Алексей Кушнеров: «Сказать кому-то, что ты стал слушать провода... это было страшно»

Алексей Кушнеров: «Сказать кому-то, что ты стал слушать провода... это было страшно»

Алексей Кушнеров — экономист, счетолюб, скромный труженик фондового рынка. Узнав его профессиональное занятие легко решить, что он прагматик, чуждый каких бы то ни было иррациональных увлечений. Но у него есть и другая часть жизни — страсть к музыке и хорошему звуку. О том, с чего началось и куда привело его увлечение, мы и побеседовали с Алексеем.

— Когда проснулся твой интерес к качественному звуку и музыке?

— В нашей семье музыка была всегда. Мама окончила музыкальную школу, у нас были пластинки, была подписка на «Шедевры мирового исполнительского искусства». А еще у меня была подписка на серию «Сказка за сказкой», ее тоже стоит вспомнить. Ведь что такое советские детские пластинки? Это прежде всего очень музыкальные вещи. Например, «Золотой ключик» — там стихи Окуджавы и Энтина, а музыка Алексея Рыбникова! Именно он когда-то хорошо сказал, что у симфонической музыки сотни красок, а у популярной всего несколько. Но зато какая там энергия!

И ключевым моментом для моего увлечения музыкой и звуком стал день, когда я еще дошкольником попал на свадьбу, где играл вокально-инструментальный ансамбль. Наверняка играли какую-то ерунду, но я впервые услышал электрическую музыку. Мне тот ансамбль показался чем-то неземным.

Во-первых, это было совершенно другое ощущение, отличное от привычной музыки из радиорепродуктора. Ведь там нет энергии, ты слышишь тон, слышишь мелодику, гармонию, и все. Получая такой звук, легко полюбить Beatles. А когда ты после Beatles ставишь на электрофон «Аккорд 201» (это такой был проигрыватель со встроенным усилителем и парой колоночек) какой-то другой рок, то не понимаешь, а что там вообще слушать?

Ведь в роке главное — энергия. Эта музыка построена не только на гармонии, но и на тембре, мощности, на ощущении, когда у тебя внутренние органы начинают вибрировать, ты хочешь и смеяться, и плакать одновременно, и что-то сказать...

Помните, историю про Ленина, который, когда слушал «Аппассионату», метался по комнате, вот так же и у меня. Рок — это не красивая мелодия, это энергия и неземной тембр, меня лично тембр электрогитары сводит с ума, он ни на что не похож. Ведь этих тембров нет в природе. Может быть, в космосе есть иная природа, которая рождает подобные звуки естественно, но тогда они пришли к нам из космоса!

Система: акустика Westlake Audio Lc 5.75, усилитель мощности Trilogy 948, предусилитель Trilogy 901, предусилитель AudioNote M2 Phono (в качестве фонокорректора), ЦАП Sun Audio SV-DA800, проигрыватель CD Philips CD880 , проигрыватель винила Denon DP-900M, усилитель для наушников Stax SRM-007t, наушники Stax SR-007, межблочники AudioNote AN-Vx, акустические кабели Furutech Reference III, стойка Pagode

Так вот, я не помню, что там играли, на этой свадьбе, но я точно помню, что подумал: хочется это повторить и получить дома, не по громкости, а по эмоциональному воздействию. Еще раз получить эту дозу! И долгое время я полагал, что это невозможно, поскольку аппаратура советская была убога, да и та практически недоступна... Но мечта об этом чувстве осталась со мной навсегда.

— А какая техника тебя сопровождала в те времена?

— После проигрывателя «Аккорд 201» я, как и все подростки, прошел через этап «Электроники 302», кассетного магнитофона, который гопники носили под мышкой на спортплощадку и слушали там «Сектор Газа». Меж тем все вокруг уже носились с японскими двухкассетниками. Так что я свой следующий шаг сделал тоже в сторону массового рынка — купил двухкассетник Artech. Он мигал диодами, цветомузыка подстраивалась под ритм, в общем, я стал модным парнем, но уже тогда начал понимать, что в этом есть какой-то подвох.

