Во второй части сравнительного теста мы изучим каждую модель отдельно: Da-Lite Parallax 0.8, DNP Supernova 08-85, Draper TecVision MS1000X, Elite DarkStar, Elite Prime Vision DarkStar 9 и PolarStar, Microlite Black Crystal 1.2, Screen Innovations Black Diamond 1.4 и Zero Edge Slate 1.2, Seymour Matinee Black, Stewart FireHawk G4 и Phantom.

Начало: Сравнительный тест 11 контрастных (ALR) проекционных экранов [перевод], часть 1

Da-Lite Parallax 0.8

Da-lite Parallax 0.8 — выдающийся участник. Плюсы: четкость изображения, широкий угол обзора. Не проявляет эффекта текстуры, а по чистоте изображения никто ему не конкурент. DNP Supernova — его ближайший конкурент.

Угол обзора в 170 градусов чрезвычайно широк. Похоже ведут себя DNP Supernova и ЭПВ DarkStar9, но Da-lite превосходит остальных. Parallax 0.8 — отличный выбор для случаев, требующих ясности и чистоты изображения в широком диапазоне углов обзора.

При коэффициенте усиления 0,8 Parallax наименее ярок из одиннадцати участников, но только по нормали к центру. Если вам критична именно центральная яркость, стоит приобрести более яркий проектор. Но если боковой обзор в равном и даже большем приоритете, причем в широком диапазоне углов, экран покажет всю свою силу — на периферии его яркости и однородности позавидуют все конкуренты. При таком угле половинного усиления это неудивительно. Если вы хотите «и мед, и ложку», т.е. и яркость при центральном обзоре, и яркость при периферийном с любых углов — это возможно: просто используйте в паре с «Параллаксом» проектор с большим световым потоком.

Наиболее заметным ограничением Parallax 0.8 является то, что в тесте с боковой засветкой, он показал меньшие контрастность и насыщенность цветов, нежели конкуренты — речь о направлении по нормали к центру. Причем недостаток уровня черного и насыщенности цветов будет проявляться при любой засветке и с любым проектором, и всегда больше, чем у конкурентов из этого обзора. Этот недостаток роднит Parallax 0.8 с ближайшим соперником — DNP Supernova. Эти два экрана — практически близнецы по характеру блокирования боковой засветки — как горизонтальной, так и вертикальной, а также идентичны по уровням черного и насыщенности цветов.

По сути Parallax предлагает компромисс — отсутствие текстур, очень чистую картинку и широчайший угол обзора при определенных жертвах контрастности и насыщенности цвета для центральной оси зрения. Справедливости ради, если уровень засветки невелик, последние два недостатка легко компенсировать заменой проектора на более контрастный. Наш тестовый Epson Home Cinema 1440 конечно яркий, но контрастность его не впечатляет. Взяв для примера серьезный кинотеатральный проектор, например, JVC DLA-X9000, вы почувствуете разницу. С экранами, хорошо усиливающими в центре, Epson дружит, но «Параллаксу» он в чем-то не партнер: какая-то плоская картинка выходит. Короче, высокая контрастность проектора, и еще раз она.

Da-Lite Parallax поставляется в настенной версии как в классической барахатной раме, так и в версии Thin, с шириной рамки всего 0,95 см., моторизованных вариантов нет. В сборке легок, вес небольшой.

DNP Supernova 08-85

DNP Supernova 08-85 единственный в группе достойный соперник Da-Lite Parallax по чистоте изображения и широте угла обзора. По отсутствию текстур и иных искажений он также гроссмейстер. Другими словами, мощный тандем Da-lite и DNP — монополисты в этих областях.

Аналогично Da-lite, угол обзора DNP в 170 градусов чрезвычайно широк. В группу чемпионов по обзору — Da-lite Parallax и DNP Supernova 08-85 можно добавить третьего — EPB DarkStar 9: эта троица доминирует в тестовой группе. Supernova так же является отличным выбором для системы, где критична чистота картинки в широком диапазоне угла зрения.

Что касается яркости по центру и качестве картинки при иных углах зрения, стоит повторить абзац из предыдущего раздела, заменив слово «Parallax» на «Supernova»:

При коэффициенте усиления 0,8 Supernova наименее ярок из одиннадцати участников, но только по нормали к центру. Если вам критична именно центральная яркость, стоит приобрести более яркий проектор. Но если боковой обзор в равном и даже большем приоритете, причем в широком диапазоне углов, экран покажет всю свою силу — на периферии его яркости и однородности позавидуют все конкуренты. При таком угле половинного усиления это неудивительно. Если вы хотите «и мед, и ложку», т.е. и яркость при центральном обзоре, и яркость при периферийном — с любых углов, это возможно: просто используйте в паре с «Суперновой» проектор с большим световым потоком.

По контрастности портрет Supernova — калька с Parallax: 16:1 контрастность в тесте с боковой засветкой, это даже ниже Da-Lite Parallax (17: 1). Аналогично с уровнем черного и насыщенностью цветов: практически идентичные аутсайдерские показатели, а также одинаковые свойства блокирования засветки, как со стороны, так и сверху.

Так же, как и Parallax, Supernova — это компромисс: отсутствие текстур, чистая картинка и широкий угол обзора в противовес недостатку контрастности по центру. И лекарство аналогичное: при малом уровне засветки новый, более контрастный проектор все исправит.

