Проигрыватель виниловых дисков VPI Scoutmaster II с тонармом VPI JMW-9, головкой звукоснимателя GRADO Reference Sonata1 и фонокабелем XLO Reference-3.

Детали проигрывателья

Американская компания VPI Industries начала свою историю в 1981 году как небольшой семейный бизнес. И таковой, семейной, компания остается по настоящее время, хотя объемы производства заметно выросли, а продукция прочно заняла свое место среди прочих виниловых проигрывателей. Сами проигрыватели появились в модельном ряду не сразу, сначала были аксессуары для винила и машинки для мытья пластинок, а позже появились проигрыватели и тонармы. Машинки же для чистки винила производятся и сейчас, а среди относительно недорогих они по праву считаются наиболее надежными и качественными. Возвращаясь же к проигрывателям и тонармам, стоит отметить, что компания выпускает достаточно большое количество моделей проигрывателей и несколько одноопорных тонармов. Если характеризовать продукцию в общих чертах, то можно отметить продуманный модельный ряд, состоящий как из относительно бюджетных, так и из дорогих аппаратов, большое количество доступных опций и аксессуаров для проигрывателей, что дает возможность серьезно совершенствовать аппараты внутри выпускающихся серий. Также в качестве полноправных участников в нашем тесте присутствуют головка Grado, выпускаемая компанией с более чем 50-летней историей и устоявшейся звуковой философией, и фонокабель XLO Reference-3, произведенный американской компанией, выпустившей за 20 лет немало достойной кабельной продукции.

Поворотный узел тонарма

Конструкция

Изучая конструкцию проигрывателя, первое, на что обращаешь внимание, — основательность всех узлов и деталей. Стол представляет собой наборную конструкцию из двух слоев МДФ и стальной прослойки между ними. На поверхность стойки проигрыватель устанавливается посредством четырех регулируемых ножек-конусов. Хотя конусы и имеют закругленную вершину, устанавливать такую конструкцию, например, на деревянную стойку без дополнительных подставок не стоит — нужно или подбирать подходящие подставки, или использовать сменные ножки VPIMini Stabilizer-Feet, доступные в виде опции. Конечно, можно пробовать и другие варианты, но следует помнить, что одноопорная конструкция тонарма требует строго горизонтальной установки. На основании проигрывателя закреплен массивный инвертированный подшипник. Опора подшипника проходит насквозь, через всю толщину стола и крепится с обратной стороны при помощи гайки. Втулка подшипника, установленная в диске проигрывателя изготовлена из бронзы. Сам диск тяжелый, алюминиевый, но судя по конструкции выполнен не из цельного куска, а имеет внутри какие то дополнительные гасящие вибрации слои. В комплекте к диску прилагаются тонкий пробковый мат и легкий винтовой клэмп. Забегая вперед, можно сказать, что мат в данном конкретном случае влияет на звук весьма чувствительно, и с тестируемой головкой Grado я использовал более толстый пробковый мат, чем штатный, — это сказывается на прозрачности звучания, особенно в области верхней середины. Если же использовать более детальные МС-головки подходящего к проигрывателю уровня, то целесообразность использования мата как такового заметно уменьшается — вполне можно устанавливать пластинку непосредственно на диск. Штатный клэмп при прослушивании минимально влияет на динамику звучания, поэтому использовать его можно смело, за исключением тех случаев, когда пластинка имеет геометрию близкую к идеальной и клэмп вообще не нужен.