А потом наша жизнь изменилась — разрешили частный бизнес, открылись студии звукозаписи и, когда СССР развалился, советские Hi-Fi-аппараты, о которых раньше и не мечтал, вдруг стали невероятно доступны. Они ведь стоили в свое время бешеных денег и были страшным дефицитом, а тут вдруг я за бесценок купил усилитель «Электроника 50В 017С» (высшая группа сложности, 50 Вт) и проигрыватель «Радиотехника Ария 102» со стробоскопической регулировкой скорости вращения. И еще какие-то колонки, как сейчас помню, закрытого типа. Там еще были жуткие дубовые акустические провода со специальными разъемами — максимально неудобные.

Да и звук был все равно не тот. Как бы сказать — штрих преобладал над тоном. То есть слушаешь гитару, слышишь струны, защипы, но деки, то есть самого звука гитары, нет. Помню, поставили Даниила Шафрана, и мой друг Сережа сказал о звуке виолончели, что это похоже на голос какого-то железного жука. В общем, долго я это терпеть не мог.

— Пришлось перейти на новый уровень?

— Ну сначала была миди-система Technics, которую отец купил с премии, она и до сих пор прекрасно работает, кстати. Там был проигрыватель CD, и это открыло мне новые горизонты. Я наслаждался отсутствием шумов, тишиной между песнями, возможностью перематывать треки, функционально это был прорыв, но когда я его включил первый раз, то понял, что и Technics не принес мне тех ощущений, что я испытал на свадьбе. Я многое понял, когда стал заходить в магазины с аудиотехникой, даже у нас в Беляево тогда открылся один, который торговал английскими брендами. И однажды я зашел, а там какой-то NAD играл «Времена года» Вивальди. И я вдруг услышал клавесин. У меня всегда была эта пластинка, но клавесина я никогда не слышал, а он играл там везде! «Боже мой! — подумал я. — Разобьюсь в лепешку, но себе это куплю».

Возможность предоставилась, когда я начал подрабатывать. На полученную уже мною премию я купил систему Pioneer из однокассетной деки, усилителя и проигрывателя CD. И еще полочные колонки JAMO — это был предпоследний шаг перед бездной.

— А эта система подарила наконец те ощущения детства?

— Нет, но она подарила радость транзисторного звука. Ведь Technics был на микросхемах, а слушать аппаратуру на микросхемах — все равно что на компьютере. Это суррогат. А тут я услышал полноценный транзисторный звук, жирный, зернистый. Мощь наконец появилась, и хотя волшебства не возникало, я, может быть, и остался бы с тем Pioneer навсегда, но случилось непредвиденное. В CD-проигрывателях Pioneer, если помните, механизм был такой, что диск ставился рабочей поверхностью кверху. И вот его как-то перекосило, и он начал срезать верхний слой с диска, как фрезой. При этом там внутри что-то тикало, я еще думал, что это может быть такое? Дисков пять он мне так потикал — японский Led Zeppelin... В общем, я срочно стал искать новый проигрыватель.

Двухтактный усилитель мощности Trilogy 948 на лампах 6550, который открыл нашему герою чудеса полностью лампового аудиотракта



— Срочно побежал в магазин?

— Нет, на этот раз я стал читать журналы и доверился рецензиям. Интернета у меня не было, я собрал и «Аудиомагазин», и Stereo & Video, и по совокупности обзоров решил, что мне подходит проигрыватель Arcam Alpha 7, и поехал за ним в салон «М.Видео» на Пятницкой. Купил, принес, поставил, достал один из любимых дисков и... снова услышал то, чего раньше не слышал.

Шаг вперед был просто грандиозный. И дальше со мной что-то случилось. Я бросился покупать. В этом не было необходимости, но я купил усилитель Arcam, и конечно, такого прорыва уже не было. Тогда я купил напольные колонки Monitor Audio Silver — казалось, что счастье в них, и, в общем, все это неплохо звучало. Тогда же я открыл для себя аудиокабели — купил Nordost Flatline. Но, конечно, сказать кому-то, что ты стал слушать провода... это было страшно. Я почувствовал, что лечу под гору.

— Аудиофилия захлестнула?

— Дело еще в том, что в какой-то момент с системой Arcam мне пришлось расстаться и собирать новый комплект с нуля. И тут уж я решил ни в чем себе не отказывать. Первой покупкой стал проигрыватель Meridian 506 с транспортным механизмом Philips. Он был очень драйвовый, напористый, а к нему я купил «бочонки» Musical Fidelity — там был ламповый предусилитель, который стоил недорого, чем и подкупил.