Для этого обзора DNP представила рамку Supernova One и, что немаловажно, экранное полотно 08-85, сертифицированное ISF. One — это жесткая цельная рама (эксклюзив обзора). То же и про полотно. Жесткая подложка из алюминиевого листа ламинирована экранным полотном (т.е. это теперь одно целое) — это весьма изящная и надежная защита от повреждений при сборке. Собственно и сборка — одно название: просто распакуйте и повесьте на крепления.

Так как экран поставляется полностью в сборе, могут возникнуть трудности при транспортировке — лестницы, коридоры, двери и т.п. Кроме того, алюминиевая опорная пластина добавляет хороший вес (100 дюймов по диагонали Supernova One весит 40 фунтов (18 кг.) — примерно в два раза тяжелее собранного «Параллакса»), но это неожиданное благо: вероятность волн на полотне, а значит и искажений, равна нулю.

Если жесткая, громоздкая и тяжелая конструкция в сборе пугает вас, DNP готова предложить другие варианты. Это традиционная фиксированная рамка (Supernova Core) — легко соберете дома, моторизованная версия (Supernova Flex), а также модульная система на жесткой панели (Supernova Infinity). В финале вы получите ту же жесткость и стабильность, как у предварительно собранной модели, зато вам не придется нанимать подъемный кран и ломать стену, чтобы все это занести в квартиру.

Draper TecVision MS1000X

Draper в проекционном бизнесе давно, первый экран представлен в 1957 году. Компания предлагает огромный ассортимент решений для монтажа и экранных полотен, многие из которых сертифицированы ISF.

На тест компания представила свой экран TecVision MS1000X Grey с фирменной рамой Clarion — бархат шириной два дюйма. Это лишь один из нескольких вариантов материала оформления. Серый экран MS1000X имеет коэффициент усиления 1,0 и умеренный угол обзора.

MS1000X по характеристикам находится в середине группы тестируемых контрастных экранов. Коэффициент усиления 1.0, разумеется, не обеспечивает выдающуюся яркость при просмотре по центру, а измеренный эффективный угол обзора в наших условиях засветки составил 64 градуса. Это примерно вдвое больше того, что предлагают экраны теста с узким углом, но здесь ширина угла не ведет к преимуществам Da-Lite Parallax и DNP Supernova, а именно — сохранять яркость в широком угле обзора.

По контрастности MS1000X — «середнячок» в группе, т.е. это 23:1, что между минимумом 16:1 и рекордом группы — 36:1. Экран дает картинку с хорошей цветовой насыщенностью и точной цветопередачей (не зря он сертифицирован ISF). Он также показал очень хороший уровень черного в тесте с боковой засветкой, вытеснив SI Black Diamond из группы ТОП-3. Однако в тесте с верхней засветкой результат оказался обратным: он уступил Black Diamond, да и контрастность в этих условиях показал самую низкую из группы.

Самый проблематичный аспект в MS1000X — значительная текстура изображения, хорошо видимая, мелкозернистая. Заметна даже без панорамирования камеры, а особенно очевидна, когда она «просматривает» гладкие, не текстурированные объекты. В общем, по артефактам текстуры картинки MS1000X — кандидат на «анти-нобелевскую» премию, опережающий соперников из группы.

Выгодным преимуществом MS1000X является цена, которая должна выглядеть куда привлекательнее на фоне самых дорогих ALR-экранов обзора. Так как цены варьируются в зависимости от размера экрана, параметры и стоимость доставки / монтажа установки, невозможно составить достоверный и наглядный критерий сравнения. Если у вас в кинозале засветка сверху, наш совет — держитесь в магазине от MS1000X подальше, но при боковой подсветке картинка получается приемлемая. Хотите «прокачать» картинку? «Допинг» для MS1000X есть: слабая засветка, плюс проектор с высокой контрастностью. По критерию цена-качество, где цена как параметр более важна, данный экран получит неплохой балл. Проще говоря, это один из наиболее экономичных вариантов из ALR-экранов группы.

Elite DarkStar

Elite Screens представила на конкурс трех претендентов: DARKSTAR — усиление 1.4, EPV PolarStar — усиление 1.3, и EPV DarkStar9 — усиление 0,9, причем два последних производятся подразделением Elite Prime Vision. Elite DarkStar — сильный конкурент. Он взял «золото» в тесте с контрастности как при боковой, так и при потолочной засветке — 22:1, остальные отстали. Он потеснил SI Black Diamond (21:1), поэтому Elite DarkStar — самый сильный аргумент в борьбе с верхней засветкой.

В первом тесте контрастности только с боковой засветкой, он не столь впечатлял, хотя измеренные 27:1 на фоне максимума 36: 1 и при минимуме 16:1 выглядят вполне респектабельно. В целом, по мультикритерию — с учетом набранных баллов по всем направлениям рассеяния — это один из самых сильных ALR-экранов.

DarkStar делит первое место со Screen Innovations Zero Edge Slate как пара самых ярких экранов обзора, хотя несколько конкурентов, что называется, дышат в спину. Тем не менее, один из самых ярких экранов группы освобождает от дополнительных затрат на проектор с большим световым потоком. Такой экран отлично «вытянет» по яркости картинку далеко не самого выдающегося проектора — речь, конечно, о линии зрения по центральной оси, плюс/минус небольшой угол в сторону.

DarkStar имеет умеренный угол обзора 60 градусов, что дает зрителю больше свободы в выборе места, чем, скажем, Seymour. Но по широте угла он не сравнится DarkStar 9: картинка начинает тускнеть и терять однородность, как только вы немного отойдете от центральной оси. Таким образом, идеальное позиционирование этого экрана — зал с относительно небольшим «райским» островком зрительских кресел в районе центральной оси экрана.

