Чем в свое время выстрелил первый «Дэдпул»? Графичной жестокостью, шутками на грани не то чтобы приличия, но просто здравого смысла, попыткой перевернуть с ног на голову типичные для супергеройских фильмов клише и, что важно, умением впихнуть это все в низкобюджетную оболочку без потери задора. Вышедший же на этой неделе «Дэдпул 2» (Deadpool 2) потратил больше денег и немножко отошел от изначальной схемы.

Нет, с идиотскими шутками в сиквеле полный порядок, об этом беспокоиться не стоит. Как только персонаж Райана Рейнольдса (а кто-то уверяет, что Рейнольдс и Дэдпул слились в одно целое, примерно как Роберт Дауни-младший и Железный человек) открывает рот, знай — скоро будет какой-нибудь гэг, высмеивающий современную киноиндустрию, язвительная отсылка к поп-культуре или же попросту лингвистический или даже политический каламбур. От этого в сиквеле, к счастью, не отказались.

Но если первый «Дэдпул» был фильмом совсем простым, даже прямолинейным, и из-за этой простоты забавным, то сиквел решили немного усложнить, добавив в него горстку драмы и ведро сердечной боли. Первый фильм фокусировался на самом болтливом наемнике, в то время как второй перешел к его ближайшему окружению и тому, как все друг с другом взаимодействуют.

Уже в самом начале зрителей предупреждают, что фильм — семейный, про семью и для семьи, фокусируется на отношениях самых разных персонажей, по несчастливой случайности оказавшихся рядом с главным героем. Однако, от рейтинга 18+ это не избавляет — нецензурным юмором фильм залит так же обильно, как и кровищей.

В режиссерском кресле в этот раз расположился Дэвид Литч, которого в титрах называют «человеком, убившим собачку в "Джоне Уике"». На счету Литча есть и «Взрывная блондинка», и оба этих фильма отличаются сочным, мощным экшеном. В «Дэдпуле 2» с батальными сценами все хорошо — хореография играет реалистичностью и идиотизмом в правильных пропорциях, заявленные способности персонажей используются на всю катушку, да и самих битв в силу увеличенного бюджета стало побольше. На драки в фильме смотреть приятно и интересно — они попросту увлекательные.

Вместе со смачным экшеном Литч и сценаристы смогли вписать в эту убийственную карусель сентиментальную линию так, что она не смотрится не к месту пришитой третьей ногой. Она дает развитие как основному персонажу, так и тем, на кого эта сентиментальность направлена. Знакомые с «Дэдпулом» только по первому фильму могут начать кривить лица, мол, ну вы чего, «Дэдпул» же совсем не об этом, он шутит про задницы и рубит всех катанами, а не страдает от поломок души. Человек же, читавший комиксы, прекрасно понимает, что жизнь такого существа, как Уэйд Уилсон, беззаботной назвать невозможно — она полна самых разнообразных взлетов и падений, в основном, как это принято в супергероике, связанных с болью, причиненной близким, и потенциальным дистанцированием себя от общества.

И в этом смысле «Дэдпул 2», что интересно, стал ближе к комиксному оригиналу и к тому, что принято называть кинокомиксом. В нем есть простая, как палка, сюжетная линия, которая дает развитие персонажу. Простота сюжета позволяет авторам допустить как можно меньше логических несостыковок и поэтому идеально вписывается в концепцию «Дэдпула», где логика, в общем-то, в принципе не должна быть в почете. На роль злодея взяли Джоша Бролина, который в соседнем кинозале, целиком упакованный в CGI-костюм, уничтожает вселенные в фильме «Мстители: Война бесконечности», а здесь всего-то обзавелся роботизированной рукой и ненавидит дабстэп.

