Снова мы обращаемся к теме профессиональных наушников, но в этот раз речь пойдет о моделях, хорошо знакомых опытным аудиофилам. Само название Fostex уже говорит о многом, а прочитав наименование моделей, матерые пользователи персонального аудио наверняка закроют эту страницу — сочтут, что из этой статьи не узнают ничего нового, ведь сегодня на мою голову и на измерительный стенд снизошли две суперпопулярные планарно-магнитные модели: T40RP и T50RP. За что их так любят и стоит ли бежать в магазин прямо сейчас, если у вас таких наушников еще нет? Меня этот вопрос волнует уже давно, поэтому пришлось вызывать на очную ставку сразу две модели, обе в последней инкарнации МК3.

На плоских магнитах

История рассматриваемых моделей насчитывает более 30 лет — так давно выпустили первую модель Т-серии. Ее ключевой особенностью была планарно-магнитная или конкретно в том случае ортодинамическая конструкция. Современные версии оснащаются изодинамическими излучателями квадратной формы, выполненными по технологии Regular Phase. Мощные неодимовые магниты и полиамидный диффузор с медными токопроводящими дорожками обеспечивают не только качество звука, но и солидную перегрузочную способность. Наушники можно подключать к усилителю с выходной мощностью до 3 Вт!

При схожести внешнего вида предыдущих версий наушников с новыми моделями МК3, последние имеют ряд усовершенствований, подробности которых описаны весьма туманно. Речь идет об изменении конструкции оголовья, корпусов и амбушюр, а основная цель доработок это, очевидно, комфорт пользователя. Как все это отразилось на звуке и отразилось ли в принципе, сказать сложно.

Не для красоты

Наушники имеют весьма брутальную конструкцию, и, на мой взгляд, в них нет вообще ничего домашнего. Выглядят сугубо профессионально, каковыми по сути и являются. Точнее являлись, пока их не полюбили аудиофилы. Ведь, как известно, помимо сомнительной эстетической ценности, профессиональные модели обладают ценностями практическими. В данном случае речь идет о мощной конструкции с креплениями чашек из 5-мм стальной проволоки и солидных шурупах, стягивающих края оголовья. Выглядит совершенно неубиваемо.

Специфика профессиональных наушников - мощная и очень практичная конструкция

Само оголовье гибкое и при этом хорошо держит форму, давая ощутимое прижимающее усилие. Посадка с самого начала не показалась мне удобной. Бывает так, что наушники буквально не чувствуешь на голове, а эти хотя и ощущаются легкими по весу, вcе-таки давят оголовьем сверху и прижимают ушные раковины к голове. Для меня эти наушники стали не полноразмерными, а накладными со всеми вытекающими последствиями в виде ощущения напрочь «оттоптанных» ушей после часа ношения. Хотя обладатели маленьких ушей со мной не согласятся, ведь их ушные раковины влезут внутрь амбушюр, и эти же наушники станут для них полноразмерными. На фото в Интернете мне попадались эти же наушники с амбушюрами иной формы, более глубокими и имеющими больше свободного внутреннего пространства. Вот такие подошли бы мне идеально, но это была какая-то несерийная модификация.

Амбушюры имеют малую глубину и очень тесное внутреннее пространство

Качество материалов стандартных амбушюр приятно порадовало. Возможно, это как раз та самая доработка «МК3». Мягкая искусственная кожа, которой обтянуты амбушюры и оголовье, приятна на ощупь. Дышащими свойствами она не обладает и тепло сохраняет хорошо, так что после часа-двух можно ожидать парникового эффекта, но мне дождаться этого эффекта не удалось.

Неодинаковые

Профессиональной происхождение (или уже правильно говорить «профессиональное прошлое»?) наушников отражено в упаковке и комплектации. В незатейливую оранжевую коробку наушники брошены упакованными в пузырьковую пленку, там же лежат два провода: один короткий, ярко-оранжевый, другой — длинный, черный, с переходником на 6,3 мм разъем.

Яркие элементы отделки — оранжевый кабель и огромный белый логотип на оголовье — на самом деле тоже не случайны и имеют профессиональное происхождение. Когда в студии используется несколько различных наушников, «фостексы» вы найдете без труда. Но если отличить модели Fostex от любых других можно легко, то друг на друга T40RP и T50RP похожи как близнецы братья. Дизайн одинаков, а разница сугубо техническая: T40RP имеют закрытое, а T50RP — полуоткрытые акустическое оформление.

Еще мощнее!