Вертикальный угол половинного усиления DarkStar's в 20 градусов ставит инсталлятора в довольно тесные рамки, хотя и не столь жесткие. По этому параметру у DarkStar паритет c Black Diamond, и в таких случаях следует провести тщательный аудит проекта насчет соблюдения верного расположения проектора относительно экрана и обоих относительно зрительской части аудитории.

С точки зрения текстуры и артефактов, то DarkStar их показывает в целом незначительно и скромно, а заметно это, как правило, при панорамировании. Т.е. DarkStar — примерно равный конкурент большинству ALR экранов, включая SI Black Diamond и Stewart FireHawk.

Когда засветка идет сверху, DarkStar «напрягает» больше, чем конкуренты, но сохраняет сравнительно стабильный уровень черного. С другой стороны, если смотреть по центру, он самый яркий из одиннадцати. Если вам не жизненно необходим очень широкий угол обзора «коллеги» DarkStar 9, то DarkStar должен быть у вас на примете как приличный и доступный. Мы предполагаем, что как только вы взвесите все вместе (цену, размер, рамку и пр.), то поймете: продукт исключительно конкурентоспособен.

Elite Prime Vision DarkStar 9

EPV DarkStar 9 является одним из тройки лидеров нашего теста, предлагающих максимально широкий угол обзора. Напомним, два других призера — это Da-Lite Parallax и DNP Supernova. Практически на любой из этих экранов можно смотреть под любым углом, не наблюдая существенного ухудшения изображения.

Три лидера — хорошо, но в чем же разница? Во-первых, DarkStar 9 дает преимущество в контрастности против Da-Lite и DNP. В первом тесте на контрастность только с боковой засветкой DarkStar 9 показал 20:1 против 17:1 у Da-Lite и 16:1 у DNP. Разница не только в цифрах — она видна на глаз. В тесте с дополнительной потолочной засветкой DarkStar 9 закрепил успех, не потеряв при этом контрастности. Результат — 17:1, уровень черного соответственно превосходен (он уступил только SI Black Diamond в этом тесте). А вот Da-Lite и DNP «сдали» до 12:1. Так что если вы ищете экран с сочетанием самой высокой контрастности и супер-широкого угла обзора, DarkStar9 — в числе первых кандидатов.

Второй козырь DarkStar9 — чрезвычайно низкий уровень текстурных артефактов. Строго говоря, он не абсолютный чемпион, как тандем Da-Lite и DNP (те свободны от артефактов), но он проявляет заметно меньшую текстуру, нежели любой из участников обзора. DarkStar9 — это определенный компромисс, но совсем не проблемный: думаем, что большинство потребителей легко смирится со случайной незначительной текстурой в угоду главному — отличной контрастности DarkStar 9.

Что касается вертикальных половинных углов, то и DarkStar9, и Da-Lite, и DNP дают ограничения в скромные 18 градусов — не самый худший результат обзора, конечно, но близко к тому. По данному параметру члены данной тройки ничем не отличаются. Кроме того, и по яркости из центральной позиции эта троица — аутсайдер теста, а цена относится только к максимально широкому углу обзора.

Короче, Elite EPV DarkStar 9 определенно силен и конкурентоспособен в своей нише, а его ключевая «фишка» — максимальная контрастность при высоком уровне засветке, причем — из всех ALR-экранов теста, предлагающих максимально широкие углы обзора.

Elite Prime Vision PolarStar

EPV PolarStar имеет одну уникальную особенность, доминирующую над всеми другими участниками теста — серебристо-серое поляризующее покрытие полотна: это необходимо для пассивной 3D-проекции. Достоинства пассивного 3D известны: дешевые легкие очки без батареек и, как правило, более «чистая» 3D-картинка без перекрестных помех. В пассивном 3D разрешение по сравнению с активным 3D теряется, но эра 4K с огромным запасом разрешения снимает проблему. Для тех, кто понимает достоинства пассивного 3D, EPV PolarStar — золотой выбор.

Другим важным преимуществом является то, что «Полярная звезда», как EPV DarkStar9, показывает весьма незначительную текстуру изображения, куда менее заметную, нежели остальные экраны группы: у них-то текстуру / зернистость / шумы не пропустишь.

Помимо этих двух уникальных качеств, Polarstar не выделяется каким-либо определенным образом. В тесте на контрастность с боковой засветкой он показал приличные 27:1, немного не догнав Black Diamond (30:1) и существенно превысив минимум теста — 16:1. При добавлении потолочной засветки результат снизился до 17:1, а это среднее значение в группе (диапазон от 11:1 до 22:1). Таким образом, по контрастности этот экран весьма конкурентен при боковой засветке, но сдает позиции при добавлении верхней. Соответственно, уровень черного достаточно хорош при боковой засветке и ухудшается при сумме верхней и боковой.

Угол обзора Polarstar в условиях теста не выделился — это 60 градусов или средняя позиция в группе, что, конечно, не экстремальное значение рекордсмена EPV DarkStar 9, но вместе со Stewart FireHawk Polarstar предлагает явно больше свободы маневра, чем ряд других конкурсантов с очень узкими углами обзора.

Значение же относительной яркости составило 125 fL против максимума 146 и минимума 92 в группе (при коэффициенте усиления 1.3).

Один из самых слабых показателей PolarStar — вертикальный угол половинного усиления — 18 градусов, что близко к минимуму — 15. Так что при инсталляции тщательно рассчитывайте положение проектора по отношению к экрану и аудитории в вертикальной плоскости.

