Репортаж с фабрики Ortofon: производство, от деталей до упаковки и сопутствующая философия (часть 2)

Репортаж с фабрики Ortofon: производство, от деталей до упаковки и сопутствующая философия (часть 2)

Во второй части репортажа из Дании с фабрики Ortofon рассказ пойдет о специфике производства. Здесь важно понимать: Ortofon — это не сборочная фирма, что нередко видишь на других заводах. Процент того, что компания делает самостоятельно, очень существенен. Поэтому советую вам не только читать, но и тщательно рассматривать фотографии — на них можно многое увидеть.

Начало: Репортаж с фабрики Ortofon: технологии, материалы и немного истории (часть 1)

Основной офис и производство находятся в городке Наксков (Nakskov) на юге Дании. Весь штат сотрудников — чуть меньше ста человек. Именно здесь разрабатывают и производят головки звукоснимателей. А тонармы и кабели делают в Японии. Конечно, в составе головки много разных деталей, и часть из них — алмазные иглы (по собственным спецификациям), детали для корпусов и выходные разъемы — делают внешние компании. Это обычная практика, так как для полного цикла нужно задействовать слишком много технологических цепочек. Алмазные иглы и вовсе делают единичные производители и снабжают ими производителей головок по всему миру.

Однако самое важное — иглодержатели с иглой, катушки, установка магнитов и сборка — все это делают на заводе Ortofon. Демпферы и подобные им детали изготавливаются самостоятельно из материалов собственной разработки. Катушки тоже наматывают на заводе, формируют иглодержатели, устанавливают на них иглы. Дальше происходит сборка, проверка и упаковка.

Контроль качества деталей будущих головок и начало сборочного процесса
Многие рабочие места совершенно невозможны без увеличительного оборудования — слишком малы размеры деталей, с которыми приходится работать, а точность требуется очень высокая
Сборка вставок для ММ-головок звукоснимателей
Этот аппарат запрессовывает алмазную иглу в алюминиевый иглодержатель
Еще один цикл обработки иглодержателей. И это как раз один из примеров использования нестандартных станков
Тот же станок, рассмотрим его поближе
Готовый иглодержатель
Этот аппарат работает весьма быстро, но обратить внимание в первую очередь стоит на количество заготовок для иглодержателей в подающем барабане

Так как моделей в каталоге много, их производство построено по очереди в зависимости от того, что и в каких количествах требует рынок. Понятно, что невозможно делать 37 моделей сразу. Ortofon поставляет продукцию более чем в 60 стран и старается, чтобы никаких перебоев в поставках не было. Производственные цепочки построены таким образом, что для изготовления любой модели из каталога требуется пять рабочих дней. Все необходимое всегда должно быть в наличии — от комплектующих до упаковки. Пять дней даже на старшую серию MC-головок. MM-головки делаются еще быстрее — около трех дней.

В компании пристально следят за колебаниями глобального рынка, анализируют не только заказы и продажи, но и динамику реализации винила — доступную статистику по виниловому рынку в разных странах. Увы, не везде есть такая статистика: например, о России мы не знаем практически ничего. Тогда собираются косвенные показатели — хотя бы данные Discogs по вторичным продажам. Понятно, что это не так актуально, как заказы от дистрибьюторов, однако помогает строить долгосрочные прогнозы.

Полусобранные диджейские головки
И их сборка — здесь нет никакой автоматизации, все делается вручную
Изготовление контактных групп для головок
Большая часть изготовления, как это часто бывает с аудиоаппаратурой, находится в женских руках. Считается, что женщины аккуратней и поэтому лучше справляются с работой, где нужна столь высокая точность, а рабочие процессы достаточно монотонны
Корпуса будущих головок 2М серии
Проверка собранных сменных вставок для головок OM серии. Для этой процедуры опять же требуется сильное увеличение, «на глаз» должного результата не добиться
Последний этап — упаковка. На фото пакуются диджейские головки звукоснимателя, на которые приходится значимая доля производства

Производство головок требует необычных станков и механизмов, которые не купить и даже на заказ не так-то просто сделать. Поэтому доля оборудования на фабрике Ortofon — собственной разработки и частично собственного же изготовления. Механика требуется точная, а задачи — нестандартные. Для поддержания всего в должном порядке здесь работает не только штат технических специалистов, но есть даже отдельный цех с обычными станками, на которых производят детали для нестандартных станков. Вся эта техника доступна также и разработчикам, которые используют ее по необходимости, — от простых станков с ручным управлением до 3D-принтера.

Мне показалось любопытным то, как построено тестирование головок в процессе разработки. На производстве есть все необходимое для проектирования, измерений и расчетов. А вот привычной тестовой системы для прослушивания нет. Проигрыватели, понятное дело, на фабрике встречаются, однако используют их не для прослушиваний, а для технического тестирования. Казалось бы, как же так?

Ответ простой: образцы разбирают по домам сами инженеры, после их одобрения прототипы раздают для прослушивания более широкому кругу технических специалистов и некоторым дилерам. Так что без внимательнейших прослушиваний, конечно, не обходится, но на начальном этапе разработчики отталкиваются от свойств материалов, математического моделирования и собственного опыта. А потом уже дело доходит до корректировок по итогам прослушиваний.