Один только вид наушников дает понять, что с мобильным телефоном или слабеньким портативным плеером они играть нормально не будут, да и спецификация это вполне подтверждает. Поэтому я сразу начал прослушивание с довольно мощного стационарного усилителя. Но результат оказался удручающий: отсутствие контроля баса, смазанная атака, отсутствие ритмичности недвусмысленно намекали на то, что 200-300 мВт для этих наушников далеко не предел мечтаний, а заявленная максимальная мощность 3000 мВт не шутка.

Кабель съемный но имеет специальный Г-образный 3,5 -мм разъем с поворотным замком

С задачей справился только аппарат с выходной мощностью порядка 1,5 Вт (лишь на неадекватно высоких уровнях громкости он давал искажения и терял контроль). И именно на мощном усилителе появилась нормальная атака и ритмичность, а нижние частоты стали разборчивы даже на сложных композициях вроде перегруженного баса Arctic Monkeys и затейливых басово-ритмических перформансов Тони Левина.

Благодаря цветовым акцентам наушники Fostex и их кабели ни с чем не перепутаешь

В качестве плана Б неплохо сработал маломощный профессиональный усилитель с сабсоник-фильтром, обрезающим нижний бас подчистую. С ним звук был настолько же хорош и управляем, но без самых глубоких нот, которые и являлись причиной перегрузки выходных каскадов усилителя. Одним словом, обращаю особенное внимание на этот факт: звук очень сильно зависит от возможностей усилителя. И если вы от кого-то услышите резко негативный отзыв об этих моделях, посоветуйте человеку поменять усиление.

Дело вкуса

Две модели попали в тест неслучайно. Они не просто имеют разное акустическое оформления, но еще и позиционируются производителем по-разному, с весьма четкими формулировками. Закрытые T40RP заявлены как наушники с «фокусированным басом», а полуоткрытые T50RP — как мониторы с «ровным и чистым» звучанием. Вот и сравним.

Сквозь решетку чашек наушников можно разглядеть акустический фильтр, делающий модель T50RP полуоткрытой

Для песни «Black Dog» Led Zeppelin сложно выбрать однозначно более подходящую модель. На T40RP четче слышно ритм-секцию, но нельзя сказать, что баса много или что он довлеет над остальным спектром, или делает саунд темным и гулким — наушники хорошо выдерживают баланс. У T50RP звук получился легче, при этом послезвучия ощущаются более длинными и детальными, бас и барабаны отходят на второй план (что больше похоже на оригинальное звучание старой записи). При этом звучание ритм-секции при меньшем ее количестве показалось более качественным, четким и сфокусированным. В обоих случаях вокал и гитара находятся на переднем плане, а степень детализации, которую обеспечивают наушники, уже приятно радует.

Под амбушюрами располагаются поролоновые вставки. Форма и размер квадратных вырезов соответствуют рабочей площади планарных излучателей

Перескакиваем в XXI век, сразу к Alex Clare «Up All Night». На T50RP звук достаточно ровный, детальный, но ощущается плоским на средних частотах и неожиданно олдскульным в басовой области. Кажется, что играет только верхний и средний бас, причем средний немного приподнят, а нижнего просто нет. С T40RP дела обстоят совсем иначе: у композиции появилась глубина и рельеф, баса стало больше и он начал «качать» как положено.

Buddy Guy с альбомом «Bring ‘Em In» меняет ситуацию диаметрально. На T40RP бас явно солирует и отвлекает от всего остального, а на T50RP его ровно столько, сколько нужно, и композиция в целом складывается идеально.

Включаю Amon Amarth «Deceiver of the Gods» с одноименного альбома. Вновь сложно отдать кому-либо предпочтения. В обоих случаях хорошо читаются и гитарные, и басовые партии; вокал разборчив, отбивка бас-бочки четкая, сухая быстрая. С T40RP звучание получается более мрачным и тяжелым, а с T50RP звук явно светлее и немного быстрее, динамичнее. Приятно радует разрешение, четкость, собранность, благодаря которым наушникам удается справляться со сложной музыкой. И на металле я вновь ловлю себя на том, что в звуке есть какая-то неуловимая олдскульность, словно слушаю современную запись на винтажных колонках — хороших, стоит заметить, колонках…

Квадратные излучатели? Для планарно-магнитных это норма

Сюита «L’Arlesienne» Жоржа Бизе одинаково прекрасна. На T50RP на форте чуть больше деталей и разборчивости, а T40RP в эти же моменты более убедительно передают масштаб симфонического оркестра. «Картинки с выставки» Мусоргского в исполнении T40RP более напористы, весомы и убедительны, но тонкие моменты и красоту мелодии лучше передают T50RP.