Но я совершил, конечно, ошибку — купил к нему транзисторный усилитель мощности, который «прокачивает» колонки. Взял стоваттник, хотя колонкам в 90 дБ чувствительности он был совершенно не нужен. Что сказать? Сейчас, оглядываясь назад, могу сравнить это со звуком мясорубки. Такой чавкающий червяк, который проворачивает мясо так, что из колонок вот-вот полезет фарш... Но тогда я был в восторге. Мы после работы ходили в «Трансильванию», покупали диски, слушали.

— Значит, все-таки это была еще и меломания.

— Да, но соскочить с иглы я уже не мог. Раз ламповый пред у меня дешевый и простой, может быть, надо поискать хороший? И я купил Audio Note с корректором, а также проигрыватель винила Denon. Тогда же я открыл для себя замену ламп, и когда я поменял их, скачок в звуке опять был потрясающий, так что дальше я решил и усилитель мощности купить ламповый. Я регулярно ходил в «Пурпурный Легион» и заглядывал там в отдел комиссионной техники. И вот как-то смотрю — стоит ламповый усилитель, всего за 1000 долларов, какой-то непонятной фирмы Trilogy. Я подумал-подумал, да и купил его просто на пробу. Принес домой, включил... И опять случилось чудо!

— Неужели ламповый звук так впечатлил?

— Дело было не только в этом. Я ведь не знал про существование «фазы», но тогда я в нее удивительным образом попал. Причем в трех компонентах. На следующий день снова включил и попытался послушать — и звучало это все как «Электроника», накрытая ватным одеялом. Я был в шоке, почему же не звучит? К счастью, я знал уже авторитетных людей, пошел к своему «аудиопастору», и он рассказал мне, как проверять фазы подключения сетевой вилки.

Помню карикатуру в книжке «Физики шутят»: физик-теоретик стоит перед розеткой и не знает, как включить вилку, потому что не понимает, где плюс, а где минус. И это не смешно! Я сам оказался в этой ситуации, когда получаешь либо божественный звук, либо никакой.

В общем, я долгое время жил с этой системой, поменял напольные колонки на полочные — они для маленьких наших комнат более оптимальны, но с того момента я остался с лампами навсегда.

Наушники Stax и Grado.

— А ощущал ли ты корреляцию между развитием твоей системы и твоего музыкального вкуса?

— Да, безусловно. Чем более сложной становится система, тем более сложную музыку начинаешь слушать. Я стал слушать больше классики, этнической музыки... Кстати, на работе надо мной многие шутили, что я на эти деньги мог бы каждые выходные ходить на концерты и даже ездить на эти концерты заграницу. Я задумался и понял: в том-то и дело, что мне не нужно ждать выходных и куда-то ехать. Я могу послушать то, что мне нравится, прямо сейчас и у себя дома — ради этого вся эта индустрия и создана.

— На этом твой аудиофильский путь можно считать завершенным?

— Ну еще пара штрихов. Мне так понравился усилитель мощности Trilogy, что я стал искать и пред. И совсем недавно нашел, купил, включил и понял, что меня именно эта связка цепляет — Audio Note звучит покрасочнее, но мой звук другой.

Музыка — это такое абсолютно абстрактное искусство, там нет четких координат. Есть твой внутренний мир, который либо резонирует с музыкальной гармонией, либо нет. И я понял, что к аппаратуре надо относиться как к музыкальному инструменту. И критерий выбора аппаратуры должен быть исключительно эмоциональный. Цепляет тебя или не цепляет.

Просто хорошей техники очень много. Особенно на выставках это заметно, и тут хорошо играет, и там хорошо... Все хорошо, а что же выбрать? Должен быть момент слияния — передачи энергии. Если этого нет, значит, ты зря потратил деньги.

Вот часто на форумах пишут что-то вроде «у меня есть 3000 долларов, какой купить CD проигрыватель?» Но это не тот случай, когда надо осваивать бюджет. Отталкиваться от бюджета нельзя — только от эмоций. Нужно искать эмоциональный контакт, который дешевая техника может тебе дать, а дорогая — нет.