Наш вердикт: EPV Polarstar — отличный выбор, если вам нужен поляризованный контрастный экран для пассивной 3D-проекции. Но поддержка пассивного 3D не единственное его конкурентное преимущество. Если 3D не используете, то PolarStar, на фоне большинства конкурентов, порадует 2D-картинкой — чистой и почти без текстурных артефактов. По контрастности и обзору его могут обогнать некоторые конкуренты, впрочем, имеющие свои ограничения. Здесь ясного критерия нет, поэтому при выборе тщательно взвешивайте параметры, сопоставляйте их с условиями просмотра и находите наилучший компромисс.

Microlite Black Crystal 1.2

Новый Microlite Black Crystal 1.2 гордится уникальным сочетанием преимуществ — это один из самых ярких экранов в группе и, одновременно, с очень широким углом обзора в 140 градусов. Весьма неожиданно! По углу обзора есть три соперника, опережающие Microlite — это Da-lite Parallax, DNP Supernova и Elite EVP DarkStar 9. Однако Microlite Black Crystal 1.2 заметно ярче их, на 40% по меньшей мере. Так что для типовой инсталляции, где вы хотите максимально использовать 2800 люмен проектора Epson 1440 и получить не только хорошую яркость, но и контрастность — как у конкурентов, есть простое решение. Вам нужен экран Microlite Black Crystal 1.2 и более контрастный проектор (не обязательно более яркий — достаточно 2000 лм), которые Microlite отлично «вытянет» для достижения убедительной яркости картинки.

Порой реальная разница в картинке для разных ситуаций весьма значительна, т.к. в целом Black Crystal предлагает довольно низкую контрастность. В нашем первом тесте с боковой подсветкой контрастность была 18:1 — почти самый низкий уровень в группе (общий диапазон от 16:1 до 36:1). Экран также показал худший уровень черного. После включения потолочной засветки контрастность тем не менее реабилитировалась. Это 16:1, т.е. в середине диапазона группы — от 11:1 для худшего до 22:1 для лучшего.

Итак, повторимся: контрастность и уровень черного — не амплуа Microlite, что можно компенсировать трюком — заменив проектор на более контрастный (можно — менее яркий) и таким образом искусственно подняв уровень черного. Но у всякого фокуса есть практические пределы. Вряд ли вы добьетесь эффекта, если засветка слишком высока — настолько, что «убивает» оригинальную контрастность проектора. Но если соблюдать разумно-невысокий уровень засветки, высококонтрастный проектор, плюс Microlite Black Crystal 1.2 сотворят приятное чудо — яркую картинку с весьма приличной контрастностью и чрезвычайно широким углом обзора. Уж в этом частном многоборье (напомним: засветка невелика!) конкурентов среди участников теста у «Микролайта» нет.

С точки зрения текстурных артефактов, Microlite скатывается в среднюю категорию — как и большинство участников теста. Т.е. текстура незначительна в статических сценах, но «вылезает» при панорамирования камеры. Картина артефактов аналогична SI Black Diamond и Stewart FireHawk, так что придираться к Microlite особого смысла нет.

Насчет угла обзора — будьте бдительны и не расслабляетесь. Горизонтальный — один из самых широких углов обзора в группе, вертикальный — наоборот. При инсталляции это — свобода в горизонтальной плоскости и точный расчет при вертикальной. В идеале проектор надо ставить позади аудитории и над головами зрителей — так, чтобы ошибки расчетов углов падения-отражения по вертикали свести к минимуму.

Microlite Black Crystal 1.2 — один из наиболее доступных вариантов ALR-экранов, если инсталляция под ваши условия понятна и реализуема. Так что, если вы цените сочетание большого угла обзора и яркости, а также имеете возможность приобрести высококонтрастный проектор, поздравляем: для данной конфигурации вы нашли самое экономичное и одновременно эффективное решение.

Screen Innovations Black Diamond 1.4

Серия SI Black Diamond всегда занимала сильнейшие позиции на рынке контрастных экранов и, несмотря на поток новых конкурентов, ее рейтинг остается очень высоким. Модель с усилением 1.4, представленная на тест, показала исключительно хорошие контрастность, уровень черного и насыщенность цветов. В первом тесте на контрастность (боковая засветка) экран показал 30:1, опередив почти всех конкурентов, кроме Seymour (36:1). Добавка потолочной засветки снизила контрастность до 21:1, и Diamond — снова почти чемпион (первое место у Elite DARKSTAR — 22:1). Между тем, Seymour при комплексной засветке, хотя и уступил Diamond, держал солидные 19:1. К чести Black Diamond — при комплексной засветке он дал нам самый лучший уровень черного и прочно занял третье место по уровню черного в тесте с боковой засветкой от окон. В целом, по контрастности и черному, независимо от типов и сочетаний засветок, Black Diamond 1.4 занимает топовые позиции, соревнуясь с Seymour Matinee Black.

В остальном Black Diamond 1.4 демонстрирует очень хорошие, но не эксклюзивные качества. Его угол обзора весьма приличный — 60 градусов, это в середине группы показателей. Не супер, конечно, по сравнению с лидерами, но куда как привлекательнее, чем, например «узкие» 32 градуса Seymour. Этот экран хорош до тех пор, пока вам не потребуются действительно большие углы просмотра.