GRADO Reference Sonata1

Также можно использовать доступные опционально традиционный тяжелый прижимной клэмп и внешнее прижимное кольцо — система возможно не самая удобная, но она обеспечивает максимальную стабильность самой пластинки, а прижим по внешней окружности выравнивает пластинку лучше, чем любой, даже самый качественный центральный клэмп. 24-полюсный мотор достаточно мощный и для осуществления качественной развязки вынесен в отдельный массивный корпус. Регулировки или переключения скорости не предусмотрено, для смены скорости вращения нужно вручную переставлять пассик на часть шкива, соответствующую требуемой скорости. Пассик круглый и не толстый. Перемещая мотор относительно корпуса проигрывателя, можно регулировать натяжение пассика, что в свою очередь сказывается на звучании. По рекомендации производителя корпус мотора должен находиться в полудюйме от корпуса проигрывателя. Более сильное натяжение возможно, оно делает звук чуть более ритмичным, но одновременно появляется некое огрубление. Минимальное натяжение пассика, при котором не происходит проскальзывания, дает слитное, но чуть смягченное звучание. Поэтому самым правильным будет подбирать натяжение индивидуально, в каждом конкретном случае. Тонарм VPI JMW-9, установленный на проигрывателе, традиционно для VPI имеет одноопорную конструкцию, а все в целом выглядит надежно и продуманно. Длина тонарма 9 дюймов, но точные данные по эффективной длине и эффективной массе производитель не приводит. О длине можно судить косвенно по упоминанию о том, что тонарм имеет крепление и геометрию, совпадающие с тонармом Rega RB300, соответственно, можно предположить, что эффективная длина составляет 237 мм. Судить об эффективной массе сложнее, но по практике головки с податливостью иглодержателя в 10–12 мкм/мН и выше работают на этом тонарме без затруднений. Устанавливается и настраивается головка легко, в том числе благодаря удобному штатному настроечному шаблону. Из особенностей стоит выделить систему проводки — кабель проходит по трубке тонарма и дальше, не проходя через поворотный узел, выведен наверх и снабжен разъемом, который в свою очередь присоединяется к небольшой коробочке, на выходе имеющей обычные RCAразъемы и клемму заземления. Также этот внешний участок проводки работает как своего рода регулятор антискейтинга, и в случае с использованной в тесте головкой дополнительной регулировки, антискейтинга, не потребовалось.

Звучание

Перед прослушиванием около 25 часов ушло на прогрев и приработку установленной головки и фонокабеля, прежде чем звук начал стабилизироваться. Сразу можно сказать, что с имеющимся кабелем XLO никаких дополнительных экспериментов проводить не захотелось, кабель вполне соответствует уровню остального тракта. Прослушивание я начал с альбома The Dave Brubeck Quartet — «Jazz Impressions Of Japan». Первое, что сразу привлекает внимание, — хорошая сцена, с достаточной проработкой как по ширине, так и по глубине, правильные пропорции и разделение образов и инструментов. Воздушности в звучании не очень много, но и тяжеловесным или неповоротливым звук назвать нельзя. Также приятное впечатление оставляет тембральная подача — нет никакого окраса, проработка всего частотного диапазона ровная, прозрачная и спокойная. Бас глубокий, быстрый, но не гипертрофированный. Подача средних и высоких частот не имеет кристальной прозрачности, но все четко слышно и читаемо. Нет какой-то запредельной микродинамики и детальности, но и явных недостатков тоже не слышно — скорее, есть вполне здравый и прагматичный баланс между аналитичностью и музыкальностью.

Следующий альбом Oscar Peterson & Joe Pass — «Porgy & Bess» — при всей неспешности самой музыки, записанной на этом альбоме, для его добротного воспроизведения тракт должен иметь способность играть быстро, динамично и четко. В случае с данным проигрывателем все примерно так и звучит — быстро, прозрачно, в меру воздушно, но с небольшой потерей послезвучий. По всему диапазону записи звук чуть округляется и не то чтобы упрощается, просто какое-то количество нюансов и близко расположенных друг к другу звуков сливаются в единое целое. Формально все на своих местах, но ощущение некоторой недосказанности присутствует. Сцена отображается полноценно, обилие частот в средне-верхнем диапазоне не создает затруднений — звук прозрачный, без выраженной резкости или навязчивости. Иногда, наоборот, хочется уcлышать чуть ярче, чуть резче, но не в отношении основных звуков и тонов, а в отношении послезвучий.

Следующая запись Dizzy Gillespie — «Thе Cool World» — в моем случае это монофоническая пластинка. Раз уж проигрыватель имеет только один тонарм, то прослушивать монозаписи придется с использованием одной головки. В описании к тонарму есть упоминание о том, что можно менять не головку, а просто снимать всю подвижную часть тонарма и таким образом использовать несколько настроенных головок, но для реализации такой возможности нужно, во-первых, иметь эти сменные части и головки, а во-вторых, размеры у разных головок разные, соответственно, регулировку вертикального угла так просто обойти не получится. Только если размеры головок полностью совпадут, или если использовать всевозможные приставки между головками и тонармом, добиваясь одинаковых параметров. Так или иначе, у нас в тесте головка одна, стереофоническая, и вопрос в качестве воспроизведения монозаписей остается открытым. А звучит все очень неплохо — быстро, сочно, выразительно и эмоционально насыщенно. При относительно небольшом частотном диапазоне записи не ощущается какой-либо неполноценности. Сцены в данном случае быть не может, но звук выстраивается по глубине, четко и без колебаний. Со всеми поправками на частотные характеристики записи бас есть, и нельзя сказать, что его мало или он слабый. Труба слышится звонкой, яркой и одновременно не режет слух. Ударные и медь звучат намного более полновесно и основательно, чем можно было бы ожидать. Монозапись, в таком варианте воспроизведения, слушается без малейшего намека на тусклость, которую можно в той или иной мере услышать от достаточного количества современных проигрывателей.

