одиночный импульс фиксирует инвертирование фазы входного сигнала, но у аппарата есть возможность восстановить ее (просто нажмите кнопку Phase на передней панели). Спектр выходного сигнала в области до 20 кГц совершенно свободен от паразитных гармоник, да и в диапазоне до 95 кГц их амплитуда не поднимается выше –90 дБ.

Данные Stereo&Video

Измерено в лаборатории Stereo&Video. Июль, 2013.

Неравномерность АЧХ, дБ: 0,15

Дисбаланс каналов на 1 кГц, дБ (L-R): 0,02

КНИ на частоте 1 кГц/пик, %: 0,0033/0,0084

Паспортные данные

Соотношение сигнал/шум, дБ: 110

Взаимопроникновение, L–R, дБ: 80

Диапазон рабочих частот (±0,1 дБ), Гц: 20—20 000

Аналоговые выходы: несимметричныеRCA, балансныеXLR

Цифровые входы: коаксиальныйRCA+BNC, балансный2 (AES/EBU), для внешнего генератора - BNC, USBB

Тип блока питания: импульсный

Масса, кг: 8,8

Габариты, мм: 445х65х392

Потребление, Вт: 25

Чтение файловдо: 24/192

Регулирование: громкости: +

баланса: –

тембра НЧ/ВЧ: –

Цифровые фильтры: 2

Режим Dual AES: +

Передискретизация: 5 бит/2,822 или 3,07 МГц

Управление: пульт ДУ

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 8, 2013
ТЕГИ:#dCS
50 дБ +

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.