Бролин играет Кейбла, солдата, который клишированно появляется и жалуется на тяжелую судьбу, стремясь все исправить. Забавно, что между героями Бролина и Рейнольдса прослеживается некая параллель — оба в свое время потеряли все, что им было дорого, в том числе и место в жизни, но, оказавшись в такой непростой ситуации, внезапно нашли друг друга, приветственно обменялись тумаками, а потом начали бороться за общее правое дело и в итоге, как бы это забавно ни звучало, добились своеобразного хэппи-энда. Даже (мне почти стыдно об этом писать) немного выбивающего слезу. Рыдать над «Дэдпулом» — это особый сорт извращений, но сценаристам удалось соблюсти правильную концентрацию глупости, драматичности и трогательности в финале. Меня удивило, к сожалению, отсутствие отсылки к «Лило и Стич» (фразы «Охана — значит семья»), которая, как и многие другие шутки, пришлась бы одновременно к месту и не к месту в слезодавительном моменте и сбила бы весь настрой — так, как и должно быть в «Дэдпуле».

Помимо Кейбла, имеющего для своих действий мотивацию и идущего напролом ледоколом, в зоне поражения болтливого наемника оказался сыгранный Джулианом Деннисоном новозеландский мутант-подросток размера XL (над отсутствием супергеройских костюмов такого формата в фильме как раз и смеются) по имени Рассел, кидающийся огнем. Отношения Дэдпула с трудным подростком, тоже ищущим свое место и своих людей в этом мире, двигают вперед сюжет фильма и в итоге развивают его в простую идею, знакомую и по «Форсажу», и по «Стражам галактики», и по тонне других современных фильмов: семья — это не те люди, с которыми ты связан кровными узами, а те, которые готовы быть рядом с тобой, даже если ты собираешься их убить от отчаяния. Иногда эти два множества пересекаются, но в супергеройских мирах очень сложно найти настолько удачливых персонажей.

По удаче, кстати, тоже прошлись, взяв в компанию героиню Домино с неожиданно полезной суперспособностью — ей всегда везет и бабочки вокруг порхают крыльями так, что все неизменно складывается в ее пользу. Эта способность позволила создателям фильма освоить еще пару миллионов на разрушительных спецэффектах и нарочито нелепом стечении обстоятельств в экшен-сценах. Саму Домино сыграла Зази Битц, прекрасно вписавшаяся в эту роль, показав адекватную, реалистично оценивающую свои способности и происходящий вокруг трэш девушку. Многие заочно осуждали этот каст из-за того, что на роль белоснежной Домино взяли афроамериканку, но Зази изобразила сверхудачливую любительницу пострелять просто прекрасно.

Персонажи, помогавшие Дэдпулу в первой части, появились и в этой, а некоторые из них за это время успели даже наладить личную жизнь. Взаимоотношения со старыми знакомыми (а также очень старыми знакомыми), стоящими даже не на втором, а на третьем плане, показаны настолько картонно, насколько этого требует фильм, и смотрятся в кадре правильно. Это персонажи-функции, но настолько четко прописанные и расположенные в нужных местах, что минусов в этом нет. Они придают фильму в одни моменты комичности, в другие — циничности, а иногда и просто привносят долю чего-то милого и нежного.

В итоге «Дэдпул 2» чуть распух в плане хронометража, получил пару слегка затянутых диалоговых сцен, больше экшена, больше персонажей и больше драмы. И, удивительно, весь этот коктейль не выглядит хуже первой части. Он выглядит возвращением к истокам — как к оригинальному комиксу, так и к другим фильмам про супергероев. Но это же Дэдпул, и у него ничего не происходит так, как у нормальных людей. Он вроде бы вырос, стал чуть серьезнее и масштабнее, но при этом остался таким же близким аудитории безбашенным существом с языком без костей, как и раньше.

Поэтому у сценаристов, режиссеров и самого Райана Рейнольдса вновь получился кинокомикс, который все равно остается уникальным, удивительно органично совмещая нарочито плоские и в то же время изысканные шутки с отсылками к поп-культуре и драмой. И делает это не в пример лучше, чем «Война бесконечности».