Опубликовано в журнале Stereo&Video, № 8, 2013
73.01 дБ +

Комментарии

#

" Но, конечно, сказать кому то, что ты стал слушать провода.... это было страшно"

Это мне знакомо, более того сейчас в большинстве своём таже ситуация, по своей работе часто общаюсь с электриками , и как только начинаешь рассказывать им что провода могут звучать по разному в ответ слышишь смех и палец у веска. да и с физиками на эту тему лучше не общаться. На мой взгляд в этом виновато системное мышление и базовые знания физики (заложенные ещо при учёбе), да и многие просто не слышат этой разници .

" Вот часто на форумах пишут что-то вроде у меня есть 3000 , какой купить CD проигрыватель? Но это не тот случай ,когда надо осваивать бюджет .Отталкиваться от бюджета нельзя - только от эмоций. Нужно искать эмоциональный контакт"

И это мне по душе .

- 60.79 дБ +
#

"базовые знания физики" - очень правильно написали . Это как про цифру - многие уверенны в идеальности цифрового импульса . На осциллогрофе его в глаза никогда не видели

- 60 дБ +
#

Базовые знания - понятие ну очень размытое. У электриков и некоторых прочих они примерно в таком виде находятся, как если с анекдотом сравнить: "Девушка, вы умеете готовить?" - "Да, я неплохо ставлю чайник".

- 56.02 дБ +
#

Присоединяюсь к посту vitali и Leo. Основной массе потребителей мультимедийных АС и микро\мини систем объяснять разницу в звучании проводов просто бессмысленно, в лучшем случае на тебя снисходительно взглянут. А всем подряд доказывать тоже нет ни возможности, ни времени, ни желания. Помню, когда махнул какие-то акустические ошметки (по 600р. за метр, которые как часто случается в нашей жизни, через какое-то время превратились из временного фактора в постоянный) на довольно приличные XLO (вышло вместе с наконечниками что-то вроде 1400$), то индикатор вайффактора мгновенно улетел в красную зону перегрузки. Но через какое-то время демонстрация на любимых женой альбомах Muse, Ramstein реабилитировала меня в ее глазах. Потом она частенько принимала за реальность фоновые звуки из АС. Что касается передачи цифры по USB и разницы в качестве звука USB кабелей (правда не на всех ЦАП), так это вообще понимают лишь единицы, да и то знакомые со стандартом USB Audio и передачей PCM потока безо всяких программных механизмов контроля и пересчета, свойственных передаче обычных данных.

Видимо тут действует некий таинственный фактор, свойственный всем высокоуровневым системам. Это как для дешевого китайского бинокля абсолютна неважны температура воздуха, его влажность, но при наблюдениях через серьезный телескоп они уже реально оказывают влияние. Или полную бесполезность "обувания" ВАЗ2106 в дорогую спортивную трековую резину, которая проявляет себя во всей красе на болидах формулы один.

- 53.01 дБ +
#

Извините что не в тему, хотел задать вопрос Leo, но как написать лично не разобрался.

- 50 дБ +
#

К сожалению личной переписки пока что нет.

- 50 дБ +
#

Слепой тест всегда расставляет точки над i...

- 50 дБ +
#

Других тестов и делать смысла мало, но даже соблюдая все метолики всегда упираешься в человека, который скажет "этого не может быть и все". И никаких почему, потому и т.д. Просто не может и все. И хоть сто тестов проведи, шоры с глаз, ушей и головы это не снимет. Так что нет смысла обязательно кого то в чем то убеждать - кому нужно - сам подумает, проверит, осмыслит. Тем, у кого "не может быть и все" никакие аргументы и доводы не нужны принципиально, они не хотят никого и ничего слушать, они хотят только говорить и утверждать.

- 60.79 дБ +
#
даже соблюдая все метолики всегда упираешься в человека, который скажет "этого не может быть и все". И никаких почему, потому и т.д. Просто не может и все. И хоть сто тестов проведи, шоры с глаз, ушей и головы это не снимет.

1000%!!! Много с такими сталкивалась. Порой даже продавцы не верят в то, что продают...

Вам ребята то легче... (

А теперь прикиньте, каково мне... Я же девчёнка! На меня в таких случаях вообще смотрят, как на больную!