Хит LP «Lost On You» показался несколько гулким даже в исполнении T50RP, а на T40RP можно с комфортом слушать только ремикс с заново прописанной электронной басовой партией, живой бас оригинальной версии откровенно довлеет над всем.

Ситуацию с басом окончательно прояснил альбом «The Garden» команды Nostalgia 77. Мелодия одноименного трека, воспроизводимая на контрабасе, звучит то громко, то тихо, то гулко, то четко. Очевидно, что это свидетельствует о неравномерности АЧХ в басовой области, словно кто-то крутанул темброблок или поднял ручку эквалайзера в районе отметки 80-100 Гц. Вот она, та самая олдскульность и винтажность! Нашлась!

Измерения

Силиконовые уши тестового стенда в отличие от моих остались довольны размером и формой амбушюр наушников. Обе модели сидели идеально и охватывали небольшие ушные раковины стенда полностью. Степень шумоизоляции у модели T40RP получилась высокая, в случае с T50RP пришлось соблюдать во время замера режим абсолютной тишины. Полуоткрытое оформление глушило только часть звуков, мелкие шорохи и шелест, а все что погромче попадало в микрофоны стенда без ограничений.

АЧХ модели T40RP имеет выраженную ступеньку в области 1 кГц, которая фактически разделяет среднюю линию на два уровня с разницей примерно 5 дБ. Характерная выгнутая форма графика в басовой области ответственна за акцент на среднем басе. Заметная разница в отдаче левого и правого канала на частотах ниже 100 Гц совпадает с ростом искажений, что позволяет предположить возможность получить лучшие показатели в этой зоне с более мощным усилителем.

Модель T50RP демонстрирует более линейную АЧХ в области 200-2000 Гц, что делает звучание более светлым. Басовая область имеет аналогичный подъем в области 100 Гц, но спад отдачи с понижением частоты происходит раньше. Пик в районе 6 кГц ответственен за ощущение более высокой детальности. Поведение обоих наушников в зоне выше 10 кГц фактически идентично.

Выводы

Итак, мы имеем две модели, выбрать между которыми будет очень непросто. Обе пары наушников для своей цены просто неприлично хороши. Я бы даже сказал, катастрофически хороши. Катастрофа в первую очередь для конкурентов, предлагающих планарно-магнитные наушники аналогичного качества за совсем другие деньги. А нам, ценителям качественного звука, это только в плюс. Но без нескольких «но» тут тоже не обойдется.

Во-первых, посадка. Производители хоть и повысили степень комфорта, идеала в этом вопросе явно не достигли.

Во-вторых, характер звука. Он схож у обеих моделей: окрашенный «олдскульный» бас, плюс некоторый дефицит верхних частот, не дающий ощутить в полной мере «воздух» и общую атмосферу современных студийных и концертных записей. Это делает наушники избирательными в плане контента. Так, например, на музыке постарше недостатка верхних уже не ощущается, да и характерный басовый акцент воспринимается естественным.

Такие наушники не останутся незамеченными!

Распределение моделей по характеру, заявленное на официальном сайте производителя, сформулировано довольно четко. T50RP вполне оправдывают звание «мониторных»: они заметно ровнее, детальнее, хотя порой бывают сдержаны в эмоциях. T40RP — более басовитая и драйвовая модель, подходящая для энергичной музыки.

Не могу однозначно определиться с тем, куда же отнести дизайн наушников, в плюсы или минусы. С одной стороны, жутковатое и откровенно брутальное ретро, с другой — в этом же состоит их прелесть. Однозначно то, что равнодушным они никого не оставят и из общей массы современных моделей выделяются, а также то, что конструкция их очень мощная и добротная.

Детальный и чистый звук, надежная конструкция, отличная цена

Требуют высокой мощности усилителя, дефицит верхних частот и акцентированный мидбас

Fostex T40RP, Fostex T50RP

Fostex T40RP — 11 490 рублей, Fostex T50RP — 11 490 рублей

Fostex T40RP

Тип: планарно-магнитные

Акустическое оформление: закрытые

Диапазон частот: 20-35000 Гц

Чувствительность: 91 дБ

Импеданс: 50 Ом

Входная мощность: до 3 Вт

Fostex T50RP

Тип: планарно-магнитные

Акустическое оформление: полуоткрытые

Диапазон частот: 15-35000 Гц

Чувствительность: 92 дБ

Импеданс: 50 Ом

Входная мощность: до 3 Вт