В жизни любого аудиофила с завидной периодичностью бывают ситуации, когда нужно протестировать тот или иной аппарат, подобрать что-то для своей системы, помочь коллеге по увлечению составить мнение или просто изучить какую-то технику. кто-то быстро подбирает оптимальную для себя методику, а кто-то на протяжении долгих лет делает одни и те же ошибки. вот о них мы и поговорим.

В первую очередь процесс тестирования не может быть бессистемным. Нюансы каждый подбирает на свой вкус, но логика у процесса присутствовать обязана. Методика любого эксперимента не может считаться корректной, если не дает повторяемости результатов. К тому же чем меньше в уравнении неизвестных, тем проще оно решается. Для начала стоит в подробностях изучить предмет тестирования, чтобы понять, как все это использовать, с чем сочетать и так далее. В отношении кабеля вопросов не возникает, а в отношении того же усилителя вопросов будет немало. Минимальным условием является сочетаемость компонентов по формальным техническим показателям. Исключения из правил и отклонения от нормы можно искать и изучать потом, но начальные условия должны быть подобраны корректно. Дальше — приработка. Чтобы понять, на что потенциально способен непрогретый аппарат или даже кабель, нужно иметь очень большой опыт и интуицию. Но все равно результат получится менее точным. Значит, прогрев необходим, и желательно представлять, сколько времени он может занять. А время может варьироваться от нескольких десятков до сотен часов. Если это не учесть — результат будет необъективным. Это азы, но они исключительно важны. Следующая составляющая — внешние факторы. Здесь важно все: помещение, питание и настройки техники, правильный подбор музыкального материала. Эти факторы обычно учитываются. Но вот на физиологию человека почему-то внимание обращают далеко не все. Утомление, легкая простуда, время суток, степень нервного напряжения, уровень артериального давления, состояние сытости или, наоборот, голода, даже банальная кружка пива или крепкого кофе меняет состояние человека. Сложив несколько факторов, можно натестировать так, как в обычном состоянии и не померещится. И подобные ошибки, по моим наблюдениям, допускаются очень часто, просто в силу того, что эти важные факторы просто не берутся в расчет.

Фиксация результата. Тоже важный момент. Со временем любое впечатление, воспоминание окрашивается эмоциями, на него наслаиваются другие воспоминания, прежний опыт, какие-то сомнения. И это уже совсем не то, что было когда-то. Первоначальный результат нужно фиксировать сразу, пока он даже не обдуман, не осмыслен. Не столь важно как (писать от руки на листе бумаги, набирать на клавиатуре, надиктовывать на диктофон), это только механизм, но позволяющий получать не окрашенный эмоционально результат. И конечно же, это процесс индивидуальный. Все коллективные прослушивания хороши только тогда, когда в процессе все молчат и ничего не обсуждают, а позже каждый формулирует свое полное и законченное мнение. И лучше мнение не рассказанное, а мнение в виде текста. Тогда в процессе дискуссии ничего не получится переиграть. Иначе коллективное тестирование, скорее всего, превратится в измерение средней температуры по больнице.

И самый-самый важный момент. Нужно абстрагироваться от всего прежнего опыта и стереотипов. Нельзя ожидать какого-то результата, нельзя быть в нем хоть как-то заинтересованным. Конечно, целиком и полностью это сложно. Всегда в голове крутится, что рупорная акустика звучит примерно так, а ламповый усилитель — так. Имея очень большой опыт и зная примеры совершенно разного звучания, абстрагироваться проще, но даже если и сложно, все равно необходимо.

Именно эти моменты мне захотелось упомянуть в первую очередь. Конечно, этот текст мог бы быть в несколько раз объемнее, но я не хочу сразу рассказывать до запятой все то, над чем сам работал несколько лет, и не хочу кого-то ограничивать в поиске собственных идей.