В целом это довольно и даже очень яркий экран: значение 142 — почти рекорд теста (146). Напомним, шкала измеренных яркостей в данном тесте относительная, привязана к конкретным условиям — проектору, комнате и локальным засветкам, поэтому имеет значение только сравнение.

Что касается видимых текстурных артефактов, то здесь Black Diamond 1.4 — в «типичной» категории, и не выделяется из основной массы. Это сдержанная зернистость, которая, впрочем и не видна, пока камера не начнет заметно перемещаться над гладкой безтекстурной поверхностью. Картинка не так чиста и ясна, как у Da-Lite Parallax или DNP Supernova, но она хорошо отыгрывается по контрастности и глубине черного. Так что редкая текстура — вряд ли тот фактор, который повлияет на общее впечатление о выразительной глубине изображения Black Diamond.

Слабое место Black Diamond — относительно малый вертикальный половинный угол — всего 20 градусов. Конечно, пять экранов из группы сработали еще хуже — от 15 до 18 градусов. Но Black Diamond по сравнению с широчайшими вертикальными 40 градусов Stewart FireHawk, или хотя бы 35 градусами от Draper MS1000X, явно не боец. Проще говоря, вертикальный обзор — не его амплуа. Для большинства потребителей не страшное ограничение, есть способы обойти. Но в некоторых инсталляциях, где проектор некуда деть, кроме как высоко над экраном, или нельзя отодвинуть назад, проблема может встать остро.

Как резюме, Screen Innovations Black Diamond 1.4 производит солидное впечатление, демонстрируя фирменные «фишки», несмотря на давление сильных конкурентов. Одна из них — умение победить засветку и сохранить контрастность: здесь он фаворит теста, наряду с главным конкурентом — Seymour Matinee Black. Black Diamond не самый дешевый контрастный экран. Но если сильные параметры SI Black Diamond удовлетворяют спецификациям вашего проекта, не продешевите, ориентируясь только на прайс и лимит бюджета.

Screen Innovations Zero Edge Slate 1.2

В наших условиях теста SI Zero Edge Slate 1.2 соревновался с Elite DarkStar как два самых ярких экрана группы. Яркость Edge Slate неожиданна при коэффициенте усиления 1.2: измеренные 146 fL почему-то больше, чем 142 у Black Diamond при коэффициенте усиления 1.4.

В первом тесте контрастности (только боковая засветка), Slate показал твердые 29:1, почти догнав Black Diamond (30:1). Итак, оба представителя Screen Innovations вошли в топ-3 по способности блокировать боковую засветку. Однако потолочная засветка спутала карты братьев-призеров: их соперник Black Diamond подтвердил свою квалификацию, а «Слейты» по контрастности отстали. Во втором тесте (комплексная засветка) Black Diamond показал почти чемпионскую контрастность 21:1, братья SI скатились до 16:1 — в середину общего диапазона 11:1 — 22:1.

Причиной «просадки» контрастности Slate при комплексной засветке является его неспособность держать уровень черного так же эффективно, как Black Diamond. Измеренный уровень черного составил 7.9 fL (второй по «худшести» из одиннадцати), лучший же, для справки, Black Diamond — 5.4 fL.

Zero Edge Slate по углу обзора отличился не в лучшую сторону — 46 градусов, заняв второе место с конца. Только 32 градуса Seymour спасли Slate от титула аутсайдера. На практическом языке, стоит вам немного отклониться от нормали, картинка Slate станет быстро темнеть и терять однородность, существенно быстрее, чем у большинства своих конкурентов. Тем не менее, для смотрящего строго по центру, все хорошо, даже больше — картинка самая яркая.

Глоток реабилитации: вертикальный угол половинного усиления — 26 градусов, что лучше, чем у большинства. А это дополнительные степени свободы по вертикали при инсталляции. По текстурам и зернистости Slate соответствовал Black Diamond и ряду других — незначительная текстура.

Тестовый образец Zero Edge Slate пришел в полностью собранном виде с инновацией — светодиодной системой задней подсветки. Его чрезвычайно тонкая рамка вкупе с подсветкой, безусловно, окажет визуальный вау-эффект на потребителя и поднимет конкурентоспособность. Однако немало производителей предлагают множество стационарных и выдвижных вариантов крепления и, конечно, отдельных светодиодных систем подсветки: эти модульные решения можно приобрести независимо. Поэтому ограничимся исследованием непосредственных характеристик полотен, а не монтажных опций и дополнительных «фишек».

Zero Edge Slate показал себя с лучшей стороны в направлении центральной оси и в условиях боковой засветки, нежели добавки потолочной. Если описываемые условия подходят под ваш проект — заказывайте Slate и диктуйте продавцу конфигурацию. Конечно, Slate не столь универсален, как SI Black Diamond, который побеждает и боковую, и верхнюю засветки. Black Diamond также имеет несколько более широкий угол обзора и, вероятно, будет более сильным решением для более широкого спектра сочетаний засветок.

Seymour Matinee Black

Seymour Matinee Black получает от нас престижную награду за высшую контрастность, измеренную при боковой засветке — блестящие 36:1, ловко оттесняя на второе место SI Black Diamond с его 30:1. Соответственно и уровень черного — лучший в группе. Вместе с отличной контрастностью и солидным черным, экран демонстрирует в целом отличные насыщенные цвета. Короче, Seymour — это выдающаяся картинка, плюс эффективная блокировка боковой засветки.