Завершая прослушивание различных джазовых записей, я выбрал пару пластинок из подборки Norman Granz' J.A.T.P. in Tokyo — «Live At The Nichigeki Theather» — впечатление от способности качественно и полновесно воспроизводить старые монозаписи только упрочилось, и музыка, и вокальные партии слушаются очень хорошо. Также связка головка–тонарм продемонстрировала устойчивую работу на старом виниле — эти пластинки в моем конкретном случае разнятся по состоянию сторон от EX, в целом, до VG (на паре дорожек), и даже проблемные участки отработались очень хорошо и устойчиво. Да, дефекты слышны, но намного меньше обычного.

Дальше поставил пластинку Jethro Tull — «Live at Montreux» — запись хоть и современная,

но издана пластинка качественно. При прослушивании очень хорошо представляется атмосфера живого выступления. Быстрый, насыщенный звук с широкой и глубокой сценой, достаточно ровная проработка по всему частотному диапазону. Единственная особенность: в пропорциях сцены образ вокалиста получается несколько больше привычного для этой записи. Также для данного тракта можно подметить ряд особенностей — звук всегда имеет основу и основательность, что в сочетании со слегка упрощенной подачей в среднем диапазоне и отсутствием явной окраски и формирует индивидуальность звучания. Тихо, нежно или минорно проигрыватель играть не очень-то и хочет. По опыту — эта специфика определяется в меньшей степени проигрывателем и в большей — головкой. Поэтому на данном аппарате мне видятся или МС-головки, или те же Grado, но более старшие модели.

Из электронно-экспериментальных жанров я выбрал пластинку Murkof — «Remembranza» — достаточно сложная музыка с обилием эффектов, быстрых переходов и широким частотным диапазоном. Слушается очень неплохо — сцена, проработка по частотам, скорость — все есть, но не хватает утонченности, прозрачности. Звучание получается слишком однозначным и приземленно-телесным. В завершении, конечно же, необходимо было послушать классическую музыку — для этого выбрал записи «Фантазий» Телеманна и одного из струнных квинтетов Шуберта. В звучании классической музыки, даже небольших составов, все получилось менее однозначно. Со скоростью и частотным диапазоном все хорошо, а вот слитности в звуке кажется слишком много — нюансировка и разделение струнных инструментов не самые лучшие, звучание клавесина на тихих фрагментах получается каким-то формальным, нет легкости и воздушности, присущей инструменту. Эти особенности выражены несильно, но уже заметно. Для прослушивания классической музыки предпочтительным окажется использование другой головки, с большим разрешением и с выраженной способностью играть и тихо, и громко, и мягко, и напористо одновременно.

Выводы

Проигрыватель во всех чертах своей конструкции имеет одно общее свойство — основательность. Все видится надежным и долговечным. Аппарат продуман до мелочей, и продуман в рамках внятной концепции. Нейтральный, быстрый и умеренно-силовой почерк стола и тонарма позволит раскрыть головки весьма высокого уровня и таким образом подобрать свой звук. Также стоит не забывать о широком выборе доступных опций.

Музыкальный материал

1 Dizzy Gillespie — Original score from «Tho Cool World» — Philips PHM 200138 / Mono

2 Jethro Tull — Live at Montreux 2003 — Audio Fidelity AFZLP2 041 / Stereo

3 Joseph Payne — Telemann: 36 Fantasies — VOX SVBX 5337 / Stereo

4 Murkof — Remembranza — The Leaf Label — BAY47V / Stereo

5 Oscar Peterson & Joe Pass — Porgy & Bess — Pablo Records 2310-779 / Stereo

6 Norman Granz' J.A.T.P. in Tokyo — Live At The Nichigeki Theather — Verve MV 9061/3 / Mono

7 Schubert — Quintet fur Violinen, Viola, 2 Violoncelli C-Dur op.136 D 256 — Mstislav Rostropovich, Das Tanejew Quartett — Melodia — Eurodisc 85969KK / Stereo

8 The Dave Brubeck Quartet — Jazz Impressions Of Japan — Columbia CS 9012 / Stereo