Аудиосистема, собранная практически полностью из итальянских компонентов, поражает не строптивым характером и даже не умопомрачительной ценой, а редким умением с чувством играть музыку любого жанра.

Акустические системы Nightingale CTR 2 производит итальянская компания Semitel — она обслуживает телекоммуникации Италии с 1959 года, а около пятнадцати лет назад решила открыть собственную линию HiFi-продукции. Производственные мощности у компании огромные, и, что самое важное — весьма разнообразные. Поэтому в колонках Nightingale используются компоненты только собственного производства, и именно это позволило реализовать столь неординарную конструкцию — «бесконечный экран». С одетыми защитными сетками Nightingale напоминают планарные излучатели. То есть фактически они лишены корпуса, который в данном случае состоит из одной-единственной передней панели. Чтобы избежать акустического замыкания на низких частотах, динамики приходится делать по особой спецификации — только для этого акустического оформления и, собственно, только для этих АС. Главное достоинство такой конструкции состоит в том, что спад частотной характеристики после нижней частоты среза (в данном случае это 35 Гц) гораздо более пологий, чем у любой колонки с корпусом, где спад происходит гораздо резче. В результате, фактически, мы лучше слышим более низкие ноты, и субъективно бас оказывается куда более глубоким, хотя, казалось бы, открытый корпус — главный враг волн низкой частоты. И в самом деле, бас-гитара или басовая секция оркестра звучат у Nightingale очень внушительно. Нет, конечно, это не вульгарный «кинотеатральный» бас, норовящий врезать вам под дых. Это глубокий, но разборчивый нижний регистр, в котором слышна артикуляция каждой ноты, но при этом чувствуется их вес. Второе важное достоинство этой акустики в том, что она создает очень объемное звуковое поле. Фактически, виртуальная музыкальная сцена видна с любого места в комнате прослушивания, даже если подойти вплотную к одной из колонок. Это весьма впечатляющий эффект, кажется, что смотришь на исполнителя сверху и сбоку!

Nightingale — вид сзади. Два низкочастотных динамика и фильтр в кожухе, залитый компаундом. Все элементы собственного производства.

Развитие

Итальянский усилитель New Audio Frontiers Integrated Performance 2A3 в первый момент вызывает настороженность. Лакированная медь на передней панели, изящно изогнутые боковины красного дерева. Он слишком красив. Сразу думаешь: сейчас будет типичный «теплый ламповый звук» со всеми вытекающими — рыхлым раздутым басом, вялой динамикой, излишней красивостью тембров в ущерб их естественности. Нас ожидало приятное разочарование. Этот усилитель действительно играет с чувством, но не пасует перед тяжелой акустикой, играет с самыми разными колонками, не боится фильтров четвертого порядка и сложного графика сопротивления и всегда сохраняет самообладание. И при этом прекрасно справляется с разными жанрами. Мы начали с записей контр-тенора и Вивальди, а закончили Роджером Уотерсом и Radiohead — и к усилителю не возникло претензий. Никакого затянутого или рыхлого баса и, что особенно важно — впечатляющая динамика. Его мощность всего 12 Вт, но вес — почти полсотни кило! В основном, за счет мощнейших выходных трансформаторов, которые, кстати, намотаны лицендратом, что само по себе уже дает понять, насколько тщательно производитель подходит к нюансам. Мы провели показательный эксперимент: если усилитель отключить от сети, он еще добрые пятнадцать секунд продолжает играть музыку, так что с энерговооруженностью здесь действительно все в порядке. Работает New Audio Frontiers в классе А, в оконечном каскаде четыре классических триода 2А3 с маркировкой Golden Dragon, и, что немаловажно, у этого аппарата есть пульт дистанционного управления — в сочетании со столь аудиофильской конструкцией такое нечасто встречается.

Акустические и межблочные провода Shinpy опять-таки итальянские. В качестве изолятора в них используется специальная жидкость. Это кардинально снижает микрофонный эффект, а сами провода становятся похожи на шланги. В буквальном смысле слова.

Кульминация

В качестве цифрового источника в этой системе выступают транспорт и ЦАП итальянской компании North Star Design, которые скромно называются Model 192 и USB dac 32.

