Потому и не играет...

Потому и не играет...

Вместо обычных практических советов по «виниловодству» в этот раз мне хочется поднять тему намного более общую, относящуюся к теории аудиофилии. Хотя, конечно, это не только теория, но и вытекающая из нее практика, и практика нередко весьма грустного свойства.

Вот так бывает, собирает человек систему, а желаемого результата нет. Не нравится или получается не то, что хочется. Видел я системы очень дорогие, но не звучащие, так же как встречались системы весьма скромные по стоимости, но звучащие намного, в разы лучше, чем можно было бы ожидать. И возможных причин и решений тут несколько. Во-первых, система — это не набор (пусть даже очень хороших) компонентов. Важна синергия, подбор каждой составляющей. А из этого следует, что в процессе построения системы нужно понять каждый компонент в отдельности и во взаимосвязи. Вообще это не так сложно, как может показаться. Нужно только не торопиться и не придумывать себе звучание, не приписывать ничего, а просто стать исследователем и задаться целью наблюдать за происходящим, фиксируя малейшие изменения.

Второй и ничуть не менее важный момент, а каким же должен быть звук? Тут все и проще, и сложнее одновременно. С одной стороны, у каждого из нас есть подспудно интуитивное представление о «своем» звуке. Но это представление просто обязано со временем меняться и эволюционировать.
С другой — услышать самого себя аудиофилу бывает порой ой как непросто. Тут сказывается и имеющийся почти у каждого набор стереотипов, и влияние среды. Сколько раз я наблюдал, когда после «советов и критики» коллег по увлечению человек буквально разваливал очень стройную и звучащую систему. И это в корне неверно. Свой звук нужно выстраивать только под себя, под свое нынешнее представление. И не забывать это представление совершенствовать. Помнится, была у меня возможность присутствовать при длительном споре о том, как же должна звучать труба. В продолжение спора я пригласил одного своего знакомого, который на этой самой трубе играет, и играет очень хорошо. После пары исполненных фрагментов из хорошо известных спорящим произведений присутствующим пришлось признать, что, в общем-то, они забыли, как звучит эта самая труба. А вот это уже совершеннейший просчет. На мой взгляд, равняться нужно на живое звучание, и хотя выстроить правдоподобное звучание симфонического оркестра в домашней обстановке невозможно, но ориентироваться нужно именно на живой звук. Даже если слушать монозаписи 50-х годов, допустимо выстроить их звучание очень приближенно к звуку естественному, сделав лишь поправку на запись, но не искажая практически тембров, не перекашивая частотный диапазон. Кстати, многие споры об аудиофильском басе проистекают из того же корня и незнания, как звучат те или иные инструменты, захватывающие собой басовый регистр.

Также стоит поразмышлять о записях как таковых. Если бы многие аудиофилы почаще посещали живые исполнения, то не было бы практически шансов на существование у такой звуковой мертвечины, как Reference Recordings или Telarc. Все-таки музыка должна оставаться музыкой, а не превращаться в аудиофильски препарированный звук. Аудиофильская музыка, появившаяся относительно недавно, вероятно, имеет свои корни в том же самом явлении. И нередко встречающиеся утверждения о том, что, дескать, один-единственный сетевой кабель может переменить всю систему, видимо, оттуда. Конечно, в хорошей системе все важно и все на все влияет, но хвост не должен вилять собакой, так же как сетевик не должен переворачивать все с ног на голову. Правда, в мире аудиофильского железа бывает всякое и разное, а тема харизмы техники заслуживает отдельного разбора. Сейчас же остается резюмировать: не торопиться, слушать себя, сомневаться во всем и все подтверждать наблюдениями, принимать свои, а не навязанные решения и почаще посещать концерты. Постепенно обязательно появится понимание, и можно будет выстроить именно свою систему и свой звук.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 12, 2012
76.23 дБ +

Комментарии

#

Несколько раз прочитал, возвращаясь к правильным заключениям, но в одном не могу согласиться - "звуковая мертвечина" RR и Telarc! Doug Macleod звучит живо и не хуже точно, чем на ранних альбомах от Audioquest. Да и Ray Brown контрабасит достоверно на Telarc...

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.