И еще одна хорошая новость — Matinee Black не ухудшил картинку при добавке верхней засветки к боковой: контрастность снизилась с 36:1 до 19:1. Звучит странно: почти в два раза меньше и все же хорошо. Но при такой стрессовой засветке надо включать здравую оценку критериев «выживания». Экран удержался в тройке «топов», уступив только чуть Elite DarkStar (падение контрастности до 22:1) и Black Diamond (21:1).

Кроме того, экран — один из самых ярких в группе: это 135 fL при максимуме 146. Таким образом, вам, скорее всего, не придется тратиться на покупку более яркого проектора.

Что до текстур, Matinee Black показал скромные артефакты, картина похожа на поведение SI Black Diamond и Stewart FireHawk. По чистоте картинка уступает первозданной ясности Da-Lite Parallax или DNP Supernova, но Matinee Black легко обходит конкурентов по сумме уровня черного и насыщенности. Опять же, по суммарному визуальному критерию и, несмотря на незначительные текстурные артефакты, Matinee Black производит впечатление «молодца»: очень чистое и явно привлекательное изображение.

Вертикальный угол половинного усиления составил 23 градуса при наших условиях засветки — это примерно середина общего диапазона между 40 и 15. Середина — это в каком-то смысле удобно и комфортно: дает свободу выбора.

Ложка дегтя в бочке с медом. Очень узкий угол обзора — 32 градуса. Это почти минимум в группе. Стоит вам отклониться от центральной оси, дефекты равномерности яркости сразу заявят о себе. Всего 16 градусов вправо или влево — яркость изображения падает двукратно: какое удовольствие в том, что дальняя сторона экрана темнее ближней стороны? В целом это отличный ALR-экран, но если вы согласились с его амплуа при покупке: смотрим по центру, или почти по центру.

Цены на Seymour Matinee Black вполне конкурентоспособны, плюс, простота инсталляции. Если в инсталляции зрители сидят по центру и другое не нужно, плюс боковая засветка идет явно со стороны — этот экран ваш карт-бланш, и другие участники обзора ему не конкуренты. Даже с примесью потолочной засветки он очень неплох. Но «крошечный» 32 градуса все перечеркивает, если вы забыли, что цель — не «райская» группа зрителей вблизи центральной оси, а полноценный обзор, как в публичном кинотеатре.

Stewart FireHawk G4

Stewart Filmscreen FireHawk — уверенный фаворит линейки контрастных экранов Stewart, фаворит со стажем, сейчас это уже четвертая версия — G4. Он имеет более низкое пиковое усиление и более широкий угол половинного усиления и меньше текстур, нежели предшественник G3. Его коэффициент усиления — 1,1, в тесте яркости он показал 110 fL: это середина диапазона тестовой группы. То есть именно там, где этот показатель и должен быть — от 0,8 до 1,4.

В нашем первом тесте на контрастность (только с боковой засветкой) FireHawk показал 25:1, что намного лучше, чем у некоторых конкурентов, но не так хорошо, как у лидеров — речь об общем диапазоне 16:1–36:1. В данной конфигурации засветки уровень черного очень хорош, один из лучших среди четырех лидеров. Здесь Stewart почти идентичен SI Black Diamond и Zero Edge Slate.

FireHawk не показал ничего экстраординарного, когда добавили потолочную засветку. Контрастность упала до 12:1, это примерно уровень Da-Lite Parallax и DNP Supernova, хотя FireHawk и оттеснил назад Draper MS1000X (11:1 — самое низкое значение в группе). Условно, FireHawk великолепен при боковой засветке, а борьба с верхней засветкой — не его специализация.

Угол обзора составил 64 градуса, близкий к ожидаемому 70. Это середина диапазона: гораздо более широкий угол обзора, чем у многих конкурентов (порядка 32 градуса), но меньше, чем у четырех лидеров группы с чрезвычайно широкими углами половинного усиления. Здесь амплуа FireHawk — уверенно хороший обзор в горизонтальной плоскости.

Приятный сюрприз: G4 FireHawk вышел на первое место в категории вертикального угла половинного усиления — это шикарные 40 градусов. Draper MS1000X — до измерений Stewart — был фаворитом (35 градусов), сейчас же он явный экс-чемпион. Разумеется, остальные участники марафона — девять экранов — безнадежно отстали, причем целой группой, показав слабые 15–26 градусов. Итак, что до вертикали, FireHawk — отличное решение и солидный запас степеней свободы инсталлятора, плюс отсутствие головной боли по поводу яркости и однородности картинки. Пожалуйста, проектируйте кинозалы-подиумы а-ля VIP-залы IMAX, и спасибо Stewart за именно научный подход.

Небольшой научный комментарий. Вертикальный угол обзора в домашних кинотеатрах, по сравнению с публичными, долго игнорировали. Виной тому абсолютная высота домашнего экрана, плюс, искусственно навязанная концепция формата публичного кинотеатра домашнему. Это сильно вытянутый по горизонтали формат изображения типа Cinema Scope или 2.35:1. В публичных кинотеатрах такое игнорирование не пройдет: зрители первых и последних рядов сталкиваются с существенными различиями и восприятием изображения по вертикали. Судите сами: в публичном кинотеатре высота экрана может составлять 10 и более метров. В домашнем — от силы полтора метра. В публичном кинотеатре разница в восприятии верхней и нижней части изображения фатальна: потребитель просто вернет билет. Насчет вертикального обзора ДК — никто стандартов не устанавливал: «и так сойдет». Stewart такие стандарты давно предлагает, рассчитывая на настоящий уровень ДК класса High End, а не на «журналистский» или «интернет-рекламный» уровень. Даже если привлечь законы геометрического подобия, математически сравнивая публичный и домашний кинотеатры (что вне рамок статьи), можно убедиться, что Stewart права.