Важная особенность ЦАП'а — наличие порта USB 2.0, через который можно подключаться непосредственно к компьютеру. На сайте North Star Design выложены драйверы для любой операционной системы, остается только установить их и открывать для себя все красоты HD–аудиотреков, которые уже можно найти в интернете. Основатель и руководитель компании Джузеппе Рампино не только директор предприятия, но и сам талантливый инженер-электронщик. Поэтому все передовые достижения технологий он старается воплощать в собственных продуктах. Скажем, обновления программного обеспечения аппаратов появляются примерно раз в месяц. Иные производители софта не делают апдейтов так часто. Число 192 в названии транспорта — это частота дискретизации. В нем установлен апсемплер, и ЦАП принимает поток данных уже с частотой 192 кГц. В остальном транспорт имеет вполне классическую конструкцию — верхняя загрузка и знаменитый механизм Philips CD-pro2M, причем крышка отодвигается вручную, а на диск устанавливается еще и дополнительный магнитный прижим. Масса аппарата невелика, и, возможно, поэтому он оказался весьма чувствителен к тонким механическим настройкам. Когда мы начали прослушивание, контрабас на диске Майлза Дэвиса показался немного гулким и чуть невнятным. Недоумение скоро разрешилось — изучая компоненты мы вынимали их из стойки и, возвращая, забыли водрузить транспорт на специальные опоры BassoСontinuo — с ними звук становится более четким, собранным и глубоким.

Антирезонансные опоры ВassoContinuo снабжаются сменными вставками — для оборудования весом от 10 до 400 килограммов.

Катарсис

Второй источник в системе проигрыватель винила Montegiro Mondo, швейцарского происхождения — в общем, это совсем рядом с Италией. Выглядит этот аппарат довольно изящно, но попробуйте сдвинуть его с места. Вес проигрывателя — 60 килограммов, не всякий усилитель может похвастать такой массой. Дело в том, что опорные плиты Montegiro Mondo представляют собой два цельнолитых листа нержавеющей стали. По задумке авторов, корпус вертушки должен быть акустически мертвым, и под весом этих плит действительно гибнет любой резонанс. Тонарм в нашем случае — десятидюймовый швейцарский DaVinci Nobile с карбоновой трубкой и рубиновыми подшипниками. Головка МС, фирмы Transfiguration. В ее конструкции используется чашеобразный магнит, который дает оптимальное распределение магнитного поля, в результате чего преобразование сигнала становится более точным. На девятикилограммовый металлический диск проигрывателя мы поставили легендарный диск Роджера Уотерса «The Pros and Cons of Hitch Hiking». Он прекрасно зазвучал с самого начала — красивый изящный тембр акустической гитары, парящий голос, точные и объемные спецэффекты. Чего еще желать? Оказывается — нет предела совершенству. И в поисках этого предела нам помог фонокорректор Aesthetix Reha Signature. Начнем с того, что это полноразмерный аппарат, занимающий в стойке столько же места, сколько транспорт и ЦАП North Star Design вместе взятые. Ламповый тракт управляется электроникой. К нему можно подключить три тонарма и по каждому сохранить индивидуальные настройки, есть режим размагничивания головки, которое рекомендуют проводить примерно каждые пятнадцать часов наработки. Но самое важное — у этого корректора есть пульт дистанционного управления, и менять параметры можно прямо в процессе прослушивания. Особенно важным в этом случае является входное сопротивление. Оно меняется в диапазоне от 75 Ом до 45 кОм, и этот параметр заметно влияет на звук. Добавим сопротивления, и бас становится тяжелее, звук плотнее, тональный баланс ниже. Уменьшим — и характер воспроизведения меняется в обратную сторону. Для пластинки Уотерса мы нашли идеальное значение в 250 Ом, при котором звук стал наиболее цельным. А вот с винилом альбома «Kid A» группы Radiohead пришлось повозиться. Звучит он глухо и тяжело — все-таки запись современная и хотя не без аудиофильских изысков, но, конечно, это не столь чистый аналог, какой был у Роджера Уотерса. Сопротивление пришлось уменьшить до 125 Ом, чтобы убрать неприятное превалирование низкочастотного регистра. На пластинках с сухим басом и подчеркнутым верхом сопротивление стоит увеличить. Голос Сары Вон при установке в 1 кОм становится наполненным и густым. Причем, это не псевдоулучшение звука с помощью эквалайзера или темброблока. Это тщательный подбор идеальных параметров воспроизведения под каждую пластинку, а ведь все записи очень разные. И идеальных среди них совсем немного.

Финал

Но самое замечательное в этой системе — не эффектная звуковая панорама, не ламповая нежность в звуке и даже не возможности для экспериментов, а тот факт, что она умеет играть все. Конечно, она не вызывает содрогания земной тверди невероятной мощностью баса, и для домашней дискотеки эту тонко чувствующую систему использовать не получится. Она предназначена для спокойного, вдумчивого прослушивания музыки. Но зато — любой.