Когда CD победил, достоянием истории стало понятие «двойного альбома». Помните «Exile on the Main Street» Rolling Stones или «Белый альбом» Beatles? Сегодня виниловые «двойники» возвращаются в наш обиход.

BLACK SABBATH Dehumanizer (2 LP, original album + bonus tracks) EMI

Очередной «незамеченный» шедевр от легендарных музыкантов, который в 92-м году публика и критика всерьез не приняла. Группа Black Sabbath пребывала в то время в состоянии вынужденного анабиоза. Гизер Батлер вспоминал, что у них было полно идей, но все кругом слушали гранж, и им просто не давали ходу. Тем не менее, группе удалось собраться для записи на студии Rockfield в Уэльсе и заняться делом, которого они так ждали. Состав «Саббат» был точно таким, как и за десять лет до этого — фронтменом выступал Ронни Джеймс Дио, которого на этот раз настоятельно попросили перестать петь о радугах и срочно посерьезнеть. В результате альбом отразил свойственный уже не слишком молодым в тот момент мужчинам страх перед надвигающейся эрой компьютерных технологий. Жестокий бог-машина изгоняет все человеческое из несчастных пользователей... Изгонял бесов из самих музыкантов немецкий продюсер Рейнхольд Мак, который занимался саундом Electric Light Orchestra и итальянского диско-гуру Джорджио Мородера. Однако ничего танцевального на этом диске нет, наоборот, он считается одним из самых «тяжелых» в дискографии коллектива, но записан очень аккуратно — никакой грязи, очень чистый и мощный металлический звук, вполне отражающий «цифровую» концепцию. Ремастерингом для настоящего переиздания занимался один из самых дотошных специалистов лондонской студии Masterpiece Энди Пирс. Про него ходит легенда, что однажды, работая над записями Бинга Кросби, он отслушал 250 часов его радиопрограмм! В результате изданную на тяжелом виниле пластинку Black Sabbath можно использовать в качестве эталона — все партии прекрасно прописаны, так что, если вдруг услышите грохот и кашу, срочно займитесь настройкой винилового тракта.

JOHNNY CASH Greatest Hits and Favorites (2 LP) Vinyl Passion

Джонни Кэш — один из самых известных американских музыкантов, которые в России по большей части обойдены вниманием. Связано это, скорее всего, со спецификой музыки этого артиста — кантри, даже в такой его форме, все-таки на наше ухо ложится с трудом. А между тем, Джонни Кэш был вторым главным артистом продюсера Сэма Филипса — основателя Sun records. Первым, как известно, был Элвис Пресли. На сборнике, выпущенном vinyl passion records, ни много ни мало — 46 песен Кэша, записанных между 56-м и 60-м годами прошлого века. То есть самые знаменитые песни самого плодотворного периода

в его биографии. Стоит заметить, что записаны они все были еще на самой первой студии Sun, которую Сэм Филипс построил, будучи довольно стеснен в средствах. Студия была укомплектована консолью RCA 76D с трансформаторами на выходах, которые, как теперь полагают, придали звучанию характерную теплоту, а запись велась на два магнитофона Ampex 350 — Филипс переписывал ленту с одного на другой, чтобы добиться эффекта искусственного эха, ставшего визитной карточкой студии. Сам продюсер вспоминал, что, будучи ограничен в возможностях, в совершенстве освоил искусство расстановки микрофонов и музыкантов, и именно тот факт, что они не могли в те времена делать перезаписи и наложения, сыграл положительную роль — на лентах слышны спонтанность и реальность происходящего. В своем роде это была очень честная запись, с минимальным вмешательством, так что слушать эту аналоговую фонограмму с винила — все равно, что заглядывать в окошко той самой студии Sun Records. Несмотря на всю скромность музыкальных средств, звучат безыскусные песни Кэша поразительно свежо.

CHET BAKER Sings&Strings (2 LP) Vinyl Passion

В дискографии трубача Чета Бейкера есть две главы, особенно милые сердцу любителя cool-джаза. Это его записи со струнными составами и, конечно, те, где он поет... Звук голоса Чета Бейкера с самого начала вызывал массу споров. Проникновенный тенор с легким вибрато и, прямо скажем — не из числа «сильных голосов», вокал Бейкера больше всего напоминал манеру поп-исполнителей тридцатых годов. Но при этом с интонацией и фразировкой музыкант обращался в самой современной на тот момент манере, и самой модной. Однако манера пения у многих слушателей вызывала буквально негодование — на поздних, например, парижских записях, Бейкер буквально напевает себе что-то под нос, проглатывая слова и иногда переходя на какое-то откровенное мычание. Впрочем, на классических записях 53-го и 55-го годов, которые как раз и собраны на этой пластинке, голос его слышен вполне — в силу особенностей записи тех времен, инструментальное сопровождение не в силах было заглушить даже столь слабого голоса исполнителя, стоявшего непосредственно перед микрофоном. Вторая пластинка — записи Чета Бейкера со струнными, и это тоже классика жанра, причем тут можно оценить разные подходы. Есть записи с Зутом Симсом 53-го года, есть с Бадом Шэнком 54-го, а есть забавный раритет — три песни из Милана, сыгранные с итальянскими музыкантами в 1959-ом. Качество звука здесь, скажем так, «гуляет», но первая пластинка, где Бейкер поет, звучит просто отменно — можно использовать в качестве тестового диска для проверки умений и навыков вашего тракта в голосовом диапазоне. Тонкие эмоциональные движения голоса Бейкера могут быть воспроизведены во всех подробностях, а возраст записи дополнительно усложняет аппаратуре задачу.