Сборка MC головок. На производстве этот цех расположен на втором этаже, где атмосфера спокойнее. Жаль только, нет возможности показать один из самых интересных процессов — как мотаются катушки для головок. Видеть я это видел, но заснять процесс не разрешили — слишком многое держат в секрете. Впрочем, это было единственное ограничение за все время визита
На нескольких этапах сборки нужны дополнительные проверки качества
Установка катушек на боровый иглодержатель
Специальный стенд для замеров всех собранных головок
Проигрыватель, на котором проводят тестирование, оснащен тонармом Ortofon и специальным шеллом, на который головки устанавливаются намного быстрее, чем на обычный
Разные проигрыватели на заводе встречаются неоднократно, но используются они не для прослушивания, а для измерений
Ким Петерсен (справа) рассказывает о том, как происходит разработка новых моделей, начиная от идеи и заканчивая готовым серийным продуктом

Новинки компания Ortofon выпускает относительно редко, впрочем, модельный ряд покрывает большинство запросов. Из последних продуктов в первую очередь советую обратить внимание на головку Ortofon Quintet Black S, сменившую модель Quintet Black. Индекс «S» в данном случае указывает на интересную особенность конструкции — иглодержатель головки изготовлен не из бора, а из сапфира. Это прекрасный материал, но производить такие держатели сложно и дорого. Сама по себе технология изготовления сапфировых, рубиновых или алмазных иглодержателей известна давно, и Ortofon уже применял ее ранее. Но в настоящее время такой иглодержатель большая редкость — они используются всего в нескольких моделях старшего ценового диапазона у нескольких производителей. Тем удивительней, что головка Quintet Black S стоит около 1000 Евро, что существенно дешевле аналогов.

Ortofon Quintet Black S

Не менее интересна линейка Ortofon SPU #1 из двух головок с индексами E и S, обозначающими эллиптическую или сферическую заточку иглы соответственно. Это классические головки линейки SPU — низковыходные и низкоподатливые, MC-типа, собранные в шеллах из древесно-смоляного композита. Это самые доступные модели в серии, и тем не менее они обладают всеми признаками этой необычной и культовой линейки.

В 2018 году компания готовится отметить свое 100-летие и обещает выпустить нечто экстраординарное.

Отдельная история — взаимодействие датской и японской компаний, ведь в стране восходящего солнца зарегистрирована именно отдельная фирма Ortofon Japan Co., Ltd. Разделение выглядит следующим образом: головки всех линеек разрабатывают и производят в Дании, а в Японии делают повышающие трансформаторы, кабели и тонармы. И в этом разделении нет ничего удивительного. Японские производители сегодня лидируют в сегменте кабелей и проводников высокого качества, многие компании по всему миру заказывают у них конечную продукцию или исходные материалы. Свои тонармы, и это не секрет, Ortofon разрабатывает при участии Jelco — одного из старейших производителей тонармов. Отмечу, что Jelco производит собственные, хорошо известные аудиофилам, тонармы, однако для Ortofon они выпускают модели, отличающиеся и по конструкции, и по идеологии. Ни о какой перемаркировке речи не идет.

В каталоге японской компании, помимо датских головок, проводов и аксессуаров, представленных во всем мире, есть еще фонокорректоры, усилители и другая техника, которая поставляется не во все страны или вовсе продается только на внутреннем рынке. Так происходит потому, что компоненты производятся в очень небольших количествах, а требования к конструкции и сертификации в странах различаются, и дело не только в разном вольтаже. C точки зрения бизнеса все тоже непросто: у японской и датской компаний могут быть разные локальные дистрибюьторы.

Если говорить о философии разработки, то есть о систематическом подходе компании к тому, что она считает важным и второстепенным в продукте, Ortofon следует отнести к практикам. Инженеры предпочитают не рассматривать эзотерические концепции, а опираются на теории, обоснованные физикой и математикой. Это подтверждается и уже имеющимися продуктами, и тем, что компания придумывает сейчас. Разработчики хотят быть уверены в том, что и сегодня они делают что-то очень хорошее и качественное, но помнят — всегда есть возможность сделать лучше, придумать нечто новое и оригинальное.

Напоследок небольшое видео (англоязычное) об истории компании:

Начало: Репортаж с фабрики Ortofon: технологии, материалы и немного истории (часть 1)

ТЕГИ:#Ortofon
78.57 дБ +

Комментарии

#

Весьма занимательная статья,интересен процесс производства.

- 50 дБ +
#

Виктор, подскажите, как знаток линейки компании. Имею проигрыватель самопал на базе мотора Lenco L75 и тонарма SME 3009 s2 imp (9.5 грамм). Сейчас использую Ortofon 2m Blue + Acutex 412 STR. Хочу по линии ортофона продвинуться дальше. Очень нравится, как он читает диски, искажений и шумов - минимум. Но по сравнению с акутексом звук резковат иногда. И вот надумал следующий шаг - Ortofon 2m Bronze (другая тушка и игла) или Ortofon MC30 Turbo. Что посоветуете? Есть ли разница именно в характере звука у blue & bronze? Как с читаемостью у mc30? Спасибо!

- 50 дБ +
#

Скорее имеет смысл в сторону Ortofon MC30 Turbo смотреть - если звук 2M кажется резковатым, то при смене головки на старшую в той же линейке он по этому критерию таким и останется.

Хотелось бы посоветовать младший Квинтет, но там потребуется другой корректор, под низковыходную МС, а это такая вещь, лучше уж ММ, чем посредственный МС корректор, а более-менее приличный МС корректор уже денег стоить будет. И еще момент, у вас роликовый аппарат, со всей спецификой его привода, как бы не получилось так, что недостатки полезут на первый план.

- 50 дБ +
#

спасибо за интересную и познавательную статью

- 50 дБ +
#

Прямо ювелирное производство, благодарю за интересную статью!

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.