По поводу текстур и зернистости: FireHawk на одном уровне с Black Diamond и другими демонстраторами «скромных артефактов». Если камера не панорамирует, текстура практически невидима, а может быть заметна лишь когда камера осматривает гладкие поверхности. В таких сюжетах замаскировать артефакты — трудная задача для большинства экранов.

G4 FireHawk поставляется с простой и четкой инструкцией монтажа. А нужны ли инструкции? Разложите содержимое упаковки Stewart рядом с другими: конфигурация деталей настолько интуитивна, что вы, вероятно, обойдетесь без «бумажек», а Руководство Stewart сохраните из уважения. Полотно крепится к раме кнопками, которые уже установлены на своих местах. Просто разверните его, приложите к раме, немного «кликов» — и все готово. Из всех экранов обзора сборка от Stewart — самый завидный урок конкурентам (как надо уважать потребителя).

Компания впервые выпустила экран FireHawk задолго до того, как мир заговорил о проблеме засветки и термине «контрастный экран». Stewart — провидец? Определенно да, судя хотя бы по экранным полотнам 4К+, опережающим время. Исторически FireHawk был рекомендован для улучшения уровня черного и поднятия контрастности картинки цифровых проекторов, которые, увы, не смогли избежать соревнования между «цифрой» и «аналогом» — долго не могли противостоять по глубине и естественности изображения кинескопам. До сих пор критерий «естественность восприятия – уровень технологий» работает очень хорошо. Хотя бы потому, что наши, человеческие критерии восприятия — главные, а маркетинг и цена — вторичные.

Этот экран подразумевает относительно невысокий уровень паразитной засветки ДК, что естественно, учитывая взгляды изобретателей кинотеатра братьев Люмьер: кинотеатр — это место, где единственным объектом внимания является экран. Вопрос в термине «паразитный» — это негатив или позитив? Здесь компания Stewart мудра. В свете концепции, не изменившейся за 100 лет, задача FireHawk — улучшить контрастность изображения в умеренно освещенном помещении, где вспомогательное освещение — лампы низкой мощности, а цвет и светлота стен, включая портьеры, мебель и вообще интерьер, должны быть весьма сдержаны. Конкретнее: окружающие объекты должны давать незначительный уровень отраженной засветки на экран.

Отдадим должное Stewart : этот тип экрана и дизайн комнаты — одновременно универсален и в то же время оптимален для тех, кто понимает, что такое настоящий ДК, но в то же время не решается нарушить семейные устои. А в чем они? Первое: мы восхищаемся идеально темно-серым дизайном элитного публичного кинотеатра. Второе: мы не решаемся в смысле дизайна превратить гостиную в темно-серую копию большого кинотеатра, хотя осознаем, что наука права — именно так и надо делать. Третьего не дано? Нет, Stewart занимается этими «третьими» разработками.

Среда испытаний, которую мы навязали экранам для оценки заявленных параметров, была откровенно агрессивна. Это, образно говоря, было сущим издевательством над кинотеатральным изображением и вообще над домашним кинотеатром. Просто затемнение диммером и даже адекватная светлота стен — вполне понятна. Мы рады, что экран Stewart и его ближайшие конкуренты выдержали испытание. В этом высоком уровне света некоторые из конкурирующих ALR экранов данного обзора показали более высокий общий контраст и лучшие результаты. В конце концов, выбор контрастного экрана для сложных условий освещения и «светлого» дизайна целиком зависит от вашего понимания границ — когда имеет смысл строить ДК в данных условиях, а когда превышены все мыслимые ограничения и предупреждения. Углы обзора — вертикальные и горизонтальные, контрастность и яркость. Что может быть проще для формирования своего критерия? Разумеется, после внимательного прочтения обзора.

Вне конкурса: Stewart Phantom

Очевидно, что основная деятельность Stewart Filmscreen — научная фантастика, а экраны — лишь средство реализации замыслов. Иначе как объяснить появление полотен 4К+, когда о таком разрешении потребители даже не догадывались, или огромные бесшовные экраны для самых элитных медиа событий? Для Stewart ежегодные амбиции, успех и награды — инструменты для удовлетворения своего великого научного любопытства, а заодно — удивления нас, потребителей. Разве есть работа увлекательней?

На сентябрьской выставке CEDIA Stewart представила новейшее полотно — Phantom HALR. HALR — это High Ambient Light Rejection, что можно приблизительно перевести как «высокоэффективное контрастное полотно, блокирующее сильные паразитные засветки». Утверждается, что это принципиально новый продукт, работающий как ночью, так и днем, применимый как для рамных, так и для моторизованных экранов. А максимальный размер бесшовного полотна составляет от 10х22,8 метров. Обещают исключительные ощущения.

Stewart — один из немногих разработчиков, которым разрешается по-своему трактовать законы математики. По мнению Stewart, технология — как раз тот случай, когда сумма больше результата сложения слагаемых. Что же это за слагаемые?

Разрешение 16К+. Слышали о существовании таких? Их еще нет, но раз уж сделали экран, скоро появятся и проекторы. Но вот то число линий на миллиметр, которое позволяет разрешать это полотно, не столько удивляет, сколько вселяет уверенность — уж здесь-то мы, наконец, не отличим картинку от вида из открытого окна. Естественно, полотно 4K и UHD Ready.