Примерно пол года назад я покупала межблочные и акустические кабеля для новой системы, брала шнурки под залог и тестила дома. Вы просто не представляете лица продаваторов, когда я решила оставить кабельки модели, которая мне понравилась, но меньшей длинны (50 см межблоки, вместо стандартных 1.2м)... "они же дороже за метр погонный по соотношению длинна стоимость, зачем платить больше?"!... (так мне говорили они). Но на моей системе разница то слышна! (говорила я)... И тут начинаются ухмылки, подколы, и намёки на то, что я деваха, и что с меня взять, типа я не шарю... (

Могу сказать одно - я доверяю своим ушам, и собираю систему для себя любимой. Мнения продаваторов, которые не слышали мой сетап меня не волнуют. Я практик а не теоретик.

«Сказать кому-то, что ты стал слушать провода... это было страшно»

А мне не страшно!

- 62.55 дБ +
#
Других тестов и делать смысла мало, но даже соблюдая все метолики всегда упираешься в человека, который скажет "этого не может быть и все".

Вот как бэ я видел только обратную ситуацию, ну например на прецензионном до последнего винтика тракте желающие пытаются вслепую отличить MP3 от 44/16. Объявлена премия, допускаются все жеолающие. Финалисты - профи от звука угадывают через раз лишь на некоторых записях... И фигак!!! на затрапезных бюджетных сборках любой кухонный аудиофил у нас слышит ГИГАНЦКУЮ разницу.

)))

- 50 дБ +
#

В нынешней реальности зависит от исходника - бывает, что попса всякая, что в хайрезе, что в пережатом виде почти не отличается. Так все записали, свели, обработали.

Если взять нормальную запись, к примеру, струнного квартета - на ее примере действительно, на старорежимном музцентре разница будет очевидна.

- 50 дБ +
#

Или вот еще, британские аудиофилы всерьез начинают проверять значимость почерка усилителя/ресивера в тракте. Масса дискуссий и тестов. В конце приходят лишь к выводу, что на тесте в слепую вне зоны клиппигнга можно четко выделить лишь кривые поделки начального уровня. Род Эллиотт лишь недоуменно разводит руками. Хлобысь: форумный аудиофил запросто отличит звук провода на пайке от проводов на скрутке проанализировав каждый герц!!!

- 50 дБ +
#

Британские аудиофилы - они такие британские... Да и нынешний сетевой маркетинг не стоит списывать со счетов - устроить дешевый цирк нынче очень модно. И безобидный аудиофил со своими идеалистическими подходами - отличная пища для тупых троллей.

- 50 дБ +
#

Блин,слово в слово,как про меня...

- 53.01 дБ +
#

Наверное всё таки это всё прогресс. Я помню с современного на тот момент кассетного плейера охал, а позже, получив в распоряжение СДплейер, чуть не писался в штаны. Потом комп, груда перепробованных звуковых карт, потом дело дошло до излучателей и усилков.

Глядя назад, конечно, единственное, что заставляет слушать то, что было, это ностальгия. К хорошему привыкаешь быстро.

А на счёт не шарящих. Так это обычное дело. У них интересы не те. Это всё равно, что перед звукозадротом махать коллекцией бабочек. интересы не те. Конечно "бабочники" или продавцы (работающие в том же аудиомагазине исключительно ради зарплаты) будут уверять, что шнурок не имеет значения даже не не впариваясь, что, например, у хромовидного сплава, да еще и с позолотой или серебением, частота шире, чем у обычной медяхи). Им бесполезно рассказывать, что пайка убивает звук и все должно быть на скрутках или зажимах. Им вряд ли можно доказать, что самый поганый mp3 плейер звучит на несколько порядков лучьше того же айфона по причине технических особенностей. Это всё тщетно.

Но звук... звук это что-то. Если дадено ощущать каждый герц, то это и приводит к переборам техники и дотошности до самых сокровенных мест типа кабелей. Чтобы е--o, реальному меломану мало.

- 53.01 дБ +
#

Опять провода..... какой нибудь "дисер" с положительной рецензией в студию и я сразу поверю в сказку про провода.... Почитаю "дисер", проверю экспериментально то, что там написано и поверю.....

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.