HDR Ready. Это означает, что полотно готово отобразить контент HDR — расширенного динамического диапазона — тот, что на дисках Blu-ray Ultra HD. Раз так, то мы на этом экране увидим действительно черную ночь (был бы проектор хорош) и правдоподобно яркий день. А что, другие хорошие полотна поддерживают HDR как-то не так? Мы вроде BD UHD на них уже смотрели и ничего, нравилось. Значит, здесь HDR будет необычным.

Этот экран поддерживает стандарт ITU-R BT.2020, т.е. расширенный цветовой охват, при этом обещается, что во всем диапазоне углов хроматические аберрации и смещения цветов отсутствуют. Более того, на этом полотне картинка может быть откалибрована именно по стандарту Rec.2020. Из материала статьи мы уже поняли, что вопрос цвета — не надуманный. Нам очень нравились насыщенные цвета фильмов Blu-ray UHD и на обычных высококлассных белых матовых полотнах — от той же Stewart, например. Правда то, что мы видим у себя дома, не Rec.2020, а более узкий DCI P3, потому что проекторы для ДК Rec.2020 еще не поддерживают (нужен настоящий трех-лазерный проектор, подобный большим комплексам из Dolby Cinema или Christie 3P). Но вот вдруг такой проектор, плюс такой контент и такой источник появятся у нас дома — интересна степень нашего восхищения этим великолепием.

И наконец, но не последнее: есть акустически прозрачные варианты Phantom — Cinemaperf или Microperf X2 THX Ultra. Со звуком высокого разрешения, думаем, проблем не возникнет.

Главные характеристики полотна выглядят знатно. При световом потоке проектора 2000 люмен и суммарной засветке в 20 фут-кандел под углом 40 градусов от нескольких оно дает контрастность 30:1.При значительной и прямой засветке 50 фут-кандел «Фантом» по контрастности все равно удовлетворяет стандартам ANSI.

Ниже — два примера применения «Фантома», и в обоих полотно работает.

Коэффициент отражения паразитной засветки (ALRV или Ambient Light Reflectance Value) составляет 18 процентов — это очень хорошее значение. ALRV — некий интегральный коэффициент и своего рода суммарная реакция на засветку. «Фантом» с его точно просчитанными кинотеатральными характеристиками был создан специально, чтобы доставить нам самые яркие, в прямом смысле, впечатления. А это не только контрастность и уровень черного в сложных условиях освещения, но и правдоподобно яркий белый, живые насыщенные цвета, и вообще — ощущение «открытого окна» вместо экрана. Stewart планирует крупно обойти конкурентов на этом поприще и, зная амбиции компании, подкрепленные опытом, в успех охотно верится.

Заключение

Важны ли контрастные экраны? Мы как-то мало о них слышали, по сравнению с обычными белыми «ламбертовыми». Мол, есть какие-то два вида, и то — для особых ситуаций. Теперь мы видим, что да, важны, и, как сказал бы классик — архиважны. И видов их вовсе не два, на деле это довольно сложные оптические структуры.

Для классического ДК — полностью затемненного и с темными стенами/интерьером — контрастные экраны почти не нужны. Разве что «вытянуть» по яркости картинку очень слабого проектора.

Для полуклассического ДК — полностью затемненного, но со светлыми стенами — роль контрастного экрана начинает расти. Действительно, здесь паразитная засветка — это свет от экрана, попавший на стены, отразившийся от них и снова попавший на экран, но уже во вредном качестве. Можно бы и ничего не делать, но для ДК элитного класса потеря даже небольшой доли контрастности картинки болезненна: деньги-то какие за проект заплачены! Контрастный, но с небольшим усилением, экран исправляет положение.

И наконец, откровенно мультимедийная комната — с освещением во время просмотра и стенами светлых тонов. Вот где дорогой контрастный экран с приличным, но тщательно просчитанным усилением окажет буквально магическое «лечебное» действие. А ведь о такой интенсивной «терапии» картинки многие — не то что потребители, даже инсталляторы — имеют очень туманные представления. Услышав от заказчика «освещение и светлый интерьер», сразу машут руками: даже не пытайтесь, давайте телевизор.

Парадокс в том, что в душе мы — исключительно за классику ДК. Братья Люмьер говорили: кино — это место, где единственный объект внимания — экран. Поэтому — только темные стены, и без света. Но жизнь многогранна. Заставлять заказчика красить все в темно-серый, плюс того же мышиного цвета мебель заказывать, дело бесперспективное. Совершенно сознательно он может заказать невероятно дорогой «светлый» проект ДК, создав себе трудности, которые преодолевать придется, естественно, исполнителю проекта.

В большинстве случаев получается «не очень». Мы знакомы со многими дорогими ДК, где картинка на экране, прямо говоря, не «на миллион». И все из-за банального пренебрежения исполнителями необходимостью непрерывно наращивать эрудицию и следить за новыми технологиями. Теперь, к счастью, дело «о проекции в свете» с мертвой точки сдвинулось: смотрите, сколько их, серьезных контрастных экранов! И не просто серьезных. Ранее контрастный экран был порцией адреналина для ДК — картинку бы хоть как-то спасти, куда тут до тонкостей оптимальных углов обзора? И вдруг появились амбиции: уровень черного, точность цвета, 16К+, поддержка HDR. Что ж, пожелаем успеха лидерам этого непростого рынка.

Первая часть: Сравнительный тест 11 контрастных проекционных экранов [перевод], часть 1

Оригинал: Ambient Light Rejection Screens, Evan Powell. Расширенная редакция — Дмитрий Лысак.